Матушка и Храм

Премьера удивительного фильма прошла недавно в Центральном Доме Кино. Он посвящён первой настоятельнице СпасоЕлеазаровского монастыря матушке Елисавете (Беляевой).

Эта обитель была восстановлена из руин во многом благодаря её молитвам и трудам. За 10 лет она сделала больше, чем другие люди за всю жизнь. И после кончины матушки († 2010 г.) был создан фильм, посвящённый её блаженной памяти, который назвали «Матушка и храм».

Особо проходит в фильме тема Москвы как Третьего Рима: ради этой идеи, родившейся 600 лет назад в Спасо-Елеазаровском монастыре, отдала свои силы и жизнь матушка Елисавета.

Божия избранница

Этот документальный фильм очень актуален, потому что при жизни много клеветы возвели на матушку её завистники в средствах массовой информации.

Теперь мы можем аргументированно объяснить им, чему же они завидовали: как на самом деле удалось матушке достичь поразительных успехов в возрождении монастыря.

Успех Татьяны Ивановны Беляевой (так звали в миру будущую игумению Елисавету) начался… в раннем детстве.

Она родилась в 1956 г. в городе Зарайске в 150 километрах от Москвы.

Наблюдая за ребёнком, знакомые с удивлением говорили родителям: «У вас Таня как старушка – тихая и мудрая. Книжница».

По их представлениям, она и детства-то не знала, потому что не наигралась, не нашалилась со сверстниками. А на самом деле Таня была счастлива в мире книг, которые стала читать задолго до поступления в школу.

Было «чему завидовать» в отрочестве и юности, которые она «тоже не знала», потому что после занятий в школе делала уроки по 5-6 часов, а остальное время читала огромное количество дополнительных книг по художественной литературе, истории, философии.

Ей некогда было дружить с мальчиками. Ещё больше она отдавалась учёбе на филфаке МГПИ им. Ленина, куда поступила в 1973 г.

Татьяна Беляева привыкла всё делать с любовью, на совесть, как можно лучше. Делать для людей, потому что о себе она меньше всего думала. Можно представить её трудолюбие и рвение, когда она узнала, что надо служить Богу.

Но узнала не сразу. Бог попустил ей болезнь, которую врачи считали неизлечимой. Рак!

Обследовав юную пациентку, врачи сказали её родным, что она не жилец на этом свете. Конечно, они прооперируют Татьяну, но шансы на выздоровление очень малы. И тогда верующие люди посоветовали ей поехать в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божией Матери и окунуться в целебном источнике. А православный писатель и богослов Николай Евграфович Пестов отправил с ней много своих книг для передачи сёстрам монастыря.

За распространение церковной литературы в то время (1977 г.) можно было получить несколько лет лишения свободы.

Но чего ей бояться, если у неё рак в последней стадии? Татьяна отправляется в монастырь с мешком религиозной литературы, рискуя за неё попасть в тюрьму.

В Пюхтицком монастыре раба Божия Татиана впервые надела крестик и попала на первую в жизни исповедь.

Чудотворная икона и целебный источник завершили очищение и преображение души и тела. Вечером в гостинице Татиана почувствовала, что душа её успокоилась, а в теле исчезла боль. Умиротворённая, она вернулась
в Москву.

А там врач шумит: давно пора на операцию – срочно сделать рентген!

Но когда он увидел снимок, прямо обомлел: опухоль… исчезла вместе с метастазами! Ни с чем подобным он не сталкивался в своей практике. И не мог столкнуться, потому что наблюдал действие естественных законов, а не их сверхъестественную отмену.

Медицина редко видит чудеса, которые часто происходят в Церкви. Бог возвращает человеку жизнь для служения Ему и людям. Вот и Татиане сказал Господь: «Ты моя, и ты будешь жить».

Чудесное избавление от «неизлечимой» болезни полностью изменило её. На пятом курсе института она стала ездить в Троице-Сергиеву Лавру чаще, чем в родной Зарайск.


Духовная хирургия


Однажды Татиана пришла за советом к знаменитому старцу Науму, к которому стремилась попасть вся Россия вместе с зарубежьем. Встала в самый конец огромной очереди, где казалось невозможным дождаться приёма.

Но отец Наум неожиданно прошёл через всю очередь прямо к ней, опешившей от удивления и радости. «А Вас мы давно ждали. Идёмте со мной», — сказал он и повёл Татиану за собой.

Похоже, что прозорливый старец увидел в скромной паломнице будущую игумению Спасо-Елеазаровского женского монастыря, которая возродит разрушенную обитель. На это было не способно огромное количество мужчин; а чтобы воспитать из
женщины подвижника веры и благочестия, который сумеет преодолеть сопротивление безбожников, нужны были особые методы.

Отца Наума многие побаивались и сторонились: он отличался железной волей и жёсткостью даваемых послушаний, которая некоторым казалась жестокостью. Его называли «духовным хирургом», который очищал души от греховной скверны самыми радикальными методами.

Но только такой духовный отец был способен воспитать будущую настоятельницу монастыря, который имеет ключевое значение для возрождения России как наследницы Византии.

20 лет архимандрит Наум окормлял рабу Божию Татиану (в монашестве – Елисавету). Она отличалась огромной образованностью, всесторонней ода-
рённостью, способностью работать на равных с великими мира сего. И он действительно готовил её к высокому поприщу – но как!

Выше всех этих достоинств отец Наум считал смирение.

И благословил свою духовную дочь на труды… в родильном доме… санитаркой. Она выполняла там самую неквалифицированную, грязную работу в течение пяти лет. И не считала это наказанием, скорее наоборот.

По благословению духовного отца Татиана крестила мирским чином детишек, которые родились безнадёжно больными, чтобы после смерти они получили жизнь вечную в лучшем мире.

В то время никто кроме неё не занимался этой спасительной работой. И она была счастлива, что Бог дал ей такую возможность. А потом, с не меньшей любовью и жертвенностью, Татиана работала в интернате для детей-отказников.

Итак, отвечая критикам, можно сказать: чтобы стать преуспевающей настоятельницей монастыря, надо, получив высшее образование, начать с работы… санитаркой. Не правда ли, тут есть чему завидовать? Дипломированный человек, смирившийся до
такой степени, становится способным на подвиг.

Через много лет, стоя на руинах Спасо-Елеазарова монастыря, Татиана скажет сестре во Христе: «Ты знаешь, есть пророчество, что здесь восстановится монашеская жизнь». И сестра ей не поверит. В это не мог поверить
никто из мирян – кроме Татианы. И её вера сотворила чудо.

С Богом всё возможно

А вдохновил её на этот подвиг великий старец Николай Гурьянов с острова Залит. Он открыл ей сокровенную связь Спасо-Елеазаровой обители с историей России. И показал великую святыню – Цареградскую икону Бо-
жией Матери, исчезнувшую (для богоборцев) после разгрома монастыря, но тайно хранимую у старца. Провидя падение Византии (Второго Рима) в 1453 г., Патриарх Геннадий заранее отправил эту икону на Русь. А где эта икона, там обитает Сам Царь Небесный.

Чтобы вернуть святыню в родную обитель, её надо восстановить из руин.

Согласна ли она на такой подвиг? О да! Только боится, что сил у неё не хватит. Но старец Николай убедил Татиану, что с Богом всё возможно. Как несколько лет назад она с Божией помощью избавилась от смертельного недуга, который врачи считали неизлечимым, так и теперь Господь поможет ей совершить непосильное для людей — вернуть жизнь и великий смысл древней обители.

В 1990-е гг. Татьяна Ивановна Беляева начала добиваться возвращения верующим закрытого в 1918 г. Спасо-Елеазаровского монастыря. Как и все в подобных случаях, она собирала подписи, обивала пороги, но секрет успеха был в другом. Раба Божия Татиана убедила сестёр во Христе читать по соглашению Псалтирь о возвращении обители.

И с Божией помощью осуществилось то, во что неколебимо верила только будущая «настоятельница руин».

5 мая 2000 г. монастырь был возвращён Православной Церкви. 28 мая, в день памяти преподобного Евфросина, Татьяна Ивановна Беляева принимает иноческий постриг, а 17 июля – монашеский постриг в честь преподобномученицы Великой княгини
Елисаветы.

В августе того же года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета назначается настоятельницей Спасо-Елеазаровского Великопустынского женского монастыря.

Она была убеждена, что в этой последовательности событий – Промысл Божий: «Разве это случайное совпадение?

В 2000 г. закрылась последняя страница истории России эпохи развала, эпохи коммунистической. В 2000 г. были прославлены в лике святых Царственные мученики.

Спасо-Елеазаровская обитель закрылась в год их убиения и открылась в год их прославления. Почти целое столетие шёл разгром православной России – Царства Третьего Рима. Сколько потеряно, сколько утрачено, сколько уничтожено за это время!

Русскому народу предстоит много потрудиться над вверенным всем нам Богом достоянием, имя которому – Святая Русь». Долго боролась матушка за возвращение в обитель самой древней из известных псковских икон — чудотворной иконы Спаса Елеазаровского, хранившейся в музее. Передача святыни состоялась уже после кончины игумении Елисаветы — во время визита Святейшего Патриарха Кирилла 19 августа 2010 г. Его Святейшество оказал усопшей высшую честь — отслужил литию на её могиле.

Игумения Елисавета (Беляева) отошла ко Господу 4 июля 2010 г. Она сгорела, как свеча пред Престолом Божиим, всю себя без остатка отдав служению Богу и людям. Её погребение состоялось 6 июня — в День Всех святых, в Земле Российской просиявших.

Газета "Русская береза" № 2 (31), февраль–март 2012 г.

Скачать PDF-версию газеты

Перейти в архив