Завершилась летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти»

С 31 июля по 6 августа в Спасо-Елеазаровском монастыре проходила летняя гуманитарная школа, посвященная 500-летнему юбилею теории «Москва – Третий Рим». Концепция имеет фундаментальное значение для понимания русской культуры XVI в. и последующих эпох российской истории. Разбираться в идеях Филофея и их многочисленных интерпретациях собрались в месте создания основных трудов старца представители широкого круга научных направлений: историки, филологи, журналисты, архитекторы и реставраторы. Состав преподавателей и участников школы позволил рассмотреть исторические и религиозные корни концепции «Москва – Третий Рим», выявить особенности литературной и политической интерпретации идеи, а также овеществления идеи в образах искусства и архитектуры.

Лекторами исторического блока школы выступили ведущие исследователи русского Средневековья: заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран СПбГУ Александр Ильич Филюшкин; профессор кафедры истории южных и западных славян МГУ и научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований ВШЭ Михаил Владимирович Дмитриев; заведующий кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени Андрей Витальевич Кореневский – руководитель и инициатор летней школы, а также старший преподаватель ИИМО ЮФУ Наталья Дмитриевна Николаева.

Анализ литературной рецепции «Третьего Рима» провели профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного ПскГУ Валентина Ильинична Охотникова; и.о. директора ИФЖиМК ЮФУ Анна Владимировна Дмитрова; доцент кафедры теории и истории мировой литературы Светлана Михайловна Калашникова.

Архитектурный блок получил максимально практикоориентированную образовательную часть и предполагал занятия в непосредственном взаимодействии с объектами культурного наследия мирового, федерального и регионального значения, расположенных на территории Псковской области. Среди преподавателей присутствовали инженер-реставратор, заместитель директора Научно-производственного центра по охране памятников, действительный член Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест Мария Александровна Лисенкова; доцент кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации ЮФУ, руководитель Научно-реставрационного проектного центра Григорий Ефимович Шапиро; доцент кафедры истории русского искусства РГГУ, эксперт Росохранкультуры по культурным ценностям Арсений Сергеевич Петров; старший преподаватель ПскГУ, старший научный сотрудник Археологического центра Псковской области Сергей Анатольевич Салмин и др.

Помимо традиционного образовательного компонента школа включала в себя проектный модуль, в рамках которого слушатели в течение недели разрабатывали инициативы в своих дисциплинарных блоках. Группа историков подготовила техническое задание и содержательное наполнение для научно-популярного портала, посвящённого концепции «Москва – Третий Рим» и развенчанию мифов о ней. Филологи и журналисты работали над созданием элементов фирменного стиля монастыря с учетом его причастности к величайшей вехе развития общественной мысли XVI века. Архитекторы и реставраторы предложили пространственные решения актуализации идей Филофея на территории Спасо-Елеазаровского монастыря с целью привлечения внимания к истории этого памятного для нашей страны места. В ходе работы студенты активно взаимодействовали между блоками в поисках недостающих компетенций среди участников, проводили консультации с преподавателями, приглашенными экспертами, монахинями монастыря. Проектный модуль завершился публичной защитой коллективных работ в предпоследний день летней школы.

Формат летней междисциплинарной школы традиционно предполагает плотный график занятости, максимальную вовлеченность участников и выход из потока рутинной деятельности. Только такой сплав является залогом прироста знаний и компетенций. Слушатели и преподаватели отработали семь дней на пределе возможностей, что вылилось в реальные осуществимые предложения, которые получат дальнейшую реализацию как в жизни монастыря, так и в образовательной деятельности Южного федерального университета.

По материалам: ИИМО