Многие годы духовную помощь и поддержку оказывал матушке Елисавете митрофорный протоиерей Борис Николаев, который служил до 1996 г. в Малой Толбе. Это был старейший клирик Псковской епархии, друг и сотаинник отца Николая Гурьянова, с которым был дружен с 1958 г. Величайший знаток духовной музыки и автор книги о Знаменном распеве.
С 1996 года был назначен духовником в Московский Богородице-Рождественский монастырь, который возглавляет с 1993 г. игумения Викторина, одна из духовных чад отца Николая Гурьянова по Пюхтицкому монастырю.
В 1996 году окончательно утвержден план комплексной реставрации архитектурного ансамбля монастыря. Это позволило привлечь для проведения строительных работ бюджетные средства города для реставрации храмов, реконструкции жилых помещений и ремонта коммуникаций.
Главные же события, происходившие в обители, не были видны постороннему наблюдателю. Как ни велики были труды в области хозяйственной, они остались бы напрасными без становления духовной жизни обители.
С той поры, как протоиерей Борис стал духовно окормлять обитель, все чуждое и враждебное монастырю начало покидать его стены. Отец Борис учил не враждовать с незаконными арендаторами, а стараться решать все вопросы в духе любви и кротости, испрашивая у Бога помощи в деле возрождения поруганной святыни. Вопреки общепринятым представлениям этот способ оказался более эффективным, чем завоевания и метод «сильной руки».
Отец Борис молился о возрождении древнего московского монастыря, о стольном граде и его верующих, о которых всегда очень хорошо и тепло отзывался. Девяностолетний старец, прошедший суровую школу жизни, всегда оставался настоящим христианином и верным сыном Церкви.
Отец Борис был удивительно хорошо осведомлен о проблемах современной жизни, но никогда не позволял, чтобы суета и мирские отношения заслоняли собой в душах его пасомых главную, конечную цель христианина – Царство Божие. Он не жалел себя для ближних и делал все что мог на благо обители и для духовной пользы обращающихся к нему людей. Он шел исповедовать духовных детей, готовился к беседам с сестрами, не обращая внимания на усталость или боль. Свою последнюю беседу с сестрами отец Борис провел за несколько дней до кончины, когда уже с трудом вставал с постели.
Жил ли отец Борис в обители, на монастырском ли подворье – его распорядок дня практически не менялся. До последних дней и часов жизни он оставался тружеником духовной нивы и нес свой крест пастыря-священнослужителя. Он был человеком долга и исполнял свое служение, невзирая на болезни и немощь до последнего дня своей жизни. На все уговоры и просьбы поберечь себя, дать себе хотя бы некоторое послабление он неизменно отвечал: «Я должен…» Не было ни одного доброго начинания в обители, в которое не был бы вложен труд ее духовника, где не был бы услышан его совет, его благословение и напутствие.
До последней минуты жизни отец Борис сохранил ясный ум и прекрасную память. Он всех помнил и узнавал, напутствуя каждого к спасению так, как вразумлял его Господь и подсказывал его духовный опыт. Отец Борис не всех в одинаковой мере и степени известил о своем близком отшествии, но перед своей кончиной, последовавшей 29 декабря 2005 года, старался как можно лучше и ярче напечатлеть у каждого в душе учение о всеобъемлющей Божественной любви. Любовь была светлым сиянием лампады куликовских вдов: и ныне любовь затеплила ту же лампаду рукою старца.
Молитвами батюшки лампада, затепленная его рукой в нашей обители, не угасает.
Источник: http://www.mbrsm.ru/history/82-our-days.html