Вечером, накануне праздника, митрополит Евсевий возглавил всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Спиридон (Иващенко), наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, иеромонах Никон (Горохов), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и клирик обители — иерей Георгий Ширлин.
На утрене духовенством во главе Высокопреосвященнейшим владыкой был торжественно совершен полиелей, и после прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазывал всех молящихся освященным елеем.
В день праздника была совершена Божественная Литургия и затем состоялся водосвятный молебен.
По окончании богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь. В завершение празднества состоялся чин о Панагии.
Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Цареградской иконы Божией Матери
Если перенестись в те далекие дни, годы, то мы бы, наверное, увидели толпы народа, встречавшего этот образ, прибывший тогда из Константинополя через старца этой святой обители, подвижника, пророка преподобного Филофея. Ныне мы ограничены в нашем торжестве, но не ограничены в нашей душе и в нашем сердце, благодарение Богу! Всех вас приветствую с этим праздником!
В древности сказали мудрые люди: «С востока свет». А я бы сказал: с востока и торжество нашей Православной Церкви. С востока начиналась и слава Божия на Руси. Вера Христова, которую мы приняли, те правила церковные, то учение Церкви и святых отец – все принесено было на Русь первыми служителями из Византии. Наша Русь украшалась торжеством молитвы, правилом святых отец, которые, не просто так именуясь Вселенскими учителями и святителями, излагали Правило Веры, доносили до нашего сердца учение Христа и преподавали всему нашему родному русскому народу подвиг пустынников, отшельников, подвиг мучеников, которые терпели за Христа, за веру, за Церковь, за народ. И здесь внедрялось все то святое, что было от Господа принесено сердцу православного народа.
Первообраз святой, ныне чтимой Цареградской иконы, был написан апостолом Лукой на доске от того стола, за которым проходила Тайная Вечеря Христа. Потом уже этот образ распространялся по всему православному миру и на нашей святой Руси. И вот один из образов Матери Божией и был подарен Константинопольским патриархом в XV веке этому монастырю и передан подвижнику нашей обители преподобному Филофею. Этот образ скрывался много раз от беззаконных врагов, которые приходили на Русь, но копия этого образа сохранилась до наших дней в том виде, который был сокрыт в храме Святителя Николая на острове Талабск. И при старце нашем почтенном и любимом Николае Залитском я этот образ увидел в алтаре Никольского храма, и мне сказали что этот образ и есть из того древнего монастыря, из нашей святой обители Спасо-Елеазаровской. И когда стали открывать эту святую обитель, с согласия старца отца Николая, я с любовью и заботой своими руками, вначале на лодке, а затем крестным ходом от устья Толбы доставил сюда образ Матери Божией, который теперь украшает нашу святую обитель. Он отреставрирован и теперь матушка Мария украсила и очень солидным, красивым, добротным кивотом. Эта икона теперь с нами, слава Богу!
Украшалась Византия святой православной верой, украшалась святая земля Востока подвигами, слезами, кровью святых мучеников за веру Христову. Также украшалась и наша Русская земля прежде всего святыми иконами, мощами святых, которые утверждали веру православную на Востоке, а затем и на нашей Русской земле. Да, было испытание, когда наши святыни подвергались уничтожению, забвению, холодности наших сердец, но все же Господь не лишил нас радости общения со святынями, прежде всего, иконами чудотворными Матери Божией и одной из этих икон и явилась вот эта Матерь Божия Цареградская.
Благодарение Богу, Господь не лишил нас радости нашей Русской земли. Возрождалась наша вера после Перестройки, открывались школы, обратился народ. Вы знаете, первые годы после Перестройки храмы были полны нашего русского православного народа, открывались школы детские при храмах, а с течением времени, через несколько лет вера стала опять уходить в забвение –рекламы, всякого рода магниты стали притягивать наш ум, сердце и душу к этим языческим предметам, да еще и технические условия – интернеты, телефоны и всякого рода другие принадлежности стали привлекать наш русский народ. И мы теперь являемся свидетелями: дошло до того, что наша Русская земля уподобилась тем, кто отошел от веры: стали увлекаться миром, утехами мира, языческими предметами, душа стала холодеть, любовь — иссякать из сердца русского народа, стали увлекаться больше земными утехами и плотяными забавами и дошли до того, стыдно об этом говорить, как апостол Павел пишет к Коринфянам, но мы превратились не в православный народ, а как сказано «и язычники того не творят».
Как может Господь терпеть нас, дорогие отцы, братья и сестры? Господь творил мир и человека прежде всего для прославления Творца. Как Творец Он насадил Рай Эдемский, Он украсил этот мир всеми красками, всеми составами, которые несет в себе природа наша, украшающая землю и плоды, и благоуханные цветы. И все то, что полезно для человека, Господь дал. Особенно обогатил Он нашу Русскую землю. Неблагодарен стал русский человек – отошел от своего Творца, несмотря на то, что ему даны все чувства, чтобы вдыхать эту красоту и слышать пение птиц, и наслаждаться вкусом всего тварного Божьего мира. Все забыто! Стали увлекаться плотскими страстями, уподобились скоту бессмысленному. Потому Господь, наш любящий Отец, для исправления этой жизни, чтобы поднять человека из такой грязи, попустил вот это нам – небывалую смертоносную язву. И раньше, ежели было испытание, по местам тоже были моры разного рода, но не такие как теперь, когда весь мир окутан этой заразой. Почему? И раньше грешили люди, но тоже по местам, а сейчас весь мир увлекся в делание содомского греха, который нестерпим нашему любящему Небесному Отцу и Пречистой Деве Марии, и угодникам Божиим, которые звали народ к чистой жизни: «Сердце чисто созижди в нас, Боже и дух прав обнови в природе нашей… Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Пророк Давид с раннего утра призывал имя Божие: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой!.. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!.. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою!». У нас попрана в последнее время молитва Божия, но отдельные только люди совершают это молитвенное правило. И как не предупреждал и много раз обращался ко всем: куда спешим, совершая Божию службу, куда мы бежим, что нас ждет за наше нерадение, за наше преступление? Старец Карагандинский отец Севастиан сказал: «Сокращая службу Божию, мы сокращаем свою жизнь». А когда мы спешим в служении, мы спешим наверное уйти быстрей от этого мира.
Хотя бы теперь, хотя Господь нам послал вот это испытание, этот страшный смертоносный вирус, обратимся с молитвой к Богу, попросим прощение за все согрешения, не только содеянные нами, но и те которые живут в миру, за те преступления, которые совершает теперь народ без веры, без правил, в школах нам не разрешают преподавать Закон Божий, то есть отвергли Закон Божий в светских школах, а хотели внедрить, но некоторые не допустили. А когда мы Закон Божий не преподаем народу и детям, то что преподается? Беззаконие, которое тянет нас ко греху, а грех тянет к смерти и не продлить нашу земную жизнь, а сократить ее уходом в эту жизнь. Прошу вас, дорогие отцы, братья и сестры не спешите работать Богу, сказано: «Работайте Господеви со страхом». Вот этот страх должен присутствовать в момент или время нашей и церковной, и домашней молитвы.
Я воспитывался в Ельце при архимандрите Исаакии. Я застал его служение – он каждое слово, особенно слово Божие Евангелие читал так, чтобы это слово положить на сердце, душу и в мысли слушающим, то есть, он читает, а люди слушают. Вот этим людям он и старался вложить каждое словечко отдельно как горошины, потому что это слово имеет огромное значение не только для души, для сердца, но и для всей нашей жизни, для наших дел. Еще раз призываю обратить на это внимание. Не спешите, когда делаете дело Божие! Как говорят, вот это дело – оно украшено, оно близко к сердцу человека, наверное, это дело сделано с душою человека. Он приложил и знание к этому предмету и душу. А когда кое-как делается, тогда это дело не ласкает сердце, не ласкает душу человека и не приносит пользу для жизни. Не спешите! В спешке хорошего не получается.
Помощи Божией! Храните веру, за которую умирали наши предки. Храните молитву с которой наши предки проливали слезы – слезная молитва была у русского народа. Божией помощи, страха Божиего! Со страхом Божиим и любовью совершаем мы дело Божие, чтобы оно послужило на пользу души и тела, чтобы Господь избавил нас от этой страшной смертоносной язвы. Бог в помощь через молитвы нашего сердца, через молитвы Божией Матери, через молитвы наших святых угодников Божиих. Их помощь да утверждает нас в делах спасительных, отгоняя всякий страх и болезнь от нашей жизни. Проявим усердие, благоговение, а сегодня и слезы бы не лишними были, особенно в эти страшные дни. Эта чума пожирает людей, и сообщают, что Лавру даже закрыли для доступа православного верующего народа. Сегодня я узнал, что уже второй человек, который близок был моему сердцу, архимандрит Никодим, перед кончиной принявший схиму с именем Никон, совсем недавно, три дня тому назад как скончался. А сегодня новое известие – трудно произнести это, но скончался архимандрит Лаврентий, который также в духовном плане близок был архимандриту Кириллу и архимандриту Науму. Это был особый ревностный молитвенник, обличитель строгий, и он скончался, Царство ему Небесное и вечный покой!
Храните молитву, не спешите жить, не спешите на молитве. Со вздохом и слезами обращайтесь к Богу, тогда-то молитва будет услышана, и Господь отвратит от нашего русского народа эту страшную смертоносную чуму. Божией помощи, крепости, не терять веры с надеждой на Бога и любовью к Нему в молитве. С праздником, дорогие!