Мы не можем отступать – позади Москва, Д. Сидор

Протоиерей Димитрий Сидор, настоятель собора в г.Ужгород, председатель «Сойма Подкарпатских русинов» (Украина)

Призываю всех участников особо серьезно отнестись к теме данной конференции. Филофей не просто выразил церковное учение или философски обоснованную мысль. Это нечто большее. Если мы не сумеем правильно воспринять это учение, то не воспрянем духовно. «Четвертому Риму не быти». Я бы хотел остановиться именно на этих заключительных словах фразы Филофея, которая несет в себе огромную информационную нагрузку. Вспоминаются панфиловцы, когда они стояли насмерть под Москвой и говорили: «Мы не можем отступать – позади Москва». Но сегодня мы тоже понимаем, что отступить тоже некуда, позади Москва – Третий Рим. И не потому четвертому Риму не быти, что Москва этого не хочет или кто-то другой. Сложилась такая ситуация, об этом преподобный Филофей пророчески прозрел – что не будет другой инстанции, не будет другого центра, который сможет взять на себя эту миссию. Четвертому Риму не быти потому, что не найдется в мире другого народа, который бы смог сохранить Православие, стать на пути, воспротивиться силе зла, которая огромными темпами движется на нас, на все человечество.

Москва дважды пала – в 17-м году и в 91-м году. Но чудо в том, что она была вдохновлена идеей Третьего Рима, и она возрождалась и возрождается сегодня. Это значит, что она свою миссию не потеряла и генетически ее помнит. Возрождающая живая идея Третьего Рима – отстоять Православие, народ и территорию. Очень правильно сказала госпожа Л.К. Слиска: «Если Бог не помиловал Первый Рим, не помиловал Второй Рим, то не помилует и Третий…». И если мы не хотим наказания, не хотим, чтобы Господь снова попустил нас кому-нибудь в руки, мы не должны забывать о том, что четвертому Риму не бывать, а значит, Третий надо возрождать. А стержень этого возрождения – Православие и русскость.

Русское государство, будучи православным, создает условия нормальной жизни для граждан всех других верований. Пусть они живут в соответствии со своими религиями, но в духе нового, Третьего Рима.