Накануне праздника совершили всенощное бдение с акафистом Игумену Земли Русской — преподобному Сергию Радонежскому.
Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник преподобного Сергия Радонежского
Приветствую вас, дорогие о Господе всечестные отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры нашей святой обители и наши дорогие паломники, православные христиане, с праздником в честь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца!
Великий и преславный угодник Божий Земли Русской преподобный отец наш Сергий от юности возлюбил Бога, возлюбил Церковь и молитву. В дни юности своей он определил себя на иноческую жизнь. Но когда он просил благословения у родителей уйти в монастырь, то они его упросили подождать, пожить с ними, похоронить их, а потом уже идти в монастырь. Исполняя послушание родителей, он некоторое время жил с ними, помогал им, а после их кончины ушел в уединенное место, как сказано в Радонежские леса, и там он был наедине с Господом, Которого возлюбил всем своим существом. Но когда узнали, что есть такой отшельник, подвижник, то к нему стали приходить люди, которые вместе с ним пожелали подвизаться, служить Богу и людям. Таким образом и было положено начало обители преподобного Сергия, которая теперь красуется на весь мир – Троице-Сергиева лавра, где подвизаются многие иноки, куда приходит неисчислимое количество паломников – к преподобному, к его святым мощам. И он, как источник живительной воды, своими мощами утешает, помогает, исцеляет и светит всему миру своим благодатным светом: верой, любовью, чистотой, молитвой, постом, подвигом пустынным. И днесь, и ныне он совершает великие чудеса, о которых многие говорят, почему и верующие приезжают в обитель не только в первый раз, но и во второй и в третий, чтобы просить молитв и заступления у преподобного Сергия, а потом они приходят и благодарят. И такие свидетельства были еще и при моей жизни в Лавре, когда люди приходят с различными болезнями, просят преподобного о помощи и он помогает им.
Преподобный Сергий является игуменом Всероссийским, потому что через его благословение его учениками были основаны многие монастыри, особенно в северной части нашей Руси. А что касается паломников, то мне как прожившему там двадцать с лишним лет, известно – со всего мира приходят верующие люди, преклоняют сердца и колена у святых мощей преподобного Сергия. Молитва не была забыта в обители преподобного Сергия: и в лютую годину народ не оставлял Лавру преподобного Сергия – она была закрыта с 1926 по 1946 год, но люди приходили к стенам Троицкого собора, касались своими руками и преклоняли свою главу у стен, где находятся мощи преподобного Сергия, прося его благословения.
В 1946 году Лавра была открыта. Это была радость для всей нашей родной России. Зазвучали колокола, зазвучала молитва, появилась монашеская жизнь, Духовная Семинария и Академия, в которой Господь ссудил и мне быть: в семинарии 4 года, в Академии 4 года и 3 года в Аспирантуре — все это в стенах Московской Духовной Академии, в Лавре преподобного Сергия. Даже в лихую годину безбожного правления, безбожного гонения на Церковь, молитва у преподобного не прекращалась, не оскудевала монашеская жизнь – шли иноки, чтобы служить и молиться Господу. Это было утешением, радостью, бодростью и подкреплением жизни духовной в нашей России от мощей преподобного Сергия. Известный наш историк Ключевский, преподаватель Академии духовной и Московского университета сказал: «До тех пор, пока будет гореть лампада у преподобного Сергия, наша вера православная не прекратится». А она горит и сейчас, слава Богу, есть кому и зажигать.
Благодарение Богу что больше двадцати лет я пребывал у преподобного Сергия и как студент, и как послушник, и как помощник, а потом и руководитель Лавры. Благодарение Богу, что Господь почтил меня этим достоинством. Я считаю это великим счастьем в своей жизни, что я пребывал в стенах Лавры преподобного Сергия. Оттуда я черпал в своей юности утешение, бодрость и духовное наставление и от преподавателей, от профессоров Академии и от духовных старцев. Это было особое духовное подкрепление и формирование моей жизни от юности до средних лет. Оттуда я был направлен в Иерусалим, где пребывал членом Духовной Миссии, а затем и секретарем. Затем испытал приходскую жизнь – полтора года был настоятелем Казанского храма в городе Ельце и секретарем Воронежской епархии. А затем я снова вернулся в Лавру преподобного Сергия, где меня назначили благочинным лавры – пять лет, и два года мне пришлось возглавлять Лавру в качестве наместника по благословению святейшего патриарха Пимена.
Когда меня позвали на архиерейское служение, я был в келье своей в монастыре. Сейчас кандидатов в архиереи вызывают на Синод и опрашивают члены Синода. Меня никто не спросил. Мне позвонил Владыка Арсений, говорит: «Прими валерьянки, а потом скажу почему я делаю звонок от патриарха». Ну вот и сказал. Позвонил в среду, а в пятницу уже было наречение меня в архиереи. Меня не спросили, но повинуясь Патриарху и Синоду я дал свое согласие, так было положено по Уставу наречения в архиереи. И таким образом совершилась моя хиротония в архиереи. В келье, когда мне позвонили, я залился слезами – слишком дорога была для меня Лавра преподобного Сергия, я сказал бы, родней родного дома. Я сроднился духовно с братией обители и поскольку было поручено мне быть начальником, то моя сердечная забота была о каждом иноке Лавры. А беспокойство было немалое – враг сеет всякие сомнения и подставляет свои препоны, валуны и преграды, но милость Божия хранила меня. В своем слове на архиерейской хиротонии я сказал: «Там где страдал и был распят Христос, оттуда и я пришел в Лавру из Иерусалима, подкрепленный подвигом нашего Господа, Его искупительной жертвой Голгофской и Гробом Господним. И как апостолы, когда они разошлись от Гроба Господня и от гроба Матери Божией, так и я вышел оттуда уже наделенный милостью Божией для того, чтобы стать потом архиереем Русской Православной Церкви». Я был назначен в Алма-Ату, в Казахстан. Многотысячные километры преодолевал я по степям и дорогам Казахстана, но не ленился. Пароходом, самолетом, поездом, машиной совершал я длинные дороги в Казахстане для того чтобы побыть и везде послужить Богу и людям. Благодарение Богу за все! Не для гордости, а просто для вас скажу – я не посрамил своего имени архиерейского и своего служения. И хотя Кураев по-всякому меня обзывал, но Бог ему судья. Пред Богом, пред Церковью и перед своим народом я не посрамил чести и достоинства – ни человеческого, христианского, ни архиерейского. И ныне я приношу благодарение преподобному Сергию, что он сподобил меня и служить, и возглавлять служение в его великой Лавре Русской Православной Церкви.
И поскольку среди нас сегодня есть именинник, священник Сергий, клирик нашей обители, который носит имя преподобного Сергия, то мы от чистого сердца, отец Сергий, приветствуем тебя с днем Ангела твоего! Желаю милости Божией, желаю пронести Крест Христов, который на тебя возложен в служении Его святой Церкви, с честью и достоинством. «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» — сказал Господь. Как бы трудно не было, какие бы испытания нас не постигли: «Иго бо Мое благо» — говорит Господь, и бремя Божие легкое. Меня врачи предупреждали, что я доживу до 50-ти лет. А я дожил до 80-ти лет – потому что с Богом. Желаю тебе здоровья, помощи Божией, крепости сил, сохранить верность Богу и людям, и нашей святой Православной Русской Церкви! Помощи Божией, здоровья, крепости, радости и многая, многая, многая лета!