Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни игумен Спиридон (Иващенко), наместник Иоанно-Богословоского Савво-Крыпецкого монастыря игумен Савва (Комаров), старший клирик Спасо-Елеазаровской обители иеромонах Серафим (Козулин) и клирики монастыря священники Герман Горяев и Кирилл Дмитриев.
За богослужением молились настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Евфросиния (Головнева), настоятельница Спасо-Казанской обители города Острова игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обителей, многочисленные прихожане и паломники. Божию службу своим пением украсили архиерейский хор под управлением Л.Б.Быковой и хор сестер обители.
По окончании Литургии Владыка митрополит возглавил праздничный молебен с крестным ходом к часовне Преображения Господня, где совершил чин освящения фруктов нового урожая. По традиции только с этого дня верующие начинают вкушать яблоки, виноград и другие фрукты.
В завершение молебного пения было пропето величание праздника Преображения Господня и провозглашены традиционные многолетия. Затем Псковский Архипастырь обратился к духовенству и богомольцам со словами приветствия и сказал: «Всечестные отцы, всечестные матери игумении, сестры святой обители, и наши дорогие во Христе братья и сестры! Всех вас душевно приветствую с престольным праздником нашей святой обители – Преображением Господним. Что значит «Преображение»? Преображение это видоизменение. Вот вчера непогода была, небо было затянуто тучами, дождик моросил, а сегодня — какая красота небесная! Это и есть преображение природы, изменение в лучшую сторону.
Так было и в Преображение Господа. Он со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошли на гору Фаворскую. Путь не близкий на эту гору, она очень высокая, и восхождение на нее не короткое, а долгое. И когда они взошли на гору, то естественно, физически они устали, а Спаситель отошел от них еще выше и предался святой молитве. Но когда апостолы после отдыха проснулись, то увидели Христа преображенного и в лице, и в одеждах, а перед Ним стояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Осенило их облако небесное, и слышен был голос Самого Бога Отца, Творца Вселенной, как при крещении Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». И апостол Петр от такой радости воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быти. Мы сотворим три кущи, — палатки в нашем понимании, — одну Моисею и одну Илии». И святая Церковь возвещает, что Преображение было предвестием страданий Христа. Каким предвестием? Таким, что Христос изменил Свой облик и с Ним были Моисей и Илия, а апостолы почувствовали особую небесную радость. От чего? Потому что Христос преобразился не как обыкновенный человек, а как Богочеловек, предвозвещая Свои страдания крестные в Иерусалиме, как сказано в Священном Писании.
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Праздник Преображения – это праздник света, Божественного Света, не естественного, а небесного Света — о чем учили наши святые отцы, и чего они достигали постом, терпением и молитвой. Они приобретали не обыкновенный, не естественный свет, а Фаворский свет, как о нем учил святитель Григорий Фесалонитский, который сам испытал подвиг молитвы, поста и терпения, подвизаясь на святой горе Афон. И он потом написал книгу и учил о Божественном, Фаворском свете. И нам известно из житий святых, что и другие преподобные отцы также достигали особого, благодатного озарения Фаворским светом. Достижение этого света доступно каждому человеку, если он оставит грех, если он будет в молитве, предастся воле Божией, живя в терпении, с благодарением и покаянием. Если мы находимся во грехе, то мы никогда не почувствуем, не увидим и не приобретем Божественного, Фаворского света. А вот преподобный Серафим Саровский уходил в пустыню, тысячу дней на камне он с воздетыми руками молился о народе, о России, и его лицо тоже преображено было. На него, преображенного, было смотреть и приятно, и радостно, потому что он светился именно не земным, не естественным, а Фаворским, Божественным светом. Такого достигали многие подвижники. Это доступно каждому, и нам, живущим на земле. Небо зовет всех нас, голос Церкви призывает всех нас взойти на гору Фаворскую через труды, покаяние и молитву, через чтение слова Божия. Тогда и мы можем достигнуть вершины Фаворской горы, достигнуть и озарения Божественным светом. Только бы нам переродиться от греховной жизни к праведности. Как святые преподобные отцы — все земное приобретение они считали за мусор — они искали небесного богатства, небесного света, небесной радости. К этому призывает и нас ныне особо святая Церковь. Чтобы и нам просветиться, утвердиться в молитве, в радости, в Божией красоте и небесной славе, которой да не лишит нас Господь в вечной жизни. С праздником вас!
В память о престольном торжестве в святой обители и радости молитвенного общения настоятельница монастыря игумения Евфросиния преподнесла Псковскому архипастырю образ Пресвятой Богородицы «Троеручица» и пожелала дорогому Владыке многая и благая лета.
Также митрополит Евсевий совершил заупокойную литию в новопостроенной часовне над могилой почившей настоятельницы Елеазаровской обители игумении Елизаветы (Беляевой).