Игумен ПЕТР (Пиголь), кандидат богословия, проректор Российского православного университета им. Иоанна Богослова
Когда мы говорим об идее «Москва – Третий Рим», мы все понимаем, что речь идет о цивилизационном строительстве, в основе которого лежит определенный смысл и определенные ценности. Но как конкретно совершать это строительство – вопрос, который не только сейчас, но и во все времена был очень сложный.
Когда говорят о христианских ценностях, обычно упоминают о нравственности, крепкой православной семье, о самой православной вере и Церкви. Но это – не сами ценности, а только верный путь к ним, правильный способ их получения.
Что же на самом деле является нашими традиционными ценностями? В этом вопросе, прежде всего, наш взор направляется к нашему святооотеческому наследию, где мы можем, как в истинном сокровище, найти все ответы и решения всех наших проблем. И, слава Богу, наблюдается подлинный интерес к этому наследию.
Бог создал человека по своему образу и подобию, с потребностью богообщения. С религиозной потребностью, которая вложена в природу человека. И эта потребность нуждается в своем удовлетворении. Поэтому, несмотря на искажение человеческой природы – грехи, цель жизни человека есть единение с Богом, святость и обожение. И Бог для человека – это предмет вожделений и устремлений. Поэтому и сказано в Псалтыри: «Возжаждала Тебя душа моя, Господи». И повторено множеством святых отцов и православных подвижников: «Тоскует душа моя по Тебе, Господи».
Иногда грешный человек может даже и не отдавать себе отчет в этом своем устремлении, просто у него болит душа, как говорил Константин Николаевич Леонтьев. И смысл жизни можно представить как устремление, движение к этому вожделенному предмету. Если нет смысла – то человек и не живет. И если этим предметом является не истинный Бог, Творец Вселенной и человека, а нечто иное, которое претендует на удовлетворение, хотя не дает этого подлинного удовлетворения, то, собственно, этот предмет является для человека идолом, тем, что стоит на месте Бога. И это может быть что угодно, даже, как говорит апостол Павел, стремление всегда иметь какую-то вкусную пищу: «Если для человека Бог – чрево, то он ему и служит». И вот это служение является для него смыслом, и происходит уже участие сердца человека, появляется уже религиозное служение.
Поэтому, если в земном смысле ценно то, что удовлетворяет тело, дает ему жизнь земную, то в высшем, духовном смысле для христианина ценностью являются дары божественной благодати, сообщающие человеку «дух мирен», о котором говорит преподобный Серафим Саровский. То внутреннее спокойствие христианской совести, чувство внутреннего довольства и радости, как говорил Константин Леонтьев.
«Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих», — сказал Господь наш Иисус Христос. И недостаточно человеку поддерживать только жизнь тела и всячески ему угождать. Есть ценности духовные, без которых нельзя обойтись. В чем они состоят? Вот вопросы, которые всегда были актуальны, а сейчас особенно. По слову Спасителя, Слово Божье – есть та самая подлинная духовная пища, без которой человек жить не может. Значит, Слово Божье, Священное Писание, является нашей подлинной ценностью.
Из Священного Писания мы знаем, что человек трехсоставен, как говорят святые отцы. Он состоит из тела, души и духа. И соответственно для нормальной жизни, для развития необходимую пищу, питание, воспитание должна получать каждая часть.
Наши традиционные ценности – это то, что дает подлинное питание человеку, воспитание во всецелости. И их можно получить при православном образе жизни и жизни в Церкви, в соответствии с ее догматическим и каноническим учением, нравственными представлениями и заповедями, облеченными в строго определенную обрядовую форму и, самое главное, через приобщение к церковным таинствам.
То, что в нашей стране обычно называют и проповедуют, как традиционную систему ценностей, по сути не является таковой. Не зная этого, люди обычно ожидают получить ценности не там и не в том и могут пойти легким, широким путем, не желая направить свою волю и усилия на поиск истинных ценностей. Это приводит людей к тому, что для них не находится чего-то более привлекательного, чем западный гедонический идеал. И конечно же, потом они испытывают огромное разочарование. Истинность ценностей определяется, исходя из знания духовной традиции Православной Церкви в целом и применения духовного и исторического опыта России.
Господь сказал в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствие Божие и правду его, а остальное все приложится вам». Из начала Православной Церкви на Руси приняли эти слова Евангелия за руководящий принцип, как своей личной жизни, так и государственного строительства. Стремление все устроить по правде Божьей всегда стояло у православных на Руси на первом месте. Что видим мы сейчас – немного по-другому. Обычно, когда говорят о том, как сделать, чтобы это привело к благополучию – говорят о том, что нужно сделать по-хорошему, и поступают по своему разумению этого хорошего, но получается – «как всегда», потому что всегда допускается эта принципиальная ошибка: то, что на втором плане, ставится на первое место. Допускается ошибка в приоритетах. На первом месте – стремление к правде Божьей, то есть сделать все так, как хочет Господь, по Его воле, и только при такой установке все устрояется лучшим образом, как благословение Божье, и мы достигаем благополучия и всего остального.
Из этого принципа вытекает необходимость исполнения всего того, что сказано и установлено Иисусом Христом: исследование Писания, исполнение заповедей, приобщение к церковным таинствам.
Церковные таинства есть особая ценность для нашего, православного образа жизни, ибо через них реально приобретается от Бога благодать, сила, исцеляющая и преображающая человека. В таинстве Евхаристии истинный хлеб для поддержания и исцеления телесных и душевных сил, в таинстве Покаяния – стяжание спокойствия христианской совести. Церковные таинства имеют такую огромную ценность и силу, что святой Иоанн Златоуст как-то говорил, что если представить строящийся храм, в котором будет совершена только одна Божественная Литургия, то есть одно таинство Евхаристии, и дальше он не будет существовать, он будет разрушен, то и в этой ситуации есть смысл строить храм. Настолько великое дело перед Богом и для человека одно совершение Таинства Тела и Крови Христовой.
Таким образом, приобщение к традиционным православным ценностям предполагает не только теоретическое изучение основ православной культуры и нравственных норм, но и практическое воцерковление, без которого невозможно узнать и понять эти ценности, а тем более сделать их своим достоянием, так же, как невозможно, например, оценить вкус напитка, не испив, а лишь созерцая его через стекло сосуда.
Так что не останемся глухими к этому материнскому призыву Церкви, будем использовать предоставленную нам возможность и приобщаться к истинным, подлинным нашим христианским ценностям, ради которых устроялась и развивалась Византийская империя как Второй Рим и ради них и всегда имея в виду эти ценности, строила свою православную цивилизацию наша Россия, которая преемственно восприняла эту идею и осознавала себя, как страна, которая строит христианскую цивилизацию, так же, как и Византийская империя. И эти ценности и представления, как это делать, строители ее всегда четко осознавали и четко представляли, в чем состоит ценность христианской жизни и устроение нашей общественной и государственной жизни на этих основах.