Cлово поучительное о дне Иоанна Предтечи к наместнику христолюбивого города Пскова и всему православному христианству.
«Благословение и послание из обители Пречистой Богоматери, честного Ее Рождества, и Трех Святителей — Василия, Григория и Иоанна Златоуста; Божией волею и благодатию игумен Елеазарова монастыря Памфил с братьею во Христе, богомолец за государей наших великих князей и царей всея Руси, а также ваш богомолец, господа наши.
Во всем благословляю вас и бью челом, и молю вашу власть: Господа ради с любовью выслушайте невежественные речи мои , ибо вам от Бога и государей Великих князей даны в этом городе правление и власть, и потому бойтесь Бога, как истинные православные христиане.
Есть еще в городе этом остатки зла, и не исчезли еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские; во всем этом — ликование и возвышение дьявола и торжество его бесов в людях, не знающих истины. И прямо перед вашими глазами бесчестят люди Бога: так каждый год сатана призывает служить кумирам, и , словно в жертву ему, творятся в городе этом скверные дела и совершаются безобразные богомерзкие празднования.
Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи, то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками. Оттого и поднимаются и восстают все злые силы на поругание и бесчестие Рождества Предтечи, на осмеяние и поругание, и поношение дня его. Зашумит город, и возгремят в нем люди, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога; стучат бубуны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жены и девы, телом вихляют, и скачут, и выплясывают; во всем этом великое искушение и грехопадение для мужей и отроков, когда они видят распущенность жен и девиц, равно как и замужним женщинам позорное бесчестие и девицам растление.
Что же происходит в городе в это время? Сатана красуется, и печалится Бог, гневаясь на творящих эти безобразия, когда проводят они эту ночь во всяких играх и делах непотребных, бесовских удовольствиях, как настоящие идолослужители, празднуя этот бесовский праздник. Подобает же день Рождества великого Иоанна Предтечи праздновать в чистоте и целомудрии духовном и молитвах.
И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту, тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин. Все это делают в день Предтечи с заклинаниями сатанинскими по дьявольским обычаям.
И это ли избрал Христос? И таковы ли у православных христиан вера и обряды? И это ли христианское благолепие и порядок — игрищами, и плясками, и блудом, и чародейством, и бесовскими песнями, дудами и бубнами, веселием сатаны самого почитать и праздновать день рождения великого Предтечи, глумлением безобразным, как будто и не христиане; но еще горше нечестивых прельстились невежды и позабыли истинную веру.
Вы же, господа мои, благочестивые мужи, истинные властители и грозная опора этого города христолюбивого! В храбром мужестве вашем остановите от таких начал идолопоклонства Богом созданный народ, творящий злые бесовские дела в день Предтечи, чтобы молитвами великого наставника вселенной Иоанна Крестителя милостив был к нам и щедр и оставил грехи наши в страшный день Суда праведного Своего Господь наш Иисус Христос, Ему же слава с Отцом Его и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
(«Памятники литературы Древней Руси. Конец 15-первая половина 16 века»)