В 2018 году исполняется 100 лет со дня мученического подвига Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.
С чувством особой радости Православная Церковь совершает память святой Преподобномученицы, жизнью засвидетельствовавшей свою веру и любовь ко Христу.
11 октября 2018 года — день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 100 лет назад в этот день из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.
Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.
В Спасо-Елеазаровском монастыре в этот день особый праздник – нижний храм Собора Трёх Святителей освящен в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Накануне праздника в этом храме было совершено всенощное бдение с литией. В сам день праздника утром был отслужен водосвятный молебен. За Божественной Литургией молился митрополит Евсевий (Саввин). По окончании Литургии владыка возглавил молебен святым преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре.
После богослужения Высокопреосвященнейший владыка поздравил всех с престольным праздником и произнёс проповедь, и далее все прошли в надгробную часовню, где была совершена заупокойная лития по первой настоятельнице и строительнице обители игумении Елисаветы (Беляевой), которая имела Небесной Покровительницей Великую княгиню Елисавету.
Отрывок из книги «Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны», написанной митрополитом Анастасием (Грибановским) и изданной в Иерусалиме в 1925 году.
Скрывая свои подвиги, она [Великая княгиня Елисавета Феодоровна] являлась перед людьми всегда со светлым улыбающимся лицом. Только, когда она оставалась одна или в кругу близких людей, у неё на лице особенно в глазах проступала таинственная грусть-печать высоких душ, томящихся в этом мире. Отрешившись почти от всего земного, она тем ярче светила исходящим от неё внутренним светом и особенно своей любовью и лаской. Никто деликатнее её не умел сделать приятное другим — каждому соответственно его потребностям или духовному облику. Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоватся с радующимися, что обыкновенно труднее первого. Не будучи монахиней в собственном смысле этого слова, она лучше каждой инокини блюла великий завет Св. Нила Синайского: «блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога». Найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было всегдашним стремлением её сердца.
(…) Как чудное видение, прошла она [Великая княгиня Елисавета Феодоровна] по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.
Как чудное видение, прошла Великая княгиня Елисавета Феодоровна по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.
Такие образы имеют непреходящее значение: их удел вечная память и на земле и на небе. Не напрасно народный голос ещё при жизни нарек её святой.