В обитель вернулась икона «Спас Елеазаровский» XIV века

Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника завершили реставрацию и вернули Спасо-Елеазаровскому монастырю икону «Спас Елеазаровский» середины XIV века, которая является одним из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи.

«Сегодня состоялось крайне важное событие: после профилактических реставрационных работ, которые проводились в Псковском музее-заповеднике, в Елеазаровский монастырь вернулась икона «Спас Елеазаровский» середины XIV века, которая представляет собой древнюю реликвию. Она почитается как чудотворная, ее история, к сожалению, остается неясной. По преданиям, этот образ явился в 1352 году. На протяжении нескольких веков икона находилась в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Он находился под Псковом и сейчас руинирован. Тогда икона называлась образом Спасителя из Великих Пустынь», — сказала собеседница агентства.

Она уточнила, что в 2010 году в связи с обращением Псковской епархии и в соответствии с приказом Министерства культуры РФ икона была передана на временное хранение в Елеазаровский монастырь. Для хранения древней святыни были созданы особые условия. Икона помещена в специальный киот, который поддерживает необходимые условия для хранения. Киот оборудован антивандальным стеклом. Специальное новейшее оборудование отслеживает состояние микроклимата в киоте и храме. Икона находится под постоянным контролем хранителей, реставраторов и климатолога Псковского музея-заповедника.

«Хранение такой древней реликвии — это сложный процесс, который зависит и от температуры, и влажности, и от механической усталости материала. На последнем осмотре иконы специалистами музея была замечена небольшая приподнятость. В таких случаях может ничего не случиться, а может что-то осыпаться. Когда мы забрали «Спас Вседержитель», была сделана маленькая профилактическая заклейка. Мы провели необходимые реставрационные мероприятия и удалили заклейку, теперь можем возвращать в монастырь», — сообщила ТАСС реставратор музея Наталья Ткачева.

По словам реставраторов музея, в XVI веке эта икона была стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новой широкой рамой. «Тогда это дало возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю, сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину», — уточнила Мельникова.

https://tass.ru/obschestvo/19963775