о Николае Гурьянове

Мы знакомы с отцом Николаем Гурьяновым
со дня его приезда сюда, с 1958 года

Мы знакомы с отцом Николаем со дня его приезда сюда, с 1958 года. Тогда он был еще молодой, с черной большой бородой. Он старше меня на пять лет. Со своей матушкой мы ходили к нему на исповедь и духовную беседу. Для нас очень важным было съездить к нему поисповедоваться. Я и своих знакомых к нему направлял. Он меня очень любил. В последний раз принял тоже очень ласково. Но сначала при встрече (нас было несколько человек) долго молчал. Потом стал говорить и чуть ли не целую проповедь произнес. Да и обычно он тоже много говорил и поучал.

Отец Николай, безусловно, был великий человек в духовном мире. Прежде всего, у него была большая духовная опытность и мудрость. Все, кто ходил к нему за спасением, за советом, поражались этой мудрости и напитывались ею. А те, кто ходил "погадать", — уходили ни с чем. Батюшка только помазывал их: идите, мол, с Богом.

Он был истинный праведник. Никто против этого не станет возражать. Праведник, елико возможно это на земле. Но главное, он был молитвенник. Вот в этом все дело: молитвенник! Как Иоанн Кронштадтский…

А я у него был как послушник. Приду, бывало, на исповедь, а он мне: "Читай молитву!" Я читаю. "Бери облачение!" Беру. Он же: "Теперь выслушай меня". Вот и все. Я и повинуюсь старцу — исповедую его. И только после этого он исповедовал меня.

Отец Николай очень любил природу. Как-то мы пришли к нему. Он поставил нам чай, мы сели, положили коробку шоколадных конфет. А вокруг летали мухи, и одна села на коробку. Батюшка говорит ей: "Пойди отсюда. Здесь тебе не подобает. Вот тебе",— и положил кусочек. Потом взял в руки муху и поставил на конфетку. И муха, действительно, наелась и улетела. Муха,— а поняла, что ей говорят: потому что сказал праведник. У нас же так не получится. Ведь грех удалил природу от нас и нас от природы. Помните, апостол Павел говорил, что вся тварь совоздыхает с нами вместе? "Совоздыхает" — так как грех вошел и в природу. Но чем выше, чем праведнее человек, тем ближе он к природе.

Почему древние святые отцы ладили даже с дикими животными? Например, Герасим Иорданский дружил со львом, преподобный Серафим кормил медведя, преподобный Савва Вишерский на медведе пахал. Потому что праведники. И все они таковы. Отец Николай тоже очень любил животных, любил птиц. Как же он плакал, когда забили его кошку… Сам он был исполнен любви ко всему, ко всему! Кроме, конечно, греха. Поэтому к нему многие тысячи людей приезжали, даже издалека, из Грузии например.

Старчество — это вообще дивное явление. Раньше была такая обстановка, что о старцах и слова нельзя было сказать. Но почти все они погибли. Сегодня старцы тоже есть, но есть — и самозванцы. Это беда нашего времени. Поэтому-то и сект много.

Как же узнать старца? Как выбрать духовника? Преподобный Кассиан Римлянин сказал: "Прежде всего, он должен хорошо знать Священное Писание. Это первое. И второе — елико возможно, жить по Священному Писанию". И все. А там уже Господь дает благодать, дает дарования. Кто как живет, тот так и получает.

Когда исполнился пенсионный возраст, я пришел к отцу Николаю за благословением. Говорю: "Батюшка, у меня такой возраст, что уже подумываю на пенсию идти". Он же отвечает: "Нет-нет. Забудь и думать об этом. Знаешь, что такое пенсия? Пень-сия. Понятно? Когда будешь пень, тогда и пойдешь на пенсию".

Таких старцев почти не осталось. Разве что отец Александр, который служит между Островом и Порховым… Батюшка летал уже как на крыльях. Как-то я приехал к нему с двумя молодыми мужчинами. У него было погребение, а после погребения он побежал так быстро, что мы не могли за ним поспеть. Ряса у него развевалась в воздухе, и он просто летел над землей.

Помню, приехал с нами к отцу Николаю диакон Арсений. Он был в каком-то светлом, желто-коричневом подряснике и мантии. Отец Николай шел нам навстречу и спрашивает: "А это кто у вас? Митрополит, что ли? " — "Нет, — говорю, — это диакон". Входим мы к батюшке. Вдруг он говорил отцу Арсению: "Дай-ка мантию-то сюда". Берет ее и несет в свою келью. Вышел, закрыл келью и только после этого стал с нами беседовать. Когда уже стали уходить, отец Арсений спросил: "Батюшка, а мантию-то?" — "Эта мантия Ваша?" — "Да, моя". — "Берите ".

Этого диакона позже рукоположили во священника, и он завел у себя нечто вроде секты, где "старчествовал". Подобное называется "младостарчество". Это не мошенничество, не сектантство, а обычное проявление гордости. Человек закончил семинарию и уже воображает, что он старец. Понабирает себе учеников, "духовных чад"… Сейчас много таких. Но старец есть старец. У старцев особая духовная мудрость и духовные дарования. Они даются кому как, но всегда — за долгие и великие труды. Духовные труды.

27 июля 2003 года

Источник: http://www.zalit.ru/59/