1 мая, в День Светлого Христова Воскресения в Псков привезли Благодатный Огонь. Не из Московской Патриархии, куда его доставляют из Иерусалима, а привезли Огонь наши псковички, две женщины: игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета и телевизионный журналист ГТРК «Псков» Татьяна Недосекина. Татьяна была награждена поездкой на Пасху в Иерусалим от Фонда Андрея Первозванного за освящение прибытия святых мощей преподобных Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары на Псковскую землю. Встречали Благодатный Огонь у входа в псковский Кремль, а из Кремля с крестным ходом вышло навстречу Благодатному Огню псковское духовенство во главе с Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. Матушка Елисавета несла пук зажженных от Благодатного Огня свечей, числом 33, и все, кто хотел получить Огонь, зажигали свои свечи, трогали Благодатный Огонь, который совершенно не обжигал. Матушка Елисавета рассказала информационной службе Псковской епархии о паломничестве к Храму Воскресения Господня. Ее рассказ мы предлагаем нашим читателям.
«Мы прилетели к обеду в Иерусалим, в Великую пятницу, и сразу по прибытии отправились в Гефсиманию. В это время совершался чин Погребения Плащаницы в храмах, мы прошли крестным путем, каким прошел Господь, и пришли в Храм Господень. Затем отправились в нашу Горненскую обитель. А с семи утра в Великую субботу уже были в Храме Воскресения Христова у Гроба Господня. Ждут Благодатный Огонь после 12 часов по Свято-Гробскому времени до двух (по нашему времени где-то с двух часов до четырех). Христос был воздвигнут на крест в 12 часов, а в три часа испустил дух, и вслед за этим последовало Воскресение. И восхождение Благодатного Огня связано именно с Воскресением, которое совершается на месте Гроба. Так Господь нам показывает свою Божественную силу. Долгой была подготовка Иерусалимского Патриарха, он переоблачался, потом в сопровождении Армянского Патриарха вошел в Кувуклию, но Армянский Патриарх остался в приделе Ангела. И за 20 минут молитвы Православного Патриарха Огонь быстро сошел. Мы ничего не видели, никакой потасовки не слышали. Но там всегда, на этой земле все раздирается, и все противоречия, которые существуют в нашей жизни между религиями, конфессиями, нациями, народами, на земле Иерусалимской особенно обостренно чувствуются.
Поражает величие и слава Божия, которые являет нам Господь в своих чудесах, в знамениях и в явлении Благодатного Огня. И душа, соприкоснувшись с таким чудом, становится какою-то растерянной. Она не может все восприять, обнять необъятное, что видит при восхождении Огня. Мы пережили состояние мира и благодатного покоя при громадном количестве людей, тесноте, находясь у Гроба Господня с семи утра. Шум, теснота, неудобства, но душа приходит в трепет и восторг неизъяснимый, и самое печальное, что можно определить, когда время тянется, а Огонь не снисходит, появляется печаль и даже ужас, а вдруг, если Он, Благодатный Огонь, не сойдет? Вдруг Господь не благословит нас Своею благостью, отнимет от мира Свою благодать, а ведь без Божией благодати мир не может стоять. И, конечно, это волнение охватывает людей в Храме, оно переживается внутренне, и внутренним этим переживанием мы все соединяемся и становимся как дети. Потому что начинаем чувствовать свою беспомощность, свою слабость, мы становимся какими-то потерянными, как будто нас оставил отец и сила благодатная. Самые разные переживания сопутствуют. Но появляется Благодатный Огонь, а в этот раз из Гроба Господня греческий священник быстро-быстро перенес Его в алтарь храма Воскресения. И уже священник вышел с двумя громадными пучками подожженных свеч, и неописуемая радость, началось такое ликование, вся тяжесть и переживание сразу снимаются. Наступает облегчение: Господь не оставил нас, и начинается радость. Вспыхивают пучки свечей, и над головами людей в этот момент пламя громадное, объявшее всех, и всеобщий восторг, всеобщая радость и человеческий страх: не сгорим ли? Море огня над нами. И это море огня и есть море нашего ликования, хочется всех обнять, со всеми чувствуешь родство, чувствуешь себя родным всему миру. Каждый человек ощущает это родство, это единство, и душа трепещет о таком Чуде. Не передать тот восторг и ту радость, с которыми люди покидают Храм Воскресения.
Мусульмане, которые не ждут этого чуда как мы, а оно коснулось всех – у магазинчиков горят пучки со свечами. То есть все приобщаются к этой всеобщей радости, никто не остается безучастным. Здесь действительно не чувствуешь ни эллина, ни иудея, а весь мир становится единой, общечеловеческой семьей. Передать все чувства просто невозможно. Переживания очень глубоки, и в связи с этими переживаниями как-то горестно проявляется суетность нашей жизни. Меркантильность забот. Мы забываем, что в мире есть Высшее начало, Высшая Божественная сила, перед которой разум человеческий останавливается, и вся эта суета теряет вдруг всякий смысл. Явление Божественного чуда и Божественной любви все переворачивает. У каждого человека душа становится растерянной – вот ради чего мы должны жить. Ради вот этого, что дается бесплатно, безвозмездно для каждого. Интересно наблюдать состояние людей, как оно меняется, когда стоят люди в ожидании Чуда, а там же разные: кто — любопытствует, кто-то искренне верит, но все стоят, как дети, чем-то недовольны, ссорятся, пререкаются, а когда сходит Благодатный Огонь радость общего ликования примиряет всех, все разделение уходит, и человек чувствует только свою беспомощность перед величием Божиим. И в этой беспомощности рад объединиться со всеми, кто его окружает, рад любить всех. Это Чудо никого не оставляет равнодушным. Я наблюдала за лицами: и мусульмане, и евреи — это всех коснулось, и Господь явно показывает, что он пришел для всех на землю, для каждого из нас.
Всякий народ выражает свою веру по-разному. Арабы народ импульсивный, и они свои чувства выражают очень непосредственно, они кричат, причем, с таким самозабвением кричат: «Самая правильная вера – православная! Самая правильная вера – православная!» Они как дети ликуют, и так убедительно это звучит, а потом они кричат: «Взойди, Господи, взойди!» Как дети требуют и просят: « Где ты, Господи, взойди, Господи, Господи, где ты?» На наш взгляд, это как бы не по чину, но Господь, видимо, такую детскую любовь принимает. И арабы не раздражают, и с ними наша душа соединяется в радости и истинности нашей веры.
А то, что только Православный Патриарх получает Благодатный Огонь, Господь тем самым доказывает истинность веры православной на земле. Никому другому в руки не дается Благодатный Огонь. А сам Патриарх Ириней, когда его на руках буквально несли от Гроба Господня, он тоже стал, как маленький ребенок, и громко кричал: «Слава Богу! Слава Богу!» И ликовал как дитя. И мимо нас, когда его проносили, мы видели, какого духовного восторга и детской непосредственности он был исполнен.
Люди поначалу видят сполохи. Мы четко видели, как зажглись лампады. Сами. Они висят высоко, и никто без лестницы их зажечь не может. Все лампады в Храме были погашены. И когда Огонь вынесли из Гроба Господня, мы посмотрели – а они горят, мирно, тихо теплились. Появились там капельки света. Огнем можно умываться, и кажется странным, что Огонь — и не жжет. Трогаешь руками, на лицо плещешь. Он теплый, нежный, благодатный. Я впервые почувствовала, как душа сразу меняется, соприкоснувшись с таким Благодатным чудом. Дай Бог, подольше этой радости оставаться с нами. Я думаю, оттуда уйти неверующим невозможно».
Матушка Елисавета также рассказала: «Наша делегация была очень многочисленной — 200 человек. Эту паломническую поездку православных из России организовал Фонд Андрея Первозванного. Именно этот Фонд осуществил прибытие святых мощей преподобных Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в Россию. Среди паломников были очень высокопоставленные лица, министры, депутаты, наше духовенство. Должна сказать, что все с трепетом прикасались к святыням, все хорошо представляли, куда прибыли и как велико событие. Это была миротворческая миссия Фонда. Они пытаются объединить все здоровые, крепкие, положительные силы России вокруг Христа, вокруг истины. И эта поездка проходила под названием «Просите мира Иерусалиму». И наши автобусы были с такими же плакатами: «Просите мира Иерусалиму!». Совершались молитвы за мир во всем мире. Президент Фонда Андрея Первозванного Владимир Александрович Мельник – простой, доступный, общительный человек, готовый протянуть каждому руку помощи. Могу сказать, что очень хорошим было отношение израильских властей к российской паломнической группе. Наших высокопоставленных представителей поставили у Гроба Господня, было отдано предпочтение российской делегации. Среди паломников было много достойных и глубоко верующих людей. Группа была собранная, сплоченная, единодушная, и это было видно.
В наше время распрей, вражды, злобы воинствующей во всем мире такая миротворческая миссия помогает снимать разногласия. Там не совершается никакой агитации, никакой политической деятельности, но есть собирание вокруг этих святынь наших русских людей»
Мы хотим напомнить, что Храм Воскресения Господня в Иерусалиме собрал под своей кровлей главные Святыни христианства. Там находится и Голгофа, и Гроб Господень… Это единственное место в мире, где в момент схождения Благодатного Огня могут обняться все, люди разных исповеданий и религий. Это место, где Господь умер на кресте и Воскрес, и Чудо Воскресения явлено было нам и в этот раз схождением Благодатного Огня в субботу, 30 апреля, 2005 года. У названия города – Иерусалим — есть несколько десятков значений. Одно из значений этого сакрального слова – Город Мира. Как в Иерусалиме, так и в мире.
Источник: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=126