За богослужением молились: настоятельница монастыря монахиня Мария (Корх) с сестрами, прихожане и гости праздника.
По завершении богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь. И далее все участники торжества с чином Панагии направились в монастырскую трапезную.
Слово митрополита Евсевия в неделю 17-ю по Пятидесятнице и день памяти священномученика Евсевия
Всечестные отцы, всечестная мать настоятельница Мария, сестры святой обители сия, возлюбленные о Господе братья и сестры! Всех вас душевно приветствую с этим особым благодатным праздником Воскресного дня и памяти моего покровителя, небесного заступника, пострадавшего в III веке за имя Христово, украшающего нашу небесную Церковь, ну и земных не оставляющего.
Воскресный день. Сегодня Евангелие начиналось словами: «Как хотите чтобы с вами поступали, так и вы поступайте». А в народе так и говорят: какою мерой меряешь, такой тебе возмерится; что посеешь, то и пожнешь. Вот эти слова касаются и нашего сердца, и нашей с вами жизни: как хотите чтобы с вами поступали, так и вы поступайте. Ну, я думаю, никто не пожелает чтобы с вами поступали плохо, значит и мы должны поступать только хорошо, а не плохо. Эта заповедь исходит из заповеди Божией, которую Он сказал богатому юноше: «Аще хочеши наследовать Царствие небесное – возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всей душою твоею и всем помышлением твоим, и ближнего твоего как самого себя». Конечно, мы далеки от всего этого, но чувство нашего сердца, чувство нашей души всегда напоминает нам об этих словах Господа: чтобы наследовать жизнь вечную – возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, возлюби ближнего твоего как самого себя.
Заповедь Божия, данная в Эдеме, то есть в раю небесном – хранить и возделывать рай, хранить и возделывать. И согласно с нашей совестью всегда, когда мы садим саженец, мы его поливаем, ухаживаем и ожидаем, чтобы он рос и принес плод – ради чего мы и сажаем этот саженец: яблоню, вишню, черешню и другие злаки. Также и слова Господа, обращенные ко всем нам, касаются нашей совести и призывают нас всегда трудиться ради вечной жизни, чтобы принести Богу плод нашей души. Мы ищем духовных отцов, чтобы их послушать, чтобы от них взять пример, чтобы зов небесный не умолкал в нашей душе.
Сегодня память моего небесного покровителя, моего Ангела, 25-ти лет от роду я принял это имя в свое сердце. Конечно, я и не прощался с именем, которое имел в крещении – Николай – я его не забывал и не забываю, но и священномученика почитаю Евсевия. Вот те книги, которые напечатаны от моего имени – и в первой книге, которая именуется «Служитель Церкви Христовой», на первых страницах помещены старцы с которыми мне пришлось встретиться в своей юности и от которых я питался духовно. Семена веры и молитвы посеяла в моем сердце моя родная мать Анна. А потом мое сердце стало устремляться к тем, о которых я слышал: что вот там живет старец, там живет священник, почитаемый народом – вот туда и стремилось мое тогда еще детское сердце. Первые священники города Ельца были известны мне, а затем, по поступлении моем в семинарию к нам из Алма-Аты был назначен старец архимандрит Исаакий в город Елец. Ну и с того момента он стал близок и для меня, и для почившей матушки игумении Людмилы, которая была игуменией Снетогорского монастыря. Мудрый старец, опытный старец, его называли «ходячая энциклопедия» – на каждый вопрос он мог ответить достойно, научно и душевно. Его можно было слушать часами, как Иоанна Златоустого. Он в книгу не смотрел, говорил что говорило его сердце, что говорила его душа. Заботливый, внимательный, аристократ, всем умел поклониться с серафимовской улыбочкой пасхальной, всем как мог оказывал внимание, заботу, а самое главное – он знал, что нужно сказать, что питает душу человека. И не только он в моей жизни был старцем духовным, духовником. В семинарские годы я пользовался назиданием и тех старцев, которые были в Лавре, вернувшись из заключений, из тюрем, из ссылок, пережив многое во времена гонений безбожной власти. От них, как мог, я и старался взять что-то полезное и для своей жизни, что я чувствовал душой и сердцем. Слава Богу, в мое сердце постучалась благодать Божия и голос Божий, который позвал меня в обитель Троице-Сергиеву – 25-ти лет я перешел из Академии, после 3-го курса, в Лавру. Продолжая учебу в Академии, я нес послушания от послушника до наместника Лавры. Все прошел послушания, не чуждался ничем. Но вот пришло время, когда я должен был оставить Лавру: так патриарх Пимен и Синод распорядились, чтобы позвать меня на Архиерейское служение и я был позван. Владыка Арсений, тогда келейник патриарха, сказал: прими валерьянки, потом скажу почему я тебе звоню. Ну через малое время он позвонил и говорит: приезжай в пятницу – будет наречение, ты избран на епископское служение. Можете поверить, можете нет – я залился слезами, я об этом не помышлял и говорю старшим: я полюбил Лавру, полюбил свою келью и большего ничего не желал. Ну и послушание, говорят – сам не бери, а что дают – бери. Ну вот и получилось так, что я по благословению священноначалия стал архиереем. Это было 1 апреля 1984 год – когда я был позван на Архиерейское служение и мне вручили Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию.
С того момента и по сей день я ношу архиерейское достоинство. И хотя меня обвиняли в различных грехах, но Господь весть, знает мое внутреннее расположение. Может быть по природе человеческой я подвержен соблазнам — когда что-то услышу, когда что-то увижу, когда на исповеди скажут – в мыслях всякое гнездилось, может быть и гнездиться – враг не спит. Но человеческого достоинства я не терял, христианского звания я не омрачал, архиерейского служения я не опорочил. Господь знает мое сердце и душу, но и перед народом я тоже хранил верность. Я не мог допустить чтобы носить архиерейское звание, облачаться в прекрасные облачения – которые я не покупал, а мне дарили – если я поганый и оскверненный грехами. Я не мог этого допустить. И когда люди что-то говорят, они конечно подвержены соблазну и смущению, когда о духовенстве говорят вот то-то и то-то, и то-то. Но я за других не свидетельствую, а говорю: я не мог одеться в архиерейские одежды, если я что-то нарушил, вопреки совести, вопреки правил церковных и вопреки своего архиерейского достоинства. Для меня очень близки слова, которые я сейчас читал в Евангелии, когда Христос о Себе сказал, но дает пример всем последующим: «Аз есть пастырь добрый и знаю моя, и знают Мя моя, яко же знает Мя Отец и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овцы». Простите пожалуйста меня, я при таком вот своем нетерпении слез сказал: у меня родной отец погиб на войне, характером был строгий и крепкий, а мать была слабенькая и слезливая. Я характер взял видимо от отца, а от матери перешло ее сердце в мое сердце и в мою душу – понимаю всегда нужду человека близкого, да и всех. И скажу, как владыка Питирим, митрополит почивший, который был председателем журнала «Московская Патриархия». Он тоже душой всегда был связан и имел общение со старцами, даже с карагандинским отцом Севастианом и последующими, хотя внешне этого не показывал. И он в своем слове как-то сказал: «Хотелось бы одеть всех раздетых, которые в холодную погоду замерзают. И если бы было у меня одеяло для всего мира, я бы им прикрыл от холода всех». Вот так хотелось бы помочь всем, но нет возможностей человеческих.
Дорогие отцы, братья и сестры! Я благодарю всех, особенно в сегодняшний день, кто пришел помолиться вместе со мной и усугубил мою молитву в этот торжественный молебен. Пусть он будет принят нашим Господом! Матерь Божия да сохранит нас всех под Своим светящимся омофором! И мой небесный ангел да будет утешителем для всех вас! Божией милости, Божией крепости, благодарность моего сердца и поклон земной за ваши молитвы, за ваше усердие: и певчим, и всем кто сегодня пришел, осенял себя крестным знаменем при воспоминании моего имени. Спасибо вам! Божией помощи, Божией милости, крепости, радости! Будем веровать, будем жить с помощью Божией. Здоровья, крепости сил и всего самого доброго желаю от моего сердца! Где бы я ни был, но в своем сердце поминаю всех тех, с которыми жизнь моя соприкоснулась, а о всех остальных, врученных мне Господом, пастве Псковской непрестанно прошу: Господи сохрани вся православная христиане моей Родины России! Храни Господь вас! С праздником!