День памяти игумении Елисаветы

4 июня 2019 года в обители почтили день памяти настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). По окончании Божественной Литургии в часовне на месте упокоения матушки Елисаветы была совершена панихида.


Проповедь митрополита Евсевия в день памяти игумении Елисаветы, произнесенная им перед началом панихиды

Всечестная мать настоятельница, дорогие наши сестры святой обители, отцы, братья и сестры! 

Сегодня в этот солнечный пасхальный день мы поминаем матушку игумению Елизавету. Она оставила этот мир как раз вот в такое время — вокруг пасхальная радость, природа утешает и радует человеческую жизнь, но скорбело сердце наше о внезапной кончине матушки после ее многотрудной жизни по восстановлению этой святой обители. 

Тот, кто помнит ее, тот был свидетелем ее трудов. Как человек, после страшной войны возвращаясь в свое селение или в город, видит, что от его дома остались лишь руины и может только проливать слезы, так и мы с матушкой пришли на это место. 

Мне вспоминается картина, находящаяся в Псково-Печерском монастыре, где изображен пророк Иеремия, возвратившийся из Вавилонского пленения во град Иерусалим. Сидя на камне он оплакивает былое со скорбью, слезами и с болью в сердце. Так и мы пришли на это место после разрушительного пленения безбожной властью нашей родной Руси. 
Мы переживали, но не плакали. Почему? Потому что надежда и вера воодушевляла нас, что мы не просто пришли к этому разрушению. У нас есть цель — восстановление нашей поруганной святыни. Знаю о том, каких трудов стоило воссоздавать эту обитель в былой красоте. Прежде всего — это послушание матушки Елизаветы. 

Послушание ее началось с Троице-Сергиевой Лавры. Мы были духовными чадами дивеевских монахинь, которые проживали рядом с Лаврой. Их я нередко причащал, потому что они были уже немощные. Там я встречал сестру Татиану, как звали матушку до монашества. Она тоже ходила к этим монахиням и помогала им в домашних делах. С той поры у нас и осталось духовное родство. И когда я увидел, что здесь нужны труженики, я позвал матушку сюда — у нее было образование и духовное, и светское, а самое главное — сердце ее горело к Богу, стремилась она послужить нашему Спасителю. Тогда очень сложно было собрать и сестер, и духовенство — ничего не было, никого не было. Но была уверенность и надежда, что Господь Сам позаботится и пошлет Свою милость на это святое место, и Матерь Божия пошлет Свой Пречистый Покров над всеми нами. 

Да, мерзость запустения была здесь — повсюду руины, щебень, грязь. Здесь был деревянный магазин, где собирались бомжи и пьяницы.
 

Мы спрашивали молитв у отца Кирилла, духовника Лавры, мы спрашивали молитв и поддержки отца Лаврентия, отца Наума, не один раз матушка Елизавета ездила к отцу Николаю на остров Залит. И мы получали духовную поддержку от наших старцев. 

Слава Богу, 10 лет матушка трудилась на этом месте. Но не только ради этого святого места она трудилась. Она трудилась, можно сказать, ради всей России. Открывали перед ней двери и духовные руководители, и гражданские — везде она несла слово Божие и слово о святой Елеазаровской обители. Отозвался наш президент Владимир Владимирович Путин, другие руководители правительства стали как могли помогать — и эта разруха в скором времени исчезла. Обитель восстанавливалась, украшалась, утверждалась и ширилась. Стали собираться сестры, которые стали поддерживать матушку и молитвой, и словом утешения. Вот я вижу мать Ксению здесь, она была первая помощница матушки. 

Здесь на месте игуменского дома стояла избушка, в которой жил в свое время старец, духовник дореволюционный, иеросхимонах Гавриил. Он теперь в лике святых прославлен в нашей Церкви за свой молитвенный подвиг, за свою любовь к народу, к Церкви, к Богу. 

Мать Елизавета официально проживала здесь, но на самом деле она не знала покоя. Она постоянно была в разъездах, добывая копейку, добывая помощь на строительство этой святой обители. Ей все было подвластно с помощью Божией, молитвами старцев и беспокойным сердцем своего архиерея митрополита Евсевия. Редкие дни бывали, чтобы я не посетил эту обитель и не посмотрел на то, как ведутся работы по восстановлению святой обители. 

Я только удивлялся, как она успевала заручаться поддержкой среди руководителей и Церкви, и нашего Государства. Матушке Елизавете приходилось совершать свои пути в разные города, в разные страны — и самолет, и поезд, и автомашины — все было направлено на то, чтобы только найти возможность восстановить эту святую обитель. Матушка с помощью сестер и добрых людей составляла брошюры об этом месте. С этими брошюрами она входила в кабинеты руководителей, чтобы показать как возрождается святая обитель. 

Сегодня день кончины матушки Елизаветы. Ее кончина последовала внезапно — после нескольких операций в Москве она отошла ко Господу. Она не смогла увидеть красоту этой святой обители своими глазами. Она застала только руины. Но всеми силами она создавала все условия для молитвы сестер и для торжества нашей Православной Церкви. 

После Вознесения Господа на небо, святые апостолы и жены-мироносицы разошлись во все края земли с проповедью о славе Божией, об учении Евангельском, призывая всех к молитве и доброй жизни. Их последователями в наши дни стали тоже великие подвижники, многих из которых мне приходилось отпевать. И отца Иоанна (Крестьянкина), и схиархимандрита Александра, насельника той же обители, и отца архимандрита Льва, и архимандрита Павла (Кравец) из Дедовичей, и матушку Елизавету, и матушку схиигумению Людмилу (Ванину), и отца Гермогена. С болью в сердце и с любовью мы провожали в последний путь нашего дорогого и любимого старца всероссийского отца Николая и многих других старцев, особенно в последнее время. Это какое-то промыслительное действие Божие, что наши старцы уходили один за другим. И я бы сказал, старцы высокого духа и молитвенного подвига. 

Они не знали покоя ни днем, ни ночью, трудясь ради народа Божия, ради восстановления святых обителей, храмов и святынь нашей Русской земли. Наш долг — помнить подвиг их трудов и молитв. Они ушли в вечность и для них там — радость вечная у престола Божия, которую они восприняли за свои труды, за свой подвиг, за свою молитву и за то, что они оставили нам эту красоту своих трудов — и эту святую обитель, и другие храмы и обители нашей Псковской земли. 

Помолимся Господу, чтобы Он простил им прегрешения вольные и невольные, и матушку нашу настоятельницу, усопшую игумению Елизавету увенчал бы венцом небесным.