4 июня 2018 года в Спасо-Елеазаровском монастыре почтили память игумении Елисаветы (Беляевой). После Божественной Литургии была совершена панихида в надгробной часовне на месте упокоения матушки Елисаветы. Богослужение возглавил митрополит Евсевий. В своем слове владыка Евсевий отметил, что трудами почившей матушки игумении Елисаветы Спасо-Елеазаровский монастырь стал жемчужиной Псковской земли.

28 мая 2018 года, в день Святого Духа в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжество в честь основателей обители — преподобных Евфросина и Серапиона и праздника Собора всех Спасо-Елеазаровских святых. По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона праздничное богослужение возглавил епископ Гдовский Фома. После Божественной Литургии был совершен крестный ход вокруг обители. По окончании богослужения владыка Фома поздравил всех с престольным праздником обители и Днём Святого Духа. В своей проповеди владыка призвал всех быть подобным детям, ибо таковых есть Царствие Небесное, как говорит Господь в Евангелии, чтобы в сердцах наших пребывал Бог, любовь, чистота и красота.

22 мая 2018 в день памяти перенесения мощей святителя Николая, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Псковского и Порховского Тихона игумения Евфросиния с сестрами обители побывали на месте подвигов приснопамятного старца протоиерея Николая Гурьянова. По совершению Божественной Литургии и приобщении Святых Христовых Таин матушка с сестрами участвовали в Крестном ходе по всему острову, пели литию на могилке дорогого батюшки, увидели места, связанные с его именем. На праздничной трапезе услышали рассказы о помощи старца при жизни и после его смерти.
По благословению батюшки Николая началось возрождение Спасо-Елеазаровского монастыря и по его молитвам совершилось чудо — монастырь восстановлен, и вновь в нем идет молитва к небесам за всех и за вся.

​8 мая 2018 года, в день прославления Цареградской иконы Пресвятой Богородицы и день памяти святого апостола и Евангелиста Марка, митрополит Псковский и Порховский Евсевий возглавил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, где пребывает чтимый образ Пресвятой Богородицы.

Цареградская икона Пресвятой Богородицы была явлена в 1071 году, а в 1458 году ее точный список был подарен Константинопольским Патриархом преподобному Евфросину Псковскому как благословение новоустроенному Спасо-Елеазаровскому монастырю. Святой Евфросин с братией встречал Цареградскую икону в версте от монастыря невдалеке от источника, у которого во время встречи был отслужен молебен Божией Матери с водосвятием. С тех пор воды источника стали целебным. Образ, пребывающий ныне в Спасо-Елеазаровской обители, был обретен в 2000 году Владыкой Евсевием, тогда архиепископом Псковским и Великолукским, в Никольском храме острова Залит и перенесен в возрождающуюся обитель.

В сам день праздника Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко), старший клирик Спасо-Елеазаровской обители священник Герман Горяев и клирик храма Рождества Христова поселка Красиковщина, подворья Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, священник Георгий Ширлин.

За богослужением молились настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Евфросиния (Головнева), настоятельница Спасо-Казанского женского монастыря игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря игумения Татина (Пашкова) с сестрами обителей, а также прихожане и паломники.

По окончании Божественной Литургии Владыка митрополит возглавил праздничный молебен Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, от века благоугодившим Господу, в завершение которого все собравшиеся во главе со своим Архипастырем пропели молитву «Царице моя преблагая…», величание Матери Божией и святому апостолу и Евангелисту Марку, после чего были провозглашены традиционные многолетия.

Затем Высокопреосвященнейший Владыка обратился ко всем собравшимся со словом приветствия и сказал: «Всечестные отцы, всечестные матушки игумении, дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с нашим праздником в честь прославления чудотворного образа Матери Божией, именуемого «Цареградская»!

Это праздник для обители нашей. Это праздник благословения нашей обители от древнего града Константинополя, потому что оттуда Константинопольский патриарх Геннадий передал нашему игумену преподобному Евфросину Цареградскую икону Матери Божией. И уже потом, в 2000 году от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, нам удалось снова вернуть этот образ в нашу новооткрывшуюся святую обитель Спаса Елеазаровского. Это новая милость Божия, новое знамение Пречистой Девы Марии над нашей Русью, над нашей святой обителью. Было время, когда наша Россия была разрушена и большинство святынь было уничтожено. Но то, что милостью Божией осталось, теперь возобновляется. Обновляется сегодня наша Русь и наполняется новыми святынями. Это знак милости Божией, это знак милости и Самой Пресвятой Богородицы, которая взяла царское правление нашей России в Свой державный покров. И теперь мы это осознаем и чувствуем. Только бы не охладевать нам в молитве и любви к Богу, Пречистой Деве Марии и ко всему святому, что дает нам святая наша православная вера.

Как вы знаете, 20 лет тому назад здесь было все разрушено и пребывало в запустении. Кто жил, кто бывал здесь, тот помнит, что мы застали на этом месте. А теперь в новой красоте, в новом сиянии, в новом благодатном утешении мы совершаем наше служение. Отрадно нам было вступить в эту святую обитель, даже не имея ничего. Вокруг разруха, но чувствовалось дыхание благодати Божией, но чувствовалась близость и любовь Бога нашего. Я вспоминаю, когда мы увидели этот образ в храме святителя Николая на острове Залит, в алтаре на обыкновенном месте. И никто не знал, что это за икона, не придавали ей никакого значения. А сейчас у нас здесь она сияет для нашей святой обители. Мы взяли эту икону из алтаря Никольского храма на острове Залит, потом на лодке с пением песнопений в честь Богоматери доставили в селение Толба, а оттуда уже привезли в эту святую обитель. Трудами покойной матушки Елизаветы этот образ был отреставрирован, и сейчас он как будто заново прибыл к нам из Византии.

Когда в свое время святыни Византии уничтожались иноверцами, то этот образ перешел к нам на Русь. И вот уже больше 500 лет пребывает Цареградская Матерь Божия на нашей святой Руси. Это благословение, как знак преемства нашей столицы Москвы от Константинограда или Константинополя, который назывался вторым Римом. И по пророчеству преподобного старца Филофея, Москва – это третий Рим, а четвертому не бывать. По пророчеству и многих других старцев, Русь должна еще восстать и в прежнем сиянии, и в прежней силе, а может быть даже и в большей, чтобы сказать свое слово всему миру, что есть истинный Бог, Творец Вселенной, что всякий град и страна спасается молитвой, а не какими-то уловками или союзами. Стремится враг рода человеческого оторвать от людей святую веру, отвлечь народ от Бога, от Церкви и от святынь. Мы слышим, что теперь и Греция, и православные наши соседи входят в Евросоюз. А по-другому – евросодом, иначе его не назовешь, потому что в этом союзе офишируют и призывают именно к содомскому греху. И условия ставят и России, и Украине, и Грузии, и Сербии – примите это растление, и тогда войдете в союз. А зачем нам входить в какой-то союз? Мы вошли в святую соборную Апостольскую Церковь. Вот наша христианская семья, вот наш дом благодатный, где мы пребываем под покровом Божией Матери. Ни в какие союзы мы не должны входить, если этот союз – без почитания и поклонения Богу крепкому, живому. А этот союз – содомского греха, который растлевает общество, а в конце концов и уничтожает человечество. Это будет уже последний этап жизни на земле, если войдет туда Россия. Мы получили эту веру от Византии через проповедников по воле Самого Господа и через предстательство Богоматери. Но мы должны помнить, что если мы охладеем в любви к Богу, в молитве, в почитании Матери Божией, то будут у нас великие скорби. Одно испытание уже пережила наша Русь, когда все было порушено и в запустении. Да не будет же этого с нами!

От святых отец мы получили завет хранить святую православную веру и, конечно, жить по заповедям Божиим. Одно дело веровать, а другое дело жить. Веруют многие, а вот живут по-разному. Отступают от закона Божия и от святой православной веры, хотя внешне прикрываются этой верой. А в жизни по-другому живут. Бог им судья, но каждый должен помнить, что от дел своих как человек, так и общество, и человечество в целом, или осудится или оправдится. Дай Господи, чтобы нам остаться верными Богу, Матери Божией, Церкви нашей святой Православной, тем традициям и тому усердию в почитании и молитве, которые имели наши предки русские: подвижники, пустынники, мученики, чья вера поддерживала тот огонь и тот свет, который зажегся некогда от святой Византии, от святой земли Палестины, от града Иерусалима. Этим светом веры сияли наши святители Божии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие подвижники и праведники. Этим светом сияет и образ наш Спаса Елеазаровского, и чтимый ныне образ Цареградской Богоматери. Этим светом веры и любви Божией должны сиять и наши сердца, как об этом учил наш Господь Иисус Христос в притче о десяти девах. Светильники-то у всех горели, только одним не хватило елея, чтобы они продолжали гореть. Это образно Господь показал – этот елей и есть живительная сила молитвы и наших добрых дел. Иссякнет этот елей – прекратиться и сама жизнь. Об этом мы должны помнить, не забывать и других подвигать и к молитве, и к вере, и к любви, занимать себя словом Божиим, чтением Евангелия, назиданий от святых отец и поменьше поддаваться влиянию этих реклам, интернету и телефонам. Поменьше бы заглядывать на эти экраны, а может быть и совсем не надо, если только для пользы Церковной, для пользы души, а не для растления.

Совершая сегодня радостный праздник явления Богоматери в пределах Псковской земли из Цареграда, будем благодарить Матерь Божию, что Она с нами. На десятки лет она покидала эту святую обитель, и потом уже кровью, страданиями и муками нашего русского народа в дни революции и после, Матерь Божия и наша святая вера вернулась к нам с вами. И мы должны поддерживать тот елей духа молитвы и добрых дел, о котором сказал Господь. Потому что немудрые девы не проследили за тем, чтобы елей-то у них был в сосудах. Наши сосуды – это наши сердца, это наши души. Если они охладевают к молитве и доброй жизни, то никакого толка не будет. Мы только будем называться по имени православными, а по делам будем хуже каких-то отступников. Да не будет этого с нами! Да будет с нами помощь Божия и Матери Божией. Утверждайте веру своей молитвой, своими добрыми делами, а наши сердца и души пусть будут всегда обращены ко Господу. Будем же просить Его: «Господи, умножь в нас веру!». А к Матери Божией будем взывать, как взывал во все века наш русский православный народ: «Пресвятая Богородице, сохрани нас, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!». С праздником вас, Христос Воскресе!».

По окончании богослужения все собравшиеся во главе с митрополитом Евсевием направились к часовне, установленной на могиле прежней настоятельницы Елеазаровской обители игумении Елизаветы (Беляевой), где Псковским Архипастырем была совершена заупокойная лития. Также, Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могилах почивших братий обители.

Затем дорогие гости и все богомольцы были приглашены в монастырскую трапезную, где состоялся праздничный обед. Перед началом трапезы Владыка митрополит поздравил всех собравшихся с праздником, после чего были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, правящему митрополиту Евсевию с паствой, Президенту России Владимиру Путину, богохранимой державе Российской, властям, воинству и народу ея, всечестным матушкам игумениям с сестрами и всем православным христианам, совершающим торжество этого дня.

За непрестанное Архипастырское попечение о вверенной ему пастве дорогого Владыку митрополита поблагодарила настоятельница обители игумения Евфросиния (Головнева) и преподнесла образ преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровсокго, а также пожелала горячо любимому архипастырю многая и благая лета.

​2 мая 2018 года, в праздник Преполовения Пятидесятницы, день памяти святой блаженной Матроны Московской, митрополит Псковский и Порховский Евсевий возглавил праздничный молебен с водосвятием на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря в храме Преполовения Пятидесятницы города Пскова.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), настоятель подворья священник Антоний Савченко и клирики митрополии.

За богослужением молились настоятельница Спасо-Елеазаровской обители игумения Евфросиния (Головнева) и настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обителей, прихожане и паломники, а также воины псковского военного гарнизона.

По окончании Литургии Владыка митрополит возглавил праздничный водосвятный молебен и пасхальный крестный ход, в ходе которого окропил всех богомольцев святой водой. По окончании крестного хода митрополит Евсевий вознес молитву святой блаженной Матроне Московской, испрашивая ее предстательства пред престолом Божиим за всех православных христиан. Затем были пропеты праздничные величания и провозглашены традиционные многолетия.

В завершение молебного пения Псковский Архипастырь поздравил всех богомольцев с престольным праздником и сказал: «Всечестные отцы, всечестные матушки игумении и сестры святой обители сея, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником этого святого храма — Преполовением Пятидесятницы. Прошла половина времени от Пасхи до праздника Святой Живоначальной Троицы. Эта половина и обозначена святыми отцами как праздник Преполовения Пятидесятницы или Пасхи Господней.

Благодарение Богу, и сегодня мы в торжестве и молитве при благодатной погоде славим Воскресшего Господа. Мы славим сегодня и блаженную матерь нашу, молитвеницу и помощницу земли Русской и народа нашего святую блаженную матерь нашу Матрону.

В Евангелии в беседе с самарянкой Господь говорит: «Тот, кто пьет воду естественную, обыкновенную, тот снова возжаждет и захочет пить, а пьющий ту воду, которую дам Я, не вжаждет вовеки». О какой воде Он сказал: «Жаждет – да грядет ко Мне и да пиет»? А мы говорим: «Источниче жизни нашей, Христе Боже наш, слава Тебе!». Есть вода естественная, а есть вода Божия – это слово Евангелия. Святое Христово учение это и есть та вода, которая питает человека, которая только может утолить жажду человеческой души. Без Слова Божия, без Христа человек не живет, его жизнь теряет смысл и не радует человека. Быть с Богом – значит ходить во свете. Быть с Богом, значит питать свою душу словом Его Евангелия, словом Божиим, назиданием от святых отец и от жизни тех, кто живет в Боге. Когда Господь исцелял немощных, то Он говорил: «Иди, вера твоя спасе тя». И мы должны и обязаны положить веру во Христа, в истинного Господа в свое сердце и этой верой должны руководствоваться в своей жизни. Нельзя сказать, что наша православная вера она такая или такая. «Покажи свою веру от дел твоих» — говорит апостол Павел. Вера наша проявляется в добрых делах, святой молитве, покаянии и жизни, как говорят, во Христе. Вот какая наша вера. И если кто хочет знать, что значит Православная вера, тот должен почитать прежде всего Святое Евангелие и жития святых, в которых мы видим, что значит быть православным.

Это мы можем видеть в жизни святой блаженной нашей матери Матронушки. Она от юности, от детства своего была немощная, не зрячая и не ходила. Но живя по Евангелию, по слову Божию она стяжала особый дар от Бога видеть не естественными глазами, а глазами души. Хотя она не видела глазами приходящих к ней, но называла их по имени, и даже знала уже имена и просьбы тех, кто вот-вот должен был подойти к ее дому. Пример истинно христианской жизни мы видим в житиях преподобного Серафима Саровского, святителя Тихона Задонского, нашей великой равноапостольной княгини Российской Ольги, святого благоверного князя Александра Невского и многих других святых. Кто хочет знать о православной вере – почитай жития святых и ты узнаешь, что значит быть с Богом, что значит исповедовать веру православную, что значит жить по вере: приносить Богу молитву, покаяние и творить добрые дела. И прежде всего – не изменять святой нашей православной вере, вере наших отцов. С верой побеждал наш народ, с верой он спасался, в вере находил он радость, утешение и ободрение. И все, что он просил, он получал в своей жизни. Эта благодатная вера, вера славна, вера Православная. И от нашей веры уходить нельзя, потому что она нас спасает, она нас согревает, она нас украшает, утверждает и способствует нашей жизни и на земле, и в вечной славе на небесах вместе со святыми. Христос Воскресе!».

За радость молитвенного общения и торжество архиерейского богослужения Владыку митрополита поблагодарил настоятель подворья священник Антоний Савченко и преподнес Его Высокопреосвященству образ святой блаженной Матроны Московской, а также пожелал дорогому Владыке многая и благая лета.

​29 апреля 2018 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, митрополит Псковский и Порховский Евсевий посетил Спасо-Елеазаровский женский монастырь, где поздравил сестер обители с праздником святой Христовой Пасхи.

Дорогого Архипастыря встречала настоятельница монастыря игумения Евфросиния (Головнева). В Трехсвятительском соборе обители Псковский Архипастырь поклонился образу «Спаса Елеазаровского» и другим пребывающим здесь святыням.
За Божественной Литургией на проскомидии Высокопреосвященнейший Владыка совершал поминовение духовенства митрополии и всех православных христиан о здравии, а почивших – за упокой.
По окончании Божественной Литургии был совершен Пасхальный крестный ход, во время которого все собравшиеся во главе с митрополитом Евсевием направились к часовне, установленной на могиле настоятельницы обители игумении Елисаветы (Беляевой), где Псковским Архипастырем была совершена заупокойная лития по матушке Елисавете и новопреставленному архимандриту Адриану (Кирсанову).
Затем, на праздничной трапезе сестры обители и учащиеся воскресной школы Спасо-Елеазаровского монастыря поздравили дорогого Владыку с праздником светлого Христова Воскресения и исполнили духовные пасхальные песнопения.
В завершение Псковский Архипастырь еще раз поздравил всех собравшихся с праздником Воскресения Христова и вручил пасхальные подарки.

 

С Пасхальными поздравлениями отправились сестры Спасо-Елеазаровского монастыря 24 апреля 2018 года на о. Талабск к дорогому приснопамятному старцу протоиерею Николаю Гурьянову. Радость своих сердец они принесли в храм, где служил батюшка, исполняя тропари и пасхальные стихиры. И погода чудным образом отзывалась – утихали волны, выглянуло солнце.
Клирик монастыря иерей Константин Тарасов и игумен Паисий отслужили панихиды, т.к. паломников было несколько групп. Говорили назидательные слова. Все вспоминали о благодатной помощи старца Николая, его благословениях и молитвах. Традиционно было предложено небольшое угощение. Все были довольны и утешены. На могилке и в домике батюшки звучало «Христос Воскресе!» и в каждом сердце слышался ответ: «Воистину Воскресе!»

15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, в день памяти святого апостола Фомы по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия в Спасо-Елеазаровском монастыре торжественно праздновали День Ангела епископа Гдовского Фомы.
Владыка Фома возглавил праздничное богослужение, была совершена Божественная Литургия архиерейским чином и Пасхальный крестный ход.
Владыка Фома произнес напутственное слово о настоящей и искренней вере, которая была у апостола Фомы, и пожелал, чтобы вера в сердцах наших горела ярким пламенем, так как благодаря горячей вере совершаются великие и малые чудеса, добрые дела во славу Святой Церкви.

13 апреля 2018 года, в пятницу Светлой седмицы матушка игумения Евфросиния была приглашена на юбилей Верхолинской общеобразовательной школы – 30 лет со дня основания школы. Матушка выступила с приветственным словом. Сестрами обители были исполнены пасхальные песнопения для всех участников торжества.

Праздников Праздник и Торжество из Торжеств – Пасха Христова

8 апреля 2018 года в День Светлого Христова Воскресения в обители в ночь было торжественно совершено праздничное пасхальное богослужение. Днем на праздничной трапезе сестры обители и дети воскресной школы поздравили матушку игумению Евфросинию, сестер и гостей монастыря с Великим Праздником — Пасхой Христовой. Дети приготовили кукольный спектакль и под руководством м. Веры (Солениковой) праздничный концерт. Сестры исполнили несколько песнопений, посвященных Светлому Празднику Пасхи.
После вечернего Пасхального богослужения из Троицкого Собора Псковского Кремля был привезён Благодатный Огонь. Монахами Псково-Печерского монастыря Благодатный Огонь был доставлен со Святой Земли, после того как он сошёл в Великую Субботу на Гроб Господень.

Чудо благодатного огня

Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке.
Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни.
Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее,
останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне Патриарх входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва…. И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи,
которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу.
В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить. Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия (часовня) окутана этим облаком.
Иногда — будто молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И свечение какое-то голубоватое.
В другой раз — как северное сияние играет под куполом кувуклии.

Одна сестра рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка, и когда увидела благодатный поток, то крикнула от радости и бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже зажженные. И эту радость передать невозможно.
Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность: вот стоит румынка, там — гречанка, тут — русская, американка, у всех получается одна молитва, все просят одного — благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное — одна молитва! Справа стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек, как ребенок начал плакать, боясь, чтобы не исполнилось пророчество (в последние времена благодатный огонь не сойдет).
И вот, когда благодать раздается, представьте себе — море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Когда благодать — это море огня — разливается, кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что — Сам Христос — вот Он, как незримое явление Господа, такое убедительное и явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все скорби — все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой благодати — все можно пережить”.
Вначале Благодатный Огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет Спасителя. Поразительно, как люди омывают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь начинает жечь.
Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается. Святой Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — священный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. Иноверные хотя и пытались получить Святой Огонь, но безуспешно, зато римские католики отошли от участия в этом недосягаемом для них благодатном торжестве.
Как-то раз другая община, армян христиан, но отступивших от Святого Православия еще в IV веке, подкупила турецкие власти и именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу турецкие власти допустили в пещеру “Гроб Господень”. Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а Православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей Храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась и из нее вышел столп Огня, который зажег свечи у православных.
С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решаемся оспаривать у православных право молиться в этот день у Гроба Господня.
В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников — священнослужителей и мирян — по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный Огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножья памятника святым учителям словенским Кириллу и Мефодию.