Игуменья Елисавета (Беляева), настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря
Теория «Москва – Третий Рим» – это теория не светская, это богословское учение Вселенской Православной Церкви и одно из основополагающих начал Русской Церкви. В чем суть теории Третьего Рима? Ветхозаветный пророк Даниил повествует об истории трех царств: Вавилонского, Персидского и Греко-Македонского. Эти три царства в ветхозаветный период сохраняют народ богоизбранный, народ иудейский, который является ковчегом завета для всего человечества. Именно в этом народе ожидается пришествие в мир мессии, спасителя всего человеческого рода. Эти три ветхозаветных царства сохраняли порядок во всем мире. Были сильный народ, сильное царство, вокруг которого формировалось все языческое человечество. Именно это царство обеспечивало сохранность богоизбранного народа.
Спрашивается, почему на тот период истории Господь не дал богоизбранному народу своего царства. А потому и не дал он ему царства, что тот самый народ ждал пришествия своего царя, мессии. Ждал царя израильского и уповал на то, что явится в мир царь, который обеспечит ему господство над всем человечеством. Ждал царя и воцарения царства иудейского. По сути, если взять ветхозаветный период, это было ожидание четвертого царства.
И вот этот царь явился в мир. Он явился в народе израильском, и народ израильский сразу вопросил о том, тот ли это мессия, который обеспечит господство ему над всем человечеством. Надо сказать, что как только родился Христос на Земле, то первое, что испытал богомладенец, – это гонения от царей, которые царствовали в то время на Земле. Царю Ироду, правившему в той самой стране, где родился Христос Спаситель, было возвещено восточными мудрецами, что на Земле явился царь царей.
И царь Ирод первым воздвиг гонения на этого младенца и совершил чудовищное преступление, убив четырнадцать тысяч младенцев в Вифлееме. Когда Христос вырос и стал являть миру чудеса, когда он стал известен всему Израилю, то еврейские книжники и старейшины приступили к нему с вопросом: «Ты ли есть царь иудейский?» То есть то, о чем мечтал Израиль, о чем он уповал, он искал исполнения в Иисусе Христе. Что ответил на это народу израильскому Царь Небесный? Господь Иисус Христос сказал: «Царство мое не от мира сего». Явление Христа Спасителя в мир – это явление величайшей тайны, которую Господь принес на Землю. Если мы обратимся к новозаветному учению – то все три синоптических Евангелия начинаются с повествования о том, как праведный Иосиф и Дева Мария идут на перепись в Иерусалим, дабы, по повелению римского кесаря, записаться в римское гражданство. Тем самым автоматически Господь Иисус Христос, поскольку его родители записываются как римские граждане, становится гражданином Рима. Господствующим царством, тем самым царством, которое обеспечивает порядок в мире, и народом, который являлся главным и сильным на тот период, были римляне. Иудея входила тогда в состав Римской империи. И в это царство, где царствует римский кесарь, является Царь Небесный, как гражданин Земли и как царь Небесного Царства. Это и есть тот самый Первый Рим, еще языческий, на фундаменте которого созидается будущая Византийская империя – Второй Рим. И в этом самом Риме как бы появляется государство в государстве. Другими словами, есть земной царь и земные подданные, а есть Небесный Царь, земной человек, Господь Иисус Христос, и уже есть его подданные – будущие наследники Царства Небесного.
Надо сказать, что Первый Рим, который изначально был языческим, а затем стал Великой Византийской империей, созидался как христианское царство и выстраивался на крови мучеников. Победа христианства пришла на Землю не с копьем и не с мечом; именно языческий мир попирал первых христиан, именно он гнал их, и языческие императоры уничтожали христиан сотнями и тысячами. И тем не менее, проливая мученическую кровь, христианское царство распространилось по всему лику Земли.
Мы видим, что к IV веку (381 год), когда утверждается Никео-Цареградский Символ Веры, а это Второй Вселенский Собор, – именно на этом Соборе обосновывается Второй Рим. Именно на этом Соборе принято постановление, что Константинополь становится Римом по праву Рима Первого. И мы имеем Рим Второй в связи с тем, что Рим Первый подвергся нападению варваров и пал. Поэтому теория новозаветного царства, как теория трех царств, – это теория блуждающего Рима. То есть географические границы Рима переносятся на восток, и Царь Небесный, как царь, пребывает в том народе, где хранится истина православия. Именно Восточная Византия стала тем самым ковчегом, который хранил истину православия для всего человечества, а западное христианство уже в то время подверглось ереси иудаизма (а ересь иудаизма именно в том и состояла, чтобы обосновать царство земное и не стремиться к Царству Небесному), и Западная Римская империя пала. Тем самым пал и Первый Рим.
Надо сказать, что Восточная Византийская империя имела свою определенную миссию: она была направлена на то, чтобы воспитать в своих недрах народ, который сумел бы до конца земного времени исполнять роль удерживающего земного царства. Параллельно с этим в жизнь человечества вошла тайна Небесного Царства, а тайна Небесного Царства и небесного устроения царства состоит в том, что когда придет Царство Небесное, то в нем упразднится все: всякое разделение, пол, всякая власть – духовная и светская, но останутся две основные составляющие: священство и царство. Каждый человек, который станет наследником Царствия Небесного, будет одновременно и священник, и царь. То есть он будет подобен Господу Иисусу Христу в образе Спасителя мира, и будет на нем и царство, и священство. Вот две отличительные особенности людей, которые будут наследниками Царствия Небесного. И поэтому православная империя созидается как симфония властей – духовной власти и светской. Духовная власть призвана к тому, чтобы иметь высокий уровень благочестия и высочайшее дерзновение перед Богом в молитве за земное царство, чтобы земное царство устроялось и жило по образу Царствия Небесного, и чтобы земной царь был прообразом и наместником Царя Небесного поскольку в господстве этого царства первоверховным правителем и царем пребывает сам Господь Иисус Христос.
Надо сказать, что царство Византийское было призвано к тому, чтобы воспитать народ, удерживающий от тайны беззакония. А что такое тайна беззакония? Апостол Павел прямо пишет, что тайна беззакония уже в действии, доколе не уйдет удерживающий. Как это понимать? Вот тайна пришествия Христа в мир. Раскрывается для всего человечества тайна Царствия Небесного, для всего человечества раскрывается возможность стать наследниками этого Царствия Небесного. И одновременно с этой тайной приходит в мир другая тайна – тайна беззакония. Она состоит в том, что обезьяна Бога, как называют святые отцы сатану, на конец веков, во исполнение всех времен, явит человечеству своего сына. Как Господь, Отец Небесный, даровал во спасение человечества своего единородного сына, Господа Иисуса Христа, – так сатана на конец веков явит миру своего сына, имя которому – антихрист. То есть сам Сатана не может никого родить, но он воспользуется услугами человека, и именно от неправедной жены, наполнением которой будет всякого рода порочность, явится эта, можно сказать, квинтэссенция всякого порока. Антихрист, человек, который соединит в себе злобу, ненависть и все возможные пороки, которым научилось человечество от врага нашего спасения – дьявола. Вот это – конечная точка существования земного царства.
Византия, как Рим Второй, чьей миссией было воспитание такого народа, который будет на конец веков исполнять роль удерживающего от пришествия в мир антихриста, свою миссию выполнила, поскольку такой народ был воспитан. Это были славяне, и прежде всего русский народ – восточные славяне. Надо сказать, что весь мир накануне падения Константинополя испытывал так называемые эсхатологические переживания, охватившие весь мир, то есть переживания о конце мира. Было пророчество Андрея, Христа ради юродивого во Влахернском храме, что с падением Константинополя наступит конец мира. Это пророчество, по сути дела, парализовало деятельность всей планеты, коснулось и языческих народов, а не только христианских.
Но пути промысла Божьего были совершенно иными. Основатель нашей обители, старец Евфросин, как раз в этот самый период, накануне падения Византии, оказывается в Константинополе и встречается с Патриархом Константинопольским, который передает ему, в знак основания нашей святой обители, Цареградскую икону Божьей Матери. Цареградская икона Божьей Матери изначально была хранительницей Рима. Явлена она была чудесным образом, точно так же, как и Тихвинская икона. Находилась она в Первом Риме, то есть в том самом Риме, который был столицей единой Римской империи, еще неделимой. В 1051 году, непонятно каким путем, по церковному преданию, эта икона оказывается в Византии, в столице Восточной империи, будущем Константинополе. И эту самую святыню, накануне падения Константинополя, византийский патриарх передает иноку Евфросину в знак основания Спасо-Елеазаровской обители. Тем самым незримо для всего человечества, пути промысла Божьего склоняются к тому, что эстафета Рима от Рима Второго переходит к Риму Третьему. Причем есть церковные документы, они напечатаны в нашем церковном праве, которые обеспечивают правопреемство от Рима Первого к Риму Второму и от Рима Второго к Риму Третьему. Надо сказать, что эти документы подписаны византийскими Патриархами, московскими Митрополитами, и это преемство было установлено на Стоглавом Российском Соборе.
Что касается инока нашего монастыря, старца Филофея, то старец Филофей был учеником преподобного Евфросина.
Как формировалось государство Третьего Рима? После крещения, которое было принято добровольно, под водительством князя Владимира, Россия подверглась очень тяжкому испытанию – монголо-татарскому игу. Если вдуматься в суть этого испытания и в причины, которые постигли Россию, то совершенно очевидно, что причиной такого тяжкого испытания для народа была княжеская междоусобица. Князь Владимир Красное Солнышко в своем языческом бытии имел много жен, и после его кончины мучениками стали его первые законнорожденные сыновья от византийской принцессы Анны – это мученики Борис и Глеб. Они были убиты своими единокровными братьями. И от этого разделения в княжеской династии пошло разделение по всему лицу русской земли. Грех правителя сказался на судьбе всего народа. Чтобы залечить эту рану разделения, понадобилось трехсотлетнее монголо-татарское иго, которое объединило русский народ в этой скорби. Но кто явился выразителем этого воссоединения для России? Прежде всего, эту миссию исполнил преподобный Сергий Радонежский. Именно он своими молитвами, своими трудами, своими воздыханиями примирял князей и устроял централизованное государство Российское вокруг Московского царства. Что интересно для русской государственности – что ее формирование протекало именно благодаря молитве и участию иночества. Именно преподобный Сергий понял ход истории, именно он явился для России той связующей нитью, которая соединила воедино всю Русь.
Преподобный Евфросин, младший современник преподобного Сергия, основатель нашей святой обители, принес на Русь эстафету Рима. Ту работу, которую проделал преподобный Сергий, как бы продолжил преподобный Евфросин. Созидалось именно государство Третьего Рима с его священной столицей – Москвой. Но в то время, когда Евфросин принес Цареградскую икону Божьей Матери в Спасо-Елеазаровскую обитель, ни мир, ни Россия еще не могли понять того предназначения, которое выпало русскому народу – именно исполнять роль удерживающего от прихода антихриста в мир. И надо сказать, что старец Филофей, ученик Евфросина, в пророческом откровении постиг ту миссию, которая выпала именно Третьему Риму, а эта миссия – удерживать мир от прихода царства антихриста. Мы с вами говорили о трех царствах в ветхозаветное время. В новозаветное время мы также имеем три Рима: Рим Первый, Рим Второй, Рим Третий, и четвертому, как возвестил миру старец Филофей, «не быти». Почему? Потому что ждал еврейский народ пришествия мессии – и мессия пришел в мир. Еврейский народ не принял, не узнал своего мессию, и до сей поры, в некотором своем количестве, пытается созидать то самое земное царство, и до сей поры ждет мессию. Да! Мессия придет к этому народу, но придет он уже в лице антихриста. И этот короткий промежуток царствия антихриста, как определяют его Священные Писания, три с половиной года – именно от этого и призван удерживать мир русский народ и российская государственность. Чем дольше простоит государство Третьего Рима – тем дольше будет отодвинуто во времени пришествие царствия антихриста. А вслед за пришествием царствия антихриста – естественно, будет второе пришествие истинного Царя Небесного. И будет явление Царствия Небесного всему человечеству. И будут явлены те, которые станут наследниками этого царства.
Что же такое Третий Рим? Третий Рим – это есть, по сути дела, проекция Царствия Небесного на Земле, на какой-то географической территории. И мы с вами действительно счастливы тем, что эта территория есть территория России. И тот самый сильный народ, удерживающий весь мир от прихода антихриста и наступления царства антихриста – это есть русский народ. И ослабление царства Российского и народа русского грозит гибелью всему человечеству. Осознание именно этой важной и ответственной миссии и своего служения перед Богом и человечеством должно коснуться сердца каждого русского человека, а особенно тех, которые наследуют в России власть, потому что грехи правителей, грехи власти грозят скорбью для всего народа. Если власть неблагочестива – значит, страдания постигнут весь народ. Грехи правителя ложатся на головы всего народа. Мы с вами сейчас живем уже не в монархическом государстве, разрушена теория властей. По сути дела, Третий Рим – это как бы однокрылый орел: духовная власть сохранена, монархическая власть уничтожена. Но даже и в этой ситуации Рим еще сохраняется, как именно то царство, в котором царствует Господь Иисус Христос. И поэтому все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы то царство, которое есть государство Третий Рим, все-таки выполнило свою роль и как можно дольше отодвинуло приход царства антихриста в мир. А это зависит от каждого из нас с вами: от уровня нашего благочестия, от уровня нашего покаяния, от уровня нашего подвига, который каждый должен принять на себя в такое непростое время. И дай Господи, чтобы Господь укрепил наш народ и дал ему сознание того, что он – не фашист, не шовинист, не националист, а что на нем лежит величайшая ответственность – быть народом крепким, народом сильным, народом, который будет отвечать перед Господом за судьбу всего человечества. И дай Господи всей нашей правящей власти понимать всю меру и всю силу ответственности за то, что будет совершаться в мире в последующие годы. Потому что власть, если она не приемлет на себя этой ответственности – то она и не имеет права наследовать власть в России. Спаси Господи.