День Ангела митрополита Евсевия

17 октября 2020 года, в день памяти священномученика Евсевия, епископа Лаодокийского и по случаю дня Ангела митрополита Евсевия (Саввина) в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжественное богослужение.

Накануне совершили всенощное бдение. Во время утрени, на полиелее соборно духовенством во главе с митрополитом Евсевием было пропето величание священномученику Евсевию. По прочтении святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех собравшихся на торжество освященным елеем.

На следующий день была совершена Божественная Литургия и по её окончании состоялся праздничный молебен с провозглашением многолетия митрополиту имениннику. Затем митрополит Евсевий произнёс проповедь. И далее все участники торжества направились в монастырскую трапезную, где матушка настоятельница монахиня Мария поздравила митрополита Евсевия с Днём Ангела и сестры обители исполнили небольшой концерт. 

Проповедь митрополита в день памяти священномученика Евсевия, епископа Лаодокийского

Всечестные отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры святой обители, дорогие во Христе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с благословенным днем нашей общей молитвы, нашего торжества, которое дарует нам Всемилостивый Господь, когда утешает нас Матерь Божия и охраняют нас святые Божии, прославленные от Господа подвижники нашей Православной Церкви!

Благодарю Бога, что Он сподобил меня сегодня быть с вами и, прежде всего, славить Господа, прославлять Пречистую Деву Марию, молить святых от Бога данных нам угодников Его, которые оставили нам пример православного торжества. Сонм святых окружает нашу Православную Церковь, все неземное присутствует в храме Божием, недаром пророк Давид обозначил: «Храм Божий домом молитвы Господа наречется». Действительно, это особое чувство, неземное чувство – веяние благодати Божией, которая соприсутствует всем нам в молитве: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я среди них».

Благодарение Богу что мы под сенью обители, под сенью храма, посвященного святым Вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. Благодарение Богу, что мы в обители Спасо-Елеазаровской, наполненной и святыми, и святынями нашей Церкви. Благодарение Богу что она сегодня красуется во всей славе. Все-таки, что можно было сделать для красоты и славы Божией – старались это создать, украсить. Делалось это многими трудами и заботами, а покойница мать игумения Елизавета даже и сложила свою жизнь в этой святой обители, отдаваясь полностью трудам по восстановлению порушенной сей нашей святыни.

Сегодня день моего Ангела. Вспоминаю этот день как день одеяния на свои рамена монашеской одежды, вспоминаю и обеты, которые я давал у алтаря Троице-Сергиевой Лавры в Троицком соборе. Конечно, сами мы не избираем путь, пусть это в мирской жизни, пусть это в монашеской жизни. Вспоминаю, когда я пришел в Лавру и меня поселили в отдельную келью как студента академии – в моей душе отозвался голос: Господи, как здесь хорошо, вот бы остаться монахом в келье, не устремляясь никуда, ни на какие почетные звания и чины. И когда меня призвали к архиерейству, я это сказал патриарху Пимену: «Я не искал ни архиерейства, ни звания, ни чинов, я хотел бы остаться в обители, Троице-Сергиевой Лавре, которая для меня стала роднее родного дома». Но так говорят, сами не просите, а что дают – не отказываться, надо послушание иметь чиноначалию, нашей Церковной власти. И таким образом оказался я в архиерейских облачениях.

Благодарение Богу, с 1984 года я именуюсь как архиерей. Знаю, что недостоин этого звания, недостоин и монашеского звания, но как исповедь сегодняшнего дня я могу сказать перед вами, отцы, братья и сестры: я веры не терял и как можно укреплял молитвою и тем послушанием, которое мне было дано. Я не играл с совестью, во всех обстоятельствах и в разных местах называли меня консерватором, настойчивым, строгим, но это я относил только ко внешности. Мое сердце было всегда с народом, с простым народом, потому что я сам вышел из простого народа. И мне трудно было одевать дорогие одежды архиерейские, когда я в Алма-Ате видел около себя, около кафедры наших русских людей, ссыльных в разные времена и одетых в одежду, которую они покупали в комиссионных магазинах. Но что было, то было. Архиерейские облачения я покупать – не покупал, а то что дарили – одевал. Я всегда представлял и своему сердцу говорил: что величаться? что украшаться? Святые отцы заповедовали украшать не внешность, а украшать душу и сердце добрыми делами, верой, надеждой, чистотой, подвигом молитвы, покаяния и добрых дел.

Дорогие мои братья, которых я в прежние годы рукополагал! Я искренне признателен и благодарен, что вы сегодня со мной. Я благодарен Богу, что находимся мы в обители. Когда-то она была мужской обителью, но в силу обстоятельств я попросил у патриарха Алексия, чтобы эта обитель стала женской, потому что мужские обители открывались, а приходить в эти обители – мало кто приходил, жен-мироносиц как-то легче было собирать. Патриарх Алексий II благословил переименовать этот мужской монастырь в женскую обитель, и, слава Богу, она сегодня живет, совершает свой подвиг труда и молитвы, утешает народ, окормляет многих, приходящих на это святое место. А главное – лампада горит, совершается молитва и совершается та проповедь, к которой призывали святители Божии Вселенские учители: к подвигу молитвы, покаяния и трудов. Эта обязанность лежит на всех монашествующих и служителях Церкви.

Хотелось бы пожелать и ныне монашествующим нашим сестрам: не унывать, не роптать, лучшего нигде не найти кроме святой обители, кроме монашеской жизни. Монах не так связан миром, как мирской человек, поэтому одна забота — трудиться ради Бога, ради Церкви, ради Святой Руси и Русской Церкви, ради нашего монашеского звания и помогать людям находить Бога, быть в доброй жизни, искать прежде всего небесной жизни со святыми, в чем да поможет всем нам наш Спаситель Господь, Пречистая Дева Мария и святые наши угодники, которые охраняют, окружают и защищают нас с вами! Божией помощи всем!

И в этот день хотелось бы пожелать не только Владыке многая лета, но и правящему митрополиту, и всем священнослужителям нашей епархии, количество которых при моем управлении достигало до 220 человек. Это милость Божия, это радость наша, и как отблеск этой славы Божией я вижу сегодня тех, хотя их и не много, кто окружает меня. Это все мои священнослужители, которых дал мне Господь рукоположить и определить к служению Святой нашей Русской Православной Церкви в святых обителях и на приходах. Моя радость да будет с вами! А всем вам – мое пожелание помощи Божией, крепости, радости и многая лета!

С праздником моим, но и с праздником вашим! У каждого есть Ангел, и пусть они хранят всех нас!»

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября 2019 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин). 
Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее во время Утрени, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка совершил помазание освященным елеем всех молящихся.
В день праздника была совершена Божественная Литургия и праздничный молебен. По окончании богослужения митрополит Евсевий произнес проповедь. И затем сестры обители с чином о Панагии прошли в трапезную, где певчие прославили Матерь Божию праздничным песнопением. 

Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Приветствую вас, всечестные сестры обители, дорогие о Господе братья и сестры с торжеством в честь дивного праздника Матери Божией, Покрова Ее Пречистого, который распростерт над всем миром, как поется в акафисте.

Это дивное событие произошло в IX веке в дни нашествия на град Константинополь иноплеменников и варваров. Матерь Божия явила Свою милость, когда блаженный Андрей и ученик его Епифаний увидели Пречистую Деву Богородицу, Которая осеняла Своим Покровом всех, кто находился в этот момент в храме. От того момента и по сей день святая наша Православная Церковь и весь православный мир немолчно взывает: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»

Много раз Матерь Божия являла Свою благодатную небесную помощь и особенно русскому народу, потому что была крепка молитва у наших людей. Сердечной и слезной была молитва, и Матерь Божия защищала нашу Русь много раз: это было и при татаро-монгольском иге, это было и при нашествии шведов, когда Матерь Божия на реке Тихвинке явила Свой образ, и неприятель был побежден. И в других местах, и в другие времена Матерь Божия была с народом нашей России, почему и по сей день мы просим Матерь Божию, чтобы Она сохранила нашу Русь, сохранила бы нашу веру, нашу Церковь Православную от всяких расколов, еретиков и нашествия иноплеменников.

Мы помним: когда суздальцы нападали на Новгород, то Матерь Божия явила Свою милость, и новгородцы были спасены от разорения. И что самое удивительное – когда суздальцы направляли свои стрелы против новгородцев, эти стрелы возвращались к ним самим и поражали тех, кто нападал на ни в чем не повинных христиан. Святой благоверный князь Александр Невский, помня об этом при нашествии тевтонцев, сказал: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Мы сейчас тоже оказались в плену – в плену смертоносной язвы. Она не просто так появилась, особенно над нашим народом – злая сила направила эту холеру, эту силу смертоносную на нашу Православную Русь. Но видит Господь и их беззаконие – и эта холера поразила не только Русь, но и тех, кто направил ее, эту силу смертоносную. Она поражает весь мир в наши дни, потому что все человечество заражено грехом, отступлением от Бога, отвержением закона Божия, лицемерием и особенно плотской нечистотой: содомский грех завладел не только одной местностью, а всем миром. Потому и эта холера, эта зараза поражает весь мир болезнями. И пока не будет исправления, пока не прекратится безбожие и творение беззакония, не прекратится эта смертоносная язва. Весь мир погрязает в страстях, люди потеряли образ Божий, скотские грехи овладели человечеством. Ради этого Господь приходил на землю? Ради этого Он принял величайшие муки и крестную смерть? Он принял это ради спасения, ради обновления, ради исправления рода человеческого, но пока что народ не исправляется. Живут, впадая в пьянство, в блуд, в обман и лицемерие, а покаяние и молитву оставляют так, между прочим.

Дорогие о Господе братья и сестры! Нужно нам в эти тяжкие дни усугубить молитву ко Господу, к Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим, чтобы эта поражающая смертоносная холера отошла бы от нас, чтобы народ наш православный не уходил от Бога, не смешивался с этой грязью, но помнил пример наших предков, как они молились и во Владимире, и в Новгороде и под нашим городом Ельцом. Как они молились в дни татаро-монгольского ига, когда Матерь Божия явилась на воздусе со множеством святителей, преподобных, молитвенников небесных и отразила нашествие Тамерлана. Тогда Россия была спасена. И сегодня она в опасности! Нам необходимо усилить молитву и церковную, и келейную и просить Господа, Матерь Божию, чтобы этот гнев смертоносной язвы отошел бы от нашего народа, а мы бы укреплялись в вере, благочестии, чтобы нас не соблазняли разные рекламы и интернет всякими манерами, которые только и сеют эту всякую глупость содомскую и скотскую.

Господи, молитвами Богородицы отврати гнев Свой праведный, поражающий нас и весь мир! Услыши наше моление, наше воздыхание и отврати этот гнев от нашего православного русского народа! Благодать Божия с нами, но она действует тогда, когда мы искренним сердцем призываем на помощь благодатную силу Божию и сами не ослабеваем в вере, в молитве, в покаянии и доброй жизни. Помощи Божией всем нам. С праздником!

Престольный праздник в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

11 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в обители состоялось празднество в честь обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее, после чтения Святого  Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка совершил помазание освященных всех молящихся.

Утром в нижнем храме св. княгини Елисаветы Феодоровны был отслужен водосвятный молебен, и по его окончании совершили Божественную Литургию.  Затем состоялся крестный ход вокруг храма, во время которого в часовне на месте упокоения игумении Елисаветы была отслужена заупокойная лития. Матушка Елисавета носила имя в честь Великой княгини. В завершение празднества с чином о Панагии сестры обители прошли в монастырскую трапезную.

Проповедь митрополита Евсевия в Неделю 18-ю по Пятидесятнице и празднование обретения мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

Всех вас душевно приветствую, прежде всего, с праздником Воскресного дня и престольным нашим праздником в честь святых, ныне прославляемых, великой княгини преподобномученицы Елизаветы и княгини Варвары, в честь которых освящен нижний храм – первый наш храм, где мы начинали служение после открытия этой святой обители.

Святые отцы наши и историки, анализируя период великих гонений на христиан, тогда еще в Римской империи, сказали, что кровь мучеников становилась семенем для рождения Христианства. Так оно было и в нашей Церкви, когда кровь наших русских православных людей, замученных от безбожной богоборческой власти пролилась по всей Руси.

Богомудрые наши отцы, которые сами испытали великие страдания от безбожной власти и от гонителей Христа, сказали, что в первые века христианства, когда три с лишним столетия кровь лилась рекою по земле, не было тех пыток, тех мук и издевательств. В первые века было просто испытание веры: верующий – приносишь жертву или языческим богам или Христу. Это было условием: если ты приносишь, как говорят, «богу чуждему», языческим богам, жертву, то ты оставался жив. Если же ты свидетельствуешь свою веру в истинного Бога, во Христа, то ты подвергался уничтожению. Но таких пыток, какие применяла безбожная власть советская, не было даже в те страшные века, в первые века христианства. Вот эти пытки и издевательства применяли к сегодня чтимым благоверной княгине преподобномученице Елизавете и инокине Варваре. Нам неизвестно все, что они применяли. Столько издевательств было не только над ними, но и над другими русскими людьми, и особенно над монашествующими и духовенством, что словами не выразить, умом не окинуть все это.

Казалось бы, что сделали плохого для страны, для России, для народа чтимые ныне нами преподобномученицы Елизавета и Варвара? Шла Первая мировая война, много раненых и обездоленных, голодных, и эти сестры взяли на себя подвиг ухаживать за этими тяжело раненными, которые находились на полях сражений и проливали свою кровь за наше Отечество, за народ, за веру православную, за любовь к людям. Но коммунисты определили их на казнь, жесточайшие страдания, пытки и издевательства. Один Бог свидетель, конечно, всего того, что они пережили. Они брошены были в яму после издевательств, и земля даже, которой они были засыпаны, содрогалась от их воздыханий и страданий. И действительно эта кровь стала семенем для народа русского. После пыток, издевательств, мук и страданий народных Россия осталась жива. Благодаря нашим новомученикам и страдальцам ожила вера русская.

В наши дни нет притеснений, слава Богу. Но есть другие издевательства, враг пришел с другой стороны, и те, кто проповедует, говорит о Православии, о Церкви нашей святой, о русском народе, свидетельствуя свою любовь к Богу, к России, к народу, нашей вере, сейчас тоже в окружении врагов, которые всячески издеваются, клевещут и обливают грязью всех, начиная с Патриарха, Президента, наших архиереев и духовенства. Бог им судья! Каждый получит по своим делам!

Мы чтим тех, которые остались верны Господу нашему и при гонениях, и при издевательствах и великих страданиях, принося в жертву Богу саму свою жизнь, оканчивая ее в великих пытках и страданиях. Но Господь силен в брани и крепок в испытаниях, и Он их увенчал венцом небесным, и удостоил их жизни небесной вместе со святыми. Святые преподобномученицы Елизавета и Варвара и все новомученики Церкви Русской оставили нам пример твердости в вере, любви ко Христу, истинному Господу. Они остались до конца православными людьми. Их пример послужит и для нас, чтобы и нам стать верными сынами и дочерьми истинного Господа, Спасителя нашего Иисуса Христа и святой его Церкви, Матери Божией Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Будем молиться, будем каяться, будем умножать свою веру через молитву, покаяние и добрые дела. Милость Божия да хранит нас всех во здравии, ведя всех нас к вечной радости, к вечному спасению. Аминь!


Праздник в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

9 октября 2020 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, состоялось праздничное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника совершили всенощное бдение. На утрене, духовенством во главе с митрополитом Евсевием был торжественно совершен полиелей. По прочтении Святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника состоялась Божественная Литургия и по её окончании молебен. Затем было провозглашено многолетие правящему архиерею — митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону, в честь дня его Ангела. По завершении богослужения митрополит Евсевий произнёс проповедь.

Проповедь митрополита Евсевия в день праздника св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова


Всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры святой обители и все, кто с нами сегодня! Приветствую вас с этим великим днем празднования памяти апостола Христова и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, пастыря доброго Церкви Русской!

Яркими светилами сияют они нам от Престола Божия, потому что уже и в земной жизни они были ревностными и верными служителями Божиими, любящими Бога нашего Иисуса Христа. За имя Его они претерпевали великие скорби, гонения, ссылки, разного рода пытки, но они сохранили веру Христову, сохранили любовь к Нему, сохранили и Церковь нашу Православную.

Как сказал один мудрый святитель: в свое время Господь направляет особых проповедников, как некогда Он послал Иоанна Крестителя, чтобы приготовить путь грядущему Христу в мир. Так и апостол Христов евангелист Иоанн Богослов был особым проповедником имени Божия – проповедовал, писал Евангелие, Послания, Откровение-Апокалипсис. Скованный законом Римской империи, он подвергся ссылке на остров Патмос и там находился в сыром ущелье, отбывая свое осуждение за веру во Христа. Так и святитель наш Тихон за веру, за Церковь, за русский народ подвергся заключению, пыткам, вызовам на допросы в ночное время, но он остался верным Богу, чтобы сохранить Россию, сохранить нашу Церковь в единстве, и чтобы наш народ не потерял бы веры в истинного Господа, потому что без веры вообще потеряна жизнь и не имеет никакого смысла. Поэтому он укреплял веру народа примером своего подлинного терпения за Христа.

Находясь под домашним арестом, святитель Тихон через доступные средства призывал к единству русский народ, к хранению веры, осуждая безбожников, грабителей и революционеров. Он безбоязненно обличал их дела, по слову Спасителя, которые мы только что читали в Евангелии: «Аз есть Пастырь добрый. Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы».

Так и апостол Иоанн Богослов, болея душой и сердцем за народ, несмотря на то, что был связан в темной, сырой пещере на Патмосе, писал к различным людям и Церквям послания, где призывал стоять в вере, не взирая ни на какие гонения и тяготы. Его сердце, его уста и его язык всегда повторяли заповедь Божию, заповедь Христа: «Да любите друг друга». Этой же любовью он призывал любить всех, и даже врагов своих.

Мы сегодня преклоняем свои сердца перед подвигом апостола Иоанна Богослова, который для меня очень близок. Господь сподобил и мне побыть там, где он находился в ссылке на острове Патмос – в его пещере сырой и темной, где он писал свое Евангелие и Откровение-Апокалипсис, призывая к любви Божией весь народ. Прозревая будущее, он написал, что ожидает человечество: гонения, муки, страдания за имя Божие. Но и по слову святителя Тихона, нам нужно потерпеть все ради Бога, необходимо стоять в вере Православной. Не взирая ни на какие помехи устные или разного рода технические приманки и магниты, необходимо остаться верными Господу, Который за нас с вами претерпел Крестные муки и страдания. «Буди верен до смерти и дам тебе венец жизни» — сказал Господь, оставляя Своим ученикам образ терпения и верности. Эти слова мы находим и в Откровении Иоанна Богослова: претерпеть все за веру во Христа и проявлять свою любовь, которая не имеет границ и не имеет ограничения к кому-либо.

«Да любите друг друга» – исполнение этой заповеди должно быть в нашей жизни обращено ко всем: и близким, и далеким, и любимым, и не любимым ради жизни вечной, о которой говорил, писал апостол Иоанн Богослов. Придет время, когда забурлит весь мир, грянет гром небесный и испытания постигнут со всех сторон человечество, но «претерпевый до конца – той спасен будет». Будем об этом помнить, будем хранить заветы апостола Иоанна Богослова и святителя нашего Тихона, патриарха Всероссийского, а вот подкрепляться надеждой на помощь Божию, на помощь Матери Божией и святых угодников Божиих. Будем укреплять себя постом, молитвой, послушанием Церкви Божией, полагаясь на волю Божию, как об этом свидетельствовали и по ныне свидетельствуют преподобные наши отцы, мученики, страстотерпцы, проповедники слова Божия. Наши предки говорили: «Без терпения – нет спасения», а Оптинские старцы повторяли: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

Помощи Божией вам, с праздником!



                                                                                 Апостол любви

Апостол любви – так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Уже в глубокой старости, узнав об одном юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню; когда же виновный, увидев святого старца, скрылся, апостол побежал за ним и умолял остановиться, говоря, что грех юноши он берет на себя, лишь бы тот покаялся и не губил свою душу. Тронутый такой любовью, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

                                                                                                                                          Из богослужебной минеи

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

8 октября, в день престольного праздника обители в честь преподобного Сергия Радонежского в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника совершили всенощное бдение с акафистом Игумену Земли Русской — преподобному Сергию Радонежскому. 

В сам день праздника утром в храме преподобного Сергия Радонежского на святой горке отслужили водосвятный молебен, и затем была совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход в честь престольного праздника, который возглавил митрополит Евсевий. По завершению молебствия владыка Евсевий поздравил всех молящихся с престольным праздником и произнёс проповедь. По окончании богослужения состоялся чин о Панагии.

 

Проповедь митрополита Евсевия в день престольного праздника обители в честь преподобного Сергия Радонежского

Всечестная мать настоятельница монахиня Мария, дорогие сестры святой обители сея и наши во Христе братья и сестры! Всех вас душевно приветствую и поздравляю с нашим престольным праздником, с престольным праздником нашей родной России , потому что преподобный Сергий именуется игуменом земли Русской!

«Яко же солнце сияет святыми чудесами», как солнце освещает весь мир, так и преподобный Сергий сияет для всего мира своими нетленными мощами и чудесами. Господь определил ему быть игуменом Всероссийским, и еще от утробы матери он был избранником Божиим. В его житии сказано, что когда его мать стояла в храме, то во время Херувимской песни младенец, еще будучи в утробе материнской, подал свой голос, трижды возгласив. Отцы святые усмотрели в этом, что он еще в утробе матери прославил Святую Живоначальную Троицу.

Воспитывался он в христианской семье, любил храм Божий, любил молитву и желанием его было уйти в монастырь и стать монахом. Но он еще был юн, и родители упросили его оставить мир и уйти в обитель только после их кончины. Он проявил послушание и после их кончины, чтобы уединиться в молитве, ушел в лес, на гору Маковец, где сейчас стоит святая Лавра преподобного Сергия — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В этом дремучем лесу он начал свой подвиг отшельника.

После того, как люди узнали, что есть такой отшельник и подвижник, к преподобному стали приходить те, кто стал именоваться его учениками. Многие годы они подвизались, с кротостью перенося холод, голод и скудость пропитания. Молитвенник и труженик, преподобный Сергий готовил хлебы для братии, носил воду и все делал наравне со своими учениками. Он утешал простых людей, которые собирались к нему, утешал и детей – делал поделки деревянные и дарил детям эти свои рождественские подарки. Длились годы, и о нем становится известно не только простецам, но и князьям. К нему приходит Московский князь Димитрий, который пожелал взять благословение у преподобного и крестить у него своих детей.

Волновала сердце преподобного Сергия междоусобица князей, когда Русь находилась под игом татаро-монгольским. Постучался к нему Господь в сердце, и он пошел в Тверь, в Рязань, чтобы призвать тамошних князей к согласию, к объединению, чтобы освободить Русь от татаро-монгольского ига. И когда пришел момент, то князья объединились и вместе выступили против татарского хана. В знак особого благословения на победу преподобный Сергий дает двух монахов — Андрея и Александра из своей малочисленной братии в войско святому благоверному князю Димитрию Донскому. И как мы знаем, молитвами преподобного Сергия и воинами Руси была одержана победа. И каждый знает из истории нашего государства об этой помощи Божией, дарованной России через преподобного Сергия для победы над иноземными захватчиками. С того момента и по сей день преподобный Сергий стал особым помощником, утешителем, особым молитвенником для русских людей, а для монахов – образцом монашеской жизни.

Если бы мы посмотрели сегодня сколько народа приходит в Лавру, то мы бы увидели не сотни, а тысячи людей, если разрешили бы им, конечно, приехать. И я был свидетелем этого в течение 25-ти лет, проходя послушание от послушника до руководителя, наместника Лавры. Мы исполняли послушание нашей Церкви, патриарха, Синода, священноначалия, но мы слушали и старцев, которые подвязались тогда в обители. Моя совесть спокойна – я не делал дел против своей совести, против правил, устоев нашей Церкви и святой обители. И когда я был определен епископом Алма-Атинским, мне было очень тяжело пережить момент оставления Лавры. Я сроднился с братией обители – она для меня стала близкой. Я сроднился с ними одной душой, одним сердцем, одной молитвой, одним послушанием в келье преподобного Сергия, и обитель, Лавра Троице-Сергиева, стала мне родней родного дома. И теперь печалую, вспоминая торжество Лавры, которое проходило и с моим участием. Но ныне я благодарен Богу, что стою в этом маленьком храме, но сердцем, умом и душою я пребываю в торжестве Лавры преподобного Сергия. Это был отец лаврский перед Престолом Божиим на небесах. Поэтому и стремится сердце православного человека к преподобному Сергию, к святым его мощам. Не только из пределов нашей страны, но и из-за границы приезжают и простые люди, и руководители стран. Как источник помогает человеку освежить свое лицо и все существо, особенно в жаркий летний день, так и преподобный Сергий у святых его мощей приводит к оживлению всякого человека, склоняющего свое сердце и колени у святых его мощей. Я свидетельствую, потому что мне, как руководителю Лавры, говорили некоторые из верующих людей, какую помощь они получали от цельбоносных мощей преподобного Сергия. Потому и поет святая Церковь: «Якоже второе солнце сияет чудесы» преподобный Сергий нашей родной России, да и всему миру. Как могучий маяк освещает Лавра не только Россию, но и весь мир правилами, молитвой, служением и красотой нашей Церкви. Наш знаменитый историк Ключевский сказал однажды: «Пока горит лампада у мощей преподобного Сергия, будет стоять и наша родная Русь». Дай Бог, чтобы было так! Мы же с вами усилим молитвы ко Господу Сил, к Матери Божией, ко святым угодникам Божиим. Не забудем же и того, кто не забывает нас с вами — преподобного Сергия.

Помощи Божией вам! С праздником престольным! Милость Божия да хранит всех нас под покровом Пречистой, у образа чудотворного Спаса Елеазаровского и угодников Божиих Вселенских, и подвижников нашей Русской Церкви и прежде всего преподобного Сергия. Здравия, спасения, крепости, твердости! Всегда с молитвой и покаянием, с любовью, верою и чистотою будем нести тот подвиг, который на нас возложила святая наша Церковь и святая обитель. Храни вас Господь, с праздником!

Праздник преподобного Гавриила (Зырянова), старца Елеазаровой пустыни

7 октября, в день прославления Мирожской иконы Божией Матери и преподобного Никандра в обители совершили празднование дня памяти преподобного Гавриила (Зырянова). Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника состоялось всенощное бдение. На полиелее после прочтения святого Евангелия Выскопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии митрополит Евсевий возглавил праздничный молебен и затем произнес проповедь.

 

Проповедь митрополита Евсевия в день празднования Мирожской иконы Божией Матери и памяти преподобных Никандра Пустыножителя и Гавриила, старца Елеазаровой пустыни

Приветствую вас, дорогие сестры обители, отцы и братия с праздниками нашей Псковской земли — прославлением Мирожской иконы Божией Матери и памяти наших подвижников Никандра Пустынножителя и Гавриила Спасо-Елеазаровского!

Слава Богу, что мы воссылаем молитвы ко Господу Сил, Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим.

Благословенна Русь, благословенна наша земля, прославившаяся многими подвигами святых преподобных отец наших, воссиявших на Псковской земле, и многими явлениями Богоматери в пределах нашей Псковской земли.

Святыни и святые наши – это дар Божий всем нам, живущим на этой земле. И Покров Пресвятой Богородицы, и молитвы и подвиги преподобных отец наших дают нам, прежде всего, памятование о том, что Псковская земля Богом хранима. Несмотря на множество нашествий иноплеменников, Псков по сей день не остается в плену разбойников, иноплеменников и иноверцев, а принадлежит Русской Земле. Он свободен совершать молитву, совершать усердный подвиг во имя Матери Божией, во имя Господа нашего и святых угодников, прося их заступления и помощи в земной жизни, а наипаче помощи и в жизни небесной, у Престола Божия.

Помнить бы нам об этом, благодарить Бога, что мы с вами живем на этой святой земле. Будем молить и надеяться, что Господь как хранил нашу Русь, и впредь будет хранить нас от всякой вражией напасти. Если мы не охладеем в любви ко Господу, если мы усилим молитву нашу, если мы укрепим нашу веру ко Господу Сил, то Господь милостию Своею и покров Пречистой Девы Марии неотступно будут с нами. А молитвы святых угодников пусть воодушевляют и нас на подвиг молитвы и терпения. Милость Божия да пребудет с нами! С праздником вас!

                                                                                  Из истории монастыря

С 1908 по 1915 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре подвизался старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов), привлекавший к себе богомольцев, ищущих слова наставления и исцеления душевных и телесных недугов.

Один из его близких духовных сыновей, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), пригласил старца в монастырь, в котором незадолго до того принял настоятельство. В день старец порой принимал до 150 и более человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. К нему приезжали целыми семьями, паломническими группами. У кельи старца можно было встретить архиерея и монаха, чиновника, священника, аристократа, и простого крестьянина или мастерового – старец не знал ни социальных, ни иных различий, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить, духовно напитать.

В числе высоких особ, посещавших старца, — преподобномученица княгиня Елисавета Федоровна. На средства великой княгини  в Спасо-Елеазаровой пустыни при келье отца Гавриила  была устроена домовая церковь в честь небесного покровителя старца – Архангела Гавриила.

В 1915 году старец отправился в Казань, и там почил о Господе. В декабре 1996 года было получено благословение на прославление старца в лике местночтимых святых Казанской епархии. 30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в Седмиезерную пустынь и в этом же году частица мощей была передана в Спасо-Елеазаровский монастырь.

 

Монастырь открывает свои ворота и храмы для посетителей

Дорогие наши прихожане и гости обители!

По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона с 3 октября 2020 года монастырь открывает свои ворота и храмы для посетителей.

Монастырь открыт для посещения с 8.00 до 20.00 с соблюдением следующих требований Роспотребнадзора.

Общественные богослужения будут проводится внутри храмов при наличии средств индивидуальной защиты (масок) и соблюдением социальной дистанции между молящимися в 2 метра.

Посещение храма во внебослужебное время разрешается не более 10 человек с соблюдением социальной дистанции между паломниками и туристами не менее 1,5 метра и обязательным ношением медицинских масок.

Приём паломников в гостиницах, питание в трапезной, а также экскурсионное обслуживание возобновляется.

Посещения монастыря экскурсионными группами осуществляется по предварительной договоренности, обращайтесь в канцелярию обители: тел. 8(8112) 679 558, 8-905-23-888-82, эл.почта: istok_mon@mail.ru

Цареградская икона Божией Матери

30 сентября 2019 года в обители совершили торжественное богослужение в честь Цареградской иконы Божией Матери и дня памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

Накануне праздника состоялось всенощное бдение.
 
В день праздника была совершена Божественная Литургия и затем состоялся крестный ход на источник Божией Матери «Пречистенский», где было совершено освящение воды. Святой источник находится на том самом месте, где в древности состоялась встреча братией обители Цареградской иконы Божией Матери, переданной Константинопольским Патриархом Геннадием II преподобному Евфросину, и принесенной им в обитель 30 сентября. 

По окончании богослужения сестры обители с чином о Панагии прошли в монастырскую трапезную. В завершение праздника, клиросные сестры исполнили песнь, посвященную  Цареградской иконе Божией Матери «Лилие Чистая». Настоятельница обители монахиня Мария поздравила всех с праздником в честь Цареградской иконы Божией Матери и именинниц с Днём Ангела. 

 

Песнь «Лилие Чистая», посвященная Цареградской иконе Божией Матери — слова и музыка сестер обители:

 

Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2020 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника Воздвижения Креста Господня совершили всенощное бдение. На Утрене духовенством обители во главе с митрополитом Евсевием был торжественно совершен полиелей. После чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника состоялась Божественная Литургия, и по её  окончании в центре храма было совершено славление празднику и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Затем митрополит Евсевий произнёс проповедь.

 

                                   Слово митрополита Евсевия в день праздника Воздвижения Креста Господня

Приветствую Вас, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, дорогие сестры обители, и всех, кто сегодня стал участником нашей молитвы, в этом великом празднике: Всемирном Воздвижении Креста Господня!

Церковное, трогательное пение умиляет наше сердце: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Так и мы ныне совершаем праздник и Воздвижения Креста Господня, и Воскресения Христова.

Воздвижение Креста потрясло мир и по сей день тревожит сердца христиан, потому что распятие Господа, как сказано святыми отцами, было совершено во избавление человечества от смерти и в омытие наших грехов кровью Христа Спасителя. Таково было промышление Божие – через Крест, через муки и страдания Христа, Который взошел на Крест и Своей кровью омыл человечество от грехов.

Есть предание, что Голгофа – это место погребения нашего праотца Адама, а распятие Господа как раз совершилось на этом месте — то есть, его прах омыт кровью Христа на Голгофе. Учение святых отцов ясно об этом говорит: согрешил Адам, и все человечество было заражено грехом, преступлением заповедей Господних. И глава Адама была погребена именно на том месте, где стоял Крест Господень. Поэтому, когда мы смотрим на Распятие, то видим распятого Господа, а кровь Его от рук, ног и от ребра проходит к ногам и касается места, где был погребен наш праотец Адам. Это не только физическое понятие, это и духовное: кровью Христа омывается грех Адама, и омывается кровью все человечество, если оно верит в Распятого и Воскресшего Господа.

Мне пришлось быть 4 года в Иерусалиме, и как мог – старался каждый день совершать молитву на месте страданий Господа. Наша Русская Духовная миссия находится недалеко от Старого Иерусалима, и через Яффские ворота можно было быстро дойти туда: за 15-20 минут туда-обратно. Старался, как мог, прикоснуться ко Гробу Господню и к Голгофе, если не каждый день, то на каждую неделю, припадая к лобному месту, где стоял Крест. Там есть углубление в самой скале, где стоял Крест Господень, теперь Крест стоит немного дальше от этого углубления, а там стоит Престол, на котором совершается бескровная Жертва Божественной Литургии. Когда она совершается на Голгофе, то как раз на этом месте. Поклоняясь этому месту, русские люди, паломники, а их было тогда, до революции, до ста тысяч в год, приходили и, припадая к этому месту, произносили: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем, и прости наши согрешения». И на этом же месте есть металлический венцеобразный обруч, на котором в благодарность поклонению Распятию Господа, написано: «Верую, Господи и благодарю Тя». С этими словами русский человек делал последний поклон в Иерусалиме, отправляясь обратно на Русь. Эти слова были всегда в моем сердце: «Верую, Господи и благодарю Тя».

И этот день выпал на праздник Воскресения, в которое мы славим Воскресшего Господа и благодарим, поклоняясь святому Кресту. Сама Голгофа в Церкви через уста и сердце служителей Православной Церкви называется Голгофой трепетной, почему и мы Крест называем Живоносным, потому что Христос жив и эту жизнь Он дарует и тем, кто просит Господа словами разбойника: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем». А мы будем, кланяясь Кресту, тоже говорить: «Веруем, Господи и благодарим Тя». Веруем, потому что мы верим в спасение через Крест на нашу радость и жизнь в воскресении человечества через Его славное Воскресение.

Всех приветствую с праздником всемирного Воздвижения Креста Господня, Воскресного дня и желаю, чтобы наша молитва была услышана Господом и принята во спасение наше, как обрел спасение и праведный разбойник через свои слова: «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем». С праздником!

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября 2020 года, в день престольного праздника монастыря — Рождества Пресвятой Богородицы в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит  Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, вечером совершили всенощное бдение. На Утрене духовенством во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой  был торжественно совершен полиелей, и после чтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника, утром был отслужен водосвятный молебен, и затем состоялась Божественная Литургия. По её окончании духовенством обители во главе с митрополитом Евсевием совершили славление празднику, и владыка произнёс проповедь. Далее состоялся крестный ход, который завершился в храме праздничным многолетием. 

По обычаю, в день престольного праздника обители, сестры с чином о Панагии прошли в трапезную, и по её завершении было сделано памятное фото.

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Всечестные отцы, дорогая мать игумения Мария, сестры святой обители! Всех вас душевно приветствую с престольным праздником нашей святой обители в честь Рождества Богородицы Девы.

Мы только что слышали слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней». Это событие утешило не только праведных Иоакима и Анну, но возрадовались и родственники, и, как мы поем, вся Вселенная возрадовалась о Рождестве Божией Матери. Она и ныне объята этой радостью, потому что во всех уголках Земли празднуют этот праздник Рождества Богородицы. Как вся Вселенная и вся природа оживает с восходом утренней зари, так и все народы прославляют Деву Марию и воспевают вместе с архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», потому что от Нее родился Спас миру, Господь наш Иисус Христос.

Наша святая Церковь украшена прославлением Пречистой Девы Марии, украшена святыми иконами, украшена святыми обителями, где особенно почитают Пречистую Деву Марию. И мы сегодня склоняем сердца свои у иконы Рождества Богородицы, и дай Бог чтобы имя Пресвятой Богородицы всегда было бы в душе и в нашем сердце. Пусть не умолкает наша радость, не перестает наша молитва к Божией Матери. Будем же Ее просить, надеяться на Нее и любить, потому что Она Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, а миру всему – Радость и в жизни временной, и в вечной. С праздником вас!