Интервью игумении Елисаветы (Беляевой), настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря Псковской и Великолукской епархии
— Какова история и нынешнее состояние Спасо-Елеазаровского монастыря?
— По преданию, здесь в XII веке поселились монахини псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для них. В 1410 году на этом месте обосновался монах Ев-фросин из Снетогорского монастыря. Позже к нему начали стекаться единомышленники, и было решено основать монастырь.
Изначально Евфросин выбирал место так, чтобы ничто не нарушало его отшельнической жизни: между двумя рукавами реки, под горкой. Поставить монастырские строения было негде. Старец посоветовал братии срыть горку и засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были поставлены кельи и величественный собор во имя трех святителей Вселенской Церкви — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Основатель монастыря скончался девяносто пяти лет от роду, приняв схиму с именем Елеазар, отчего монастырь и именовался Елеазаровским. Десять его учеников основали на Псковщине новые монастыри и были прославлены в сонме русских святых — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.
Господь распорядился так, что наша обитель, разоренная в 1918 году, была возобновлена лишь весной 2000 года, хотя переговоры об этом велись в продолжение пяти предшествующих лет. Распоряжение о передаче монастыря Русской Православной Церкви было подписано В.В. Путиным накануне вступления в должность Президента России. 5 мая 2000 года возобновилась монашеская жизнь в Спа-со-Елеазаровском монастыре, а вскоре состоялась инаугурация нашего Президента. Эти события, на мой взгляд, промыслительным образом связаны. С приходом новой власти открылся Спасо-Елеазаровский монастырь, при участии которого созидалось государство Российское. Идеологически монастырь сыграл очень большую роль в становлении Москвы как священной столицы великой православной державы.
5 мая 2000 года обитель была передана Псковской епархии. По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия мы поселились в ней втроем — две послушницы и я. Раньше я жила в Сергиевом Посаде. Со мной приехала девочка из того же города, а одну послушницу прислали из Снетогорского монастыря. В Сергиевом Посаде, где я жила с 1979 года, Господь сподобил меня быть в общении со старцами и духовенством Троице-Сергиевой Лавры, а позднее — со старицами Дивеевской обители.
Мы оказались в заброшенном месте, среди руин, лесов, среди диких зверей — у нас тут водятся и медведи, и волки. На территорию монастыря они, правда, не заходят, но зимой бродят поблизости — кругом дремучий лес. После большого города среди руин в лесу было жутковато, но нас поддерживали владыка и духовенство епархии. 28 мая, в день памяти основателей обители — преподобных Евфросина и Серапиона, архиепископ Евсевий совершил в монастыре первую Литургию.
Несмотря на то, что обитель находится в отдаленном месте, со временем она наполнилась. Сейчас в монастыре 30 насельниц плюс двое детей в приюте. Постригают в монашество у нас после сорока лет, а в иночество — после двадцати пяти. У нас есть девушки, которые пришли в обитель уже давно, живут в монастыре и ждут, когда им исполнится двадцать пять.
Восстанавливаются Трехсвятительский и Рождественский храмы, завершается строительство настоятельского дома и сестринского корпуса на 80 человек. Это двухэтажный корпус, на третьем, мансардном этаже будут располагаться паломники, которых с каждым годом становится все больше. Мы никому из паломников не отказываем, зная, что таким путем идет духовное просвещение, а это — насущный хлеб для русского народа. При поддержке и участии ученых, государственных деятелей монастырь проводит научно-богословскую конференцию «Третий Рим. Ответственность Церкви и власти за судьбы Православия, России и человечества».
— Вы возрождаете монастырь, где в XVI веке была выдвинута концепция «Москва — Третий Рим»…
— Да, наш монастырь дал России государствообразующую идею. Если говорить о обстоятельствах появления этой теории, то нужно вспомнить, что тогда попущением Божиим пала от турок Византийская империя, просуществовавшая около тысячи лет. Константинополь — Новый Рим — оказался под властью иноверных народов. Это привело к положению, при котором единственной державой, где Православная Церковь не подвергалась гонениям, было Московское великое княжество. Но и от русских требовались сверхусилия в укреплении своей страны: соседние государства при первых признаках слабости готовы были проявить свои притязания. Именно тогда монах Спасо-Елеазаровского монастыря старец Филофей пророчествовал: «Москва —Третий Рим. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Эти строки содержатся в его знаменитом послании великому князю Московскому Василию III, которого старец призывает помнить о возложенной на него величайшей нравственной ответственности. Теория исторического призвания Руси была закреплена в решениях Стоглавого Собора. Еще через сто с лишним лет слова старца Филофея были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Собора 1589 года, установившего Патриаршество на Руси. Идеей старца Филофея руководствовались в своей политике наши государи, включая последнего русского императора Николая II.
— А Вы сами ощущаете, что возрождаете обитель, сыгравшую особую роль в истории России?
— О старце Филофее я знала еще в университете, интересовалась его посланиями. Мы изучали произведения древних летописцев, но история России во многом была непонятна. Именно здесь, в святом.
месте, пришло осознание смысла исторических процессов, протекавших в России на протяжении многих лет, ее становления как мощной православной державы.
Смысл послания Филофея в наше время становится все более понятен, понятен и ход человеческой истории, понятно, какая судьба Промыслом Божиим определена России, каково ее предназначение в мире, какое призвание у русского человека. Оно в том, чтобы хранить в чистоте веру православную, быть святым ковчегом христианской веры для всего человечества. В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божиему Промыслу.
У России великое предназначение, великая судьба. Но мы забыли предостережения о том, что постигнет Россию и ее народ, если она отступит от того, что ей определено. Некоторые наши современники говорят, что мы живем в эпоху падения Третьего Рима; многие рассуждают о конце мира, о космических и экологических катастрофах, об угрозе жизни на Земле. Если Россия будет православной, а народ ее будет служить Богу, а не золотому тельцу, если правители России будут сознавать всю меру ответственности за судьбу страны и жизнь человечества на земле, мир будет стоять. Катастрофа 1917 года многое исказила и извратила в жизни России. Но это еще не конец. Высокое предназначение еще не утрачено Россией. Оно дано нам свыше. На Всемирном Русском Народном Соборе прозвучали слова: «Третий Рим — не метафора, а историческое задание для русского народа». Как мы его выполним, оценит Господь.
Думаю, с Божией помощью, когда мы оживем, осознаем наши грехи, даст Господь понимание того, к чему мы призваны как нация, как страна. Думаю, с этого начнется наше подлинное возрождение.
Сейчас все время говорят о покаянии, но ведь покаяние — это прежде всего изменение сознания: греховное искаженное сознание меняется на полноценное. Бывает зашоренное сознание, направленное на удовлетворение личного эгоизма, а бывает сознание, движимое целью принести благо своей душе, душам окружающих людей, обществу, стране, миру. Именно такие люди должны выдвигаться во власть — преодолевшие внутренний эгоизм, не имеющие корыстных целей и пристрастий, воспламененные любовью к Богу, к народу, стремящиеся выполнить высшие задачи.
Святитель Феофан Затворник писал: «Будущее России — в безупречной нравственности ее руководства». Если мы придем к осознанию правильности взглядов великих мыслителей и пророков: старца Филофея, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Саровского, оп-тинских старцев, то поймем, каким путем нам идти, как добиться того,
чтобы во власти находились люди достойные. Высоконравственная и ответственная власть в России может содействовать ее духовному очищению и возрождению, что является залогом благополучного бытия всего мира. И трудно предсказать, что ждет всех нас, если мы не поймем всей меры ответственности перед Богом за судьбу земного бытия, если станем безучастно относиться к этому, полагая, что мы — сами по себе, а власть сама по себе. Мы все плывем на одном корабле, плывем в будущее и в вечность, и спастись мы можем только вместе.
Беседовала О.Г.Кирьянова
Источник: Журнал "quot;Русский инок" январь 2008 г