Евсевий

Третий Рим да утверждается на камне веры Православной и чистой любви к Живому Триипостасному Богу

Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий

доклад на конференции «Москва-Третий Рим» 22 июля 2006 года, Псков, Спасо-Елеазаровский монастырь

"Наша встреча, как полагаю, посвящена одной теме, которая начинает оживать на нашей Руси, это пророческое определение старца Филофея, подвижника нашей Спасо-Елеазаровской обители, о том, что Россия и ее столица Москва, станет в духовном смысле называться Третьим Римом. Старец Филофей, прозревая будущее предназначение России, дал определение, видимо не без воли Божией, а то, что дано от Бога, то должно исполниться. Хотим мы этого, или вернее, хотят ли этого сыны противления или нет, оно должно быть. Ведь назвал же русский народ город Псков – Домом Живоначальной Троицы. Назвал же наш народ Россию – уделом Божией Матери. А почему бы граду Москве не называться Третьим Римом?

Конечно, дело, прежде всего, не в названии, а в содержании. Первый Рим, как нам известно, изжил себя в хаосе безверия, Второй Рим – Константинополь, погиб за измену Православной вере. И теперь, зная причину падения Первого и Второго Рима, Третий Рим да утверждается на камне веры Православной и чистой любви к Живому Триипостасному Богу. Наш русский народ уже испытал на себе, что значит изменить вере своих предков, что значит пойти на заманчивый призыв к свободе, равенству и братству, а затем потерять и все, что ранее имел у себя. Так вот, если мы теперь устоим на твердом основании нашей веры, то и столица нашей Родины назовется Третьим Римом и не для падения, а для утверждения веры Православной и прославления Живого Бога во всем мире…

Да, народ все дальше уходит от Бога, от своего Творца. Да, может быть, мы и слабеем, но это не значит, что мы должны паниковать перед сатанинскою силою и приходить в растерянность. Пессимизма, уныния и отчаяния не было у первых христиан, исповедующих Истинного Бога. Они пошли на костры, на жесточайшие мучения, страдания, на всякого рода лишения, но не отступали от веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого они любили всем сердцем своим и исповедовали Его перед царями и вельможами.

Они не пошли ни на какие уговоры и обещанные блага мира. Они оставались до последнего вздоха верными Распятому и Воскресшему Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Их свидетельство об истинном Боге, их мужественное стояние в вере, их страдальческое мученичество подтверждало их верность и любовь к сладчайшему Господу. Как верные сыны Божии, как храбрые воины Христовы, герои духа Божия, они отдавали свою жизнь в борьбе со злом, за Правду Божию, за жизнь вечную. И вот, если говорить о времени, в которое мы живем, то оно намного благоприятнее, чем оно было на заре Христианства".