Архимандрит Кенсорин о православных старцах

Смирение отличает настоящих старцев

Архимандрит Кенсорин (Федоров) – духовник Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря, древнейшего на Псковской земле. Некогда здесь подвизался старец Филофей, автор идеи Москвы – третьего Рима, здесь же жил старец Гавриил (Зырянов). Сам о.Кенсорин много лет нес послушание у бывших валаамских старцев в Псково-Печерской обители.

Именно о них – о настоящих православных старцах – мы попросили рассказать о.Кенсорина. Чем они ему запомнились, чем они отличаются от младостарцев и лжестарцев, появившихся в последнее время.

– Вопрос о том, какие они – настоящие старцы, – очень серьезный, особенно для нашего времени. Слава Богу, у меня есть примеры и недавние. Два года назад скончался отец Ипполит (о нем мы писали в статье Сошедший в Россию, «Вера», №№ 507-508). Мы с ним в один день постригались и вместе начинали монашескую жизнь в Псково-Печерском монастыре. Потом батюшка уехал на Афон, восемнадцать лет подвизался там и вернулся. Года два пожил он в родных Печерах, а затем отправился на родину – в Курскую область. Там он восстановил пять или шесть храмов, и был благословлен на восстановление полуразрушенного Рыльского монастыря.

Отец Ипполит был моим другом, но и старцем. В чем это выражалось? Сколько я ни знал старцев – все они были образцом смирения. Это и отличает настоящих старцев от юных старцев или от тех, кто самочинно взял на себя эту роль. Смирение и любовь к людям.

&nnbsp;

Отец Ипполит всегда ходил в драненьком подряснике, с обыкновенной палкой. Я за сорок лет своего священства не видел таких смиренных, кротких и любвеобильных пастырей. И люди к нему тянулись – по пять-шесть автобусов паломников в день приезжало в Рыльский монастырь, чтобы пообщаться с батюшкой.

И теперь, когда он почил о Господе, народ тянется на его могилку. В последний раз я ездил на день его Ангела в Рыльский монастырь, так приехало пять автобусов паломников – из Москвы, Белгорода, Курска, еще откуда-то. Как при жизни батюшки ехал к нему народ, так и сейчас к нему стремятся люди. Любовь и после смерти не иссякает. Отец Ипполит именно любовью покорял сердца.

– Вы не раз ездили к приснопоминаемому старцу Николаю Гурьянову. Расскажите об этом.

– Батюшка был очень кротким, смиренным, но и прозорливым.

В первый раз я приехал к нему с родной сестрой. Мы с батюшкой пошли в алтарь и там разговаривали. А когда он вышел, то подошел к сестре, провел рукой по ее лицу и спросил: «О чем ты думаешь?» Потом я спросил ее: «В самом деле, а о чем ты думала?» Она созналась: «Я думала: скорее бы уйти из храма и уехать». И вот батюшка прозрел эти мысли и обличил ее.

Батюшка меня и сюда, в Елеазаровский монастырь, благословил. Мы ездили к нему с нашим Псковским владыкой Евсевием посоветоваться, что мне делать. В Святогорском монастыре, где я был наместником, продолжались нестроения. Я встал перед старцем на колени, а он меня благословил со словами: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». Он очень хотел, чтобы Елеазаровский монастырь возродился, потому благословил меня и настоятельницу – мать Елизавету – идти сюда служить Господу. И его молитвами здесь за пять лет очень многое было сделано.

– Батюшка, расскажите о печерских старцах, за которыми вы ухаживали.

– Хочу рассказать, как я попал в Печеры. После армии из родного Ярославля приехал в Троице-Сергиеву лавру – хотел поступать в семинарию. А мне там сказали: «Поезжай в Печеры, там есть прозорливый старец». Я попал к отцу Семеону и стал ему прислуживать. Вспоминаю, какой он был смиренный. У него ножки болели, он подняться в Михайловский собор не мог. И мы с другим келейником ему предлагали: «Давайте, батюшка, мы вас понесем!» И складывали руки «стульчиком», и он, как ребенок, радостно-смиренно садился на них, и мы его поднимали. Я пробыл с отцом Семеоном три года, до самой его смерти. Теперь он прославлен, ему можно молиться как святому. А восемь лет я был при валаамских старцах: отце Михаиле, отце Николае, отце Луке. Это милость Божия ко мне. Старцы предсказывали, что придет такое время, когда станут открывать монастыри и восстанавливать храмы, но в ту пору не верилось, что все это будет А вот дожили мы и до этого времени.

Но они уточняли: «Это будет ненадолго».

– Кто еще из печерских старцев вам запомнился?

– Меня потрясал отец Самсон (Сиверс) – как он стоял на клиросе! Всю длинную монастырскую службу он стоял, не шелохнувшись. Обычно стоишь – и с ноги на ногу переминаешься, и присесть надо бывает, и по сторонам иногда посмотришь. А он стоял, как свеча, – весь в Боге.

И еще он очень тщательно любил исповедовать. Не так, как сейчас бывает: «Прощаю и разрешаю» – и слушать не хотят. А людям хочется открыть свою душу…

– Батюшка, вы родом из ярославского Борисоглеба, там подвизался отец Павел Груздев, вы его знали?

– Великий старчик. Я когда первый раз поехал к нему, ждал на остановке автобус – тогда мне одна женщина рассказала, как однажды приехала к о.Павлу. А он ей с порога: «Убирайсь домой!» (Он юродствовал). Она перечить не стала, поехала. Приехала, а у нее, оказывается, кран потек – если бы она вовремя не успела, то всю квартиру бы затопило.

При мне батюшка как-то говорит: «Завтра приедут с Толги певчие и батюшки». А я думаю: «Кто в такую глушь поедет, что он говорит». А на следующий день действительно приехали с Толги. Так я был вразумлен.

– Есть ли сейчас на Руси старцы?

– Конечно, есть. Есть известные всем православным людям – печерский отец Адриан, лаврские – отец Кирилл и отец Наум. Многие ездят к отцу Власию в Пафнутие-Боровский монастырь, я сам к нему ездил. Чтобы попасть к батюшке, люди ждут неделями – такой наплыв народа.

Есть еще и сокровенные старцы, Божии люди, на которых Россия держится. Об этом можно судить и по косвенным признакам. Например, блаженная Любушка говорила: «Война неизбежна», я сам слышал. Но вот молятся подвижники, она сама молится – и мы уже после ее кончины сколько лет живем без войны.

Хотя и состояние народа безрадостное. Например, я езжу в храм в пос. Середка, в 10 км от нашего монастыря. Население поселка – три тысячи человек. А в храм ходят человек двадцать. И так везде по деревням и селам. Народ сидит у телевизора и отступает от Бога – и это главный результат телепередач. Все это очень скорбно.

– Что же делать? Благодарить Бога за то, что, несмотря на наше отступление, Он не перестает нас миловать?

– Да, именно так. И власть не надо ругать. Я помню, мама моя была очень верующей, в храм ходила, но власть ругала. И я тогда с ней соглашался, а теперь понимаю, что так нельзя. Как говорит апостол: «Всякая власть от Бога» – что заслужили, то и получили. Почему была революция? Люди отступили от Бога, от Царя, и все пошло наперекос. Помните книгу о схиархимандрите Захарии – в ней говорится, что перед революцией Матерь Божия в явлении ему сказала: «В Лавре четыреста человек братии, но истинных монахов только четверо». Так далеко зашло отступление от Бога даже в монашеской среде.

И надо страшиться, что мы опять повторяем грехи своих предков и можем опять подпасть под закон возмездия.

Записала Л.ИЛЬЮНИНА

Источник: http://www.rusvera.mrezha.ru/515/10.htm