Игуменья Елисавета (Беляева)

Первой настоятельницей возрожденного Спасо-Елиазаровского монастыря ( с мая 2000 по май 2010 гг.) стала игумения Елисавета (Беляева). Щедро одаренная от природы, прекрасно образованная, матушка Елисавета приняла на себя тяжелый подвиг настоятельства и восстановления порушенной святыни. Ее заботами и молитвами разоренная обитель стала одной из самых процветающих не только на Псковщине, но и в России. Матушка обратила к Богу сотни человеческих сердец, неустанно неся благовестие о Христе Спасителе, продолжая труды псковских подвижников.

Матушка игумения

Татьяна Беляева родилась 27 января 1956 года в селе Мишино Зарайского района Московской области – из того села происходили все ее предки. Родители Иван Федорович и Нина Михайловна Беляевы, сельские труженики, выросли в православных семьях, поэтому сразу окрестили ребенка в Благовещенской церкви г. Зарайска – единственной действующей тогда в округе. Нарекли девочку Татьяной в честь мученицы Татианы. Духовным воспитанием детей занималась бабушка – Дарья Пампеевна (мать отца), человек удивительной и трудной судьбы. Именно она воцерковляла своих одиннадцать внуков. Потом семья переехала в Зарайск, и девочка обучалась в средней школе № 5.

Уже тогда в ней проявились недюжинные организаторские способности (она возглавляла совет дружины и комитет комсомола школы, была членом городских пионерского и комсомольского штабов). Татьяна проявляет серьезный интерес к литературе, истории, философии. С увлечением читает и цитирует В.Шекспира, Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Г. Гете, Ф. Гегеля, Дж.Байрона, В.Белинского, Н.Герцена. Ее глубокие знания поражали не только ее одноклассников, но и учителей. После окончания школы училась на филологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

Как и у многих, годы юности для Татьяны становятся временем духовных исканий, поиском смысла жизни и Истины. Она сближается с лучшими представителями московской интеллигенции — образованными православными людьми, которые на первых порах стали ее духовными наставниками. Прежде всего, это — Николай Евграфович Пестов — видный ученый-химик, глубоко верующий человек и замечательный богослов. В период гонений на Церковь общение с этим удивительным человеком обогатили ее духовным опытом и знаниями, укрепили жизненные и гражданские позиции. Она была вхожа в его семью, выполняла его поручения по распространению духовной литературы. Татьяна по-прежнему много читает, причем не только художественную, но и философскую, религиозную литературу, пишет стихи. Ее поэтический дар и глубину мышления отмечает талантливый советский поэт Арсений Тарковский.

Вскоре после окончания института Татьяна поселяется в Загорске (так тогда назывался Сергиев Посад), чтобы быть ближе к Троице-Сергиевой Лавре и ее главной святыне — мощам преподобного Сергия Радонежского, которого благоговейно почитает. Из-за ее религиозных убеждений ей не разрешают работать педагогом, и она трудится сначала медсестрой в роддоме, затем ухаживает за отказными детьми в инфекционном отделении Загорской ЦРБ, позже работает секретарем в медицинском техникуме. Лишь в конце 1980-х годов, когда обстановка в стране становится более веротерпимой, ей предлагают возглавить Хотьковскую детскую художественную школу, директором которой она проработала десять лет.

По воле Божией и благословению отца Наума Татьяна поселяется рядом с Троице-Сергиевой Лаврой (на Кировке), в доме схимонахини Никодимы, одной из последних дивеевских монахинь. Старицу, за которой Татьяна ухаживала, часто навещали ее сестра монахиня Сусанна, лаврские монахи. Именно у них Татьяна Ивановна научилась помогать людям, попавшим в беду, преодолевать сложные жизненные ситуации.

Особенно это проявилось в тяжелые 1990-е годы. Многие люди тогда обращались к Богу. Вспоминается такой случай. Отец Наум поручил Татьяне помочь двум несчастным женщинам из Подмосковья. Прельстившим быстрым обогащением, они взялись распространять известный препарат для похудения. Взяли по совету «фирмачей» в долг деньги, приобрели большие партии чудодейственного средства. Но кому нужно было тогда средство для похудения, если во многих домах тогда нечего было есть! Несчастных «поставили на счетчик», бандиты стали выбивать из них деньги, требуя взамен отдать им свои квартиры. А куда пойти с детьми? На улицу? Отчаявшись, доведенные почти до самоубийства, они приехали в Лавру с последней надеждой на спасение. Несколько дней женщины жили на квартире у Татьяны, с утра до вечера молились у мощей преподобного Сергия. Не знаем, какой выход нашла она для этих «жертв перестройки», но впоследствии не раз видели их вместе с детьми и мужьями, в хорошем расположении духа, и в гостях у Татьяны Ивановны, и в Лавре. И таких примеров можно привести много.

С ее помощью они воцерковлялись, меняли свои жизненные и нравственные ориентиры. В ее небольшой квартирке (на Бероуновской улице) находят кров паломники и страждущие со всего Советского Союза. Не щадя своих сил и времени, она спасает от гибели и нравственного падения сотни людей, щедро делится своим духовными знаниями, приобщает их духовной культуре, организует паломнические поездки по забытым святыням Православной Руси (Валаам, Дивеево, Оптина Пустынь и другие). Ведет активную работу по духовному образованию молодежи: участвует в создании воскресных школ, преподает основы православной культуры в Абрамцевском промышленно-художественном училище им. Васнецова, катехизис и церковно-славянский язык в воскресной школе при Хотьковском Покровском женском монастыре и при московском Заиконоспасском монастыре.

Именно в эти годы она плодотворно сотрудничает со СМИ: ее голос слышат слушатели радиоканала «Радонеж», ее статьи по истории Православия печатаются в православных и светских изданиях не только в нашей стране, но и за рубежом. С 1996 года матушка обучается на заочном отделении Православного Свято-Тихоновского Богословского института, который окончила в 2001 году по специальности «теология» со степенью бакалавра.

Татьяна Ивановна без устали путешествует по святым местам нашей страны, тогда еще поруганным монастырям, храмам и источникам, встречается с людьми высокой духовной жизни — монахами, старцами, блаженными. Псковская земля с 1986 года притягивает ее своими великими святынями и подвижниками. В 1991 году, беседуя с отцом Николаем (Гурьяновым) на острове Залит, она слышит рассказ о разоренном Спасо-Елеазаровском мужском монастыре, что расположен по ту сторону Псковского озера. В монастыре, основанном в конце XV века, подвизались высокообразованные монахи. Жившему там старцу Филофею принадлежала теория об особой роли Москвы как столицы всего православного мира. «Москва — Третий Рим», — утверждал псковский отшельник, и эта теория стала духовным фундаментом для набиравшего силу Московского государства.

Взяться за возрождение Спасо-Елеазарова монастыря, только теперь в качестве женской обители, Татьяну Ивановну благословил в 1995 году старец отец Николай (Гурьянов). Много лет Татьяна Ивановна со своими помощниками ведет кропотливую работу по возвращению монастыря Православной Церкви: неустанные молитвы, сборы подписей среди населения, многочисленные обращения в местные и федеральные органы власти дали результат – 28 мая 2000 года, в праздник прп. Евфросина и Серапиона, Спасо-Елеазаровских чудотворцев, состоялось открытие монастыря.

В этот же день Татьяна Ивановна Беляева принимает иноческий постриг, а 17 июля — монашеский постриг в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В августе того же года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета (Беляева) назначается настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

Поруганный монастырь, где десятилетиями располагалась база отдыха, пребывал в руинах. По территории монастыря, заросшим диким бурьяном, как вспоминали первые насельницы, ползали змеи. В лесах бродили медведи, сестры боялись встретить косолапого, когда ходили за ягодами и грибами. В корпусе, где поселились первые обитатели монастыря, не было элементарных удобств: отопления, воды. Пол проваливался, по зданию сновали голодные крысы. Но, несмотря на все трудности, горстка женщин начала осваивать новое пристанище: принялись расчищать территорию и полуразрушенный храм. Все работы проводятся по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.

Большую помощь вновь назначенной настоятельнице оказывает псковское духовенство. Духовными наставниками в тот период для матушки стали старцы Псково-Печерского монастыря: отец Иоанн (Крестьянкин), отец Адриан (Кирсанов), а также старцы Гермоген (Муртазов), отец Николай Гурьянов, протоиерей Борис Николаев, настоятель Свято-Духовского храма села Толбицы. Архимандрит Кенсарин (Федоров) духовно окормляет насельниц монастыря. Протоиерей Олег Тэор, настоятель псковского храма Александра Невского, вместе с воинами-десантниками помогает сестрам в самых трудоемких восстановительных работах. Протоиерей Борис Николаев проводит занятия с насельницами по Закону Божию, литургике, церковному пению. Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерской лавры, и игумен Дамаскин (Сахнюк), настоятель Крыпецкого мужского монастыря, не только щедро делятся с ней своим духовным опытом, но и оказывают помощь в обеспечении провизией, необходимыми строительными материалами и инструментами.

Общими усилиями приспособили для богослужений помещение внизу храмового комплекса, устроив в нем храм преподобномученицы Елисаветы, и принялись за реставрацию всего Трехсвятительского собора и ремонт сестринского корпуса. Для проведения строительных работ монастырь нуждался в больших средствах. И первыми на помощь пришли многочисленные духовные чада матушки Елисаветы из Москвы и Санкт-Петербурга. Но их средств явно не хватало для проведения строительно-реставрационных работ в полном объеме.

Матушка добивается финансирования через Федеральный бюджет, доказывая необходимость сохранения уникального памятника архитектуры XVI века, «пробивает» трудные вопросы возвращения бывших монастырских зданий и земель, решает проблемы реставрации и строительства. Она неоднократно обращается с просьбами о помощи в Министерство культуры РФ, Государственную Думу, Правительство РФ и лично Президенту России В.В. Путину, убеждая всех, что нельзя допустить полного разрушения уникального памятника, подчеркивая при этом особую роль Спасо-Елезаровского монастыря в истории России. В письме к Президенту России В. В. Путину она пишет: «Затерянная в лесах, забытая в веках святая Елезарова пустынь значила для России не менее чем лавра преподобного Сергия… Преподобный Елеазар, основатель Елеазаровского монастыря,… принес в Россию благословение Византийского Патриарха Геннадия II – Цареградскую икону Божией Матери – хранительницу I и II Рима. Святая Елезаровская обитель именуется в истории родиной Третьего Рима… Ученик Елеазара, старец Филофей – наставник Московских князей – возвестил миру Богооткровенную истину: «Москва — Третий Рим, Четвертому не быти», он поддержал тем самым централизацию земель и русского общества вокруг Москвы. Учение старца Филофея дало России государственно-образующую идею, которая возвестила народу истину о его мессианском служении делу спасения во Христе всего человечества».

Один за другим появляются новый сестринский, игуменский, архиерейский дома, здание медицинского центра, гостиница для паломников, хозяйственные постройки, новая каменная ограда вокруг монастыря. В одном из интервью матушка так говорит о восстановительных работах: «Нам достался этап прорабов, на котором нужно работать физически, приучать себя к дисциплине, к отсечению своей воли. Подвижники потребуются потом. Поэтому никто из нас не претендует на их роль. Как сказала одна матушка, «мы — навоз для будущих роз». Но я думаю, наш тяжелейший труд чернорабочих у Бога имеет не меньший смысл, чем внутреннее духовное возрождение». Матушка всегда отрицала свою особую роль в возрождении монастыря. Она любила повторять, что «это чудо Божие; оно нерукотворное, человеку это не под силу. Не от нас это зависит, Господь Своею силою созидает все. Всем видно, что здесь Божия рука действует, и человеческие страхи отступают».

Постепенно налаживается бытовая сторона жизни в обители, благоустраивается территория, развивается подсобное хозяйство. Растет число монахинь, постриг принимают недавние послушницы. Так, в 2005 году в монастыре уже подвизается 25 монахинь, инокинь и послушниц. И самое главное – на святом месте постоянно звучат молитвы и совершаются богослужения.

В них участвует много детей: юные насельницы монастыря, паломники, ученики воскресной школы с. Верхолино и окружающих деревень. Для каждого матушка всегда находила слова любви, каждого одаривала памятным подарком. Ее щедрое и мудрое сердце всегда болело за судьбу обиженных детей, и всем она стремилась помочь: лишенным родительской заботы – кров, больным — в лечении, стремящихся к знаниям – получить хорошее образование. Так случилось, что у матушки не было собственных детей (еще в молодости она дала обет безбрачия), но у нее были десятки крестников. Обо всех она всегда помнила, молилась, поздравляла с днем рождения и днем ангела. Со всех мест, где бывала, привозила им подарки. Внимательно следила за их учебой, жизнью.

С первых дней в монастыре давали приют детям «ненужным» их родителям и обществу. Некоторые буквально выросли в обители. Насельница В., которая попала в монастырь, когда ей было 9 лет, не знала ни одной буквы – матушка наняла для нее учителя, чтобы ускоренно окончить курс начальной школы. Позже девочка стала отличницей и поступила в Псковский государственный университет. Высшее образование получили и другие девочки. Сейчас они создали свои семьи.

Но особую заботу она проявляла о молодых людях, которые оказались на грани жизненной пропасти; искренняя любовь, щедрость и молитва матушки спасали их от верной погибели. Матушка, как никто другой, понимала, что в бедах нашей молодежи виновато общество. «Если общество больно, то оно дает миру, что дает. В миру молодых обуревают страсти – пьянство, наркомания, блуд. От них все отказались – родители, врачи, общество… Зато через средства массовой информации идет нравственное разложение народа, и особенно молодежи. Пропаганда безнравственности, манипуляции на сознание – это покушение на человеческую душу», — писала игумения Елисавета. Она понимала, что спасти их может только истинная вера в Бога, Его помощь и Его любовь.

Особую роль в этом благом деле она отдавала монастырям: «Монастырь – удел избранных и лечебница для слабых и больных. Монастырь – это та духовная крепость, где ослабевает работа темных сил, пленивших человеческую душу. Все такие пленники в монастыре чувствуют себя лучше, им легче. Если они осознают всю трудность духовной брани, под руководством опытных наставников, будут пытаться освободиться из духовного плена, то могут достичь высоты духовности и стать помощниками тем, кто подвергнется подобным напастям, стать опытным подвижником. Такие примеры были. Для этого нужна твердая вера и непоколебимая решимость. Нет пут, которые не мог бы разорвать Бог», — утверждала игумения Елисавета.

Во многом, ради будущих поколений матушка проводила колоссальную работу по изучению истории монастыря, духовного наследия старцев обители: Евфросина, Филофея, Серапиона, Гавриила и других. Понимая, что Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в истории Руси, а духовное наследие старцев актуально и для современной России, матушка становится инициатором проведения всероссийских и международных богословских конференций, развивающих теорию «Москва-Третий Рим».

В качестве паломников в монастырь часто приезжали писатели, журналисты, музыканты, певцы; их привлекали святыни, тишина, особая намоленность места, и главное возможность пообщаться с «особенной игуменией». Матушка была человеком глубоко духовным, обладающим широким кругозором, тонким знатоком искусства и ценителем прекрасного. Здесь часто бывали: народная артистка России певица Татьяна Петрова, лауреат международных конкурсов баянист Олег Верещагин, писатели Александр Проханов, Владимир Степанов, Александр Нотин, журналист и кинорежиссер Владимир Мельник, государственные чиновники и другие. Многие из них становятся надежными помощниками и сподвижниками матушки. При их непосредственной помощи и участии организуются различные благотворительные и патриотические акции.

Но враг рода человеческого ополчается на игуменью, настраивая местное население против монастыря. А ведь именно для местных жителей, в рамках Федеральной программы по развитию монастыря игумения Елисавета добивается разрешения на строительство в деревне Елизарово магазина, аптеки, почты, создается другая инфра-структура. В планах матушки – создание на монастырских землях крупного современного сельскохозяйственного предприятия, которое обеспечивало бы работой многих жителей окрестных деревень.

В средствах массовой информации появляется гнусная клевета, которая преследует ее до конца жизни. Но она не унывает, а с присущей ей энергией трудится ради восстановления обители, всюду ищет помощников, готовых откликнуться на нужды монастыря. Игумения Елисавета с сестрами усердно молятся за введенных в заблуждение клеветников и тех, кто стоял за их спинами. Свои переживания она выплеснула в стихотворные строки.

Она всегда критически относилась к себе, считала «что игумения – образец для подражания в монастыре; если человек обуреваем тщеславием, желанием властвовать, его надо поправить». О своем труде матушка Елисавета говорила так: «Стройка для меня – не место подвига, а место наказания. Когда она завершится, во что я мало верю, для меня найдется другая работа на другом поприще. Это будет работа с молодежью. Еще я посвятила бы себя богословию и написанию статей». Но все это осталось мечтой…

Как вспоминают, матушка всегда была в движении: этого требовали насущные проблемы, решать их приходилось во Пскове, Петербурге, Москве. Попутно заезжала в Зарайск. Обязательно посещала храм Благовещения и молилась перед святыми иконами. Очень почитала образ Николы Зарайского, что стоит у левого клироса. Матушка стала инициатором возрождения Никольского храма родного села Мишино. Благословила она на это благое дело свою сестру Марину Ивановну Жукову.

Молитвами игумении Елисаветы, при непосредственной помощи ее духовных чад, крестников, храм всего за пять лет поднят из руин и возвращен к жизни. Ныне здесь регулярно совершается Божественная Литургия. На почетном месте в храме находится икона небесной покровительницы почившей игумении – великомученицы Великой княгини Елисаветы…

На Светлой седмице 2010 года игуменья Елисавета в последний раз совершила паломничество по Святой Земле. Вернувшись на родину, почувствовала острый приступ калькулезного холецистита, который мучил ее в последнее время. Матушку госпитализировали в реанимационное отделение Боткинской больницы, где она провела последние два месяца своей жизни. За это время она перенесла несколько операций. Медики прилагали неимоверные усилия, чтобы спасти игуменью, отмечали мужество, с которым она переносила физические страдания. Даже, находясь в реанимации, она ни на минуту не забывала о проблемах восстановления монастыря и подготовке к визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Через сестру и племянницу, которые ухаживали за ней в больнице, она передавала наставления сестрам монастыря и строителям, своим духовным чадам.

Она надеялась, с Божией помощью, победить болезнь, но 4 июня ее сердце остановилось. В тот же день тело матушки игуменьи перенесли в храм Святителя Николая, что на Трех Горах, где в течении суток с ней прощались москвичи. А затем она отправилась в последний путь — в родной Спасо-Елеазаровский монастырь. Ранним утром 6 июня мерные удары монастырского колокола возвестили о прибытия гроба с телом настоятельницы. Сестры встречали свою матушку с зажженными свечами и пением Трисвятого.

6 июня 2010 года, в день, когда Русская Церковь славила Всех святых, в Земле Российской про сиявших, состоялось отпевание и погребение матушки Елисаветы. Божественную литургию и чин отпевания совершал Управляющий Псковской епархией, Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий в сослужении нескольких десятков священников. Сотни верующих из разных городов страны прощались с игуменьей Елисаветой. К ним было обращено архипастырское слово владыки митрополита: «Сегодня мы прощаемся с нашей великой труженицей игуменией Елисаветой. Окончился путь ее земной жизни – ей было 54 года. Всю свою сознательную жизнь она не отходила от храма, она любила молитву и, как весь наш русский народ, находясь под игом безбожной власти в свои годы – она тоже испытывала угнетения, преследования и прочие тяготы, но с верою в Господа, с любовию и молитвой к Нему. Она не свернула со своего пути, ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Господь Сам направил ее стопы к служению Ему, к служению нашей Святой Православной Церкви. Матушка игумения была настоятельницей этой святой обители в течение десяти лет. У нее был твердый характер, она никогда не отступала от начатого дела, с особым усердием стремилась сделать то, что ей было поручено от Бога, и Господь помогал ей».

Похоронили первую игуменью напротив алтаря Трехсвятительского собора.

…Много лет матушка Елисавета ратовала за возвращение из музея в монастырь его святыни — чудотворного образа Спаса Елеазаровского. Это долгожданное событие состоялось 19 августа 2010 года, во время визита Святейшего Патриарха Кирилла.

Матушка Елисавета не дожила до исполнения заветной мечты всего два с половиной месяца. Отдавая дань памяти почившей игумении, Предстоятель Русской Православной Церкви, отслужил заупокойную литию на ее могиле.

Ольга ПОЛЯНЧЕВА
г. Зарайск, март 2012 г.

Фотоальбом
«Светлой памяти игумении Елисаветы»