Крестные ходы с иконой Спасителя

2
Важнейших крестных ходов до революции на Псковщине было пять:
1) весенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
2) весенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
3) осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
4) осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
5) крестный ход из Святогорского монастыря.

1
Крестный ход «Дорогой Спасителя» 12.07.2013 г., начало пути

 

Весенний крестный ход с чудотворной иконой Спасителя совершался в неделю о расслабленном – в четвертую неделю по Пасхе. Чудотворную икону в пятницу вечером приносили из Спасо-Елеазаровского монастыря в Варлаамовскую церковь и оттуда в воскресенье к литургии в сопровождении соборных икон приносили в Троицкий собор, а после литургии – на Спасское подворье Спасо-Елеазаровского монастыря.

В среду, на праздник Преполовения, крестный ход совершался из собора с чудотворным образом Спасителя и другими особо чтимыми соборными иконами на реку Великую для освящения воды. А затем их обносили вокруг всего города. В следующее воскресенье (в неделю о самаряныне) икону Спасителя относили в Варлаамовскую церковь и оттуда – обратно в обитель.

Осенний крестный ход из Елеазаровского монастыря с чудотворной иконой Спасителя был установлен в память избавления Псковской губернии от нашествия галлов. Святую икону приносили в Псков 5 октября, вечером ее встречало псковское духовенство с соборными иконами у Варлаамовской церкви и вносили в собор, где совершалось всенощное бдение.

7 октября, после освящения воды на реке Великой, ее вместе с печерской чудотворной иконой Божией Матери обносили вокруг всего города и затем относили на Спасское подворье. 13 октября чудотворную икону Спасителя уносили не сразу в монастырь, а в Великую Пустынь, к месту ее явления.

Вокруг города шли так. С хоругвями и большим соборным знаменем несли знаменитые мечи святых князей Всеволода и Довмонта. Святые князья открывали шествие для родоначальницы русских князей – княгини Ольги, икона которой следовала за ними.

Дальнейший ряд составлялся из икон Свято-Троицкого собора и заканчивался той иконой, в честь которой совершался крестный ход.

«Псковские епархиальные ведомости», 1869 г., № 23.

Для совершения крестного хода из Спасо-Елеазарова монастыря в город Псков требовалось 22 лошади для перевозок ризницы, книг, сосудов и прочих вещей, необходимых для крестного хода, так-же 22 человека носильщиков для несения икон и хоругвей.

Государственный архив Псковской области, фонд 340, опись 1, дело 21, лист 206.

Кроме двух крестных ходов в Псков, со Спасо-Елеазаровской иконой Спасителя совершались крестные ходы в соседние и далеко отстоящие от обители деревни – в погост Лисье, деревню Будович и окрестные деревни в Псковский уезд 27 декабря ежегодно; в Великопустынский приход Псковского уезда 13 октября; в город Остров для посещения домов жителей, благоговеющих к святыне, после пятой недели в понедельник шестой на семь дней; из города Острова святая икона Христа Спасителя посещала селения Жеребцовской, Гусаковской и

Грибулевской волостей; к 14 сентября икону Спасителя ежегодно приносили в Бельский погост и деревню Черемшу Гдовского уезда; в церковь Рожницкого погоста икону приносили к 28 октября; по приговору крестьян Жаборовского прихода Порховского уезда Александровской волости – в деревню Луги; по приговору крестьян Псковского уезда Остенской волости в деревню Орлово – 26 декабря для молебствия; по приходам Толвицкому, Верхолинскому, Кривовицкому, Торошинскому и Неготскому Псковского уезда – в разные сроки, по желанию усердствующих; ежегодно крестный ход в январе совершался в Изборск и другие погосты, лежащие на пути следования крестного хода; с 1 января со святой иконой Христа Спасителя для молебствия совершался крестный ход в Курокшский приход.

«Псковские епархиальные ведомости», 1896 г., № 23.

В день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла – покровителей моряков и рыбаков – крестный ход совершался на острова Псковского озера.

В 1810 и 1811 годах улов рыбы был крайне плох, островитяне впали в бедность, и оставалась только одна надежда – на помощь Спаса Всемилостивого.

Воодушевленные евангельским сказанием о чудесной ловле рыб на Галилейском море, островитяне, веруя, что Господь Иисус Христос вчера, днесь, Той же и во веки, в надежде на помощь и милосердие Его, положили крестным ходом нести на острова чудотворную икону Спасителя и обратить к ней свои молитвы. Объехав со святой иконой вокруг островов и окропив святой водой невода, они во имя Спаса Всемилостивого пустились в озеро и закинули сети.

Вскоре сети были полны. Ясно увидев в этом скорую помощь Божию, рыбаки возблагодарили Господа и с тех пор положили ежегодно накануне 29 июня привозить на острова святую икону Спасителя, каждый раз встречая и провожая ее крестным ходом вплоть до обители.

Из книги «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.