Воспоминания очевидца о церковной службе в монастыре

Любя церковную службу, преподобный много заботился об ее уставности и благолепии совершения. Один новгородский священник, желая посмотреть порядки монастырские и послушать беседы преподобного Евфросина, посетил его обитель. Вот как он рассказывал новгородцам о совершении службы в Елеазаровском монастыре.

С наступлением вечера, началось всенощное бдение и до глубокой полночи, наслаждался паломник пением и чтением церковным. Затем, устав от продолжительной службы, он едва уже мог стоять и с трудом боролся с одолевшим его сном. Обратившись к одному из иноков, он спросил его: » скажи мне, брат, скоро ли окончится эта служба? Уже больше полночи совершается она, и у меня нет больше сил, продолжать молитву». «А вот наступит день, тогда и окончится служба», — ответил ему Елеазаровский инок. Ничего не сказал больше паломник и удивлялся и прославлял про себя молитвенные подвиги преп. Евфросина и его учеников. Чтобы не упасть от изнеможения, он обвязал себя вокруг полотенцем, концы которого прикрепил к кольцу в церковной стене, и так стоял до конца всенощного бдения, держась за полотенце.

Когда он возвратился в Новгород, то знакомые его стали спрашивать: «расскажи нам, как живет святой и по каким правилам живут в его обители иноки.» Помолчав немного, священник сказал: «братие, видели ли вы дерево, которое постоянно стоит , не нуждаясь ни во сне, ни в отдыхе. Так и святой пребывает со своим учениками, как железный с железными». «Пойдешь ли ты опять туда?»- продолжали спрашивать паломника. «Нет, немощен я, чтобы разделять с ними их подвиги», — ответил он.

Монастырский синодик

Основатель монастыря — святой Евфросин, +15 мая 1481 года.
Игумены:

Харлампий, ученик его
Игнатий, 1481 г.

Филофей
Памфилий, 1505 г.
Нифонт, 1514 г.
Феодосий, 1547 г.
Геннадий Медков, в 1554 г. переведен в Юрьев
Нил
Никон, 1587 и 88 г.
Иоасаф, 1601 г.
Савватий , 1605 г.
Феодосий, 1623 г.
Иосиф 1630, 36, 39 г.
Евфимий, в феврале , в мрте 1649 г.
Матфей, 1670-79 гг.
Тарасий, 1682 г.
Мисаил, 1684-89 гг.
Симеон, 1692г.
Парфений, 1694 и 95 гг.
Сампсон, март 1721 г.
Виссарион, ок.1730г. После — архимандрит Александровский Свирский.
Иосиф, 1742, 45, 47 гг.
Игнатий , 1751г.
Симон, 1752, 56 гг.
Варфоломей, 1761-64, 4 марта переведен в Московский Знаменский монастырь.
Дионисий, 1764-74 гг.
Герасим, январь 1774-80 гг.
Гедеон
Иосаф


Архимандриты:
Афанасий, переведен из Снетогорского в 1804г.; + 1810 г.
Афанасий Телятьев, 1810 — 19,  30 октября переведен в Новый Иерусалим.
Зосима Смирягин, с 1819 г.; +23 февраля 1821 г.
Иероним, с августа 1821 по июль 1823 г.; переведен в Боголюбов.
Мелетий Леонович, в 1823 г. переведен из Кутеенского, а в 1824 г. — в Киево-Братский.
Петр
Иннокентий Сельнокринов, в 1824-27 гг.; 23 хиротонисан в викария Московского
Антоний, 1827 и 28 гг.
Мельхиседек Золотинский в марте 1826 г. переведен из Вологодского Каменного Духова монастыря; 6 августа 1841 г. хиротонисан в викария Пермской епархии.
Антоний, 1841-45 гг.
Митрофан, в феврале 1845 г. переведен из Спасо-Мирожского монастыря; до 1854 г.
Порфирий, 1855-59 гг.
Полиевкт Пясковский, 1860-62 гг., 4 мая переведен в Вологду инспектором семинарии, а 31 мая назначен архимандритом Спасо-Прилуцкого монастыря.
Илиодор, декабрь 1862-66 гг.
Платон, август 1867 гг.
Николай, 80-е годы 19 в.
Игумен Дометий, 80-е гг.19 в.
Игумен Павел, 1895 гг.
Игумен Кирилл,1901 гг.
Игумен, затем архимандрит Иувеналий (Масловский), октябрь 1906 г.-ноябрь 1910 г.


Игуменьи:

Елисавета (Беляева) 2000-2010гг.

Визит Патриарха

…Много лет матушка Елисавета ратовала за возвращение из музея в монастырь его реликвии — чудотворного образа Спаса Елеазаровского. Это долгожданное событие состоялось 19 августа 2010 года — во время визита Святейшего Патриарха Кирилла. Но великие торжества происходили уже без первой игуменьи монастыря…

Передача чудотворной иконы Спаса Елеазаровского 19 августа 2010 года.

Выступление А.Д. Жукова и Святейшего Патриарха Кирилла

Слово заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова
при передаче русской Православной Церкви чудотворного образа Спаса Елеазаровского.


19 августа 2010 г., Псков, кафедральный храм Святой Троицы Псковского Кремля

Ваше Святейшество! В этот день мне выпала важная и очень приятная миссия – передать Русской Православной Церкви эту уникальную икону – Спаса Елеазаровского. Эта икона была написана еще в XIV веке и большую часть времени пребывала в Спасо-Елеазаровском монастыре, и поэтому называется Спас Елеазаровский. Икона после 80 лет возвращается в Церковь – это очень важное и знаменательное событие. Также важно, что она будет храниться в надежных условиях: изготовлен специальный киот, где будет поддерживаться специальная температура, чтобы святыня не испортилась. Также важно и то, что она будет доступна для всех верующих и всех, кто хотел бы ей поклониться.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь.

19 августа 2010 г., Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

Хотел бы всех сердечно приветствовать, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит, Ваше Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые Александр Дмитриевич и Андрей Анатольевич, с этим замечательным историческим событием – принесением чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась. В память об этом событии я хотел бы оставить монастырю изображение Царицы Небесной «Умиление» как знак моей глубочайшей признательности всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.


Пусть благословение Божие, источаемое на народ наш через святые чудотворные иконы, пребывает со всеми тружениками сей святой обители, монашествующими, с паломниками, а также со всей Псковской землей, с Землей нашей, с Отечеством нашим.


Я также хотел бы каждому из вас преподать иконочку с изображением Преображения Господня и моим Патриаршим благословением.


Пусть Господь хранит всех нас в мире, любви, единомыслии, в силе духа и чистоте мыслей. Аминь

Лития Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на могиле игумении Елисаветы (Беляевой)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил литию на могиле настоятельницы монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). Ему сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский Варсонофий, митрополит Псковский Евсевий, архиепископ Новгородский Лев, архиепископ Полоцкий Феодосий, многочисленные епископы, монашествующие и священники.


На литии присутствовали вице-премьер Правительства РФ А.С. Жуков, вице-спикер Госдумы Л.К. Слиска, губернатор Псковской области А.А. Турчак, другие официальные лица, жители Пскова и Псковского района.

Крестные ходы с иконой Спасителя

2
Важнейших крестных ходов до революции на Псковщине было пять:
1) весенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
2) весенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
3) осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
4) осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
5) крестный ход из Святогорского монастыря.

1

Крестный ход «Дорогой Спасителя» 12.07.2013 г., начало пути

 

Весенний крестный ход с чудотворной иконой Спасителя совершался в неделю о расслабленном – в четвертую неделю по Пасхе. Чудотворную икону в пятницу вечером приносили из Спасо-Елеазаровского монастыря в Варлаамовскую церковь и оттуда в воскресенье к литургии в сопровождении соборных икон приносили в Троицкий собор, а после литургии – на Спасское подворье Спасо-Елеазаровского монастыря.

В среду, на праздник Преполовения, крестный ход совершался из собора с чудотворным образом Спасителя и другими особо чтимыми соборными иконами на реку Великую для освящения воды. А затем их обносили вокруг всего города. В следующее воскресенье (в неделю о самаряныне) икону Спасителя относили в Варлаамовскую церковь и оттуда – обратно в обитель.

Осенний крестный ход из Елеазаровского монастыря с чудотворной иконой Спасителя был установлен в память избавления Псковской губернии от нашествия галлов. Святую икону приносили в Псков 5 октября, вечером ее встречало псковское духовенство с соборными иконами у Варлаамовской церкви и вносили в собор, где совершалось всенощное бдение.

7 октября, после освящения воды на реке Великой, ее вместе с печерской чудотворной иконой Божией Матери обносили вокруг всего города и затем относили на Спасское подворье. 13 октября чудотворную икону Спасителя уносили не сразу в монастырь, а в Великую Пустынь, к месту ее явления.

Вокруг города шли так. С хоругвями и большим соборным знаменем несли знаменитые мечи святых князей Всеволода и Довмонта. Святые князья открывали шествие для родоначальницы русских князей – княгини Ольги, икона которой следовала за ними.

Дальнейший ряд составлялся из икон Свято-Троицкого собора и заканчивался той иконой, в честь которой совершался крестный ход.

«Псковские епархиальные ведомости», 1869 г., № 23.

Для совершения крестного хода из Спасо-Елеазарова монастыря в город Псков требовалось 22 лошади для перевозок ризницы, книг, сосудов и прочих вещей, необходимых для крестного хода, так-же 22 человека носильщиков для несения икон и хоругвей.

Государственный архив Псковской области, фонд 340, опись 1, дело 21, лист 206.

Кроме двух крестных ходов в Псков, со Спасо-Елеазаровской иконой Спасителя совершались крестные ходы в соседние и далеко отстоящие от обители деревни – в погост Лисье, деревню Будович и окрестные деревни в Псковский уезд 27 декабря ежегодно; в Великопустынский приход Псковского уезда 13 октября; в город Остров для посещения домов жителей, благоговеющих к святыне, после пятой недели в понедельник шестой на семь дней; из города Острова святая икона Христа Спасителя посещала селения Жеребцовской, Гусаковской и

Грибулевской волостей; к 14 сентября икону Спасителя ежегодно приносили в Бельский погост и деревню Черемшу Гдовского уезда; в церковь Рожницкого погоста икону приносили к 28 октября; по приговору крестьян Жаборовского прихода Порховского уезда Александровской волости – в деревню Луги; по приговору крестьян Псковского уезда Остенской волости в деревню Орлово – 26 декабря для молебствия; по приходам Толвицкому, Верхолинскому, Кривовицкому, Торошинскому и Неготскому Псковского уезда – в разные сроки, по желанию усердствующих; ежегодно крестный ход в январе совершался в Изборск и другие погосты, лежащие на пути следования крестного хода; с 1 января со святой иконой Христа Спасителя для молебствия совершался крестный ход в Курокшский приход.

«Псковские епархиальные ведомости», 1896 г., № 23.

В день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла – покровителей моряков и рыбаков – крестный ход совершался на острова Псковского озера.

В 1810 и 1811 годах улов рыбы был крайне плох, островитяне впали в бедность, и оставалась только одна надежда – на помощь Спаса Всемилостивого.

Воодушевленные евангельским сказанием о чудесной ловле рыб на Галилейском море, островитяне, веруя, что Господь Иисус Христос вчера, днесь, Той же и во веки, в надежде на помощь и милосердие Его, положили крестным ходом нести на острова чудотворную икону Спасителя и обратить к ней свои молитвы. Объехав со святой иконой вокруг островов и окропив святой водой невода, они во имя Спаса Всемилостивого пустились в озеро и закинули сети.

Вскоре сети были полны. Ясно увидев в этом скорую помощь Божию, рыбаки возблагодарили Господа и с тех пор положили ежегодно накануне 29 июня привозить на острова святую икону Спасителя, каждый раз встречая и провожая ее крестным ходом вплоть до обители.

Из книги «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.

Возрождение монастыря

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь.  В 2005 г.  завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г.  Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

Мир, невежественный и бездуховный, отверг идею Старца Филофея, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжала гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь — огонь Жизни Вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита (Талабск), который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия жил отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя.

Батюшка Николай Гурьянов был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, — пятьдесят лет жил рядом с Елеазарово. Он был связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца. Многие  годы отец Борис духовно наставлял насельниц обители святого Евфросина с  первых дней ее восстановления.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды.

Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в мае 1989 года.

Колокольня Трехсвятительского Собора  была одной  из первых колоколен на Псковщине, где прежде строили звонницы или «храмы под колоколы». Елеазаровскую колокольню называли «византийской свечой». Она была шестигранная, причем пять граней — одинаковые, а шестая — большего размера. Ее разрушение привлекло внимание общественности к состоянию оставшихся к тому времени из всех монастырских зданий. К министру культуры России Е.Ю.Сидорову с открытым письмом через средства массовой информации обратился академик Д.С.Лихачев. Он писал,что неоднократно пытался привлечь внимание министерств культуры СССР и России к состоянию исторических и архитектурных памятников Пскова, просил выделять средства на их реставрацию. При этом указывал на особенное бедственное состояние двух их них — соборов Крыпецкого и Елеазаровского монастырей.

Из федерального бюджета были выделены средства на консервацию собора. По зданию гендирекции «Псковреконструкция» реставраторы из ООО «Смородин и К» сделали стяжки и укрепили колонны, устроили дренажную систему вокруг собора, потолок, кровлю, главки, печи, вычинили бетонные полы и стены.

Тогда же был поднят вопрос о передаче монастыря Русской Православной Церкви. В июне 1998 года начался сбор подписей за открытие Спасо-Елеазаровского монастыря. 10 августа 1999 года в газете «Новости Пскова» опубликовали Обращение священнослужителей и деятелей науки и культуры к главе Администрации Псковского района Е.К.Иванову.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь.

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь — символ возрождения Третьего Рима — нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.

Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождалась Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее была поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.

28 мая  2000 года, Татьяна Ивановна Беляева,  будущая монахиня Елисавета, приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 года  по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 году монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет (2000-2010) игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. 4 июня 2010 года после тяжелой и продолжительной болезни игумения Елисавета (Беляева) скончалась  в Москве. 6 июня 2010 года новопреставленная была похоронена в Спасо-Елиазаровском монастыре.

Забвение

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров. При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Иувеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

Расцвет

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь — возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители — самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: "Москва — Третий Рим", — и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил Православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу Православия легла на Москву.

В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".

"Царь Православный" — назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.


В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории "Москва — Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как &quoquot;броздодержателя святых Божиих престол".

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Воспоминания очевидца о церковной службе в монастыре

Основатель монастыря – преподобный Евфросин

БезымянныйПреподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая. В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От трудов и подвигов воздержания совсем иссохло его тело. Провидя конец своей жизни, преподобный оставил завещание: «Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и Его Пречистой Матери, да будет Она, всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господа». В своем духовном завещании он повторил основные положения устава, указав на разницу добровольного вклада и вкупа; предостерег братию от возможности иметь личную собственность и наставлял устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения.

15 мая 1481 года с молитвой на устах блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар. Но, оставив телом обитель, святой не прекратил своих забот о ней, защищал ее от внезапного пожара и от нападений врага, исцелял братию от болезней, помогал богомольцам и приводил многих к принятию монашеского пострига. В память о преподобном обитель стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке были положены завещание старца и его святой образ, написанный при жизни святого его учеником Игнатием. Сохранилось описание внешности преподобного. Он был среднего роста и весьма сух телом, продолговатое его лицо, просвещенное благодатью, выражало кротость и смирение; взоры его были тихи и приветливы. Остроконечная борода спускалась ниже груди. Он был украшен старческими сединами, но крепок духом и телом до самой кончины. Соборная общецерковная канонизация преподобного Евфросина Псковского состоялась в 1549 году.