От Второго Рима – к Третьему Риму

28 мая память преподобных Ефросина и ученика его Серапиона, Псковских.
29-06-2006

Игуменья Спасо – Елеазаровского монастыря матушка Елисавета о событии: «Когда скончался преподобный Серафим Саровский, один монах молился и просил, чтобы открылось: были ли равные Преподобному подвижники – и было показано, что в одно время с преподобным Серафимом Саровским подвизался такой же молитвенник, которого мир совсем не знал, но по благодати он также был велик у Господа, как и Преподобный Серафим.

Господь так устраивает: одних ставит светильниками, которых видят все, а других скрывает от мира. Ефросин – сокрытый у Бога святой, но пребывает в великой мере благодати Божией, возможно, равной Преподобному Сергию Радонежскому. О святом Ефросине очень мало сведений сохранилось, есть несколько вариантов его Жития, неподробных. Преподобный Ефросин был младшим современником Преподобного Сергия, который, как известно, являлся ревнителем пустынножительства на Руси и соделал величайшее государственное дело – воссоединение русских земель вокруг Москвы. К разделению тогда пришла вся страна, что спровоцировало монголо – татарское иго, уврачевавшее рану разделения, на это понадобилось триста лет.

И после такого страдания народ возжаждал единства, возжелал его. Промысл Божий склоняется к воле человеческой, когда народ этого восхотел. Преподобный Сергий был духовным связующим в разоренном мире, связующим духом любви, явился собирателем Русской земли, примирил князей. Мы все понимаем миссию Преподобного Сергия в нашем русском Православном мире, как духовного вождя, и она оценена в истории. Наши Преподобные строили государство, Святую Русь, имели к этому прямое отношение, были проводниками воли Божией через свое смирение.

Преподобный Ефросин ( Елеазар) родился в местечке Виделебье (1386), «видеть Бога», где, сто лет спустя, родился и преподобный Никандр Псковский. На окраине западной Руси, колыбели русской государственности и русской духовности, где родились Равноапостольные Князья Ольга и Владимир, принесшие свет Православия русскому миру. Преподобный Ефросин тоже родился на этой святой земле и духом своим искал свое предназначение. Он вышел из книжной среды, и стал задумываться о вопросах Литургического порядка, о Богослужебной практики Церкви, и предвидел, что это может вызвать раскол и разделение. Он дотошно и скрупулезно вникал в вопросы Богослужебной практики, для чего подвизался в Снетогорском монастыре, где и принял постриг с именем Ефросин.

Но общежитийная жизнь монастыря и правила поступления в монастырь, его духовная жизнь не понравились Ефросину. Преподобный Сергий ратовал за подлинность монашеского жития, и эти послания из Троице — Сергиевой Лавры дошли до псковской пустыни, до Ефросина, и он, единственный, откликнулся на этот призыв: подлинность монашества есть послушание, отречение от собственной воли, жертвенность – такого делания искал Ефросин. По духу он был преемником Преподобного Сергия. Восприняв его слово, преподобный Ефросин удаляется из Снетогорского монастыря в пустынное место, в Елеазарову пустынь, чтобы там, в пустыни, в уединении – заниматься этим духовным деланием. Собственно, он стал основателем псковского монашеского пустынножительства. Он не хотел собирать учеников, остаться безвестным, его и не знали, преподобный Ефросин остался сокровенным в истории.

Он мыслил себя гражданином Византии — Второго Рима, поэтому и пошел туда в поисках ответов, Византия для него была светочем, государством, которое дало Россию веру, где был Патриарх, бывший Патриархом и Руси – мы были митрополией Византии, были севером Византийской империи. Стремление к истине привело его в Византию, как книжника, как богослова, и там он не нашел ответа на свои вопросы, но совершил для России ту миссию, которую он сам и не собирался совершить.

Преподобный Ефросин застал крушение Византии, она была завоевана турками, но там было еще много отцов, много духоносных старцев, и он получил благословение на создание своей обители, Елеазарово. Патриархом Византийским ему был дан список Цареградской иконы Божией Матери, которая являлась хранительницей Рима. Так Елеазаровский монастырь получил благословение на свое основание от самого Патриарха Византийского и икону Цареградская. На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя – это есть образ Духа Святаго, одной ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети Божии по благодати, принимая Его Кровь и Тело во Святом Причастии.

Икона Цареградская пребывала в Риме, а Рим – государство, Царем которого незримо пребывает Господь Иисус Христос. Господь родился в тот момент, когда проходила перепись граждан Рима, и Иисус Христос становится гражданином Рима (в обратном направлении мы читаем МИР). Ангел возвещает пастушкам, что Царь родился в мире, и волхвы возвещают Ироду, что Царь родился, иудеи тоже потом спрашивали: Ты ли Царь? Он отверг их притязания на Царство, сказав, что «Царство мое не от мира сего», и отказался быть земным Царем. Но поскольку он пришел в мир, Он не только Господь, но и Царь Небесный. Первое христианское царство на крови мучеников возникло в Римской империи – Первый Рим.

Это было государство, в котором Господь родился, в котором он стал Царем, где была единая столица — Рим. Это был переходный период от язычества к христианству. Но началось отступление – Рим, римский епископ стал претендовать на место самого Христа – наместник Бога на земле – папа Римский. Началось разделение Церквей – Западной и Восточной, и накануне в 1051 году Цареградская икона Божией Матери, непонятно каким путем, оказалась в Константинополе. Святыня ушла из Рима, оказалась в Константинополе, обозначив, что ныне Рим здесь, здесь Царство. Когда Матерь Божия, икона Цареградская, покидала великий Рим, она пришла в маленькое местечко Константинополь, который потом стал городом царей – Царьградом. Там пребывали и Царь Иисус Христос, и Цареградская святыня — хранительница Царьграда.

А разделение Церквей произошло юридически в 1054 году на Западную и Восточную Византию, и Константинополь по законодательным актам стал Вторым Римом , а Константинопольский Царь называя себя Императором Ромейским, явился правопреемником Первого Рима. Тогда было дано четкое откровение Византийской Церкви, а именно Андрею Христа ради юродивому, во Влахернской церкви, что с падением Константинополя придет антихрист: когда падет Восточная Византия — это и будет время конца мира. Поэтому эсхатология Средневековья была вся пронизана этим ожиданием конца истории. Но Промысл Божий судил иначе. Преподобный Ефросин получил в Византии сокровенно и тайно преемство от Второго Рима к Третьему.

Именно ему передается благословение от Патриарха Византийского на создание обители и великая святыня Цареградская икона Божией Матери. Это благословение Ефросин приносит в Россию. Есть два мнения: список иконы был дан Патриархом Византийским, а второе мнение – икона была принесена одним благочестивым богомольцем. Там, где произошла встреча братии с этой святой иконой Цареградской забил источник – он до сих пор на этом же месте. А первоначальное название монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери. После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсвятительским. Позже в память о преподобном Ефросине назван– Спасо –Елеазаровским.

В Россию икона попадает не в Москву, а в Елеазарову пустынь. Когда шведы позже разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и нашу икону — святыню, река Толба тогда была полноводной, и когда они пытались выйти в устье, чтобы пройти в Псковское озеро, Господь не дал, корабли их вместе с ними затонули. Так что икона не ушла из пределов России, она у нас, только на дне морском — озеро наше Псковское не простое, оно освящено этой святыней.

Когда вновь открылся монастырь восстанавливаться после безбожных лет запустения, первая икона, которую нам принесли, была Цареградская. Ее нам передал отец Николай Гурьянов с острова Залита (Талабск), она хранилась у него сорок лет в алтаре храма, где батюшка служил, и до него хранилась там, а была написана в нашем монастыре. Он нам ее передал на праздник Святителя Николая Чудотворца. Вот такое чудо, все было утрачено и разорено, а икона вернулась к нам, правда, это не тот список, который был принесен из Константинополя.

Вот и до сей поры Ефросин сокрыт от мира, его не знают, хотя он, возможно, равен по благодати своей Сергию Радонежскому. Как при Преподобном Серафиме был такой же силы молитвенник, так и при Преподобном Сергии сокровенно присутствует преподобный Ефросин, которого и на Псковщине мало знают, а он родоначальник псковского монашества, пустынножительства. Ему было открыто, к нему шла братия, как к преподобному Сергию, и он, возжелавший пустынножительства, пишет монастырский Устав, который ложится в основу уставов многих русских монастырей. Он перерабатывает уставы византийских подвижников и пишет устав применительно к жизни северного русского края.

И там написано, кто возжелал монашеского жития, не вносит никакого выкупа в монастырь: можно прийти в обитель с выкупом, а можешь не приносить: в обитель брали не за выкуп. Образ жития в его обители был очень высоким. У преподобного Ефросина были ученики, которые основывали другие обители, а обитель Ефросина была как бы матерью других обителей на Псковской земле, как Троице –Сергиева Лавра Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

В числе учеников преподобного Евфросина — скитских старцев — преподобный Савва Крыпецкий, преподобный Досифей Врехнеостровский, преподобный Онуфрий Мальский, преподобный Иоаким Опочецкий, преподобный Илларион Гдовский, преподобный Харитон Кудинский — основатель и игумен монастыря на озере Кудине рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо – Елеазаровского монастыря Игнатий, Харлампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Ефросина был и Серапион, который поначалу, как и учитель, хотел удалиться из монастыря, перебрался через Толбу и поранил себе ногу топором – не было ему пути из монастыря. Преподобный принял своего ученика и не укорял.

Промыслительно, что монастырский старец Филофей, как предполагают историки, был учеником Ефросина. Идея Третьего Рима пришла вместе с Ефросином из Византии, но он ее не обнародовал – время не пришло, был сокровенным ее носителем и воспреемником этих тайн. Если преподобный Сергий собиратель Русских земель и воссоединения их вокруг Москвы, то преподобный Ефросин восприял святыню Первого и Второго Рима и принес ее на Русь. Он был настолько духовно высок, что Господь ему эту миссию поручил – преподобный принес на Русь знамение Третьего Рима. И это тоже сокрыто в истории.

Первый Рим – государство, где был явлен Царем Господь Иисус Христос. Рим географически перемещается, и вместе с ним перемещается Царь и Царство. Там, где пребывает истина, там пребывает Господь. Оставило западное христианство истину, и Рим в своих границах сдвинулся как бы на Восток, сохраняясь на территории Константинополя и Восточной Византии. Как только пала Восточная Византия, приняв унию, пала под натиском мусульман, потому что не было чистоты Православной веры, границы Рима передвинулись на север – Русское Царство. Получив от Византии веру Православную, мы стали и воспреемниками Византии.

Начался третий этап истории Рима – Третий Рим. Много, кто говорил о Третьем Риме, но старец Филофей оформил эту идеологию, основательно и обоснованно, когда шел вопрос о присоединении Пскова к Москве, большая борьба шла за эти территории. Псковичи не хотели объединяться с Москвой, где уровень благочестия был гораздо ниже, боялись оскверниться – ведь Псков строился как Небесный Иерусалим, как Дом Святой Троицы, и все упования и чаяния псковичей устремлены были к Царству Небесному, а москвичей — к земному, Иван Калита – «большой кошелек». Филофей был воспитателем псковского дьяка Мисюря Мунехина и московского царя Василия Третьего, старец Филофей озвучил идею Третьего Рима для всего мира, а вся сила и мощь Ефросина осталась в молчании.

Идея Третьего Рима заключается в том, что народ и Царь, которому вверена истина, вверено Царство должен удерживать мир от прихода антихриста и ответствен за это перед всем человечеством. Благочестие Царя будет залогом того, что антихрист не явится. Если Царство не устоит — народ в своем благочестии не устоит, значит, на нем будет вина, поэтому Четвертому Риму «не быти». Сакральная истина о Третьем и Четвертом Риме известна миру через старца Филофея, а Ефросин не сподобился такого прославления, как другие святые, был умален в силу своего личного смирения. Преподобный даже не был игуменом основанного им монастыря, он отказывался от игуменства».

Историческая справка:

1. «Старец Филофей, монах псковского Елеазаровского монастыря (1510г.) отстаивал идею «Москва — Третий Рим», по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя, Первого и Второго Рима, он связывал с их изменой истинному христианству. Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире, после утраты ее Константинополем.

2. «Канонической основой устроения нового Московского Патриархата является благословение Восточных Патриархов и Собора. Уложенная грамота 1589 года закрепила на историко-каноническом уровне формулу «Третьего Рима», соотнесенную со всем Российским царством, а не только с его столицей. В грамоте, скрепленной подписью и печатью Патриарха Иеремии, слова о «Третьем Риме» изложены от его лица. Но смысл идеи изменен по сравнению с ее первоначальным содержанием, прежде всего, значительно ослаблена ее антигреческая направленность, снят тезис о «падении» второго Рима и его Церкви, сказано лишь, что он «от безбожных турок обладаем». Собор 1589 г. называет себя «Собором великого Российского и Греческого царства». Это вполне понятно из текста грамоты с ее апелляцией к авторитету «всего Собора греческого» и Восточных Патриархов. Грамота как бы предвосхищает дальнейшие события, а именно решения Константинопольских Соборов 1590 и 1593 гг. Грамота 1590 г. определяла Московскому Престолу пятое место в иерархии Патриарших Престолов, а также утвердила право Московского Собора на поставление Патриархов в дальнейшем».

Игумения Елисавета

Источник: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1865