Рождество Христово

6 января 2021 года вечером в обители состоялось всенощное бдение в честь великого праздника Рождества Христова, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

На утрени, после прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий совершил помазание освященным елеем всех молящихся.

7 января, в день праздника Рождества Христова, в связи с карантином из-за коронавируса и болезнью клириков монастыря, были прочитаны часы и обедница, и затем совершено славление празднику.

Рождественский сочельник

Сегодня Православная Церковь совершает празднование Навечерия Рождества Христова — Рождественского сочельника.

В этот день в Спасо-Елеазаровском монастыре были совершены царские часы с чтением апостольских посланий и Евангелия и вечерня с Литургией Василия Великого. На вечерне были торжественно прочитаны восемь ветхозаветных паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя.

По окончании Божественной Литургии в центр храма была вынесена зажженная свеча как символ Вифлеемской звезды. Перед ней священнослужители во главе с митрополитом Евсевием (Саввиным) пропели тропарь и кондак великому празднику Рождества Христова. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка — митрополит произнёс проповедь.

«Христос раждается» – какая это радостная весть. Ожиданием этой радости люди томились веками. И мы видим преддверие нашего спасения, которое дарует нам Христос в своем Рождестве. Мы получаем возможность обновления и причастия в жизнь вечную в нашем Божественном Спасителе и Искупителе.

 

                                 Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в Рождественский сочельник

Дорогие отцы, братия и сестры, приветствую всех с праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

Отрадно вспоминать мне, как в торжестве и в радости мы встречали праздник Рождества Христова в течении четырех лет в Вифлиеме, у яслей Христа. Это незабываемые моменты жизни! Там этот праздник празднуется с особым торжеством. Это радость такая была, как будто мы сами встречали Господа, да, а это было конечно торжество Церкви.

Это было с 1965 по 1969 годы – каждый год мы там служили у яслей Христовых. Со всего мира приезжали в Вифлием к этому дню христиане и не христиане, которые все вместе, как могли, выражали свою радость. И как перед восходом солнца вся природа оживает и птицы начинают петь, и травка зеленеет, и цветочки распускаются – так вся природа и весь мир встречает этот великий праздник Рождества Самого Творца Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Теперь мы удалены от этого праздника. Хотя устами, сердцем славим Бога, но в тоже время нет у нас той подлинной, настоящей радости. Размышляя об этом дне, как-то пришло мне на мысль: за грех Адам и Ева лишились богонасажденного эдемского Рая, лишились общения со своим Творцом и Господом. Наверное, и мы лишились радости за свои преступления, потому что переполнилась чаша беззаконий людских на всей планете нашей. Если в Ветхом Завете временами народ отступал от Бога – как перед потопом, как Содом и Гоморра, то в наши дни не только какие-то Содом и Гоморра, а вся планета отступила от истинного Господа, отвергнув Его закон.

Вы поймите, Россия – христианская страна. И когда предлагали внедрить Закон Божий в российских школах, все-таки так и не приняли Закона Божия, чтобы его преподавать в обычных школах. А сейчас так, кое-как: культура, основы, но настоящий Закон Божий отвергнут. А если закона нет, то что должен и кого должен слушать человек? Вот мы недавно приняли закон и поправки к Конституции, и теперь это легло в основу жизни российского народа. Но где же Закон-то Божий? Его не взяли и не приняли, упомянули хоть, слава Богу, один раз, что есть благословение Бога над Россией в Гимне. Но на этом все, потому и царит повсюду грех.

Слава Богу, что мы в храме устами и сердцем как можем воссылаем хвалу пришедшему в мир Господу и Спасителю нашему, но с печалью в сердце мы встречаем этот праздник в такой обстановке. Пусть это будет укором и нашей совести – может и мы где-то оступились, постеснялись открыто исповедовать нашего Создателя и Творца Вселенной. Поэтому и мы ограничены в славлении этого великого праздника Рождества Христова. Но несмотря ни на что, по зову нашей Церкви, по зову нашей совести, пока уста наши открыты, пока сердце в нас чувствует праздник Рождества Христова – насколько можно мы будем славить нашего Господа «нас ради и нашего ради спасения» пришедшего в мир.

Вы помните как в Евангелии сказано, что ангел Божий явилси пастухам и сказал: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем человекам. Ибо сегодня в городе Давидове родился Спас мира, Который есть Господь наш и Спаситель». Не будем унывать, будем благодарить Бога за все. Как можем, будем участвовать в торжестве нашей Церкви вместе с ангелами, которые возвестили радость всему миру о пришедшем на землю Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. С праздником!

 

 

Отошла ко Господу

3 января 2021 года в обители на 84-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни почила схимонахиня Варвара (Дочкина).

Дорогие наши прихожане и гости обители!

Монастырь с 31 декабря 2020 года закрывается на 2 недели.
Служб для прихожан в это время не будет.

 

Праздник святителя Николая Чудотворца

19 декабря в день памяти святителя Николая чудотворца в обители состоялось праздничное богослужение.

Накануне праздника было отслужено всенощное бдение с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин). На утрени, после чтения Святого Евангелия владыка Евсевий помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и славление святителю Николаю Чудотворцу.

Праздник святого благоверного князя Александра Невского

6 декабря 2020 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице в обители прославили память святого благоверного Великого князя Александра Невского. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне состоялось всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия Выскопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

Утром в день праздника состоялась Божественная Литургия и праздничный молебен. По окончании богослужения митрополит Евсевий произнес проповедь.

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского

Приветствую вас, дорогие о Господе отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры святой обители, дорогие наши о Господе братья и сестры, с праздником Воскресного дня, попразднством великого праздника Введения во храм Пречистой Девы Богородицы, памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского и всея России чудотворца и святаго благоверного великого князя Александра Невского!

Все эти праздники близки нашему сердцу. Воскресение Христово всегда напоминает нам о жизни вечной, о нашем воскресении от грехов, а потом придет время когда каждый восстанет и от временной земной жизни, как сказано, и станет на Суд Божий.

Также мы чтим сегодня святителя Митрофана, епископа Воронежского, этого святителя. Он был современником, сподвижником и помощником, советником императора Российского Петра I. Он известен как защитник Православия, потому что в те годы, в то время когда он служил и совершал свой подвиг в Воронеже, еще по местам продолжались языческие обряды. И тогда, когда Петр I на реке Воронеж на верфи строил свои корабли для военных действий , там же во граде Воронеже построили дворец императорский, и в завершение этого дворца на крыше поставили римские изваяния языческие. И святителя Митрофана пригласили на освящение императорского дворца. Но он заявил: «Передайте императору Петру, пока он не снимет неподобающие Святой Руси изваяния языческие с крыши дворца императорского, я в дом не войду». За неповиновение император Петр угрожал ему смертью: если он не явится сюда для освящения, он будет предан казни. Но он ответил: «Скажите императору, что я готов пойти на смерть, но в своем решении я неотступен». Император побеспокоился, но эти изваяния языческие снял с крыши дворца, и тогда святитель Митрофан вошел в императорский дворец и освятил его. Вот эта твердость осталась у всех русских людей на сердце и в памяти о его непреклонном решении удалить языческие изваяния с императорского дворца. Но его деятельность на кафедре Воронежской обозначилась и тем, что он старался ликвидировать оставшиеся традиции языческих обрядов. Мне пришлось потрудиться полтора года в городе Воронеже. Я чтил и кланялся двум святителям Воронежским: святителю Митрофану и святителю Тихону Задонскому. Для меня это было самое трудное время: тогда я прибыл из Иерусалима, и правящий архиерей, архиепископ Михаил (Чуб) пригласил меня, чтобы я был секретарем епархии. Это было время самого страшного гонения на Церковь, и моим утешением было прибегать к помощи Господа, Матери Божией и к святителям Воронежским Митрофану и Тихону. Это мое служение, когда я был вызываем уполномоченными и меня убеждали пойти на какие-то там уступки. И помню, после этого допроса я вышел на улицу и шел, уже еле держась на ногах, опираясь на стены зданий городских домов.

Сегодня еще праздник нашей Псковщины — это праздник памяти великого благоверного князя Александра Невского. Это герой, защитник нашей Руси, отважный полководец, не знавший поражений. Он был всегда победителем и примером мужества в русском воинстве. Славит его русский народ, славит его и святая наша Церковь за то, что он, прежде всего, был стойким, верным сыном святой Руси и святого Православия. Когда его вызвали в ставку татарскую, у дворца хана служители языческие предложили ему поклониться по обычаю татарскому огню, прежде чем войти во дворец . Он сказал тем, кто его встречал: «Передайте хану, что я могу поклониться хану, как главе государства, потому что это воля Божия такова — ставить начальство, но огню я не поклонюсь». Порассуждали, и все-таки хан пустил его в свой дворец, для того чтобы провести с ним беседу.

Вот такая твердость и святителя Митрофана, и святаго благоверного великого князя Александра Невского остается для нас твердым примером и для нашего христианского убеждения и нашей верности Богу, святой нашей вере и святой Церкви. Поэтому и чтим мы сегодня и Господа, и Матерь Божию, и святителя Митрофана, и святого благоверного князя Александра Невского. Мы также и величали попразднство великого праздника Введения Божией Матери во храм. Все это наше торжество, вся наша молитва направлены к тому, чтобы нам утверждаться в вере Православной, чтить и кланяться только Единому Богу, прославлять Владычицу мира, Которая вошла во храм, чтобы подготовиться к Рождеству от Нея Господа Иисуса Христа, как Сосуд избранный. И недаром с этого праздника святая Церковь напоминает нам о Рождестве Христовом и призывает нас к поклонению и почитанию великого праздника Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия миру свет разума». «Христос рождается, славите!» — воспевает Церковь в этот день.

Будем же и мы следовать учению святой Православной нашей веры, проявлять стойкость в своих христианских православных убеждениях, почитать наших святых за то, что они были крепки духом, верны Богу и святому Православию и нам оставили пример для подражания. Несмотря ни на какие препятствия, ни на какие преграды, будем славить нашего истинного Господа, будем прославлять Матерь Божию, Которая вошла во храм, чтобы «воспитатися Господиви» и подготовить Себя быть вместилищем Сына Божия Христа Спасителя нашего. Будем славить героев, полководцев, как Александра Невского, за их отвагу, за их верность в вере, за их пример защиты нашей Родины, и, как святителя Митрофана, стойких в вере Православной и непоколебимых в своих убеждениях.

Милости Божией, крепости сил, непрестанной в Церкви молитвы, чтобы Господь избавил нас от этого мрака смертоносной язвы и сохранил бы нас для того, чтобы славить Его во веки здесь на земле, и в вечности со святыми на небе, аминь. С праздником!

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2020 года в обители состоялось торжественное богослужение в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее во время утрени, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка помазал всех, пришедших на праздник, освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и славление. По окончании богослужения митрополит Евсевий поздравил всех с праздником и произнёс проповедь. Затем состоялся чин о Панагии.

 

            Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Всечестные отцы, всечестная мать настоятельница, сестры обители и все, кто сегодня с нами! Приветствую вас с великим праздником Введения во храм Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

По уставу нашей Церкви в этот день Церковь благовествует смысл, значение и содержание этого праздника: «Дева днесь вводится в храм Господень, благодать совводящи, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное». Вчера на Всенощном бдении слышали благовестие нашей Церкви: «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!» — так за сорок дней вещает Святая Церковь о пришествии Господа на землю, которое возвещало слово Божие за много тысячелетий со дня Творения мира. Ждало человечество, что придет на землю Избавитель от греха и родится от Пречистой Девы Спас мира. И о Его пришествии вещало вчера нам богослужение.

Этот праздник — всемирная радость. Трудно было человеку жить без света и без ориентира, не зная куда идти. В какой-то мере мы сегодня оказались в таком положении, когда нас окутывает вот эта страшная болезнь, смертоносная язва, уносящая жизни сотен и тысяч человек. Так же было и до пришествия Христа: темнота окутывала мир и человек не знал куда идти ему. И только слово Божие возвещало, что придет на землю Избавитель мира, и воссияет свет благодати Божией. Благодарение Богу, он воссиял две тысячи лет тому назад в момент Рождества Христова и сияет миру и по сей день. Поэтому мы сегодня и вчера славили и Введение во храм Пречистыя Владычицы нашей Богородицы – Она приходит в храм, чтобы возвестить миру о явлении Спасителя в мир.

Благодарение Богу что мы праздновали и празднуем праздник Рождества Христова уже две тысячи лет. Но как в Ветхом Завете, так и в Новом повторяется отпадение человека от Бога. Господь явил Свою милость и дал Закон через Моисея, что есть Господь, Творец Вселенной, дал нам правило почитать Его, просить Его, молить Его и каяться. Но время идет, и человек начинает забывать, что Господь вещал миру. Человек предается увлечениям мира, увлечениям своей похоти, своим греховным навыкам. Господь стучит в сердца людские, напоминает, что человек должен жить согласно заповедям Божиим, прославлять своего Творца, и жить, приготовляя себя к вечной жизни.

Забыл человек, что ему дана от Бога благодать и увлекся греховной страстью перед потопом. Стучал Господь через пророков в сердце народа, напоминал что есть жизнь вечная и человек создан не для греха, а для добрых дел, для рождения детей, для продления жизни на земле. Но не услышали слова Божия. Послал Господь Всемирный потоп, чтобы смыть грязь человеческую, нравственную грязь, сохранил семейство Ноя и снова появилась жизнь на земле.

И снова люди стали забывать Закон Божий, забывать пророчества от святых пророков Божиих, которые вещали о том, что человек должен прославлять своего Творца, как дитя не должен забывать своих родителей отца и мать, потому что он родился посредством отца и матери. Но опять приходит в мир соблазн, человек забывает своего Творца, и Господь опять попускает некоторые силы для истребления греховного народа. Так случилось с Содомом и Гоморрой, которые были уничтожены, сожжены серой, огнем за их грех, за их смешение полов, когда женщины стали жить с женщинами, мужчины с мужчинами, и всякие скотские пороки делали и творили.

Проходят лета, человечество снова забывает своего Бога и Творца, а ведь Он Жизнеподатель, все дает для жизни, для радости, для света. Опять по местам приходит в забвение имя Жизнеподателя Господа, и снова увлекаются этими греховными, скотскими делами. Так было и с ниневитянами: они были обречены на уничтожение. Но они исправили свою жизнь, наложив на себя пост и молитву. Был за грех уничтожен город Помпея землетрясением, уничтожением народа, это осталось в истории. Идет время… Пришел Сам Христос на землю, родился от Девы, дал новый закон, чтобы мы ходили во свете, чтобы мы не ходили во тьме и не спотыкались во грехах. Но прошло две тысячи лет и мы теперь являемся свидетелями беззакония, которое было и до потопа, и в Помпее, да и совсем недавно: где-то десять лет назад отдыхающих смыла волна и уничтожила несколько тысяч людей на берегу. А в этой стране тоже имелся грех скотский, когда люди теряли кто мужчина, кто женщина, попирая все законы, предаваясь скотским грехам. И в наше время слышим, когда об этом уже не скрывают, а говорят во услышание, когда мужчина просит благословения жить с мужчиной, повсюду беззаконие, кровосмешение, но увлекаются и оправдывают это.

Вот Господь попустил для того, чтобы как-то исправить людей и удалить их от греха, в наши дни вот эту смертоносную язву, которая в настоящее время уносит сотни и тысячи жизней людей. И пора бы человечеству прийти в сознание, что не для этого греха создан человек, он создан как мужчина и женщина для продления рода человеческого, а не для растления скотскими пороками. Одно избавление — это покаяние, исправление. Заблудился — напомнили тебе что ты не туда идешь — вернись на ту дорогу, которая приведет тебя домой, к жизни, к радости. Это единственное, что может остановить этот порок и этот грех, и эту смертоносную болезнь.

Мы просим Господа, мы просим Матерь Божию и добрые христиане накладывают на себя тоже пост и усугубляют молитву, как это было в прежние времена, чтобы Господь услышал их молитву, их покаяние и исправление, и посылал помощь для избавления от этой болезни.

Дорогие отцы, братья и сестры! Нет исправления без покаяния, нет прощения без покаяния и без исправления. И от нас требуется прежде всего молитва, покаяние и помогать людям, говорить, говорить что это беззаконие должно остановиться. Нам известно, когда строил Ной свой ковчег для спасения своей семьи во время потопа, тогда стук его молотков доносился до слуха окружающих, но они насмехались над ним: «Вот строит себе спасительный ковчег». Но пришел потоп и поглотил человечество, а спаслась только семья Ноя. Так и мы знаем о том, что причиной уничтожения Содома и Гоморры был грех смешения людей скотскими грехами. Пришло время и в наши дни и покаяться, и исправиться, и молиться, стучать сердцем своим ко Господу Сил, к Матери Божией, к святым угодникам, чтобы Господь простил грех и нашему народу и удалил от нас эту смертоносную язву, которая уносит, не считаясь ни с кем — ни со старым, ни с молодым человеком. Многие люди теперь в отчаянии от этого страшного навета вражия, холеры. Боже, милостив буди нам грешным! А кто этим болен, пусть не щадит своих сил, а слезно кается и исправится. Только покаяние, только исправление, только прекращение этого греха, тогда можно надеяться и на прекращение смертоносной язвы, холеры. Просить Господа, Матерь Божию, святых угодников об этом.

С праздником! Не забывайте храма Божиего и примера Пречистой Девы Марии, которая вошла в храм Божий для того, чтобы «воспитатися Господеви» и в молитве, и служа храму Божиему, стать Сосудом избранным, чтобы родился от Нее Спаситель мира Господь наш Иисус Христос для жизни, для Церкви, для радости земной, и для радости небесной. С праздником вас!



Собор архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных

21 ноября 2020 года, в день праздника Собора архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне совершили всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и затем молебен. По окончании богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь.

 

                               Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Собора Архангела Михаила

Всечестные отцы, дорогие во Христе братья, сестры святой обители, всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных!

Святая наша Церковь и святые отцы определили в этот день совершать празднование в честь всех Небесных Сил. Мы знаем, что Господь сотворил звезды, Солнце и Луну, землю и весь мир, который нас окружает. Создал Он и мир невидимый, небесный или, как его называют, мир ангельский. Если солнечные лучи имеют особое свойство приносить свет человеку и согревать землю, то ангелы, бесплотные Небесные Силы сотворены, чтобы быть вестниками воли Божией для человека и всего видимого мира.

Человек был создан для того, чтобы возделывать и хранить сотворенный Богом видимый мир, как сказано: «Возделывать и хранить Эдемский рай». Мы знаем о том, что Господь Творец, что Он — начальник жизни всего творения Божия и Он есть Руководитель, создающий жизнь всему окружающему миру, в том числе и человеку. Господь создал все, что нас окружает для пользы человека, для тела и для души дал Закон, и этим Законом Божиим определяется наша духовная жизнь и физическая тоже. Человек утратил веру в Истинного Господа, отверг своего Творца, послушал диавола, и люди, вкусив от запрещенного древа, вместо Творца Бога Вседержителя и жизни Подателя стали слушаться диавола. Человек ушел от Бога и с плачем обратился к земле, чтобы в поте лица добывать свой хлеб. Все помыслы свои он также обратил к земному, временному, а о душе, как сказано в Священном Писании «не радит». А между прочим, в самом слове «чело-век» указано само назначение его – «вечность». Но забыл это человек, и пребывает он в этой юдоли плача после грехопадения, как сказано и в Священном Писании, и у святых отцов: «Земля – это юдоль плача для человека, и его труд в поте лица, чтобы заработать хлеб».

И только те, кто положили в свое сердце, в сознание заповеди Божии и стали, как говорит пророк Давид, «работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом», наследуют жизнь вечную. И блажен человек, если он носит в своем сердце эти два чувства – страх Божий и радость о Господе Иисусе Христе. Но нужно еще и «работать Господеви», чтобы наследовать жизнь вечную. Богатый юноша спросил Господа: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?», и Спаситель ответил: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всю душою твоею, всем помышлением и всем своим существом и ближнего твоего, как самого себя». И от сотворения мира одни люди признают эти правила, стараются жить, согласно с волей Божией, другие отвергают закон Божий и живут по похотям своей плоти. Как было во дни перед потопом – ели, пили, веселились, забыв Бога, и не слушали праведного Ноя, который строил себе ковчег и стучал, словно в сердца человеческие. С насмешкой люди проходили мимо, но пришел момент и пошел дождь, и затопил всю землю. И прекратилась жизнь этой цивилизации, и остались только дети Ноя, от которых зародилось новое поколение человечества. Это человечество жило по Закону Божию, но пришло время, когда они тоже отвергли Бога, обратились к своим похотям и стали творить греховные дела, как это было в Содоме и Гоморре, которые Господь поразил за их беззакония.

В Новом Завете Господь тоже попускал особые наказания. Город Помпея в Италии был сожжен огнем и разрушен землетрясением, потому что жители этого града тоже занимались тем же грехом, что и в Содоме и Гоморре. Совсем немного времени назад смыла волна отдыхающих в Тайланде. Почему? Потому что люди в этой стране тоже занимались тем же грехом и специально ехали туда, чтобы творить беззакония Содома и Гоморры. В один момент погибло несколько тысяч человек, волна смыла их, своего рода как потопом очистила лице Земли. Но вот, к сожалению, быстро забывает человек эти знамения и наказания, которые бывают за грехи.

В наше время всем стало понятно, что беззаконие распространилось по всей земле, человек потерял ориентир — где мужчина, где женщина, появились браки однополые, появился содом во всех уголках нашей земли. Вот Господь и послал нам эту заразу смертоносную для всех народов земли, все сейчас страдают от смертоносной язвы, тысячами уходят люди, умирают от этой страшной смертоносной холеры.
Господь прощал, миловал, предупреждал через пророков, через апостолов, через добрых людей. Но люди утратили слух и чувства сердца, они перестали слышать пророков, апостолов, проповедников, мучеников, которые оставили нам пример своего исповедования, шли на костры, шли на разные ужасные мучения, но стояли за веру, за Христа проливали свою кровь, и как у историков сказано: «Кровь христианская рекой лилась на земле». Три с лишним века лилась эта кровь, но промыслом Божиим возрождалась вера и новые поколения стали жить при Новом Завете, а после признания веры Православной при царе Константине Великом укреплялась вера преподобными, пустынниками, мучениками, подвижниками, проповедниками.

В прежние времена укреплялась вера в нашей Русской земле, и в дни напастей, войн и испытаний, холеры и сибирской язвы русский народ вставал на молитву, просили Бога о прекращении войны, об исцелении – и Господь слышал и прекращались эти мучительные страдания нашего народа. Но отвергается ныне молитва, отвергается Закон Божий. Попытались в школах преподавать Закон Божий, но нашлись люди во власти, которые отвергли Закон Божий. А если отвергается Закон Божий, то отвергается и путь спасения к вечной жизни, отвергается дорога, на которую призывал встать проповедник Христа Иоанн Креститель: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное. Исправьте путь своей жизни, прямым сделайте этот путь». Но мало таковых, обратились люди опять к наживе, ко греху. И за это отступление от веры Господь послал нам эту заразу смертоносную для всех народов земли.

Сейчас меня спрашивают иногда: «Владыка, может быть и нам, по примеру наших предков, принять на себя семидневный пост ради спасения народа?». Да, попоститься бы нам хотя бы три, пять, семь дней о прекращении этой смертоносной язвы, потому что коса смерти косит и по сей день. Только за вчерашний день под эту косу попали Сербский патриарх Иреней, митрополит Казанский Феофан и Грузинский епископ Лазарь. За один день угасло в этом мире три светильника Церкви как напоминание, что это попущение Божие действует за непокорность. Только исправление жизни народа может послужить условием для прекращения этой моровой язвы.

Усугубим же молитвы ко Господу, Матери Божией и святым угодникам с просьбой о прекращении этой смертоносной язвы. Не только усугубим молитвы, но человечество должно осознать свой грех и исправить себя и свою жизнь, отказаться от таких грехов, которые прокляты были Богом как Садом и Гоморра. Господь создал Адама и Еву — мужа и жену, и дети рождаются не для растления, а для продолжения рода — это все должны знать. Но раз такой хаос пришел, ну тогда Господь попустил вот эту смертоносную язву. Не будем отчаиваться, по слову апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите», А Господь милостив, услышит нашу молитву и даст нам радость исцеления православных людей наших от смертоносной язвы.

Милости Божией, помощи святых угодников Божиих и помощи святых Архангелов и Ангелов, которых мы сегодня славим. К чистоте Церковь призывала, к уподоблению чистоте святых Архангелов и Ангелов, к чистоте святых людей призывает нас святая Церковь. Об этом мы не должны забывать. Блудники и пьяницы Царство Божие не наследуют. Чистые сердцем Бога узрят и исцеление придет всему человечеству после исправления. С праздником вас!

Празднование св.бессребренникам Косьме и Дамиану. 55-летие иерейской хиротонии митрополита Евсевия

14 ноября 2020 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и празднования в честь 55-летия иерейской хиротонии митрополита Евсевия в обители состоялось торжественное богослужение.

Вечером, накануне празднования состоялась полиелейная служба святым. На утрене духовенством обители во главе с  митрополитом Евсевием был торжественно совершен полиелей. После прочтения святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка совершил помазование молящихся освященным елеем.

Утром была совершена Божественная Литургия, и по её окончании митрополит Евсевий возглавил праздничный молебен. В завершение молебствия были провозглашены традиционные многолетия Высокопреосвященнейшему владыке. По завершении богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь. От лица настоятельницы монахини Марии и сестёр монахиня Татиана (Пашкова) прочитала поздравительный адрес дорогому Владыке.

 

Проповедь митрополита Евсевия в день памяти святых
бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана

Всех, кто сегодня с нами, приветствую с праздником святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, которых прославила святая наша Церковь за особый промысел над их жизнью, и над их делами и врачебными силами!

Святая Церковь с древних времен чтит память святых и тем самым напоминает всем нам, что есть Сила Божия, даруемая особым людям для того, чтобы они прославляли Бога в Троице Единого, Творца Вселенной, прославляли Матерь Божию и святых угодников Божиих, чтобы они украшали Церковь Христову своими делами, своими поступками. Святые Косма и Дамиан за свою праведную жизнь получили особый дар врачевания, и этот дар они применяли по отношению к больным людям. Они называются бессребрениками, потому что за свои труды никакой награды, никакой оплаты не требовали и не имели, но своим даром помогали всем, кто прибегал и прибегает к ним с прошением об исцелении.

Наша Псковская земля и град Псков украшены тремя храмами в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. И сегодня мы почтили их память своею молитвою и призыванием имени Триипостасного Господа Иисуса Христа, имени Пречистой Девы Марии и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Почему я сегодня пришел на молитву почтить их память? Этот день отмечен в моей жизни особым событием, когда Господь призвал меня на служение Святой Церкви. Это милость Божия, прежде всего, это дар Божий, небесный дар для меня недостойного, потому что я не заслужил всего того, что было определено в моей жизни Самим Господом. Приношу благодарение Богу, Матери Божией Пречистой Деве Марии, Покровительнице нашей и Помощнице и святым бессребреникам Косме и Дамиану. Именно в память этих святых бессребреников Космы и Дамиана, тогда в 1965 году это был воскресный день, во граде Москве в храме Петра и Павла в Лефортово была совершена моя иерейская хиротония. Сегодня исполняется 55 лет с того дня. До этого я был иеродиаконом, а с этого дня в момент хиротонии мне определено Церковью быть иеромонахом, и я проходил свое служение сначала в Троице-Сергиевой лавре, а затем был направлен в Иерусалим, где пребывал в служении и послушании Богу и нашей святой Русской Православной Церкви. Это особая милость Божия: в те страшные годы атеистического давления на Святую Церковь меня Господь сподобил – открылись двери во святой град Иерусалим, где своею ревностью, своим сердцем и душою, и всем, что мне было дано от природы и от Бога, я прославлял Господа. Затем уже снова и в Лавре был, затем хиротония во епископы с направлением в Казахстанскую митрополию… Слава Богу, и на сей день я с вами! Благодарение Господу, благодарение Матери Божией, благодарение и святым сегодняшним бессребреникам Косме и Дамиану!

Моя душа и мое сердце благодарны и вам, дорогие сестры, а вместе с вами и всему православному русскому народу, которому я старался нелицемерно служить эти 55 лет. Мой поклон, земной поклон и благодарность моего сердца Богу, Матери Божией и святым угодникам Божиим, которые сопровождали мою земную жизнь в служении Богу и людям. И насколько продлит Господь мою жизнь – я буду с вами, но прошу и вас чтобы вы меня не оставляли в молитвах своих, чтобы вместе воспевать нашему Триипостасному Богу, Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим, прославлять и веру нашу святую Православную, украшать нашу святую Православную Церковь Русскую, благоугождая, воспевая, прославляя нашего Господа, Матерь Божию и святых угодников Божиих. Как были, так и останемся верными Господу: «Буди верен до смерти и дам тебе венец радости или венец жизни вечной» — обещает Господь. Помощи Божией всем вам, с праздником, дорогие!


Димитриевская родительская суббота

7 ноября 2020 года, в день Димитриевской родительской субботы богослужение в обители возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

По окончании Божественной Литургии состоялась панихида по всем от века усопшим православным христианам, затем были отслужены заупокойные литии в часовне на месте упокоения игумении Елисаветы (Беляевой) и монастырском кладбище.