Цареградская икона Божией Матери

8 мая 2020 года, в весеннее празднование Цареградской иконе Божией Матери,  в Спасо-Елеазаовском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий.

Вечером, накануне праздника,  митрополит Евсевий возглавил всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Спиридон (Иващенко), наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, иеромонах Никон (Горохов), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и клирик обители — иерей Георгий Ширлин. 

На утрене духовенством во главе Высокопреосвященнейшим владыкой  был торжественно совершен полиелей, и после прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазывал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и затем состоялся водосвятный молебен. 
По окончании богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь. В завершение празднества состоялся чин о Панагии.

 

                          Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Цареградской иконы Божией Матери

Всечестной отец архимандрит, всечестные отцы, всечестная мать настоятельница, сестры святой обители и все православные христиане, которые лишены нашего участия – всех приветствую с близким нашему сердцу праздником в честь принесенного из Константинополя образа Пречистой Матери Божией «Цареградская»!

Если перенестись в те далекие дни, годы, то мы бы, наверное, увидели толпы народа, встречавшего этот образ, прибывший тогда из Константинополя через старца этой святой обители, подвижника, пророка преподобного Филофея. Ныне мы ограничены в нашем торжестве, но не ограничены в нашей душе и в нашем сердце, благодарение Богу! Всех вас приветствую с этим праздником!

В древности сказали мудрые люди: «С востока свет». А я бы сказал: с востока и торжество нашей Православной Церкви. С востока начиналась и слава Божия на Руси. Вера Христова, которую мы приняли, те правила церковные, то учение Церкви и святых отец – все принесено было на Русь первыми служителями из Византии. Наша Русь украшалась торжеством молитвы, правилом святых отец, которые, не просто так именуясь Вселенскими учителями и святителями, излагали Правило Веры, доносили до нашего сердца учение Христа и преподавали всему нашему родному русскому народу подвиг пустынников, отшельников, подвиг мучеников, которые терпели за Христа, за веру, за Церковь, за народ. И здесь внедрялось все то святое, что было от Господа принесено сердцу православного народа.

Первообраз святой, ныне чтимой Цареградской иконы, был написан апостолом Лукой на доске от того стола, за которым проходила Тайная Вечеря Христа. Потом уже этот образ распространялся по всему православному миру и на нашей святой Руси. И вот один из образов Матери Божией и был подарен Константинопольским патриархом в XV веке этому монастырю и передан подвижнику нашей обители преподобному Филофею. Этот образ скрывался много раз от беззаконных врагов, которые приходили на Русь, но копия этого образа сохранилась до наших дней в том виде, который был сокрыт в храме Святителя Николая на острове Талабск. И при старце нашем почтенном и любимом Николае Залитском я этот образ увидел в алтаре Никольского храма, и мне сказали что этот образ и есть из того древнего монастыря, из нашей святой обители Спасо-Елеазаровской. И когда стали открывать эту святую обитель, с согласия старца отца Николая, я с любовью и заботой своими руками, вначале на лодке, а затем крестным ходом от устья Толбы доставил сюда образ Матери Божией, который теперь украшает нашу святую обитель. Он отреставрирован и теперь матушка Мария украсила и очень солидным, красивым, добротным кивотом. Эта икона теперь с нами, слава Богу!

Украшалась Византия святой православной верой, украшалась святая земля Востока подвигами, слезами, кровью святых мучеников за веру Христову. Также украшалась и наша Русская земля прежде всего святыми иконами, мощами святых, которые утверждали веру православную на Востоке, а затем и на нашей Русской земле. Да, было испытание, когда наши святыни подвергались уничтожению, забвению, холодности наших сердец, но все же Господь не лишил нас радости общения со святынями, прежде всего, иконами чудотворными Матери Божией и одной из этих икон и явилась вот эта Матерь Божия Цареградская.

Благодарение Богу, Господь не лишил нас радости нашей Русской земли. Возрождалась наша вера после Перестройки, открывались школы, обратился народ. Вы знаете, первые годы после Перестройки храмы были полны нашего русского православного народа, открывались школы детские при храмах, а с течением времени, через несколько лет вера стала опять уходить в забвение –рекламы, всякого рода магниты стали притягивать наш ум, сердце и душу к этим языческим предметам, да еще и технические условия – интернеты, телефоны и всякого рода другие принадлежности стали привлекать наш русский народ. И мы теперь являемся свидетелями: дошло до того, что наша Русская земля уподобилась тем, кто отошел от веры: стали увлекаться миром, утехами мира, языческими предметами, душа стала холодеть, любовь — иссякать из сердца русского народа, стали увлекаться больше земными утехами и плотяными забавами и дошли до того, стыдно об этом говорить, как апостол Павел пишет к Коринфянам, но мы превратились не в православный народ, а как сказано «и язычники того не творят».

Как может Господь терпеть нас, дорогие отцы, братья и сестры? Господь творил мир и человека прежде всего для прославления Творца. Как Творец Он насадил Рай Эдемский, Он украсил этот мир всеми красками, всеми составами, которые несет в себе природа наша, украшающая землю и плоды, и благоуханные цветы. И все то, что полезно для человека, Господь дал. Особенно обогатил Он нашу Русскую землю. Неблагодарен стал русский человек – отошел от своего Творца, несмотря на то, что ему даны все чувства, чтобы вдыхать эту красоту и слышать пение птиц, и наслаждаться вкусом всего тварного Божьего мира. Все забыто! Стали увлекаться плотскими страстями, уподобились скоту бессмысленному. Потому Господь, наш любящий Отец, для исправления этой жизни, чтобы поднять человека из такой грязи, попустил вот это нам – небывалую смертоносную язву. И раньше, ежели было испытание, по местам тоже были моры разного рода, но не такие как теперь, когда весь мир окутан этой заразой. Почему? И раньше грешили люди, но тоже по местам, а сейчас весь мир увлекся в делание содомского греха, который нестерпим нашему любящему Небесному Отцу и Пречистой Деве Марии, и угодникам Божиим, которые звали народ к чистой жизни: «Сердце чисто созижди в нас, Боже и дух прав обнови в природе нашей… Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Пророк Давид с раннего утра призывал имя Божие: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой!.. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!.. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою!». У нас попрана в последнее время молитва Божия, но отдельные только люди совершают это молитвенное правило. И как не предупреждал и много раз обращался ко всем: куда спешим, совершая Божию службу, куда мы бежим, что нас ждет за наше нерадение, за наше преступление? Старец Карагандинский отец Севастиан сказал: «Сокращая службу Божию, мы сокращаем свою жизнь». А когда мы спешим в служении, мы спешим наверное уйти быстрей от этого мира.

Хотя бы теперь, хотя Господь нам послал вот это испытание, этот страшный смертоносный вирус, обратимся с молитвой к Богу, попросим прощение за все согрешения, не только содеянные нами, но и те которые живут в миру, за те преступления, которые совершает теперь народ без веры, без правил, в школах нам не разрешают преподавать Закон Божий, то есть отвергли Закон Божий в светских школах, а хотели внедрить, но некоторые не допустили. А когда мы Закон Божий не преподаем народу и детям, то что преподается? Беззаконие, которое тянет нас ко греху, а грех тянет к смерти и не продлить нашу земную жизнь, а сократить ее уходом в эту жизнь. Прошу вас, дорогие отцы, братья и сестры не спешите работать Богу, сказано: «Работайте Господеви со страхом». Вот этот страх должен присутствовать в момент или время нашей и церковной, и домашней молитвы.

Я воспитывался в Ельце при архимандрите Исаакии. Я застал его служение – он каждое слово, особенно слово Божие Евангелие читал так, чтобы это слово положить на сердце, душу и в мысли слушающим, то есть, он читает, а люди слушают. Вот этим людям он и старался вложить каждое словечко отдельно как горошины, потому что это слово имеет огромное значение не только для души, для сердца, но и для всей нашей жизни, для наших дел. Еще раз призываю обратить на это внимание. Не спешите, когда делаете дело Божие! Как говорят, вот это дело – оно украшено, оно близко к сердцу человека, наверное, это дело сделано с душою человека. Он приложил и знание к этому предмету и душу. А когда кое-как делается, тогда это дело не ласкает сердце, не ласкает душу человека и не приносит пользу для жизни. Не спешите! В спешке хорошего не получается.

Помощи Божией! Храните веру, за которую умирали наши предки. Храните молитву с которой наши предки проливали слезы – слезная молитва была у русского народа. Божией помощи, страха Божиего! Со страхом Божиим и любовью совершаем мы дело Божие, чтобы оно послужило на пользу души и тела, чтобы Господь избавил нас от этой страшной смертоносной язвы. Бог в помощь через молитвы нашего сердца, через молитвы Божией Матери, через молитвы наших святых угодников Божиих. Их помощь да утверждает нас в делах спасительных, отгоняя всякий страх и болезнь от нашей жизни. Проявим усердие, благоговение, а сегодня и слезы бы не лишними были, особенно в эти страшные дни. Эта чума пожирает людей, и сообщают, что Лавру даже закрыли для доступа православного верующего народа. Сегодня я узнал, что уже второй человек, который близок был моему сердцу, архимандрит Никодим, перед кончиной принявший схиму с именем Никон, совсем недавно, три дня тому назад как скончался. А сегодня новое известие – трудно произнести это, но скончался архимандрит Лаврентий, который также в духовном плане близок был архимандриту Кириллу и архимандриту Науму. Это был особый ревностный молитвенник, обличитель строгий, и он скончался, Царство ему Небесное и вечный покой!

Храните молитву, не спешите жить, не спешите на молитве. Со вздохом и слезами обращайтесь к Богу, тогда-то молитва будет услышана, и Господь отвратит от нашего русского народа эту страшную смертоносную чуму. Божией помощи, крепости, не терять веры с надеждой на Бога и любовью к Нему в молитве. С праздником, дорогие!

О молитве в обители

                                                               Дорогие братия и сестры!

В связи с введением в Псковской области строго карантина из-за коронавирусной инфекции монастырь закрыт для посещения. По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, в ввиду усилившейся опасности массового заражения, предписано во всех храмах и обителях Псковской епархии, совершать богослужения внутри храмов с участием только клириков и необходимого числа церковных сотрудников.


Для желающих принять Таинство Святого Причащения звоните по телефонам: 8 (8112) 679-558, +7 905 238 88 82. Причащение мирян будет совершаться на дому в заранее оговоренное с каждым время. Готовящимся следует причащаться натощак.

Если Вам необходимо заказать требы, Вы можете позвонить по выше указанным телефонам или написать сообщение на эл.почту: istok_mon@mail.ru. Информацию по требам можно посмотреть по ссылке: http://eleazarovo.ru/treby/ или https://vk.com/topic-182122708_41183165

В обители молятся об избавлении от губительного поветрия, о здравии всех врачей, всех пострадавших, о сохранении от вреда всех наших дорогих прихожан и паломников. Помоги всем нам, Господи, перенести это испытание.

Радоница

Радоница — Пасха для усопших

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.

Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы – сразу после Светлой пасхальной Седмицы – призывает радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Сурожского Антония, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых». 

Светлая седмица

                                                                 Светлый Понедельник

                                                                     Христос Воскресе!

Праздник Пасхи всегда был для христиан самым светлым, всеобщим, продолжительнейшим торжеством. Со времен апостольских праздник христианской Пасхи, подобно Пасхе ветхозаветной (Исх. 12, 14–15), продолжался семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенского Собора, правило 66) повелевают верующим во всю Светлую седмицу «во святых церквах упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе». Вся эта седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий и светлейший праздник.

Поэтому и в богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужения (утреня, часы, Литургия и вечерня), в целом, бывают такими же, как и в первый день Пасхи.

Все богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая.

Царские врата остаются открытыми и после богослужения (начиная со дня Пасхи) в продолжение всей седмицы.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершаются так же, как и в первый день. Только крестный ход совершается не перед утреней, как это бывает в самый день праздника, а по окончании Литургии. 





 

                                                                               Светлый Вторник
                                                                               Христос Воскресе!

…Духовная радость честно и благоприлично приводит душу в единение с Богом, наполняет сладостью также и тех, кто находится с таким человеком в сношениях.

                                                                                                                                  Святитель Иоанн Златоуст



Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его: все это – предвкушение Вечной Жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое.


                                                                                                                              Святитель Тихон Задонский


                                                                        Светлая Среда
                                                                     Христос Воскресе!


Евангелие сегодня говорило о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями немногим более трех лет. Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и сами сподобились благодатью Божией исцелять больных и изгонять бесов. Но все же нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. Все время у них то сомнения, то недоумения, то непонимание, то споры. А в последних главах даже и страх, и трусость, и отречение.

Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся ни угроз, ни страданий. Они ни во что ставят и самую смерть. Что же произошло за эти несколько дней? – А произошло то, чему были посвящены богослужения страстной седмицы и последующих светлых дней. Учитель был осужден, убит и погребен, и вдруг, в третий день явился воскресшим! И не так, как сын вдовы наинской, или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы не умирать вовеки; явился в новом, духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда.

«Воскресение Христово видевши», Апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. Они избавились от страха смерти, который делал их рабами. Они и всю землю исходили, возвещая, что «сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели». Для Апостолов Христос воистину воскрес, и поэтому они стали воистину другими. Поэтому и люди верили им и отвечали: «Воистину Христос воскрес»!

А когда мы с вами говорим: «Христос воскресе», то в ответ слышим: «Если Он воистину воскрес, то почему вы сами не живете по Его заповедям»? Мы говорим: «Христос воскресе», – а нам отвечают: «Если Он воистину воскрес, то почему вы с такой безмерной скорбью переживаете кончину близких»? Мы говорим: «Христос воскресе», – а нам в ответ: «Если Он воистину воскрес, то почему вы ничуть не меньше нас привязаны к земному, к тленному, к удобствам жизни, к вещам»? – И нам нечего ответить. Мы оказываемся перед людьми лжецами, потому что возвещаем величайшее событие, а сами живем так, как будто его никогда не было

Епископ Феофан Затворник пишет: «Слова Ангела «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам значат, что живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес», – потому что видимо живет в Его последователях».

                                                                                                                            Протоиерей Вячеслав Резников

                                                                    Светлый Четверток
                                                                     Христос Воскресе!

                                                                    Весенние зарисовки

 

Светлый Пяток. Крестный ход на источники воды

Христос Воскресе!

 

                                                                    Светлая суббота
                                                                   Христос Воскресе!

Но вот уже умалилась и светлая пасхальная седмица. Сегодня последний праздничный день, и вечером закроются Царские врата. Но пусть растет наша вера в Воскресшего Господа. Ему должно расти – в нашей жизни, в наших сердцах, в наших делах. А нам – умаляться пред Его бесконечной премудростью и силой.

                                                                                                                          Протоиерей Вячеслав Резников

                                                             Артос: Пасхальный хлеб

Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.

В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.

Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

                                                                                                                                             Иерей Андрей Чиженко

 Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова

Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Христос воскресе из мертвых.

Пасхальное послание митрополита Псковского и Порховского Тихона

Клирикам, монашествующим и мирянам Псковской митрополии

Дорогие отцы, братья и сестры, православные христиане Псковской земли!

В этот день величайшей Победы над злом и смертью поздравляю всех вас, православных христиан Псковской земли, с нашим Праздником Праздников – Светлым Христовым Воскресением!


Господь Иисус Христос непостижимым Промыслом Своим ведет нас ко спасению через особые испытания нашего с вами времени. В нынешний день Святой Пасхи очень многие из вас не присутствуют в храмах. И поэтому обращаюсь в первую очередь именно к вам, прихожанам наших храмов и монастырей. Ваш подвиг святого послушания Церкви Христовой, ваше смирение, жертвенность тем более драгоценны перед Богом, что, знаю, лишь одна мысль, одно чувство примиряют вас с тем, что вы не можете в самые дорогие для христианского сердца дни прийти в Божий храм. Эти мысль – святая забота о людях, с которыми вы общаетесь. Это чувство — христианская любовь к ближнему! В нынешнее время тяжкого морового поветрия вы сделали все, чтобы не стать невольными виновниками болезни известного или неизвестного вам человека, его несчастий и, может быть, самой смерти. 

Конечно, и нам, священникам, очень тяжело без вас в эти дни. Сегодня вы не присутствуете в храме телесно. Но духом мы вместе во Христе. «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием будем ждать увидеть лицо ваше» (1 Послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам). 

Мужественно исполняя все положенное нам каждый на своем месте, мы призваны быть причастниками духовной брани и победы Господа нашего Иисуса Христа над многоликим злом мира сего – духовным и материальным: грехом, болезнями, ненавистью, смутой, противлением Истине. 

Сегодня всем нам тяжело. И впереди – новые испытания. Все силы наших соотечественников и всего человеческого рода направлены на победу над всемирной моровой язвой. Будем молиться и действовать, чтобы приблизить победу над этим злом, как приближали Победу в предыдущей всемирной войне наши отцы и деды. В праздник Светлого Христова Воскресения по-особенному вспомним слова, вдохновлявшие их: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» 


                                                                           ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

                                                                                    + ТИХОН

                                                      МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ

                                                                               Пасха Христова
                                                                                      2020 год

Страстная седмица

                                                           13 апреля, Великий Понедельник

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

 

                                                                     14 апреля, Великий Вторник

«Се Жених грядет в полунощи…» — эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.





«Се Жених грядет в полунощи…», поют сестры обители:

 

                                                                           15 апреля, Великая Среда

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16).

Как положено…

Десять Египетских казней
Бог послал фараону
в назидание,
Чтоб отпустил он народ, наконец,
Помолиться и службу совершить —
Богу,
как положено…

Более и более
Ожесточалось сердце фараона…
И жабы, и тьма, и град…
Не разбили преград.
Умер его первенец…
Тронулось сердце.
Надолго ли?

Как достучаться до нашего сердца?
Почему мы так легкомысленны, и
Равнодушны, и так забывчивы?..

Великая Среда…
Бог предается за всех нас.
А мы , каемся?
Вставая на колени — смиряемся ли мы?

Отпускаем ли мы свое сердце на исповедь?
Или все время себе оправдание отыскиваем…
Стучит небо в весну градинами,
Но фараон все в нас властвует властвует…

Склоняют головки цветы свои в плаче,
Словно солнышко покоряется заморозкам.
Не качает свои права, а — нам их раздает,
Чтоб мы ими сами пользовались,
Согревая ближнего состраданием…
Совестливо…

Дует ветер, раздавая пощечины.
А кротость в цветах не защищается…
Давайте все вместе терпеть все с любовью,
Отпустим свое сердце — служить Богу…
Как положено…

https://youtu.be/Ekej52XvBFM

«Как положено…», читают сестры:

 

                                                                                      Готовимся к Пасхе

 

                                                                  16 апреля, Великий Четверток

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.

                                                                          Божественная Литургия

 

                                              Утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Страстных Евангелий

 

                                                                        17 апреля, Великий Пяток

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

                                                                                  Царские Часы

 

                                                   Вечерня Великого Пятка с выносом Плащаницы

 

                                                       Утреня Великой Субботы с чином Погребения

 


                                                                    18 апреля, Великая Суббота

Великая суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад.


Сошествие Христа во ад принесло победу над царством диавола. В одной из стихир Великой Субботы говорится: «днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу». Свт. Иоанн Златоуст в Слове на Святую Пасху восклицает: «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан». Об этом молчит Евангелие, но говорит Церковное Предание, пишут в посланиях апостолы Петр и Павел: Он низошел «в преисподние места земли» (Еф. 4:9) «…и находящимся в темнице духам, сошед проповедал» (1Пт. 3:19; 1 Пт. 4:6). Из ада были освобождены все праведники «с верою ожидавшие Его пришествия» (из богослужения Великой Субботы).

                                                                                                                                  Иеромонах Ириней (Пиковский)



 

 

 




 

 

 

Встреча праздника Пасхи

                                                                     Дорогие братия и сестры!

В связи с введением в Псковской области строго карантина из-за коронавирусной инфекции монастырь закрыт для посещения. По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, в ввиду усилившейся опасности массового заражения, предписано во всех храмах и обителях Псковской епархии, совершать богослужения внутри храмов с участием только клириков и необходимого числа церковных сотрудников.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав»,

затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Для желающих принять Таинство Святого Причащения звоните по телефонам: 8 (8112) 679-558, +7 905 238 88 82. Причащение мирян на Пасхальной седмице будет совершаться на дому в заранее оговоренное с каждым время. Готовящимся следует причащаться натощак. Пост, согласно Церковному уставу, во время Светлой Седмицы отменяется.

Если Вам необходимо заказать требы, Вы можете позвонить по выше указанным телефонам или написать сообщение на эл.почту: istok_mon@mail.ru. Информацию по требам можно посмотреть по ссылке: http://eleazarovo.ru/treby/

Помоги нам всем, Господи, встретить светлый праздник Пасхи в мире, радости и смирении перед волей Твоей; и приготовить сердца свои для встречи Воскресшего Христа.

Обращение митрополита Тихона

Клирикам, монашествующим и мирянам

Псковской митрополии

Дорогие отцы, братья и сестры,

православные христиане Псковской земли!


В связи с постановлением Главного санитарного врача Псковской области о приостановлении общественных богослужений, в том числе и на прихрамовых территориях, ввиду усилившейся опасности массового заражения, предписываю во всех храмах Псковской епархии, вплоть до моего особого распоряжения, совершать все уставные богослужения внутри храмов с участием только клириков и необходимого числа церковных сотрудников.

Еще неделю назад мы жили надеждой, что сможем все вместе, хоть и не внутри наших храмов, но рядом с ними, под открытым небом встретить Святую Пасху. Хочу сердечно поблагодарить всех тех священников и мирян, которые приложили столько усилий, чтобы подготовить богослужения на прихрамовом дворе: найти озвучивающие устройства, создать выносной престол и его облачения, помост. Подготовить церковный или монастырский двор для безопасного нахождения прихожан. Заказать репродукции больших выносных икон, позаботиться об угощении всех пришедших на праздник Светлого Христова Воскресения…

Призываю на вас благословение Божие и верю, что ваше святое послушание Церкви Христовой, ваше смирение, ревность о служении, забота о благополучии, здравии и благе вверенных вам православных христиан не останутся без награды от Господа Иисуса Христа, Главы нашей Церкви, Страдания и Воскресение Которого мы вспоминаем в эти дни . Пасхальной вам радости, основанной на чистой совести по слову Спасителя: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам,  говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Евангелие от Луки 17:10).

Тем же священнослужителям, которые пренебрегли святым послушанием и священническими обетами, ввергнув в непослушание и свою паству, и, как результат, лишили тысячи православных христиан возможности встретить Пасху за Божественной литургией, надлежит употребить на сугубое покаяние оставшееся время Великого поста, до дня Воскресения Того, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Послание к Филиппийцам святого апостола Павла 2:8).

В миру есть такое выражение — «непреодолимые обстоятельства». Но, братья и сестры, для Церкви Христовой непреодолимых обстоятельств не бывает.

Если православные христиане не могут в эти дни прийти в храмы Божии, призываю всех священников Псковской митрополии на Светлой неделе прийти к прихожанам своего прихода со Святыми Дарами и преподать им Святое Причащение, как и полагается на Светлой седмице. Пусть пасхальная радость воссияет в каждом доме.

Дорогие братья и сестры! Ваше смирение и терпение будут вознаграждены тем, что, хотя вы не имеете возможности прийти ко Христу в Его Дом, Сам Господь в Своих святых Теле и Крови придет в ваши дома. Будьте готовы достойно принять Его!

Дорогие отцы! Сделайте для наших прихожан эту неделю действительно неделей Светлой, чистой и радостной, став вестниками Воскресения, принесите пасхальную весть в дома наших прихожан, преподайте им пасхальное приветствие и Святые Тайны.

В этот период скорби и печали хочу еще раз всем вам донести Христово слово утешения: Мир вам! И призвать сердца ваши от печали к утешению, от скорби к радости, от уныния к надежде.


МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ

Вход Господень в Иерусалим

12 апреля, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, в обители состоялось  богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).
Накануне праздника отслужили всенощное бдение. На утрене духовенством во главе с Выскопреосвященнейшем владыкой был торжественно совершен полиелей. После прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий совершил чин освящения ваий, и затем помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия, и по её окончании славление празднику. Затем состоялся крестный ход вокруг обители, который благословили совершать во время распространения вредоносного поветрия.  Далее насельницы обители с чином о Панагии прошли в трапезную.