Устав и завещание преподобного Ефросина

Духовное завещание преподобного Евфросина Псковского.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть Все это отдаю я в распоряжение отцу духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей.

А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарию, ни насельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща. Если какой-нибудь брат придет в монастырь и начнет просить игумена и братию, то игумену принять его с согласия братии. И если кто-нибудь чернец или белец по доброй воле, ради спасения своей души, даст что-нибудь на обитель святых Святителей и преподобного Онуфрия, — только не вклад, потому что вклада не должно быть в монастыре, — то он не искал бы после на игумена и на иноках, так как это дано святой церкви, а не игумену или братии.

Пусть чернец или белец не ищут обратно от церкви, потому что таких людей, которые отнимают от церкви подаренное ими правила Св. отец проклинают, и по Божиему Суду такие люди умирают внезапною смертию. Нужно нам помнить и о том, как Анания и Сапфира обещали дар свой Господу и потом солгали Господу. На них тотчас нашла лютая смерть. Также Дафан Авирон — не сохранили заповедей Божиих и внезапно были поглащены землею. И нам, братия, нужно особенно остерегаться от таких дел, так как за обиду (Св.Церкви). Господь наказывает и в этой жизни и в будущей.

По правилам Св. Отец монахам нельзя есть по кельям, за исключением праздника или какого-либо торжества; не подобает быть в монастыре женщинам, иметь баню, носить платья из немецкого сукна и пуховых шуб. Если который брат преставился в монастыре, то по нем совершает сорокоуст, точно также и по мирянин, который прослужит в обители два или три года. А если кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного отца Онуфрия, то да будет он под осуждением святой церкви. А на это свидетелем Бог и отец мой духовный, игумен Харлампий, служитель святых Святителей и преподобного отца Онуфрия. А когда преставился игумен Харлампий, то после его жизни кого Бог изберет, и святые три Святители и преподобный отец Онуфрий и кого себе братья излюбят, тот и будет игуменом. Да будет нам Бог помощником».

Устав преподобного Евфросина Псковского

Строгий порядок жизни завел он в своем монастыре и для этого составил особый письменный устав, правила которого должен исполнять каждый инок. Не только что-нибудь иметь собственности запрещает устав, но даже и подумать или сказать, что вот это мое, а это твое, не позволяет он под угрозой изгнания из монастыря. У всех должно быть все общее: общая пища и одежда, общий труд, общая молитва. И это общее, за исключением труда и молитвы, должно быть самое скудное, самое простое. Хлеб и вода — вот пища для иноков, — учил преподобный — желающих подражать жизни святых отцов. Никаких лишних одежд не разрешается в устав выдавать из монастырской кладовой, — выдавать лишь самое необходимое и самое простое, сермяжное, и всегда помнить слова Господни, что мягкая носящая в царских домах суть и что монаху, прежде всего, нужно смирять свое тело, чтобы смирить душу.

Если бы у какого монаха в кельи нашлось после смерти его что-нибудь из собственности, то такого, по правилам преподобного, не следовало погребать в монастыре, а положить за монастырем вместе с его вещами, чтобы последние и после смерти свидетельствовали о любви умершего к тленному имуществу. Преподобный запрещал даже брать какие-либо подарки на монастырь от постригавшихся. Все принесенное монахом из мирского имущества должно поступать на украшение храма, и пожертвовавший что-либо на монастырь не должен был гордиться перед другими иноками, не имевшими возможности сделать пожертвование. За горделивое отношение перед бедными иноками по уставу налагается строгое наказание: изгнание из монастыря. Чтобы быть равными между собою, все, по правилам преподобного, должны быть одинаково ничего неимущими.

Со строгим разбором завещает преподобный относиться к желающим поступить в монастырь и принимать только смиренных, кротких и терпеливых и то не вдруг, а после трехлетнего испытания, когда вполне выяснится любовь желающего постричься к иноческой жизни и подвигам. И каждому, желающему поступить в обитель, преподобный заповедует, прежде всего, прочитать устав, ознакомится с порядком монастырской жизни, и испытать себя, в силах ли он выполнить строгие требования монашеского устава. А если кому покажется, что он не может жить по таким строгим правилам, то такому, — предостерегает преподобный, — лучше и совсем не входить в эту обитель. Зато поступивший в обитель не должен уже до конца своей жизни оставлять ее. Как мертвому нельзя оставить своего гроба, так и монаху нельзя оставлять своего монастыря, а тем более уходить в мир.