Праздник преподобных Евфросина и Серапиона. Собор Спасо-Елеазаровских святых

Радуйся, пустыне Толвы реки, / прежде непроходная и неплодная, / благословение Царьграда старцем Евфросином приимшая, / безмолвников и монахов множество возрастившая, / и храм триех святителей в себе имущая, / в немже днесь сошедшеся, / собор святых обители сея почитающе, молимся: / молите, преподобнии, / Церквам благостояние даровати, / и душам нашим велию милость.
Из службы праздника

28 мая 2022 года в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжество по случаю празднования памяти преподобных Евфросина и Серапиона,  и всех Спасо-Елеазаровских святых. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, вечером совершили всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка помазал всех освященным елеем.
 
В день праздника, утром отслужили водосвятный молебен, и затем состоялась Божественная Литургия. По её окончании был совершен крестных ход вокруг обители, и по его возвращении, митрополит Евсевий прочитал молитву преподобному Евфросину. Затем были провозглашены многолетия, и Высокопреосвященнейший владыка произнёс проповедь. 
 

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день памяти преподобных Евфросина и Серапиона, Спасо-Елеазаровских чудотворцев

Всечестные отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры святые обители сея, дорогие во Христе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с престольным нашим праздником памяти подвижника этой святой обители преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского!

Когда мы читаем жития святых Древней Церкви первых веков, то мы очень часто видим, что они подвизались, уходя от мира, чтобы быть наедине в молитве с Богом. Пустыня Сирийская, пустыня Египетская, да и наша русская земля с древних времен украшена подвижниками, молитвенниками Церкви Православной.

В наш век народ увлечен земными благами, тянется ко всему земному, ищет утешения телу и наслаждается красотой, одеждами и всякими забавами. А вот в древние времена, когда люди познавали веру Христову, то они старались уйти из этого мира, который служит соблазном для души и для жизни человека. Если мы посмотрим, чем сегодня занят народ, то увидим, что он так и стремится, чтобы иметь красоту мирскую – одежды и всякого рода краски и помазки: одеться покрасивее, обуться, выглядеть хорошо… То есть все внимание, вся забота человека современного занята только украшением внешним, а о душе своей, которая создана для вечности, мы мало заботимся, а то и вообще забываем. А лукавый занят только тем, как бы только оторвать человека от Бога, от Христа, от неба, от всего святого. И в этом большой недостаток человека, когда он занят миром, а не молитвой, не памятью о Боге, к чему и призывает все наше учение православное: уделить больше заботы украшению своего сердца, украшению своей души, богатству мира душевного.

И вот, празднуя сегодня преподобного Евфросина, подвижника нашей обители, нам важно усвоить, что преподобный знал прежде всего Бога, в Которого он уверовал. И это соответствует заповеди: «Чтобы наследовать жизнь вечную, возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем помышлением твоим». А чтобы стяжать мир, радость, кротость, смирение – нужно оторваться от этого мира, который притягивает с такой силой, что человек иногда забывает о душе, а привязывается только к благам этого мира и своей человеческой плоти. Вот почему мы и почитаем, и молимся им и просим помощи наших преподобных отцов: подвижников, пустынников, отшельников, постников. Потому что они знали только Бога – это и есть подлинная любовь к Богу, к вере, к Церкви. Молитва, служение – этим человек приобретает богатство духовное, чтобы наследовать и жизнь духовную, небесную со святыми. Священное Писание говорит нам о том, что «Царство Божие нудится», то есть трудом достигается, подвигом молитвы, поста и добрых дел.

Совершая память подвижников нашей Церкви, будем и себя настраивать так, чтобы живя в миру, иметь памятование о Боге, то есть, молитву к Богу, к святым. И, сообразуя свою жизнь с жизнью святых, мы можем сравнить, как они подвизались, почему они стали такими святыми. И когда мы будем сравнивать их жизнь с нашей мирской жизнью, то мы поймем, как мы далеки и от Бога, и от святых, и от богатства душевного, потому что мы заняты больше миром и все делаем ради мира и как мало дел для нашей души. Прежде всего, чтобы себя настроить на духовную жизнь – необходимо читать жития святых: какою дорогожкою они шли к Богу, какою дорогою они обогащали свое сердце, так и нам надлежит заботиться о душе и помнить о жизни вечной. Помнить, что этот мир мы покинем, но с чем мы придем на страшный суд, с чем мы явимся нашему Судии и Богу? Читая жития святых, будем просить Господа, Пречистую Деву Марию и святых угодников Божиих, чтобы нам укрепиться на дорожке, которая ведет нас к вечной жизни, к Богу, и будем хоть отчасти брать пример со святых, чтобы и самим приближаться к святости. Молитва, любовь к Богу, вера, хранение себя от мирской суеты и от дел греховных – это будет условием, чтобы и мы приближались к жизни небесной, вечной вместе со святыми. Божией помощи всем вам. Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!