Первая седмица Великого поста

Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче…

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

                                                                   Первый день 

2 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Евсевий молился за утренним богослужением в обители.

По завершении богослужения Высокопреосвященнейший владыка прочел молитву на начало Великого поста, и преподал благословение на начало Святой Четыредесятницы.

 

                                                                        Второй день

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

                                                                    Из песнопений Постной Триоди, вторник 1-й седмицы Великого поста



                                                                              Третий день

4 марта состоялась первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров.

Исторически мы связываем эту Литургию с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной — папа Григорий Великий. Эта Литургия существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах. Эти Дары сохранялись и разносились диаконами или диакониссами между верующими, которые не смогли присутствовать на богослужении. Так появилась традиция сохранять Дары на престоле. Но для Литургии Преждеосвященных Даров Дары оставляются после последней литургии святителя Иоанна Златоуста, чтобы причащаться ими в будние дни.

                                                                                                                                             Иерей Максим Устименко










                                                                       
                                                                      Великий Покаянный канон

Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.

 

«Душе моя, востани, что спиши» 

 


                                                                           Четвертый день

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный.
                                                                                                                         Стихира из Постной Триоди

 

                                                                              День пятый

                                                          «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ»

В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу.

6 марта в обители состоялось утренее богослужение с Литургией Преждеосвяшенных Даров. По заамвонной молитве митрополит Евсевий возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и благословил коливо.

 

                     Проповедь митрополита Евсевия в пятницу первой седмицы Великого поста

                                              Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона. Святая Церковь в этот день благословляет нам в пищу коливо – то есть приготовить в пищу зерно с медом, называемое у нас коливо, воспоминая тем самым событие из жития самого великомученика Феодора.

Тогда по указу языческих правителей все, что имел народ в пищу, должно было окропиться идоложертвенной кровью. Чтобы христианам не вкусить эту идольскую пищу, великомученик Феодор открыл народу это злобное языческое измышление и повелел православным верующим в этот день сварить зерно, какое у них имелось, и употреблять в пищу.

В память этого святая наша Церковь предлагает и нам вкусить вот это коливо — вареное зерно в знак нашей верности Церкви, верности Христу Богу нашему. Эта верность и должна всегда сохраняться в жизни христианина. Если нас Церковь Божия хранит в вере православной – значит и мы не должны поддаваться, когда нас склоняют куда-то в сторону и предлагают нам что-то другое. Нет, за эту веру наши предки кровь проливали, муки принимали, но оставались верными учению нашей святой Православной Церкви, учению Триипостасного истинного Господа нашего Иисуса Христа!

Божией милости, крепости, утверждения в вере через молитву, через чтение Слова Божия в Евангелии и наставлений от святых отец. Милость Божия да хранит всех нас!


                                                                            День шестой

В эту суб­бо­ту, за­вер­ша­ю­щую первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста, бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния пре­под­но­сят нам но­вое под­твер­жде­ние то­го, что ра­зум­ный пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под Его осо­бым по­кро­ви­тель­ством. Од­новре­мен­но еван­гель­ское чте­ние пре­ду­пре­жда­ет: пост и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные пред­пи­са­ния – не са­мо­цель и име­ют смысл лишь то­гда, ко­гда по­мо­га­ют, а не ме­ша­ют нам нор­маль­но жить и ра­бо­тать на бла­го се­мьи и об­ще­ства. «Суб­бо­та для че­ло­ве­ка, а не че­ло­век для суб­бо­ты»! Имен­но по­это­му в за­вер­ше­ние пер­вой стро­гой ве­ли­ко­пост­ной сед­ми­цы мы чи­та­ем о том, как Хри­стос с уче­ни­ка­ми «на­ру­ша­ли» биб­лей­ские пред­пи­са­ния, вы­зы­вая фор­маль­но спра­вед­ли­вые упре­ки со сто­ро­ны книж­ни­ков и фа­ри­се­ев – этих рев­ност­ных пост­ни­ков и бла­го­че­сти­вых рев­ни­те­лей Мо­и­се­е­ва («вет­хо­го»!) За­ко­на.

7 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской и день памяти преподобного Зиновия (Мажуги), митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима в обители была совершена Божественная Литургия св.Иоанна Златоуста. По окончании Литургии митрополит Евсевий  возглавил молебен блаженной Матроне Московской и преподобному Зиновию, в схиме Серафиму.

 

                         Проповедь митрополита Евсевия в субботу Первой седмицы Великого поста

Всех вас приветствую с окончанием первой седмицы Великого поста и с днем памяти особо чтимого нашей Русской Православной Церковью великого подвижника Глинской пустыни митрополита Зиновия!

Это был незримый светильник Русской Церкви, исповедник Божий, который удалился от мира чтобы быть наедине с Богом, вначале в Глинской пустыни, а потом, после изгнания из монастыря, в Абхазии. Там в горах он провел некоторое время, а потом патриарх грузинский даровал ему право служения в городе Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского.

В мою бытность студентом Московской духовной семинарии и академии, мне стало известно об этом подвижнике, и я несколько раз посещал его в тех местах, где он подвизался, и другие места святые, которые находятся в Абхазии. Будучи у этого светильника Божия, митрополита Зиновия, я утешался его благодатным словом и молитвой. Благодарение Богу что Господь сподобил многих людей нашей России, иногда тайно, иногда явно, но посещать Владыку Зиновия. Он отличался кротостью и смирением, молитвою и духовной жизнью. К нему шли, кто его знал, и считали за счастье побывать у него на исповеди, пользуясь его духовными наставлениями, добрым словом и молитвой. Перед кончиной он принял схиму, великую схиму и стал именоваться схимитрополитом Серафимом. И пусть вас не смущает, что мы на молебном пении призывали его одним именем: святитель Зиновий в схиме Серафим.

Так же сегодня прославляется нашей Русской Церковью и блаженная Матрона Московская. Она тоже незримый светильник Русской Церкви. Скрывшись от мира, не видя физического света, она видела сердца тех, кто приходил к ней.

Половину жизни она прожила у себя на родине где родилась, в Тульской области, затем переехала в Москву и стала жить в разных квартирах, у тех кто мог ее приютить. Получив от Бога особую благодать, дар прозрения и пророчества, и благодатной помощи Божией, она эти дары проявляла по отношению к людям, укрепляя наш русский народ в лютую годину безбожного гонения, а затем и в дни Великой Отечественной войны. Ее преследовали — хотя казалось бы что преследовать ее: она не ходила, у нее отнялись ноги, она не видела. Но ее слово беспокоило безбожников, потому что ее слово было направлено в душу, в сердце человека, приходящего к ней, утверждая в нем веру, утверждая любовь ко Христу.

При жизни она старалась утешить, успокоить, облегчить сердца русского народа, который тайно приходил к ней. А после кончины она также стала помогать тем, кто приходил к ней на могилку. Затем она была прославлена Церковью нашей, и сейчас она в лике святых. И тот, кто был у нее в обители Покровской, видел нескончаемую вереницу народа русского, а может быть и из других стран, стремящихся прийти к ее святым мощам. Уезжая в Москву или на несколько дней, или в отпуск, я никогда не забывал посетить блаженную мати Матрону. Почему? Потому что, наверное, каждый из нас, кто посещал ее, чувствовал у ее мощей облегчение для себя.

В своей жизни, когда я первый раз приклонил колена у ее святых мощей, снимая клобук, прикасаясь к гробнице, я физически почувствовал веяние прохладного покрова ветерка на мою главу. Я почувствовал, что она живая, как бы склоняет свою главу к моей главе. С той поры и я проникся к ней особым почитанием, особенно призывая ее на всякое время, во всякой нужде. И так делают, совершают наши русские паломники, стекаясь со всей страны, а иногда и из-за границы, к мощам святой блаженной матери нашей Матроны.

Таким же утешителем был для нас, студентов Московской духовной семинарии и академии, святитель Зиновий, который тогда, в нелегкое для всей нашей Церкви, для всех православных людей время, находил для нас доброе, тихое, отеческое, благодатное слово поддержки. Поэтому сегодня я пришел, чтобы совершить молебное пение святителю нашему Зиновию, в схиме Серафиму, и блаженной матери нашей Матроне.

И как при их земной жизни их молитвами утверждалась вера наша, так и после их кончины, а они уже святые, и наше сердце да не охладеет любовью, верой и доброй жизнью. Особенно в наши лютые дни, когда Господь попустил и нашему народу сейчас вот эту кару, которая сейчас занимает нашу Россию — холеру, которая царствует по земле и на людях. Мы должны понимать, что наше время – это время отступления от Бога. Да, открылись монастыри, духовные школы, но в это же время безбожие насаждается своею силой.

Нам всем известно, что некоторых странах дозволили свободу однополым бракам, растлению детей. Содомский грех везде и всюду распространяется. За что поразил Господь Садом и Гоморру? За их нечистую, блудную жизнь они были сожжены серой от небес. Это написано на страницах Библии и об этом знают у нас все русские люди, так почему же поддаются этому, растлевая детей и уничтожая народ. А содомский грех в конце концов ведет к погибели и здоровья, и лишает вечной жизни, закрывая путь в Царство Небесное. Убойтесь этого! Нечистота противна Богу. «Чистые сердцем Бога узрят», а тем более, что Господь такой дал нам пример сожжения за нечистоту и блудную жизнь Содома и Гоморры.

Помощи Божией и помощи от наших святых, ныне чтимых святителя Зиновия, в схиме Серафима, и святой блаженной матери Матроны! Они помогали при жизни, они и нам помогут своею помощью и благодатью, пребывая сейчас уже в той небесной жизни. Только бы нам с верой обращаться к Богу в нашей Церкви, утверждать веру молитвою, чтением слова Божия и наставлений от святых отец, особенно в Великом посту.

В мою студенческую бытность, всем известный митрополит Питирим сказал студентам: «Постарайтесь прочитать Новый Завет в течении вот этого Великого поста». Я бы советовал и вам не отрываться от Священного Писания. Займите свое свободное время чтением слова Божия в Евангелии или назиданием от святых отец, читая их житие и их наставления. Божией помощи всем вам!







Прощенное воскресение

Вечером 1 марта 2020 года, в Прощенное воскресение, накануне Великого поста, в обители состоялась вечерня с чином прощения.  Митрополит Евсевий (Саввин) молился за богослужением и возглавил чин прощения.

 

                                               Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) перед чином прощения 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! С древних времен Святая Церковь установила Великий пост как время для особой молитвы, для особых подвигов. И сегодня мы вступаем в это время Великого поста.

Церковь предлагает нам, прежде чем вступить на эту дорожку покаяния, освободиться от нашей внутренней ноши, тягот нашей души и облегчить эту ношу может только наше покаяние, наша молитва, обращенная к Богу. Как весной, когда просыпается вся природа и после зимнего периода начинает приходить в движение, потому что солнце, небесное светило притягивает своим светом и своим теплом все живое в нашей природе, так и духовная весна — Великий пост. Ныне наше сердце, нашу душу и все наше существо притягивает голос матери Церкви через слово Божие, через писания святых отец, через закон Божий, через призыв матери Церкви — к покаянию, к молитве, к подвигу во имя Божие, во имя очищения нашего сердца, очищения нашей души от всего мирского, грязного, греховного.

В эти дни голос Церкви обращен ко всем нам, чтобы мы вместе со всем Православием в нашем мире обратили бы внимание на свою душу и приложили бы труд во имя Божие, во имя покаяния, во имя мира с нашими братьями, сестрами, потому что без покаяния, без примирения Господь не принимает духовного подвига и нашей молитвы. Сам Господь указал на святую молитву, которую мы должны читать в своей жизни на всякое время — это молитва «Отче наш»: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим».

Но и молитва, и жизнь христианская есть тогда, когда есть любовь, о которой Сам Спаситель говорил Своим ученикам: «да любите друг друга». Об этой любви Божественной говорил Он и богатому юноше, отвечая на вопрос, что же ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением твоим и ближнего твоего как самого себя». Это есть условие для достижения Царства Небесного. Но возлюбить Бога – как это проявить в жизни своей? Способ этой любви есть прежде всего наше обращение к Богу. Как человек, приходящий в этот мир, рождаясь от матери, первым словом своим обращается к своей матери: «Мама!». А мы должны отверзнуть свои уста и язык, и обратиться к Богу, нашему Создателю: «Боже, милостив буди нам, грешным!». И к этому призывает нас святая Церковь, предлагая пример молитвы мытаря, о ком мы слышим в Святом Евангелии: «Боже, милостив буди мне грешному». Покаяние есть примирение с Богом, это есть примирение нашей души. Покаяние необходимо для нашего спасения. Покаяние, примирение необходимо, чтобы совершать нам свой христианский путь.

Сегодня голос святой нашей матери Церкви обращен ко всем нам: попросить прощения друг у друга. Это не малый подвиг — заставить себя попросить у человека прощения. Это не просто слова, это зов нашей души, это зов нашего сердца. Все мы, наверное, знаем, как непросто попросить прощения у человека, который нас обидел. Все легко, разговоров очень много, человек с человеком встречаются, говорят на различные темы, но когда дело касается обиды — не сразу язык поворачивается попросить прощения. А ведь нужно простить и не заметить этой обиды, поскольку ты христианин, а христианское учение обращено к нашему сердцу — простить. Если это невозможно, как человеку, то это должно быть возможно каждому из нас, как христианину. Этим и отличается христианин от другого человека. И поскольку мы христиане, то и этому призыву мы должны проявить послушание.

Святая Церковь говорит: «Проси прощение» – значит и мы должны это сделать, и даже обидчику нашему. И другое: если человек занят только гордостью, только осуждением, только завистью — он не может стяжать чистую молитву, которая возвышает его до неба. Вот, прежде чем обратиться к Богу, мы должны обратиться и к ближнему нашему с тем, чтобы освободить свою душу от зависти, ненависти, осуждения, злобы. Попросим прощения и у Господа, и у нашего обидчика – и тогда, когда наше сердце будет свободно от этих пороков, тогда и молитва к Богу будет близка нашему сердцу, тогда наше сердце будет занято именем Божиим. Но ради этого нужно потрудиться. Вот это время Великого поста — и есть время труда ради нашей души, ради нашего сердца.

В древние времена в древних монастырях перед началом Великого поста братия обители или сестры приходили из разных мест в храм Божий, совершали преклонение перед Богом, коленопреклонение и перед своими близкими, и просили друг у друга прощения. К этому призывает и нас Господь в этот святой тихий и благодатный вечер перед началом Великого поста. Перед началом нашей церковной молитвы, перед началом нашего покаяния мы должны освободить свое сердце от зависти, ненависти, осуждения и дать место нашей мирной великопостной молитве.

Милость Божия, Его благословение небесное да снидет особенно в этот тихий вечер и даст нам возможность принести примирение перед нашими близкими, а прежде всего — попросить у Господа прощения, попросить Его благословения и укрепления сил на Великий пост, чтобы наш пост, наша молитва были угодны Богу и послужили бы для очищения нашей души, освещения нашей жизни, для подкрепления на добрые дела и дали бы нам возможность побороть в себе все страсти, мешающие нашему восхождению ко Господу в молитве, в покаянии, в причащении.

Призываю, дорогие наши братья и сестры, все оставить за дверями храма: все наши обиды по отношению к нашим близким, а кто рядом с нами — попросить друг у друга прощения для нашего освещения, для нашего просветления и для нашего приближения ко Господу нашему и ко всему святому.

И я стою перед вами – мог чем-то обидеть, оскорбить кого либо из вас. Преклоняю колена и прошу прощения, дорогие наши сестры обители, дорогие наши паломники, отцы и братья! Прошу прощения, ради Господа: простите меня и прошу святых молитв! И я с чистым сердцем прощаю и разрешаю: Господь благодатью Своею да простит вас, дорогие наши отцы, братья и сестры от всех наших недоумений, наших подозрений, наших осуждений друг друга, и пусть наш вечер станет новым порогом для восхождений в духовной праведной жизни! Помощи Божией всем нам!

25 февраля 1944 года – освобождение д.Елизарово от немецкой оккупации

Никто не забыт и ничто не забыто!
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
                                        Ольга Бугримова

Елеазаровский монастырь в послевоенные годы


Деревня Елизарово находилось в немецкой оккупации с 13 июля 1941 года по 25 февраля 1944 года. Псков был захвачен немцами 9 июля, а Псковский район 13 июля был полностью оккупирован, несмотря на героические труды мирного населения (с 25 июня за 10-12 дней вручную был вырыт противотанковый ров от Псковского озера до Островского района, работало до 25 тысяч человек, в основном, женщин; фашисты обстреливали их из пулеметов и забрасывали бомбами).

Освобождение Псковского района от фашистов сопровождалось жестокими боями. Перед началом Псковской наступательной операции генерал Говоров обратился к воинам фронта с призывом повторить подвиг дружинников Александра Невского, разгромивших псов-рыцарей на льду Чудского озера.

В конце февраля по фашистам были нанесены тяжелые удары: 23 и 24 февраля 1944 г. оккупанты были выбиты из деревень Гверздонь, Выставка, Середка (ее освобождали части 376-ой стрелковой дивизии и 5-ой партизанской бригады). Вслед за ними в ходе боев наши войска освободили деревни Верхолино и Елизарово, 27 февраля – деревню Мешоколь. Фашистские части в ночь на 25 февраля 1944 г. отошли за укрепленную линию «Пантера». В ходе продвижения 6 марта была освобождена деревня Толбица. Многие деревни несколько раз переходили из рук в руки. Со всех сторон противник обстреливал расположение наших войск. Затем следовали фашистские атаки, массированный налет авиации. В эти же тяжелые дни, 18 марта, был очищен от фашистов остров Талабск. Еще гремели бои, но 27 июля 1944 г. Псковский район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Слишком значительными оказались потери: только за январь-февраль 1944 года советские войска потеряли 76,6 тыс. человек убитыми, а немецкие – около 25 тыс. «Линия Пантера» стала братской могилой для многих тысяч русских воинов, погибших на псковской земле с 1 марта по 24 июля 1944 года.

В деревне Елизарово находятся два братских захоронения:

1) Захоронено 584 чел. на Елизаровском кладбище, в т.ч. 1 партизан, 16 жертв войны, 38 офицеров. Имена известны. Захоронение производилось с февраля по июль 1944 г. Перезахоронение производилось из деревень Ладыговщина, Ольгино Поле, Новинка, Котятино, Хайлово, Толбица, Погорелка, Великое Поле, Замельничье, 22-й км Гдовской трассы, зимняя дорога на о.Залита, Тепляково, Лапинка Голова, Борок. Размеры захоронения 3х3м; 0,032 га. Обелиск установлен в 1969 году.

2) Захоронено 10 человек возле Гдовской трассы. Имена неизвестны. Перезахоронены в 2000 г. Останки обнаружены под подвалом церковного дома д.Толбица (в годы войны в Толбицком храме располагался госпиталь для раненых бойцов). Памятник «Погибшим землякам» установлен в 1965 году.

Список воинов, погребенных в д.Елизарово в годы Великой Отечественной войны

Читать статью полностью: 25 февраля 1944 года – освобождение д.Елизарово от немецкой оккупации

Будем признательны за дополнительные сведения и фотоматериалы из истории д.Елизарово в годы Великой Отечественной войны: моб.тел.: 8-905-238-88-82, эл.почта: istok_mon@mail.ru

Масленица

Сегодня началась масленичная неделя, а значит наступило благословенное время совместных трапез!
В нашей воскресной школе уже несколько лет проходит насыщенная программа празднования. Стали любимыми конкурс блинов и пирогов, подвижные игры для ребят, командные конкурсы. Но главное — все вместе мы снова учились быть открытыми друг другу, внимательными и вежливыми, терпеливыми и понимающими.

Вечер на Печерском подворье, посвященный истории обители

17 февраля на подворье Псково-Печерского монастыря состоялась лекция для экскурсоводов и прихожан «Спасо-Елеазаровский монастырь. Прошлое и настоящее».

На вечере присутствовали: настоятель воинского храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор, настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Мария с сестрами, экскурсоводы и прихожане.

Приветственное слово сказал настоятель подворья иеромонах Анатолий. Рассказ о монастыре открыли сестры обители пением песни «Много есть обитель святых…». Насельница монастыря инокиня Евгения продолжила повествование об истории обители вместе с показом фотохроники разных лет, на которой сохранились виды монастыря до революции и в годы разрухи, а также фотографии братии Спасо-Елеазаровой пустыни. Её рассказ был наполнен многими интересными архивными сведениями об истории монастыря, и в дополнение к общей картине повествования, сестрами обители были исполнены ещё несколько песнопений.

В конце встречи протоиерей Олег Тэор рассказал об истории нахождения мощей старца Гавриила (Зырянова).

Сретение Господне

12 февраля, в день праздника Сретения Господня, в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).
Накануне праздника, вечером было совершено всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освещенным елеем.

В день праздника совершили Божественную Литургию и славление. По окончании богослужения митрополит Евсевий поздравил всех с праздником и произнёс проповедь. И затем состоялся чин о Панагии.

 

                                          Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Сретения Господня

Всечестная мать настоятельница, всечестные сестры, дорогие о Господе братья и сестры во Христе и наши отцы! Всех вас приветствую с великим праздником Сретения Господня!

В этот праздник мы слышим о событиях, когда Пречистая Дева Мария, как мы знаем, рождшая Богомладенца, по обычаю еврейскому на сороковой день вместе с Иосифом принесла младенца Христа в Иерусалимский храм, как тогда было принято, для того чтобы принести благодарение Богу и освятить ребенка молитвой в храме, как и теперь это делается. А в древности еще приносили или две горлицы, или два голубя, что и совершили праведный Иосиф и Дева Мария при принесении младенца Христа в иерусалимский храм.

Там их встретил праведный старец Симеон. Некогда он был переводчиком библии и переводил книгу пророка Исаии с еврейского на греческий язык. В том месте, которое он переводил, было написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эммануил, что значит «с нами Бог»». Праведный Симеон усомнился: «Как это дева — родит?». Он хотел зачеркнуть это слово и исправить на слово «жена», но сказано, что ангел Божий удержал его руку, чтобы он не исправлял и сказал праведному Симеону, что тот не умрет, пока сам не станет свидетелем этого рождения, этого явления, когда Дева родит Сына. И вот прошло много лет, и этот момент пришел.

Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли младенца Христа в храм Божий, а праведный Иосиф по водительству Божию тоже пришел в храм. И увидев Христа он произнес вот эти слова, которые мы читаем и дома, и в храме за правилом: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал всем людем».

Вот это явление Христа во храме и действие праведного Симеона в присутствии праведной Анны пророчицы, которая, как сказано, не отходила от храма день и ночь, служа своим трудом иерусалимскому храму во имя Божие, осталось в Церкви и в нашей жизни.

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Промысел Божий управляет миром и жизнью людей, промысел Божий каждого человека ведет прежде всего к Создателю, к Богу нашему, Творцу Вселенной. Возрадовался праведный Симеон и отверз уста свои для прославления Господа.

Каждого из нас Господь призывает прежде всего к истине и открывает ему путь к небесной жизни Своим учением через Церковь Свою, через проповедь Церкви, через Евангелие, через причащение святых Христовых Тайн. И как праведный Симеон встретил Христа и принял Его на свои руки, так и человек христианин: если он верует в Бога истинного, то и в его сердце под различным видом может придти Сам Спаситель, потому что Бог непрестанно стучится и призывает людей к пребыванию в Церкви, к праведной жизни и к соблюдению законов Своих. Одна беда, что человек иногда слышит стук в своем сердце, но не открывает ни уст своих, ни сердца своего, и как будто не слышит голоса Божия, призывающего Его как Свое дитя к вечности, к радости, к спасению.

Наша жизнь, наша радость — в Боге. Его закон должен быть в нашем сердце, и тогда мы будем носителями Самого Господа в своем сердце. И тогда и наше сердце возрадуется, и тогда и мы ощутим благодать Божию и присутствие Божие в нас, и нам откроется путь в жизни земной во Христе к жизни небесной через Церковь, через Таинства церковные. Не забывайте читать Евангелие, не забывайте слушать голос небесного Творца, на забывайте, что и нам предстоит время, каждому свое, предстать перед Богом. Только бы были обращены к нам Его слова, когда Он скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, потому что вы исполнили заповедь Господа — голодного накормили, странника приютили, больного посетили и оказали помощь нуждающемуся». И не дай Бог, чтобы нам услышать: «Отойдите от меня, вси беззаконнующие, в огнь вечный, уготованный диаволу и служителям его, потому что вы не исполнили закона Моего и не сделали ни одного доброго дела».

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Праведный Симеон и праведная Анна пророчица удостоились встречать Господа за свою праведную жизнь, как сказано в Евангелии — «старец Симеон праведен сый, и Анна пророчица служившая Господу в храме день и ночь». Постараемся и мы по мере наших сил посещать храм и от закона Божия не отходить, читая слово Божие и учение святых отец.

Божией помощи, Божией радости, крепости сил и всегда быть с Богом, чтобы и нам услышать Господа и встретить Его в Царствии Небесном, а в земной жизни — встречать Его в слове Евангелия, носить это слово в своем сердце и руководствоваться правилами Церкви и правилами святых отец. С праздником! Радости, крепости, здоровья и всего самого доброго!

Собор Трёх Святителей

12 февраля 2020 года праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском монастыре в главном храме обители, освященном в честь Трёх вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника состоялось всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех богомольцев освященным елеем.

В день праздника, утром был отслужен водосвятный молебен.

Затем, соборно духовенством была совершена Божественная Литургия, и по её окончании состоялся крестный ход вокруг храма-именинника. В часовне на месте упокоения настоятельницы обители — игумении Елисаветы была пропета «Вечная память». По возвращении крестного хода в храм, митрополит Евсевий прочитал молитву Трем святителям. В честь престольного праздника были провозглашены многолетия. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка поздравил всех с престольным праздником и произнёс проповедь.  Праздничное торжество завершилось чином о Панагии.

 

                                           Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник Трёх Святителей

Всечестные отцы, дорогая мать настоятельница, дорогие сестры обители, дорогие во Христе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с престольным праздником нашей святой обители — памяти святителей Христовых и Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, с праздником нашей радости. Праздник престольный для нашей святой обители, и особенно радостно, что этот праздник мы совершаем в обновленном храме.

Как небо украшено Солнцем, Луной и различными звездами, сияющими по мере своей природы — одни мерцают, другие неизменно небольшие, а есть звезды, которые горят ярко и освещают мир для людей — так и здесь сегодня, так и в вечной жизни: есть у нас Господь — Солнце правды, есть у нас Пречистая Дева Мария, Которая сравнивается с яркой Луною на небесном склоне, и также есть бесконечное множество звезд, которые отображают жизнь земную людей. Одни горят ярким светом, другие горят меньшим светом, а некоторые горят еле заметным светом. Вот такая жизнь, таково устроение людей и в небесной жизни — по их делам, по их жизни они отображают свет Божий.

Святые Вселенские учители, ныне прославляемые, жили в IV веке. Больше трехсот лет Церковь Христова была гонима, и верующие люди были подвержены страшным гонениям, страшным мучениям. Триста лет лилась кровь христианская. И вот IV век был обозначен дарованием свободы христианскому вероучению. Со времени святого равноапостольного Константина Великого Церковь стала свободна в своем исповедании, но она жила среди того же мира: и языческого, и нехристианского.

Так и в наше время, хотя Церковь и свободная, но вокруг есть инакомыслящие, есть люди иной веры, и даже язычество существует — множество людей, которые не знают истинного Бога. Но в тоже время с IV века сияют на небесном своде святители Христовы, которых мы сегодня чтим.

Сами их имена говорят об их делах — Василий Великий. Почему он называется Великим? Потому что он много трудился ради Христа. Получив образование духовное в древних, знаменитых школах Антиохии, Александрии, Афин, он на время удаляется в пустыню и там познает Бога не умом, а сердцем и душою. Затем он становится проповедником, патриархом Антиохии, и создает много книг о вере, о Боге, о Духе Святом, о жизни, о жизни святых и пустынных подвижников. Этими книгами он украсил мир и Православную Церковь, в первую очередь. Подобно ему трудились и святой святитель Григорий Богослов, и святитель Иоанн Златоуст — этот неумолкаемый проповедник слова Божия, «золотые уста», как обозначил народ, который слушал его слова и проповеди.

Они — три столпа нашей Церкви, которые твердо стоят на камне учения Христова, Священного Писания, слова Божия. Они украсили Церковь нашу своим служением, своею проповедью и своей святой жизнью, претерпевая различные тяготы в этом мире, но оставаясь исповедниками Христовыми, которые украсили нашу святую Православную Церковь. Они и при жизни светили миру и словом, и житием, и писанием, они и после кончины своей не умолкают, проповедуя своим писанием, житием и молитвой, беспокоясь о нашей жизни, настраивая ее на путь Божий.

Путь, согласно которому они жили, учили и подвизались — это главная дорога от земной жизни к небесной. На эту дорогу они приводили и после своей смерти множество людей, верующих во Христа, научая их от слова Евангелия, от слова писания святых апостолов, святых подвижников и пустынников.

Мы счастливы, дорогие отцы, братья и сестры, что имеем возможность, прежде всего, совершать служение в этом соборе обители, посвященном нашим святителям и Вселенским учителям. Блаженны люди, которые познают веру и Бога, которые познают Евангелие и читают слово, которое оставляют святители Божии!

К сожалению, в наше время на все хватает времени — различные забавы и труды. Но вот, как раз не хватает времени, чтобы почитать то, что оставили для нас с вами святители Божии. А они оставили все то, что светит на этом пути, ведущем от земной жизни к небесной. Ярким светом они освещают путь христианину, если он совершает чтение слова Божия и наставлений от святых отец. Не забудем об этом! Постараемся уделять время все-таки не тем забавам и магнитам, которые сбивают нас с пути Божия к смерти. Будем пытаться через молитву, чтение Евангелия и от святых отец, спасаться на этом пути, который ведет нас от жизни земной к жизни вечной, небесной. Аминь, с праздником!»

Приглашение на праздник

12 февраля в обители престольный праздник в честь Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Сегодня вечером начало всенощного бдения в 17.00
В день праздника: 8.00 Водосвятный молебен.

9.00 Часы. Литургия. Крестный ход.

Приглашаем всех желающих приобщиться к торжеству в прославлении вселенских учителей и святителей.

Братия Спасо-Елеазаровой пустыни в лике Бутовских новомучеников 

«Я верю в конечное торжество России. Настанет день, когда она скинет с себя подмявшие ее злые силы. И как знать, не суждено ли будущей России, вернувшей себе достоинство, очистившейся и умудренной страданиями, сказать потрясенному миру новое слово, в котором и она сама отчаянно нуждается».

                                                                                                                           Вел. княгиня Мария Павловна (младшая)

«Новое слово», сказанное «потрясенному миру», — это Слово о духовном возрождении нашего Отечества. «Россия восстанет, — писал святитель Иоанн (Максимович), когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».

Предлагаем Вашему вниманию статью: 

Братия Спасо-Елеазаровой пустыни в лике Бутовских новомучеников

В статье Вы можете ознакомиться архивными материалами о трех бутовских священномучениках из числа братии Спасо-Елеазаровского монастыря.
 



























                                     Собор Воскресения Христова в Бутово

Небесная дружина

Это был цвет монастырской братии, они в числе первых взошли на общероссийскую Голгофу и этот мученический венец был наградой за их подвижническую жизнь. До 1938 года многие из братии Спасо-Елеазаровой пустыни, пройдя лагеря и ссылки, пополнили сонм мучеников за веру Христову. «Кровь мучеников – семя Церкви». Их молитвами возрождается и наш монастырь.

Братия Елеазаровой пустыни, убиенная в годы гонений

Краткие сведения

Имена братии, утопленной в Чудском озере у д.Спицыно в августе 1918 года:

Игумен Дометий (Золотухин) – 38 лет, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1894 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., нес должность казначея, с 15 января 1911 г. назначен настоятелем.

Иеромонах Алексий (Козлов) – 34 года, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1895 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял послушание казначея.

Иеромонах Исаакий (Певин) – 40 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1908г., исполнял послушание ризничного.

Иеродиакон Игнатий (Кириленко) — 37 лет, родом из казаков Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание диакона.

Иеродиакон Пимен (Пономарев) – 39 лет, из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание клиросного и диакона.

Иеродиакон Иона (Киричук) – 36 лет, из крестьян Волынской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание клиросного и диакона.

Монах Мелетий (Шопин) – 37 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял клиросное послушание.

Монах Иларион (Стариков) – 36 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1899 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание портного.

Монах Евфросин (Филонов)- 46 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г.

Монах Дионисий (Скоп), 44 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1903 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание столяра.

Монах Дометиан (Тертышный) – 46 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял послушание ключника.

Рясофорный послушник Федор (Садовский), родом из Минской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь после 1914 г., исполнял послушание письмоводителя.

Послушник Стефан (Медведь) – 23 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову в 1913 г., исполнял послушание столяра.

Расстреляны:

— в 1920 году: на монастырской Святой горке 8 монахов, имена неизвестны

— в 1937 году:
на Бутовском полигоне: прмч.Евфросин (Антонов), Серафим (Щелоков), Алексей (Воробьев)

в тюрьме г.Иваново: архим. Симеон (Холмогоров), иером. Анания (Алексеев)

в Левашовской пустоши: архим. Мефодий (Минин), протоиерей Василий Суворов, два преподавателя и библиотекарь Елеазаровской средней школы

— в 1930 году арестован и погиб в лагерях Севкрая игумен Корнилий (Алексеев)

Судьба оставшихся 19 монахов на момент закрытия монастыря неизвестна, как и других, рассеянных после изгнания из обители.

От времен апостолов до наших дней мученичество ради Христа есть созидание Церкви Божией, потому что мученичество есть продолжение апостольского служения миру (Оптинский патерик).

Иеромонах Серафим (Щелоков), будущий новомученик, братия и прихожане с чудотворной иконой Спаса Елеазаровского, 1915 год

Сергей Бехтеев «Молитва», поют сестры обители: