Цареградская икона Божией Матери

30 сентября 2019 года в обители совершили торжественное богослужение в честь Цареградской иконы Божией Матери и дня памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

Накануне праздника состоялось всенощное бдение.
 
В день праздника была совершена Божественная Литургия и затем состоялся крестный ход на источник Божией Матери «Пречистенский», где было совершено освящение воды. Святой источник находится на том самом месте, где в древности состоялась встреча братией обители Цареградской иконы Божией Матери, переданной Константинопольским Патриархом Геннадием II преподобному Евфросину, и принесенной им в обитель 30 сентября. 

По окончании богослужения сестры обители с чином о Панагии прошли в монастырскую трапезную. В завершение праздника, клиросные сестры исполнили песнь, посвященную  Цареградской иконе Божией Матери «Лилие Чистая». Настоятельница обители монахиня Мария поздравила всех с праздником в честь Цареградской иконы Божией Матери и именинниц с Днём Ангела. 

 

Песнь «Лилие Чистая», посвященная Цареградской иконе Божией Матери — слова и музыка сестер обители:

 

Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2020 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника Воздвижения Креста Господня совершили всенощное бдение. На Утрене духовенством обители во главе с митрополитом Евсевием был торжественно совершен полиелей. После чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника состоялась Божественная Литургия, и по её  окончании в центре храма было совершено славление празднику и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Затем митрополит Евсевий произнёс проповедь.

 

                                   Слово митрополита Евсевия в день праздника Воздвижения Креста Господня

Приветствую Вас, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, дорогие сестры обители, и всех, кто сегодня стал участником нашей молитвы, в этом великом празднике: Всемирном Воздвижении Креста Господня!

Церковное, трогательное пение умиляет наше сердце: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Так и мы ныне совершаем праздник и Воздвижения Креста Господня, и Воскресения Христова.

Воздвижение Креста потрясло мир и по сей день тревожит сердца христиан, потому что распятие Господа, как сказано святыми отцами, было совершено во избавление человечества от смерти и в омытие наших грехов кровью Христа Спасителя. Таково было промышление Божие – через Крест, через муки и страдания Христа, Который взошел на Крест и Своей кровью омыл человечество от грехов.

Есть предание, что Голгофа – это место погребения нашего праотца Адама, а распятие Господа как раз совершилось на этом месте — то есть, его прах омыт кровью Христа на Голгофе. Учение святых отцов ясно об этом говорит: согрешил Адам, и все человечество было заражено грехом, преступлением заповедей Господних. И глава Адама была погребена именно на том месте, где стоял Крест Господень. Поэтому, когда мы смотрим на Распятие, то видим распятого Господа, а кровь Его от рук, ног и от ребра проходит к ногам и касается места, где был погребен наш праотец Адам. Это не только физическое понятие, это и духовное: кровью Христа омывается грех Адама, и омывается кровью все человечество, если оно верит в Распятого и Воскресшего Господа.

Мне пришлось быть 4 года в Иерусалиме, и как мог – старался каждый день совершать молитву на месте страданий Господа. Наша Русская Духовная миссия находится недалеко от Старого Иерусалима, и через Яффские ворота можно было быстро дойти туда: за 15-20 минут туда-обратно. Старался, как мог, прикоснуться ко Гробу Господню и к Голгофе, если не каждый день, то на каждую неделю, припадая к лобному месту, где стоял Крест. Там есть углубление в самой скале, где стоял Крест Господень, теперь Крест стоит немного дальше от этого углубления, а там стоит Престол, на котором совершается бескровная Жертва Божественной Литургии. Когда она совершается на Голгофе, то как раз на этом месте. Поклоняясь этому месту, русские люди, паломники, а их было тогда, до революции, до ста тысяч в год, приходили и, припадая к этому месту, произносили: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем, и прости наши согрешения». И на этом же месте есть металлический венцеобразный обруч, на котором в благодарность поклонению Распятию Господа, написано: «Верую, Господи и благодарю Тя». С этими словами русский человек делал последний поклон в Иерусалиме, отправляясь обратно на Русь. Эти слова были всегда в моем сердце: «Верую, Господи и благодарю Тя».

И этот день выпал на праздник Воскресения, в которое мы славим Воскресшего Господа и благодарим, поклоняясь святому Кресту. Сама Голгофа в Церкви через уста и сердце служителей Православной Церкви называется Голгофой трепетной, почему и мы Крест называем Живоносным, потому что Христос жив и эту жизнь Он дарует и тем, кто просит Господа словами разбойника: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем». А мы будем, кланяясь Кресту, тоже говорить: «Веруем, Господи и благодарим Тя». Веруем, потому что мы верим в спасение через Крест на нашу радость и жизнь в воскресении человечества через Его славное Воскресение.

Всех приветствую с праздником всемирного Воздвижения Креста Господня, Воскресного дня и желаю, чтобы наша молитва была услышана Господом и принята во спасение наше, как обрел спасение и праведный разбойник через свои слова: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем». С праздником!

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября 2020 года, в день престольного праздника монастыря — Рождества Пресвятой Богородицы в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит  Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, вечером совершили всенощное бдение. На Утрене духовенством во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой  был торжественно совершен полиелей, и после чтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника, утром был отслужен водосвятный молебен, и затем состоялась Божественная Литургия. По её окончании духовенством обители во главе с митрополитом Евсевием совершили славление празднику, и владыка произнёс проповедь. Далее состоялся крестный ход, который завершился в храме праздничным многолетием. 

По обычаю, в день престольного праздника обители, сестры с чином о Панагии прошли в трапезную, и по её завершении было сделано памятное фото.

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Всечестные отцы, дорогая мать игумения Мария, сестры святой обители! Всех вас душевно приветствую с престольным праздником нашей святой обители в честь Рождества Богородицы Девы.

Мы только что слышали слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней». Это событие утешило не только праведных Иоакима и Анну, но возрадовались и родственники, и, как мы поем, вся Вселенная возрадовалась о Рождестве Божией Матери. Она и ныне объята этой радостью, потому что во всех уголках Земли празднуют этот праздник Рождества Богородицы. Как вся Вселенная и вся природа оживает с восходом утренней зари, так и все народы прославляют Деву Марию и воспевают вместе с архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», потому что от Нее родился Спас миру, Господь наш Иисус Христос.

Наша святая Церковь украшена прославлением Пречистой Девы Марии, украшена святыми иконами, украшена святыми обителями, где особенно почитают Пречистую Деву Марию. И мы сегодня склоняем сердца свои у иконы Рождества Богородицы, и дай Бог чтобы имя Пресвятой Богородицы всегда было бы в душе и в нашем сердце. Пусть не умолкает наша радость, не перестает наша молитва к Божией Матери. Будем же Ее просить, надеяться на Нее и любить, потому что Она Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, а миру всему – Радость и в жизни временной, и в вечной. С праздником вас!

 

Праздник в честь преподобного Серапиона Елеазаровского

20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в обители прославили преподобного Серапиона Елеазаровского, память которого приходится на этот день.

Накануне вечером состоялось всенощное бдение. На Утрене духовенством во главе с  митрополитом Евсевием был торжественно совершен полиелей, и после чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

Утром совершили Божественную Литургию и по её окончании праздничный молебен преподобному Серапиону, который возглавил митрополит Евсевий (Саввин). По окончании богослужения владыка Евсевий произнёс проповедь. И затем состоялся чин о Панагии.

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день праздника
в честь преподобного Серапиона Спасо-Елеазаровского

Приветствую вас, дорогие сестры обители, отцы и братия с престольным праздником нашей обители — памяти нашего подвижника Спасо-Елеазаровского преподобного Серапиона и с праздником Воскресного дня!

Слава Богу, что мы воссылаем молитвы ко Господу Сил, Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим. Наше счастье и наша радость в прославлении нашего Творца Вселенной Господа, потому что таково само назначение человеческой жизни — чтобы творение Божие прославляло своего Творца Вселенной. И мы видим, как вся окружающая природа благоухает, цветет, создает красоту в подобие небесного рая с благодарением Тому, Кто ее создал. Так было и особенно в первые века христианства, когда все было обращено ко своему Творцу, и каждый цветок святыми своими лепестками прославлял Солнце правды, своего Творца. И человек возносил молитвы в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных. Он славил своего Творца с благодарением за то, что Он создал человека в отличие от всех живущих. Чем отличается человек от животного? Разумом, пониманием, красотой творения, а самое главное — способностью своими словами, своими устами обращаться к своему Господу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». Обращались и к Пречистой Деве Марии, и считали, особенно иноки, Ее своею небесною Матерью, покровительствующей жизни иноков и всего человечества.

Ныне мы чтим и нашего местного подвижника преподобного Серапиона, кем здесь славилось имя Божие, кем призывался народ Божий к вере, с благодарением, с молением, покаянием, испрашивая все необходимое для жизни земной и для жизни вечной. Молитвами святых отец наших, молитвами Богородицы и всех святых, Господи, спаси и сохрани нас! Будем же молить: «Господи, умножь в нас веру», чтобы нам непрестанно славить Господа своими устами, своим сердцем и душою за свет, за тепло, за то что мы видим, слышим, говорим, и за то, что мы наслаждаемся светом Божиим и молитвой в наших православных храмах, обителях, которые так украсил наш православный русский народ святыми иконами, пением, чтением, за то что наполнил Господь наши храмы прежде всего словом Божиим, и возвещается Евангелие людям, псалтирь и духовное назидание от проповедников нашей Церкви. Господи, спаси и сохрани нашу Церковь и наш народ! С праздником вас!

День усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября 2020 года, в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в обители была совершена Божественная Литургия, и по её окончании состоялся молебен о страждущих недугом винопития, который возглавил митрополит Евсевий (Саввин).  По завершении молебна Высокопреосвященнейший Владыка произнёс проповедь.

 

Проповедь митрополита Евсевия день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Приветствую вас, всечестные отцы и сестры святой обители с днем Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Креститель Господень Иоанн — особый избранник Божий, рожденный у престарелых родителей Захарии и Елизаветы, которые долго молились, так как у них не было детей. Захария священник был Иерусалимского храма, и Ангел Божий благовестил ему, что их молитва услышана и у них родится младенец. Время пришло и родился тот, кто возвестил миру о грядущем Христе Спасителе: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира».

Во время земной жизни Пророк Божий Иоанн проповедовал: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное», указывая на пришествие Господа. Покайтесь и исправьте путь своей жизни: чужого не брать, любить Господа, руководствоваться Его правилами и законами, не делать злобы людям — это он говорил воинам, которые обращались к нему, да и всему миру. И теперь в Евангелии он вещает свои заповеди: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное». Он не терпел неправды, призывал народ к покаянию, к исправлению и верности Богу. Он обличил даже самого Ирода, тогда царя Иудейского: «Недостоит тебе брать в жены жену брата твоего». За это обличение Ирода во грехе он и пострадал, ибо свирепствовала незаконная жена Иродиада за это облечение, и беснующаяся ее дочь Саломея, наученная своей матерью, просила у Ирода главу Иоанна Крестителя за свои пляски, как сказано в Евангелии: «И опечелен был Ирод, потому что он знал сколько народа почитают за праведную жизнь Иоанна Крестителя», но обещал этой плясавице, так как она ему угодила своими плясками. Иоанну Крестителю отсекли главу и отнесли ее Иродиаде.

Много раз затем, чудесным образом, главу Иоанна Крестителя укрывали от гонителей, чтобы сохранить ее как святыню, через которую были явлены многие великие чудеса тем, которые обращались с молитвой к Предтече Господню Иоанну.

Мудрые старцы и ныне научают нас, чтобы мы не отвращали свое сердце и свою душу от образа Крестителя Господня Иоанна и помнили о его верности Господу, о его страданиях, о его честной главе, которая была усечена за беззакония Ирода. Мудрые старцы, когда мы страждем от болезней головы и при болях в голове, советуют просить Иоанна Крестителя, и он поможет в вашей болезни.

Будем стараться не забывать того, за что пострадал Иоанн Креститель — за верность Богу, это прежде всего, за правду Божию. Но не будем забывать и в какой день он пострадал: пир устроил Ирод в день своего рождения и, упившись вином, повелел отсечь главу Пророку Божию. Потому и Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод составили вот этот молебен о трезвости, чтобы не одурманивали бы люди свои головы винопитием и наркоманией. А призыв Иоанна Крестителя: «Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное» — будем хранить в своем сердце и всегда иметь молитву и искреннее покаяние. А ныне просим особенно за тех, кто страдает винопитием, наркоманией – чтобы Креститель Господень помог избавиться им от этой страсти.

Помощи Божией в молитвах, в покаянии и в борьбе с нашими страстями. Храни всех Господь, праздником!

Богородичная Пасха

Успение Пресвятой Богородицы недаром именуется Богородичной Пасхой — как повествует Евангелие, то была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не небесным гостем — Богочеловеком, но земной Девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же одной из нас, земнородных.

28 августа 2020 года в обители совершили торжественное богослужение в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин). 
Накануне праздника, вечером состоялось всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреоясвященнейший Владыка всех молящихся помазал освященным елеем.
В день праздника была совершена Божественная Литургия и славление пред плащаницей Божией Матери. По окончании Литургии митрополит Евсевий произнес проповедь. И затем состоялся чин о Панагии.

 

                                     Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Успения Пресвятой Богородицы

Дорогие отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, дорогие сестры обители и все, кто сегодня находится с нами на празднике Успения Божией Матери, приветствую вас с этим великим праздником!

Со времен апостолов Матерь Божия в сердце каждого христианина. «Апостоли от конец» собравшись вместе по воле Божией и чудом Божиим прибыли в этот день в Иерусалим в Гефсиманию ко гробу Пречистой Девы Марии, и с того момента этот праздник стал близок сердцам православных христиан, потому что ныне Святая Церковь возвещает о преславном чуде из жизни Богоматери и из истории всей нашей христианской Церкви – о вознесении человека от земной жизни к небесной, о переходе Матери Божией от земли на небо. Всё учение Евангельское и все богослужения нашей Православной Церкви направлены именно к тому, чтобы при земной жизни человек удостоился жизни небесной. И как солнце восходит от земли на небо, таким образом и человек призван переходить от земной жизни к небесной, и с восходом солнца эта мысль должна всегда приходить на наше сердце. Мы должны помнить, что у нас есть Церковь наша, которая своим учением указует каждому верующему путь от жизни земной к небесной, а Матерь Божия как Матерь Небесная также призывает всех нас от жизни земной к небесной.

Мы сегодня славим Успение Пречистой Девы Марии, этот праздник собирает весь Православный мир к Лику Пречистой, с сознанием того что Матерь Божия не умерла, Она уснула благодатным сном, чтобы потом вознестись на небо, почему праздник этот и именуется Успением. Она скончалась или уснула сном благодатным в доме Иоанна Богослова, который в то время проживал на горе Сион в Иерусалиме. На этом месте сейчас находится огромный собор с криптою, где пребывала Матерь Божия. И когда мы посещали это место, то видели и сами были свидетелями, что там с особым чувством склоняют свои сердца верующие люди со всего мира. Хотя это место сейчас находится во владении католической церкви, туда стекаются все паломники, которые приезжают поклониться Гробу Господню и другим святыням Иерусалима. Они стекаются туда, чтобы поклониться именно тому месту, где произошло отшествие Богородицы от земной жизни к небесной. И теперь на этом месте наши паломники, склоняя свои колена и сердца, просят у Матери Божией вместе со святою нашей Православной Церковью, чтобы сподобил Господь и нас мирной, безболезненной, непостыдной христианской кончины.

После Своего отшествия от земной жизни к небесной, Пречистая Дева Мария из дома Иоанна Богослова была перенесена в Гефсиманию, где по обычаю людей древней жизни была положена в гробницу, где были похоронены Ее родители Иоаким и Анна. Это место также почитается верующими людьми и всем Православным миром. И в этот праздник, именно в день Успения, мне пришлось четыре года подряд участвовать в чине Погребения Плащаницы Божией Матери. И как сейчас помню: мы крестным ходом выходили от храма Гроба Господня, из придела Матери Божией, который именуется Малой Гефсиманией, а мне в этот погребальный день было поручено нести икону, как Плащаницу Божией Матери. Она была подарена российскими людьми, не простая икона, писаная, старинное письмо в окладе серебряном, позлащенном, с изображением Успения Божией Матери. И вот мы крестным ходом вместе с многочисленным народом шли от Гроба Господня в Гефсиманию, проходя через иерусалимские врата, которыми был выведен святой апостол архидиакон Стефан, проходили место его убиения, побиения камнями. Теперь на этом месте – это почти рядом с гробницей Божией Матери – стоит храм новый, каменный в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана. Потом мы спускались по ступеням вниз, потому что там, где была похоронена Матерь Божия, это как бы низменность, и туда ведут ступени, да и не мало, а около пятидесяти.

Но, когда апостолы совершали чин погребения, не было апостола Фомы, а когда он пришел, прибыл в Иерусалим, то пожелал проститься с усопшей Богоматерью. Открыв гробницу, апостолы не увидели Самой Пречистой Девы Марии. И когда они вознесли хвалебные песни, понимая, что Она была перенесена на небо, и по чину ветхозаветному вознесли просфору с молитвою, то увидели Образ Пречистой, сказавшей: «Я с вами во все дни до скончания мира». Вот этому событию и посвящено наше шествие с чином Панагии. И в Греции, и в нашей Русской Церкви в монастырях этот чин сохраняется по сей день. То есть, это образ той просфоры, которая была посвящена поминовению Божией Матери и была приподнята с молитвой: «Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси нас!». И мы, по примеру святых апостолов, в этот праздник собираемся к гробнице Божией Матери, к Плащанице Божией Матери, совершая чин погребения по древнему обычаю. Весь чин пронизан обращением в церкви верующего народа как к живой Пречистой Деве Марии. Все наши песнопения, чтения говорят об Успении, о жизни, о пребывании на небесах Матери Божией.

Но нам известно и то, что когда блаженный Андрей, некогда во Влахернской Церкви с Епифанием обращавшийся с молитвой к Богоматери, был в другое время вознесен в Рай, то он не нашел там Божией Матери. Он спрашивает у ангела: «Где же Матерь Божия?». «А Она на земле утешает, радует и окропляет мир утешением Своими слезами, собирая их в Свой Пречистый небесный Покров». Почему и нам Церковь завещает, чтобы и мы совершали этот праздник по чину древнему, обращаясь своим умом и сердцем не как к умершей, Божией Матери, а как усопшей временно и переходящей к вечной жизни. Недаром мы поем: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! В Рождестве девство сохранила еси и во Успении мира не оставила еси, Богородице!».

Всем вам – крепости, радости, благоговейного чувства в душе, в сердце. Будем совершать по чину нашей Церкви и праздник Успения Божией Матери, и праздник или чинопоследование погребения Божией Матери. В сам день Успения совершается чинопоследование погребения Божией Матери в Гефсимании на Святой земле, и также погребение совершается в день Успения и в Троице-Сергиевой Лавре. Так установили наши отцы, святители Московские. Почему? Обычно на третий день погребают усопших, а у нас в Троице-Сергиевой Лавре это было установлено, потому что до революции праздник Успения собирал тысячи паломников, и чтобы они не расходились, а были бы участниками и погребения Плащаницы Божией Матери, перерыв делался только на подкрепление сил. Так и мы в пять часов с вами собираемся здесь для совершения чинопоследования погребения Плащаницы Божией Матери. С праздником вас, дорогие!


                                                   Чин погребения Пресвятой Богородицы



Вечером 28 августа в обители состоялось всенощное бдение с чином погребения Пресвятой Богородицы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).
 
После великого славословия состоялся крестный ход с плащаницей с изображением Успения Пресвятой Богородицы. По окончании крестного ходя все молящиеся были помазаны митрополитом Евсевием освященным елеем у плащаницы Божией Матери.



Преображение Господне

19 августа, в день престольного праздника обители — Преображения Господня, в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия, митрополит Евсевий помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия, и по её окончании  состоялось освящение плодов нового урожая. По освящении плодов Высокопреосвященнейший владыка  Евсевий поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

 

                             Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник Преображения Господня

                  Дорогие отцы, всечестная матушка настоятельница монахиня Мария, сестры святой обители!

Мы и в нынешних условиях, как славили, так и будем славить нашего истинного Господа! В Его праздники наше сердце понуждает нас воссылать хвалу и славу нашему Триипостасному Богу. И где бы мы ни были, какие бы условия нас не окружали, мы сохраняем веру в истинного Господа и благодарны Господу Богу за то, что Он сотворил для нас всех этот Божий мир, украсил его несказанной красотой, насадил на нашей земле различные злаки, плоды, цветы. Он украсил этот мир Своим Небесным благодатным светом, что служит для нашей пользы, для нашей радости, для нашей жизни.

И благословен этот день! От небес Господь благословляет нас и в этот день, когда Он явился на горе Фаворской с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей и преобразился во славе пред святыми Своими ученики и апостолы во уверение того, что Он есть Богочеловек, чтобы они знали и не теряли веры во Христа как Сына Божия, несмотря ни на что: ни на осуждение Его, ни на насмеяние над Ним, ни на Его мучения, страдания и распятие. Чтобы они знали, что сама смерть ни умалит Христа, потому что Он Воскреснет. И во уверение, что Он не обыкновенный человек, а снишедый с небес во плоти от Девы Марии и Бога Спаситель мира, Он явил Свою силу, явил Свой свет и славу на горе Фаворской. Да воссияет и нам грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы и всех святых, Светодавче, слава Тебе!

Мне особенно дорог этот праздник, так как в праздник Преображения Господня мне пришлось быть на святом Фаворе и праздновать этот день на самой вершине этой горы. То чувство, которое человек, находясь там, испытывает в праздник Преображения – особое . Это чувство не высказать, это чувство остается навсегда, в сердце, в душе человека и в сознании, покуда он жив. Но благодарение Богу возносил и возношу во все дни жизни своей, и особенно в этот день, когда вспоминаю часы того дня Преображения Господня на святой горе Фавор. Дай Бог, чтобы этот праздник и этот свет Фаворский осветил и нас!

О Фаворском свете учил святитель Православной Церкви Григорий Палама, подвижник Афонский. Он говорил, что человек, когда пребывает в молитве к Богу, то он объединяется с Самим Христом, и он тоже может быть осенен светом Фаворским. А свет Фаворский — это свет нетварный. Не тот естественный свет, который может быть в этом мире от Солнца, от Луны, от звезд и других источников света. Этот свет необыкновенный, и он достигается через молитву, через пост, через подвиг. Тогда и человек в этом мире может стать носителем Божьего Фаворского света, каким был преподобный Серафим Саровский. В молитве он преображался и лицо его было несказанно приятным и благодатным, и при беседах считали верующие люди за счастье только увидеть лицо преподобного Серафима Саровского и благодарили потом всю свою жизнь. Этого Фаворского света достигал и святитель Тихон Задонский, этого Фаворского света достигал и преподобный Сергий Радонежский. Когда он совершал Литургию, то некоторые из братий видели рядом стоящего с преподобным Сергием ангела небесного и свет благодатный сиял в алтаре, где был преподобный Сергий Радонежский, и другие подвижники благочестия, подвижники ради Бога, постники, терпеливицы были носителями этого Фаворского света.

Дай Господи и нам ощутить хоть в какой-то момент молитвы присутствие Божьего света в нашем сердце, в нашей душе. «Ходите во свете, да сынами Света будете» и «тьма вас не объят». Постараемся сохранить этот завет Божий: быть сынами и дочерьми света Божия, света Фаворского, не вещественного, а благодатного Божьего света. Да сподобит и нас Господь хоть какие-то минуты пережить этот благодатный свет своим сердцем, своей душою, чтобы при этом свете добрых дел и молитвы прийти ко Господу, и достигнуть света Божьего в Царстве Небесном! С праздником!

Праздник Всемилостивого Спаса

14 августа 2019 года, в день празднования в честь чудотворного образа Всемилостивого Спаса и происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в обители было совершено тожественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, 13 августа вечером, состоялось всенощное бдение. На утрени после великого славословия состоялось торжественное изнесение Честного Креста для поклонения. После поклонения кресту Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена  Божественная Литургия, и по её окончании  состоялся водосвятный молебен с освящением меда нового сбора. И затем митрополит Евсевий поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

 

                                 Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник Всемилостивого Спаса

Дорогие отцы, сестры святой обители, приветствую вас с этим днем, как он в церковной традиции именуется, первым Спасом, когда мы покланяемся образу Всемилостивого Спаса, молимся святым мученикам Маковейским и совершаем служение Божественной Литургии – да будет благословен этот день!

Этот день отмечен в истории с первых веков: князь Авгарь из Эдессы очень желал увидеть великого, явленного с небес, Христа Жизнодавца. Христос прикоснулся Своим Ликом к убрусу, плату, и на нем отразился Его пречистый Лик. Господь послал этот убрус князю Авгарю, и тот, как сказано, исцелился от прикосновения к этому Нерукотворенному Образу. С того момента изображение Лика Христа стало иконой, почитаемой всем православным миром.

Этот Образ был когда-то на городских вратах Константинополя. Этот Образ был и у нас на Кремлевских Спасских вратах, потому они и называются Спасские врата – потому что эти врата тоже имели над собою Образ Нерукотворенный Спаса Христа Жизнодавца.

И так этот образ был всегда в сердце Православной Церкви Русской и всех Церквей Православных. И мы сегодня преклоняем сердца и колена перед нашим образом чудотворным Спасом Елеазаровским. В былые времена дореволюционные этот образ был явлен нашим землякам псковичам в первой обители Вознесения Господня, а потом уже после ее разорения при Екатерине II он был перенесен в эту святую обитель и стал почитаться в народе. И как историки говорят, с явлением этого Спаса многие распри, которые тогда бытовали среди населения, умиротворились. И этот образ стал еще более почитаем, особенно псковичами. А затем при восстановлении этого монастыря вместе со Святейшим Патриархом Кириллом мы вернули сюда этот образ Всемилостивого Спаса, и он теперь занимает центральное место в нашем иконостасе. И мы с вами прославляем его вот в этот первый Спас, как он празднуется по календарю, в память святых мучеников Маковейских, когда мы освящаем новый мед.

Дай, Господи, чтобы благодать Божия коснулась наших сердец, чтобы и мы не забывали этого образа Всемилостивого Спаса и носили бы Его в своем сердце. А освященный мед да будет для нас и освящением, и наслаждением для нашей души и тела, да послужит и он во освящение, во исцеление души и тела и на радость всех нас! С праздником!



К дню памяти убиенной братии Спасо-Елеазаровского монастыря

В конце 1903 г. Псковскую епархию возглавил епископ Арсений (Стадницкий), назначивший в 1906 году настоятелем Спасо-Елеазаровой пустыни игумена Иувеналия (Масловского), будущего священномученика. Для укрепления монашеского духа и введения традиции старчества в обители владыка Арсений отпустил настоятеля на месяц в разные монастыри, в т.ч. в Оптину и Глинскую пустыни. Он облюбовал себе Глинский устав. Спасо-Елеазаров монастырь был преобразован в общежительный. Для скорейшего и более успешного введения общежития большинство из прежней братии были переведены в другие монастыри Псковской епархии, а взамен их игуменом Иувеналием были приглашены насельники из Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии, которые и прибыли в пустынь 30 декабря 1906 года, и с 1 января 1907 года был введен общежительный Глинский устав по чину афонских монастырей. Тогда же было введено и пустынное древнее Киевское пение на подобны. Утверждению общежития в обители много способствовало введение старчества с переездом на жительство в Спасо-Елезарову пустынь старца схиархимандрита Гавриила из Казанской Седмиезерной Богородицкой пустыни в 1908 году.

Братия Спасо-Елеазаровской пустыни, 1909 год


К 1915 году из Глинской пустыни в Спасо-Елеазаров монастырь было переведено порядка 60 насельников (всего братии было около 130 чел.). С началом Первой Мировой войны часть братии (послушники и трудники) были мобилизованы на фронт, некоторые были эвакуированы в Казань вместе со старцем Гавриилом (Зыряновым). В июне 1918 года из 60 оставшихся насельников красноармейцы оставили 36 пожилых и немощных, остальных разогнали.

18 июля 1918 года пролилась первая кровь братии Спасо-Елеазаровой пустыни. Был тяжело ранен послушник Михаил Исаков местным председателем исполкома Ивановым. Окрестные крестьяне встали на защиту монастыря. Из уезда был вызван вооруженный отряд, восстание крестьян подавлено, а монахи, как зачинщики, арестованы. Было сфабриковано дело, по которому были арестованы и отправлены в Кронштадт 13 монахов. В акте ареста братии было указано, что послушник Федор (Садовский) и иеродиакон Игнатий (Кириленко) якобы были отпущены, а иеродиакон Пимен (Пономарев) и послушник Стефан (Медведь) якобы сбежали, игумен же Дометий не мог дать объяснений по этому поводу. На самом деле подписи игумена в акте уже не было, т.к. к этому времени он был утоплен красноармейцами в Елеазаровском озере. К его телу привязали камень и вывезли на плоту на середину озера. По дороге в Кронштадт остальные монахи были по рассказам местных жителей расстреляны и утоплены в Чудском озере у деревни Спицыно. В акте от 10 августа 1918 годы были записаны нательные кресты, снятые с убиенных. Поэтому время кончины монахов предположительно датируется этим числом. Практически все они были насельниками Глинской пустыни.

По данным псковского ОГПУ 8 монахов Елеазаровского монастыря были расстреляны в 1920 году (имена их неизвестны). Судьба оставшихся 19 монахов на момент закрытия обители в 1923 году также неизвестна. Религиозная община, зарегистрированная в 1923 г. под руководством игумена Корнилия (Алексеева) до 1927 г. еще боролась за свои храмы, оставшиеся монахи жили по окрестным деревням. Предположительно до 1937 году все они были арестованы. Игумен Корнилий в 1930 г. был приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай. Дальнейшая его судьба неизвестна. Насельники обители, жившие после закрытия монастыря в других регионах, также практически все были арестованы и расстреляны в 1937 году. Пятеро из бывших насельников Спасо-Елеазаровой пустыни, расстрелянные в 1937 году, прославлены в лике новомучеников российских: сщмч. Иувеналий (Масловский), архим.Симеон (Холмогоров), иером.Евфросин (Антонов), иером.Серафим (Щелоков), протоиерей Алексей (Воробьев). Не прославлены в лике святых расстрелянные в 1937 г. бывшие насельники Елеазаровой пустыни — архим. Мефодий (Минин), иеромонах Анания (Алексеев), иерей Василий (Суворов) и многие другие, имена коих Ты, Господи, веси.

Краткий послужной список братии Елеазаровой пустыни,
убиенной в августе 1918 года:

1. Игумен Дометий (Золотухин) – 38 лет, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1894 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., нес должность казначея, с 15 января 1911 г. назначен настоятелем.

2. Иеромонах Алексий (Козлов) – 34 года, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1895 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1910 г., исполнял послушание казначея.

3. Иеромонах Исаакий (Певин) – 40 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1908 г., исполнял послушание ризничного.

4. Иеродиакон Игнатий (Кириленко) — 37 лет, родом из козаков Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г.

5. Иеродиакон Пимен (Пономарев) – 39 лет, из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание клиросного.

6. Монах Мелетий (Шопин) – 37 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1910 г., исполнял клиросное послушание.

7. Монах Иларион (Стариков) – 36 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1899 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание портного.

8. Монах Евфросин (Филонов) — 46 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г.

9. Монах Дионисий (Скоп), 44 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1903 г., переведен в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание столяра.

10. Монах Дометиан (Тертышный) – 46 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь в 1910 г., исполнял послушание ключника.

11. Послушник Стефан (Медведь) – 23 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь в 1913 г., исполнял послушание столяра.

12. Иеродиакон Иона (Киричук) – 36 лет, из крестьян Волынской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание клиросного.

13. Рясофорный послушник Федор (Садовский), родом из Минской губернии, поступил в Елеазарову пустынь после 1914 года, нес послушание письмоводителя.


Вашему вниманию предлагаем посмотреть небольшую архивную видеозарисовку «Мученики за веру Христову из братии Спасо-Елеазаровой пустыни»:

 

Празднование иконам Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» Серафимо-Дивеевской». День памяти убиенной братии Елеазаровского монастыря

10 августа 2020 года в обители совершили празднование в день прославления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Была совершена Божественная Литургия и чин о Панагии. 

 

Также сегодня в обители почтили память братии Елеазаровского монастыря, убиенных в годину гонений — утром перед Божественной Литургией была совершена панихида.

Это был цвет монастырской братии, они в числе первых взошли на общероссийскую Голгофу и этот мученический венец был наградой за их подвижническую жизнь. До 1938 года многие из  братии Спасо-Елеазаровой пустыни, пройдя лагеря и ссылки, пополнили сонм мучеников за веру Христову. «Кровь мучеников – семя Церкви». Их молитвами возрождается и наш монастырь.

От времен апостолов до наших дней мученичество ради Христа есть созидание Церкви Божией, потому что мученичество есть продолжение апостольского служения миру (Оптинский патерик).

 

Помяни, Господи, души убиенных за веру Христову:

Игумена Дометия
Иеромонаха Алексия
Иеромонаха Исаакия
Иеродиакона Игнатия
Иеродиакона Пимена
Иеродиакона Ионы
Монаха Мелетия
Монаха Илариона
Монаха Евфросина
Монаха Дионисия
Монаха Дометиана
Рясофорного послушника Феодора
Послушника Стефана

Убиенных 8 человек братии в 1920 году, имена коих Ты, Господи, веси

Убиенной братии в годы гонений: архим. Симеона, архим. Мефодия, игумена Корнилия, иером. Анании, протоиерея Василия и иных, имена коих Ты, Господи, веси.

Молитвами священномучеников: архиеп. Иувеналия, иеромонахов Евфросина и Серафима, иерея Алексия помилуй, Господи, обитель нашу.