«Москва – Третий Рим» – не светская теория, а богословское учение Вселенской Православной Церкви и одно из основополагающих начал Русской Церкви.
Рим — таинственное царство на земле, страна и народ, которых Господь Сам берет Себе в удел, и где Он незримо соцарствует вместе с земными правителями.
Вечный город
Явление Христа Спасителя в мир – это явление величайшей тайны, которую Господь принес на землю. Все три синоптических Евангелия начинаются с повествования о том, как праведный Иосиф и Дева Мария идут на перепись в Иерусалим, дабы, по повелению римского кесаря, записаться в римское гражданство. Тем самым Господь Иисус Христос становится гражданином Рима.
В царство, где повелевает римский кесарь, является Спаситель — гражданин Земли и царь Небесный. Это и есть тот самый Первый Рим, еще языческий, на фундаменте которого созидается будущая Византийская империя – Второй Рим.
Надо сказать, что Первый Рим выстраивался на крови мучеников. Победа христианства пришла на Землю не с копьем и не с мечом; наоборот, языческий мир попирал первых христиан, гнал их, языческие императоры уничтожали христиан сотнями и тысячами.
Но мы видим, что к IV веку, когда на Втором Вселенском Соборе (381 год) утверждается Никео-Цареградский Символ Веры — обосновывается Второй Рим. Именно на этом Соборе принято постановление о том, что Константинополь становится Римом по праву Рима Первого. Поэтому теория новозаветного царства, теория трех царств, – это теория блуждающего Рима.
Именно Восточная Византия стала тем самым ковчегом, который хранил истину православия для всего человечества. Западное христианство к тому времени подверглось ереси иудаизма (которая состояла в том, чтобы обосновать царство земное и не стремиться к Царству Небесному), и Западная Римская империя пала.
Параллельно с этим в жизнь человечества вошла тайна Небесного Царства. В нем упразднится всякое разделение, пол, всякая власть – духовная и светская, но останутся две основные составляющие — священство и царство. Каждый человек, который станет наследником Царствия Небесного, будет одновременно и священник, и царь. То есть станет подобен Господу Иисусу Христу в образе Спасителя мира.
И поэтому православная империя созидается как симфония властей – духовной и светской. Духовная власть призвана к тому, чтобы иметь высокий уровень благочестия и высочайшее дерзновение перед Богом в молитве за земное царство; чтобы земное царство устроялось и жило по образу Царствия Небесного, и чтобы земной царь был прообразом и наместником Царя Небесного.
Воспитание русского народа
Царство Византийское было призвано к тому, чтобы воспитать народ, удерживающий от тайны беззакония. Апостол Павел прямо пишет, что «…тайна беззакония уже в действии, только (не совершится) до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7).
Обезьяна Бога, как называют святые отцы сатану, на конец веков, во исполнение всех времен, явит человечеству своего сына. Как Господь, Отец Небесный, даровал во спасение человечества своего единородного Сына, Господа Иисуса Христа, – так сатана на конец веков явит миру своего сына, имя которому – антихрист. Сам сатана не может никого родить, но он воспользуется услугами человека, и именно от неправедной жены, наполнением которой будет всякого рода порочность, явится эта, можно сказать, квинтэссенция всякого порока. Это – конечная точка существования земного царства.
Византия, Рим Второй, чьей миссией было воспитание такого народа, который будет на конец веков исполнять роль Удерживающего от пришествия в мир антихриста, свою задачу выполнила — такой народ был воспитан. Это славяне, и, прежде всего — русский народ – восточные славяне. Надо сказать, что весь мир накануне падения Константинополя испытывал так называемые эсхатологические переживания. Было пророчество Андрея, Христа ради юродивого во Влахернском храме, что с падением Константинополя наступит конец мира.
Цареградская святыня
Но пути промысла Божьего были совершенно иными. Основатель Спасо-Елеазаровской обители, будущий старец Евфросин (1386-1481), оказывается в Константинополе и встречается с Патриархом Константинопольским. Вернувшись на Псковщину, принимает иноческий постриг в Снетогорском монастыре, стремится к пустынножительству, но по промыслу становится основателем монастыря с собором Трех Вселенских Святителей, соединяющим Константинополь — Новый Рим (столицу Римской империи с 330 г.) — Второй Рим с рождающимся Третим Римом – Псковом как родиной и Москвой как столицей.
Преподобный Евфросин с братией в 1447 году закончит возведение собора Вселенских Учителей и примет как эстафету прибывшую из павшей в 1453 году Византии Вселенскую святыню – чудотворную икону Божией Матери «Цареградскую», переданную Константинопольским Патриархом Геннадием II в монастырь как знак преемственности Россией роли Удерживающего. В честь этого знаменательного события на месте встречи братией и старцем Святыни забил источник, именуемый Пречистинским, а монастырь стал именоваться Сретенским.
Игумен нашего монастыря, старец Филофей (жил предположительно в 1465-1542 гг) был учеником преподобного Евфросина.
Грех правителя и судьба народа
Как формировалось государство Третьего Рима? После крещения, которое было принято добровольно, под водительством князя Владимира, Россия подверглась вразумлению – монголо-татарскому игу. Совершенно очевидно, что причиной такого тяжкого испытания была княжеская междоусобица. Князь Владимир Красное Солнышко в своем языческом бытии имел много жен, и после его кончины мучениками стали его первые законнорожденные сыновья от византийской принцессы Анны – Борис и Глеб. Они были убиты своими единокровными братьями. И от этой распри в княжеской династии пошло разделение по всему лицу русской земли. Грех правителя сказался на судьбе всего народа. Чтобы залечить эту рану разделения, понадобилось трехсотлетнее монголо-татарское иго, которое объединило русский народ в этой скорби. Преподобный Сергий Радонежский своими молитвами, трудами, воздыханиями примирял князей и устроял централизованное государство Российское вокруг Московского царства. Что интересно для русской государственности – ее формирование протекало именно благодаря молитве и участию иночества.
Преподобный Евфросин, младший современник преподобного Сергия, основатель нашей святой обители, принес на Русь эстафету Рима.
Но в то время, когда Цареградская икону Божьей Матери прибыла в Спасо-Елеазаровскую обитель, ни мир, ни Россия еще не могли понять того предназначения, которое выпало русскому народу – именно исполнять роль удерживающего от прихода антихриста в мир.
Чем дольше простоит государство Третьего Рима – тем дальше будет отодвинуто во времени пришествие антихриста. А вслед за явлением в мир антихриста – естественно, будет второе пришествие истинного Царя Небесного, Его явление всему человечеству. И будут явлены те, которые станут наследниками этого царства.
Проекция царства Небесного на земле
Так что же такое Третий Рим? Это, по сути дела, проекция Царствия Небесного на Земле, и мы действительно счастливы тем, что в земном понимании эта проекция упала на территорию России. Самый сильный народ, удерживающий весь мир от наступления царства антихриста – русский. И ослабление царства Российского и народа русского грозит гибелью всему человечеству. Осознание именно этой важной и ответственной миссии и своего служения перед Богом и человечеством должно коснуться сердца каждого русского человека, а особенно тех, которые наследуют в России власть, потому что грехи правителей, грехи власти грозят скорбью для всего народа.
Если власть неблагочестива – значит, страдания постигнут весь народ. Грехи правителя ложатся на головы людей. Мы сейчас живем уже не в монархическом государстве. По сути дела, Третий Рим – это как бы однокрылый орел: духовная власть сохранена, монархическая уничтожена.
Но даже и в этой ситуации Рим еще сохраняется, как именно то царство, в котором царствует Господь Иисус Христос.
Много царств и народов желали бы войти в этот удел, но это дано только тому царству и тому народу, которые изберёт Сам Господь. Страна и народ, которые пытаются самовольно присвоить себе право быть Третьим Римом, впадают в тяжкий грех богоборчества (пример — Соединенные Штаты Америки). Одно дело быть хранителем истины и ковчега истинной веры для всего человечества, и совсем другое — претендовать на роль мирового жандарма.
Гордыня человеческого духа
Божественные откровения, которые дает Господь подвижникам веры, не всегда вместимы людьми. Старец Филофей писал о сохранении в чистоте веры Православной, о внутреннем благочестии главы Государства, который должен быть примером для своего народа, об ответственности перед Богом и человечеством не только царя, но и его подданных. Именно от личных усилий каждого в подвиге нравственного и духовного совершенствования зависит судьба народа и царства.
Но каждое время пыталось приспособить учение Филофея для себя, для обслуживания своих гордых амбиций. Плод человеческих фантазий далеко отстоит от света Божественного откровения, в котором узрел Филофей судьбу России и всего мира.
Вспомним период царствования царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Возникла благая идея собрать под скипетром русского царя римские территории, восстановить Рим в границах великой Византийской империи, включая Россию. Был взят курс на то, чтобы искусственным путем воссоздать Римское царство. Эта попытка закончилась старообрядческим расколом. Книжная реформа патриарха Никона, по сути, была правильной и никакого вреда не принесла бы, если бы не сопряжение с политическими устремлениями царя и патриарха. Народ почувствовал в этом реформаторстве дух революции, он увидел в этом след антихриста. Народ был безграмотным, не книжным, но духовно-то он был просветлен. Старообрядцы сжигали себя на кострах, желая умереть за истинное Православие. Это была наивная попытка противостоять духу антихриста в мире. Но какая в этом была явлена сила веры, сила духа. Народ отверг не книжную реформу патриарха Никона, он противостал духу гордыни, отрицал революционный путь развития России. Народ правильно понял Божие задание: подвизаться в молитве и благочестии. Это стало бы залогом расширения царства путем просвещения, узнавания, любви.
В чем суть христианского подвижничества? Человек должен прийти во образ Божий, стяжать такой мир и благодать, которые бы сделали его существом любящим во вселенной. Православие создает людей, своей любовью стремящихся объять весь мир. Вот в чем суть православного бытия. Преподобный Серафим говорил: «Стяжите дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи». Только таким путем можно присоединить территории, народы. Но не путем завоевательной политики: все подобные походы католической церкви были связаны с тем, что римские папы претендовали главенствовать над всеми церквями. Эта болезнь была присуща Ветхозаветному Израилю, царство которого находилось в недрах Римской империи.
Современный политик – Константин Затулин очень хорошо сказал: «Третий Рим — не метафора, а историческое задание для русского народа». Суть этого задания — просветить светом веры все человечество, чтобы как можно больше людей спаслось, а значит, чтобы спасенное человечество стало наследником Царства Царя Небесного. Это путь внутреннего делания, тайная работа Духа Божьего, который и должна стяжать человеческая душа. Суть этого исторического задания для народа — стать народом духоносным, народом — Богоносцем, согласно евангельской истины: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6:33-34). Победа — это награда за благочестие, и это свыше от Бога.
Есть пророчество, что русскому царству суждено освободить Второй Рим — Константинополь, объединить в единое царство славянские православные народы. Возможно, этому пророчеству и суждено сбыться. Но оно исполнится только тогда, когда придет время его исполнения. Человеческий замысел как всегда форсирует события, пытаясь опередить Божий промысел. Это есть проявление гордыни человеческого духа.
Если Первый Рим пал, приразившись ереси иудаизма (господства над всем миром), Второй Рим пал за отступление от догматов веры через компромисс с римо-католической церковью. Мы живем в эпоху падения Третьего Рима. Что стало духовной причиной этого падения? Все та же человеческая гордыня, которая прирастала деяниям верховной правящей власти России начиная с XVII века.
Сначала это реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, затем нововведения императора Петра, императрицы Екатерины, либеральные реформы XIX века — все это в совокупности привело народ к богоотступничеству, а царство к падению.
Была еще одна попытка интерпретации филофеевой доктрины при И. В. Сталине, который намеривался узаконить в правах Советское государство, предав ему значимость Третьего Рима. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пc. 126, 1). Великодержавной политике Сталина было присуще желание присоединить к России Босфор, территорию Турции и Палестины. Кстати, эти стремления наблюдались у многих русских церей. Что за наваждение? Входит ли это в историческое задание для русского народа? Время покажет.
А что такое третий рейх? Тоже одна из интерпретаций филофеевской идеи – какая чудовищная, откровенно сатанинская… Наполеоновские войны, третий рейх — это уже репетиция царства антихриста на земле. Но ни Наполеон, ни Гитлер не смогли победить Третий Рим — Россию. Отражать попытки воцарения царства антихриста тоже входит в историческое задание для русского народа.
Н. В. Синицына, профессор Института российской истории, выдающийся исследователь творчества Филофея, пишет: «На просторах этой идеи каждое время пыталось расположить свои интересы».
В 1917 году произошло крушение империи Третьего Рима. Это падение народа и царства, по сути, страшное грехопадение в тяжкий грех цареубийства. Когда-то иудейский народ не принял своего Царя, поскольку Он не захотел обеспечить ему благополучное состояние на земле, а призвал путем земных страданий прийти в царство, «не от мира сего». Господь позвал их в Свое царство, но они не захотели. Народ рассудил, как наивное дитя: «Убьем царя, и придет тот, кто поможет осуществить нам наши желания на земле».
Русский народ отверг земного царя. Он тоже поступил, как неразумное дитя: «Уйдет царь, и придет некто, кто принесет нам свободу и демократию». Чем закончились эти детские игры, мы теперь знаем. Нет у нас ни царя, ни царства.
Падение — еще не есть исчезновение
Но милостивый Господь не дал погибнуть нам до конца, и падение Третьего Рима еще не есть его исчезновение. У России есть будущее, и она еще явит себя миру как царство православного царя.
И поэтому все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы то царство, которое есть государство Третий Рим, все-таки выполнило свою миссию и как можно дальше отодвинуло приход царства антихриста в мир. А это зависит от каждого из нас: от нашего благочестия, покаяния, от уровня нашего подвига, который каждый должен принять на себя в такое непростое время.
И дай, Господи, чтобы Господь укрепил наш народ и дал ему сознание того, что он – не фашист, не шовинист, не националист, а что на нем лежит величайшая ответственность – быть народом крепким, сильным, народом, который будет отвечать перед Господом за судьбу всего человечества. И дай, Господи, всей нашей правящей власти понимать всю меру и всю силу ответственности за то, что будет совершаться в мире в последующие годы. Потому что правители, если не приемълят на себя этой ответственности — не имеют права наследовать и власть в России.
Игуменья Елисавета (Беляева),
настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря