О посещении монастыря

Дорогие наши прихожане и гости обители!

Спешим Вас обрадовать, что с 3 июля монастыри Псковской епархии открываются для посещения.

Спасо-Елеазаровский монастырь будет открыт для посещения с 12.00 до 17.00 с соблюдением следующих требований Роспотребнадзора.

• Посещение храма разрешается в количестве не более 5 человек с соблюдением социальной дистанции между паломниками и туристами не менее 1,5 метра и обязательным ношением медицинских масок.

• На территории обители возможно нахождение паломников и проведение индивидуальных и групповых экскурсий в количестве не более 10 человек с соблюдением социальной дистанции между паломниками и туристами не менее 1,5 метра, а в случае невозможности соблюдения дистанции – с обязательным ношением медицинских масок. На монастырской территории одновременно может находиться не более четырех групп.

• Внутри помещений разрешается проведение индивидуальных и групповых экскурсий в количестве не более 5 человек с соблюдением социальной дистанции между паломниками и туристами не менее 1,5 метра и обязательным ношением медицинских масок.

• Все посещения монастыря экскурсионными группами осуществляется по предварительной договоренности, обращайтесь в канцелярию обители: тел. 8(8112) 679 558, 8-905-23-888-82, эл.почта: istok_mon@mail.ru

Общественные богослужения будут проводится в праздничные и воскресные дни (Божественная Литургия) на прихрамовой территории с соблюдением социальной дистанции в 2 метра. В таком случае наличие масок не обязательно. Расписание богослужений можно посмотреть на сайте обители: eleazarovo.ru или vk.com

Просьба с пониманием отнестись к необходимым санитарным мерам, быть взаимно вежливыми и выполнять требования сестер монастыря, которые отвечают за соблюдение порядка.

ПсковГУ объявляет набор абитуриентов на образовательную программу подготовки Теология

По благословению Митрополита Тихона Псковский Государственный Университет объявляет набор абитуриентов на образовательную программу подготовки Теология с формированием дополнительных компетенций «музейное дело» и «охрана объектов культурного и природного наследия».

Обучение будет проводиться на базе кафедры «Теология».

Профессии, связанные с охраной и изучением памятников, с организацией музейного и экскурсионного дела становятся сегодня все более востребованными. Это особенно касается Псковской области — самой богатой в нашей стране по количеству древних памятников церковной архитектуры,  где с каждым годом растет количество туристов и паломников.  Студенты, обучающиеся по данному направлению, получат как базовое богословское образование, так и образование в области истории искусств, музеологии и охраны объектов культурного наследия.

Для чего это нужно?

В России  – стране с бесконечным культурным наследием, особое место занимают церковное искусство и церковная архитектура. Будущие специалисты будут призваны сохранять это наше общее и бесценное достояние, доносить и раскрывать красоту  древнерусского и классического искусства нашим современникам.

Чтобы это было убедительно и профессионально, будущие специалисты  должны сами глубоко понимать русскую культуру, видеть ее в контексте мировой культуры. Такие специалисты должны свободно и профессионально ориентироваться в мировой и русской художественной культуре, уметь увлекательно и правильно излагать свои мысли как устно, так и письменно, свободно писать и говорить как минимум на одном иностранном языке.

Поскольку в основе русской культуры лежит православная вера, специалисты должны не просто понимать православие и мировое христианство, но быть живой частью Церкви. Только тогда они смогут увидеть свою культуру во всей ее философской и художественной глубине.

Специалисты будут обучаться охране объектов русской культуры, основам реставрации.

Кто для этого нужен?

Нужны молодые люди, любящие к отечественную культуру и искусство, готовые посвятить себя изучению богословия, иконописи, живописи, архитектуры, археологии, словесности, организации музейной и экскурсионной деятельности.

Что придется изучать?

За четыре года обучения на бакалавриате необходимо освоить основы следующих дисциплин:

— Православное вероучение

— История Церкви

— Церковная архитектура

— Церковное искусство

— Античная философия

— Мировая художественная культура

— Русская художественная культура

— Риторика

— Музейное дело

— Организация туристической и паломнической деятельности

— Иностранный язык

— и многих других.

Кто будет преподавать?

При содействии Псковской митрополии к преподаванию будут привлекаться не только лучшие специалисты Пскова, но и преподаватели из МГУ им. Ломоносова, Сретенской и Московской Духовных Семинарий, других ведущих ВУЗов нашей страны.

Где будут работать выпускники?

В многочисленных музеях, туристических и паломнических центрах (в том числе в Псковской области), в организациях охраны памятников, в учебных заведениях.

День Святой Троицы

7 июня, на праздник Пятидесятницы, в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника совершили всенощное бдение. На Утрене соборно духовенством во главе митрополитом Евсевием  был торжественно совершен полиелей, и затем после чтения святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника состоялась Божественная Литургия, и по её окончании была совершена Великая Вечерня праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. По завершении богослужения были провозглашены традиционные многолетия, и затем митрополит Евсевий произнёс проповедь.



 

                                           Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на День Святой Троицы

Всечестная мать настоятельница монахиня Мария, сестры святыя обители сея! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Святой Живоначальной Троицы!

Господь благоволил явить миру Свою небесную силу, воплотился от Девы Марии и ниспослал Духа Святаго людям во укрепление, во исцеление, в помощь, в радость и на вечное спасение.

Наша Церковь исповедует Единого Бога в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Некоторые говорят: «Как это вы исповедаете Единого Бога, но в трех лицах?». Святой равноапостольный Кирилл, учитель славянских народов, ответил на этот вопрос: «Да, мы исповедаем Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Как солнце являет свой свет, приводит в движение все земное, всю природу, а также являет свое тепло. Вот солнце – оно имеет трехсоставное действие. Так и Господь: Бог один, но в трех Ипостасях, и все действуют в этом мире по отношению к человеку». Все силы божественные направлены к тому чтобы дать человеку возможность в этом мире совершать то, что явлено Самим Богом.

Первая страница в Библии говорит нам: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Господь Творец Вселенной, Он послал Своего Сына из недр Отчих, и Он воплотился от Духа Святаго и Пречистой Девы Марии, пострадал и умер на кресте, совершая спасение рода человеческого. Святой Дух был видимым образом явлен на реке Иордан, когда Спаситель наш принимал крещение. Дух Святый явился «в виде голубине», а Бог-Отец провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Также было явлено и на горе Фаворе, когда Бог-Творец при явлении и преображении Спасителя мира сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». То есть, Свою волю явил миру через Своего Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа.

И все это святые отцы выразили в Символе Веры нашей: мы веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, воплотившегося от Девы Марии, распятого же за ны при Понттийском Пилате и страдавша, и погребенна и воскресшего в третий день, совершая спасение человечества. И в Духа Святаго, животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Нам необходимо усвоить эту веру, которая снизошла от Самого Бога, проповедуема Сыном Божиим и утверждена Духом Святым: «И в Духа Святаго Господа Животворящего».

Мы, как послушные дети, должны утверждаться через святую молитву, веруя во Единого Бога в трех ипостасях. И пусть никто не смеет сбивать нас, православных людей, другим каким-либо учением. Наша вера – святая православная, соборная, апостольская. Она дана нам для нашего спасения, для нашего утверждения, для нашей жизни земной и небесной в вечной Божественной славе.

С праздником вас, дорогие! Божией помощи и силы от Святаго Духа! Крепости, радости, утверждения веры, стойкости во всех наших обстоятельствах жизни! С верою, надеждой, молитвой, покаянием будем жить, исповедуя Святую Живоначальную Троицу! Аминь!

День памяти игумении Елисаветы (Беляевой)

4 июня 2020 года в Спасо-Елеазаровском монастыре почтили память игумении Елисаветы (Беляевой) в 10-ю годовщину со дня её кончины. В этот памятный день богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).  
После Божественной Литургии состоялась панихида, и затем была совершена заупокойная лития в надгробной часовне, на месте упокоения матушки Елисаветы. 
Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители: иерей Герман Горяев и иерей Константин Тарасов.

В монастырской трапезной Высокопреосвященнейший владыка поделился своими воспоминаниями о почившей матушке настоятельнице.

Праздник преподобных Евфросина и Серапиона. 20 лет возрождения обители

28 мая 2020 года, на Вознесение Господне в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжество по случаю празднования памяти преподобных Евфросина и Серапиона,  и 20-летия со дня возрождения обители. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, вечером совершили всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника, утром отслужили водосвятный молебен, и затем состоялась Божественная Литургия. По её окончании был совершен крестных ход вокруг обители, и по его возвращении, митрополит Евсевий прочитал молитву преподобному Евфросину. Затем были провозглашены многолетия, и Высокопреосвященнейший владыка произнёс проповедь.

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник Вознесения Господня и день памяти преподобных Евфросина и Серапиона, Спасо-Елеазаровских чудотворцев

Всечестной отец Антоний, всечестные матушка настоятельница мать Мария и сестры святой обители! Всех вас сердечно приветствую с великим праздником Вознесения Господня на небо!

Как солнечный луч снисходит от небес и призывает человека взирать на небо, так и праздник Вознесения — это зов Божий для всех нас к вечной жизни, к небесной жизни, которую Господь Своим Вознесением открыл для каждого верующего христианина, для каждой души, созданной по образу и по подобию Божию.

Но чтобы наследовать жизнь вечную, небесную нужно соблюсти то условие, которое дал Сам Творец Вселенной, Господь наш Иисус Христос на вопрос «Что сделать, чтобы достигнуть Царства Небесного?». Господь дает ответ: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением твоим и ближнего как самого себя».

Сегодня святая Церковь особенно призывает нас к небесному, к святому, к вечному, к жизни небесной во свете вместе со святыми. Но условие для этой жизни для всех нас – иметь любовь неподдельную, любовь не человеческую, не плотскую, а любовь духовную, любовь жертвенную, которую показал Сам Господь в Своей земной жизни через страдания, через мучения, ведущую к небесной жизни.

И сегодняшние праведники, наши преподобные отцы Евфросин и Серапион также положили цель своей жизни – достигнуть вечную жизнь через подвиг одиночества, монашества, через подвиг молитвы, терпения, через веру и преданность воле Божией. И они наследовали жизнь вечную. Их Церковь теперь чтит, и мы просим их, чтобы они и нам посодействовали отойти духовно от этого мира, чтобы наследовать жизнь вечную, сохранить любовь к Богу, веру крепкую, неподдельную, детскую, молитву постоянную, неосуждение. А покаяние да пребудет у нас у всех в нашем сердце и в нашей жизни. Через молитву, через покаяние, через веру и любовь открыты двери в Царство Небесное, куда зовет нас Господь Своим Вознесением.

С праздником вас! Божией помощи, крепости, радости! Не взирая ни на что земное, будем не забывать имя Божие, ибо призвавший имя Божие — тот спасется. Помощи Божией всем! С Праздником!

Приглашение

Дорогие прихожане нашей святой обители!

По благословению митрополита Тихона с 21 мая 2020 года в обители совершаются общественные богослужения на прихрамовой территории с соблюдением необходимых санитарных норм (Указ митрополита Тихона: http://pskov-eparhia.ru/archives/18542).


Приглашаем Вас принять участие в богослужении в следующие дни:

28 мая (четверг) — Вознесение Господне. Преподобных Евфросина и Серапиона, Спасо-Елеазаровских чудотворцев. 20 лет возрождения обители – Литургия в 9.00

31 мая (воскресение) – Литургия в 9.00

Напоминаем, что ограничения, связанные с соблюдением санитарных норм продолжают действовать, поэтому:

Местом для молитвы мирян определяется прихрамовая территория (возле входа в храм) с нанесенной специальной разметкой для соблюдения социальной дистанции не менее 2-х метров. Трансляция богослужения будет обеспечиваться дистанционно, с помощью озвучивающей системы. Исповедь будет совершаться общая, кому необходимо поисповедоваться индивидуально, пожалуйста приготовите записки. 28 мая при совершении крестного хода, прихожане остаются на своих местах. Крестный ход будет совершаться только с участием клириков и сестер обители. Просим отнестись с пониманием и воздержаться от общения с сестрами.

Настоятельно рекомендуем прихожанам, находящимся в зоне риска (старше 65 лет и имеющим хронические заболевания), не нарушать режим обязательной самоизоляции и на время воздержаться от посещения общественных богослужений.

Просим Вас одеться в соответствии с погодными условиями. Не забывайте, дорогие, соблюдать дистанцию между собой это требование санитарных служб.

Праздник Святителя Николая Чудотворца

22 мая 2020 года в обители прославили память дивного угодника Божия — святителя Николая Чудотворца. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника состоялось всенощное бдение с акафистом святителю Николаю. На Утрене, после акафиста, духовенством во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой был совершен полиелей, и затем владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия вместе с прихожанами обители, которые молились на прихрамовой территории. По окончании Литургии митрополит Евсевий возглавил праздничный молебен святителю Николаю Чудотворцу, и по его  завершении Высокопреосвященнейший Владыка  произнес проповедь. Настоятельница обители монахиня Мария поздравила митрополита Евсевия с малым Днём Ангела, владыка в миру носил имя Николай. 

 

                Проповедь митрополита Евсевия (Савина) в день праздника святителя Николая Чудотворца

           Всех вас приветствую с праздником великого чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских!

Угодник Божий Николай был по воле Божией послан в мир, чтобы благовествовать о Христе. Еще в младенчестве он дал знать о воле Божией, совершающейся над ним, когда при крещении во святой купели младенцем встал на свои младенческие ноги. И действительно, от младенческих лет он стал по воле Божией проповедовать о Триедином Боге Отце, Сыне и Духе Святом. И в продолжении всей своей жизни он славил Триипостасного Бога, призывая людей к вере в истинного Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Святитель Христов Николай явил собой образ твердого столпа Церкви Христовой на I Вселенском соборе, когда отцы создавали структуру нашей Святой Православной Церкви, и когда он защищал веру православную против арианской ереси. И последующая его жизнь совершалась в служении Господу, в проповеди о Христе Иисусе и в великих чудесах. Недаром наша православная Россия украшена храмами в честь святителя Христова Николая, обителями многими в честь его имени и премножеством его святых икон, которые являли его образ как великого скорого помощника. И ныне мы совершили молитвословие нашему близкому святому. Благодарение Богу, что у нас есть светильник небесный, чтимый на нашей Русской земле особенно. Даже на Псковщине больше всего храмов было построено в честь святителя Христова и Чудотворца Николая.

Не забудем и мы обычая своих предков, которые так любили, так чтили святителя Христова Николая за его скорую помощь. И если наша молитва будет постоянной, усердной к святителю Христову Николаю, то святитель Христов Николай не забудет нас, и поможет нам в наших просьбах, нуждах и тяжких обстоятельствах. Да хранит Господь всех нас во здравии, мире нашего сердца, твердой вере и в постоянной молитве! Будем стремиться, кто как может, оказывать помощь нуждающимся людям по образу святителя Христова Николая, который всеми возможностями, всеми средствами помогал неимущим, нуждающимся, за что Господь наделил его особым даром чудотворения и чудесной помощи людям.

Я сам действительно испытывал в жизни помощь святителя Христова и Чудотворца Николая. Сперва в своей детской молитве обращался к нему, а потом уже и во все дни своей земной жизни. Я в детстве лишился своего родного отца, а у матери нашей нас было четверо — сироты, нуждающиеся и голодные, и раздетые, но так шло, что не унывал и не отчаивался. С помощью Божией, с помощью святителя Николая и добрых людей я в детстве своем, а затем и в юности, и в зрелом возрасте не нуждался особенно в материальной помощи, потому что находились люди, которые помогали мне. Это все – милостью Господа, заступничеством Матери Божией, молитвами наших угодников Божиих и дивного моего покровителя, имя которого я носил до монашества. Теперь я в монашестве с другим именем, но святителя Христова Николая никогда не забываю, призывая его на помощь ежедневно. Поступайте так и вам он поможет.

Божией милости, крепости, радости и помощи от святых! Не будем унывать, во всех обстоятельствах нашей непростой жизни, сложной, многомятежной, бурной этой земной жизни. Но знаем, будем верить что над нами Господь, что над нами Покров Пречистой Девы Марии, с нами Ее святые образа и иконы. Мы живем на месте подвигов наших предков, имеем благодать, подаваемую через чудотворные образа и Самого Господа, и Матери Божией. Есть у нас и почитаемый образ и помощь святителя Христова и Чудотворца Николая и других святых. Это наше счастье.

Будем доверять силе Божественной, не унывать и не отчаиваться. Окружают нас всякие скорби, болезни, но знает Господь об этом. Он попустил то, что мы сейчас испытываем — это поветрие, эту кару над нашим народом и над всем человечеством земного шара за грехи всего мира и за наши согрешения. Будем же каяться, молиться, просить милости Его, не отчаиваться, не унывать, а за все благодарить Бога. С праздником! Христос Воскресе!»

Праздник святых страстотерпцев Бориса и Глеба

15 мая 2020 года, в день памяти святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба и по случаю своего дня рождения, богослужение в обители возглавил митрополит Евсевий.
Накануне праздника состоялось всенощное бдение. На Утрене духовенством во главе с Владыкой Евевием был торжественно совершен полиелей. После чтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех молящихся освященным елеем.

Его Высокопреосвященству сослужили: игумен Савва (Комаров), наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, иеромонах Никон (Горохов), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, клирик обители иерей Георгий Ширлин.

По окончании Божественной Литургии Выскокопреосвященнейший Владыка совершил праздничный молебен. По завершении молебна настоятельница обители монахиня Мария поздравила митрополита Евсевия с днём рождения, и затем владыка произнёс проповедь.

 

            Проповедь митрополита Евсевия в день памяти святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба

Всех вас, дорогие о Господе братья и сестры, всечестные отцы, матушка настоятельница Мария приветствую с этим благословенным днем попраздненства Преполовения праздника Пасхи и праздником первомучеников нашей Русской Православной Церкви святых братьев Бориса и Глеба!

Благодарение Богу за все! Апостол Павел так и просит своих собратьев православных христиан: «Всегда благодарите Бога, непрестанно молитесь». И мы и вчера, и сегодня помолились святым братьям первомученикам Российской Церкви князьям нашим Борису и Глебу. Они – одни из первых мучеников на нашей Русской земле, пролившие свою кровь, невинно пострадавшие от своих сродников. Они были убиты своим братом, который стремился захватить назначенные им области. И они, вместо того чтобы войти в борьбу с ним, определили принести свою жизнь в жертву, дабы не проливалась кровь их сродников, соотечественников Русской земли.

Так Господь, в день их прославления святою Церковью, определил и мое рождение. Сегодня мы помолились Господу, чтобы благословил Он мою жизнь и на новое десятилетие, потому что мне исполнилось восемьдесят один год. Как будет дальнейшая жизнь — да будет воля Божия, а я благодарю всех вас за молитвы и прошу, чтобы каждый положил в свое сердце и свое разумение: никогда не обманывать, никогда не брать чужого, потому что заповедь еще в Ветхом Завете была дана Господом Моисею: «не укради», «не лжесвидетельствуй», то есть не обманывай. Вот эти два правила. А из Нового Завета можно взять тоже заповеди Божии: хранить мир — «Блаженны миротворцы яко ти наследят землю», хранить чистоту — «Блаженные сердцем, яко ти Бога узрят», быть верными своему призванию как христианина и как монашествующего. Если мы будем это сохранять и будем верными Господу в молитве, покаянии и добрых делах, станем хранить себя от обмана, от воровства, хранить чистоту своего сердца и быть всегда со Христом – то и нас Господь помилует и сохранит для радости земной и для спасения вечного. Христос Воскресе!

Сейчас моя радость — это благодарение Богу за все годы моего земного бытия: за то что Он призвал меня и в семинарию, и в академию, и аспирантуру, дал мне возможность воздохнуть своим сердцем, душою и всем существом, можно сказать отдать свою юность Святому граду Иерусалиму, где в нашей Духовной Миссии я четыре года своим юным сердцем воссылал хвалу Господу и словословие Его имени, и в честь Пречистой Девы Марии, и всех святых. Благодарю Бога что мой путь шел и через святую Троице-Сергиеву Лавру, где мне пришлось потрудиться от самого малого послушника, звонаря, трапезаря до благочинного – это послушание я нес пять лет, а затем два года был наместником. На удивление всем было мое послушание – относились по разному, но когда я уезжал оттуда, то со слезами братия провожали меня, как со слезами меня провожали и сестры Горненской обители, где я в течении четырех лет чаще всего служил, будучи во святом граде Иерусалиме.

Вы наверное уже слышали, что мой последний гимн от сестер — это зов моего сердца: «Возведох очи мои в горы», потому что навсегда остается в моем сердце Горняя обитель, она так и называется потому что она среди гор. «Возведох очи мои в горы, отонюдуже прииде помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю». Эта помощь от Господа и сопровождала, и сопровождает по сей день меня по молитвам вашим, дорогие сестры, потому что так определил Господь мою оставшуюся жизнь проводить в стенах этой обители, которую в свое время мне пришлось восстанавливать: и стены, и корпуса, и храмы — все прошло через мое сердце.

Благодарение Богу за все! А оставшаяся жизнь да будет в руках Божиих! Прошу ваших святых молитв! С праздником!

Повечанные войной

Памяти Морозкиной Елены Николаевны посвящается

Их обвенчала война – невесту-«вдову» и разрушенный военным лихолетьем монастырь. Трагедии этих судеб сплелись в одну нить, оказавшуюся прочнее времен и обстоятельств.

Где трясина и ряска,
Где у берега вязко,
Где стареют березы
И роняют листы,
И колеблется воздух,
Стоит монастырь.

Рисунок и стихотворение Е.Н. Морозкиной
(1922 — 1999)

«На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века был основан монастырь…», из книги Е.Н. Морозкиной «Псковская земля».

В июне 1941 года мечты юной Елены Морозкиной о счастливом замужестве и литературных планах на будущее оборвала война. Через два дня после школьного выпускного вечера вместе с сестрой она ушла добровольцем на фронт, не жалея своей молодости, здоровья и жизни. Воевала рядовой в зенитной части. Ее жених погиб под Сталинградом. Война надолго оставила в сердце Елены след разрушенного и поломанного счастья. Ей казалось, что жизнь потеряла всякий смысл. И тогда она решила жить за любимого человека – посвятить себя его профессии и его творческому призванию. После окончания Великой Отечественной войны Елена поступила в Московский строительный институт и посвятила себя изучению древнерусской архитектуры и искусства.


Долго ходила
Свахой война.
Справила пир над могилой.
С мертвенным ликом
Стояла луна
Вместо далекой милой.
Снег заметал
Словно липовый цвет –
Это месяц медовый!…
Все мы ровесницы,
С ранних лет
Были невесты-вдовы.

В период хрущёвских гонений на церковь для Елены Николаевны началась новая война – духовная: ей предстояло спасать от гибели уцелевшее наследие Святой Руси – древние храмы и монастырские соборы. Осознавая ответственность и важность выбранного пути, на свой страх и риск она выезжала в заброшенные монастыри, производила замеры и фотосъемку. Била в набат, привлекая внимание общественности к гибнущим памятникам церковного зодчества. Писала статьи, обращалась в соответствующие министерства и инстанции.

В 1977 году ей пришлось переехать во Псков, искусство и архитектура которого определили основную стезю ее жизни. «Псков затягивает, — писала она, — он дает так много, что тот, кто побывал в нем однажды, вернется еще и еще раз… Судьба прочно повенчала меня со Псковом, зодчество которого стало моей темой».

Она исходила и изъездила всю Псковщину, исследовала восемьдесят пять памятников зодчества Псковской земли и древнего Пскова, в том числе и ансамбли Крыпецкого, Елеазаровского и Мальского монастырей. Это были обследования с обмерами, раскопками, чертежами и фотографиями. Итогом этой многолетней работы по изучению древней архитектуры Псковской земли явилась книга «Псковская земля». Эту книгу можно назвать поэмой о древней архитектуре Руси, её связи с историей, духом народа, воплощённым в дереве и в камне: «Что так привлекает во Пскове? Почему он так завораживает? Почему так бываешь счастлив, когда бредёшь по его улицам, на которых ещё сохранились следы истории? …. Дивная красота, но красота особенная. Могучая, словно идущая из недр самой земли, из толщи народа; красота тёплая, добрая, радостная. Лишь в древнерусском зодчестве древнего Пскова дух народа сказался так сильно».

         Елена Морозкина у стен                    Крыпецкого монастыря

Результатом археологических поездок по псковской земле стали не только многочисленные статьи и книги. Еленой Морозкиной были спасены от разрушения, отреставрированы, «паспортизированы», запечатлены пером архитектора-историка для восстановления в лучшие времена, сохранены от забвения и уничтожения множество храмов, памятников церковной и светской архитектуры — причём не только на псковской земле, но и в Новгороде Великом, и в её родном Смоленске, и в других краях России… Благодаря ее публикациям и заступничеству были спасены от сноса Крыпецкий и Елеазаровский монастыри, Покровская башня, Церковь Богоявления с Запсковья, собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и другие памятники Пскова и Псковской области.

Эти смелые для тех лет строки из статьи Елены Николаевны 1989 года «Как удар набатного колокола», привлекли внимание общественности к гибнущим соборам Елеазаровского и Крыпецкого монастырей: «Зодчество древнего Пскова по своим художественным достоинствам и высокой народности не имеет себе цены. Это эпос в камне. Но, как говорится, «что имеем – не храним»… Ведь коли бесценно, то, вроде бы, ничего не стоит… А коли всеобщее – значит ничье, вроде бы, — ничье. Снесли, разрушили – виновных нет. Рухнуло само, не уследили – никто не привлекается к ответственности, хоть есть органы охраны памятников, Отдел Культуры… И речь идёт о памятниках республиканского значения, то есть о всенародном достоянии. Часто на памятниках архитектуры мы видим доски с надписью: «Охраняется государством»… Следовательно, те, кто допускают разрушения, отвечая за сохранность памятников, совершают антинародные и противогосударственные акты. Но до сих пор с них – как с гуся вода… Пришло лето 1989 года. Никаких сдвигов… И вдруг – новое бедствие, как удар набатного колокола. Обрушилась колокольня Елеазарова монастыря. Собор оказался на грани гибели, а его колокольня потеряна…».

Десять лет Елена Николаевна под научным руководством Николая Ивановича Брунова работала над диссертацией по церковному зодчеству древнего Пскова. Этот труд получил высокую оценку специалистов, но опубликован был только в 2007 году уже после смерти автора. После защиты диссертации в 1967 году Елене Николаевне было присвоено звание кандидата искусствоведческих наук, и она почти десять лет проработала в Московском архитектурном институте, читая лекции по истории архитектуры и истории искусств и вела практические занятия со студентами. Многие из бывших её учеников сами стали ведущими мастерами своего искусства. Она в течение многих лет буквально «заряжала» их своей истовой любовью к русскому зодчеству, к отечественной истории, к культуре России в целом, красоте нашей земли. Студенты ласково называли ее «мама Лена».

В течении почти трёх лет, в этот период, ее посылали в длительные командировки в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. В Иркутске и Хабаровске она читала лекции на открывшихся факультетах архитектуры. Тогда она побывала в Забайкалье, в Енисейске, в Якутске и во Владивостоке. Она увлеклась древнерусским деревянным зодчеством, отсняла огромное количество уникальных фотографий и слайдов, всё это было передано в Древлехранилище Псковского музея, которое основал Леонид Творогов – ее учитель и наставник. Его фотопортрет в квартире Елены Николаевны висел на видном месте, она считала, что своими профессиональными успехами и достижениями обязана ему. Леонид Творогов был для нее прежде всего образцом стойкости духа — человек величайшего ума, инвалид с детства, он пережил репрессии и каторгу, выжил, там, где гибли тысячи, не сломался и внес бесценный вклад в сохранение культурного и исторического наследия России.

Елена Николаевна лишь год не дожила до открытия Спасо-Елеазаровского монастыря. Плоды ее трудов достались другим, их оценили не сразу. Она была подвижницей, служила не временному и суетному, а высшему смыслу бытия, и никакие тернии судьбы, лишения и испытания не могли заставить ее свернуть со своей стези. Многогранность её творческой личности просто потрясает: учёный, историк отечественного зодчества, архитектор, реставратор, искусствовед, художница, писатель, поэтесса…

Свою любовь к Псковщине Елена Николаевна как поэт и художник запечатлела в стихах и рисунках. Ее научное и литературное наследие легло ценной строкой в летопись древнего Псковского края. Псков и Псковщина стали для неё главным источником поэтического вдохновения.

В 1992 году вышел стихотворный сборник Елены Морозкиной «По Руси», иллюстрированный рисунками автора, сделанными в разное время и в разных уголках России (Великий Устюг, Радожское озеро, деревня Губино, Михайловское, Петровское, Торжок, Митино, Нижний Новгород, Арзамас, Гороховец, Валаам, Старая Русса и т. д.). В основном это рисунки памятников архитектуры, древнего деревянного зодчества, пейзажи русской природы, сопровождаемые путевыми авторскими заметками.

Кто знает, может быть вблизи Елеазаровского озера у монастырской мельницы родились эти стихотворные строки?

Мои кусты, мои поляны,
Мои пустынные леса,
И отблеск неба оловянный
У мельничного колеса.

И обмелевшая запруда,
И облетевшая листва,
И в небе явленное чудо:
Гусей гортанные слова…

И ольхи, словно на коленях,
Чтоб дань минувшему воздать…
И знает тайну исцеленья
Заброшенная благодать.

****
А озеро опять блестит,
И яблоня окрай деревни
Устами тихо шелестит,
Как будто видит образ древний.

А у воды – цветы и мхи,
И дальний холм – как старец в схиме.
Но чёрные стволы ольхи
Среди берёз и перед ними.

Бодрость духа и творческое вдохновение Елена Николаевна черпала от соприкосновения с родной природой и святыми местами Руси. Она часто уезжала на лето на Радожское озеро и озеро Але в Бежаницкий район Псковской области, в свои любимые места к бабушке Фотинье. Приезжала она полная впечатлений и с целою кипой новых стихов и рисунков.

Псковское наследие Морозкиной уникально: помимо книг она написала множество статей в газеты с рассказами и очерками о памятниках древнего зодчества, неоднократно выходил её альбом «Достопримечательности Пскова», несколько лет подряд в газете «Молодой ленинец» публиковался цикл рассказов под названием «Прогулки по Пскову» и её стихи. В последние годы она писала большой исследовательский труд «Псков – крепость», рассказы о псковском Кремле и его истории. Вышедшая в Москве в 1999 году большая книга стихотворений Морозкиной «Осенняя песня» наполовину состоит из псковских по тематике стихов, да и маленькая книжка, появившаяся буквально за несколько дней до ее смерти, «Святогорье», посвящена прекрасному Пушкиногорью.

Фотографии Елеазаровского монастыря, сделанные Е.Н.Морозкиной

По воспоминаниям близких людей, Елена Николаевна была человеком скромным и простым, очень отзывчивым и внимательным к чужим проблемам. Она была приятной собеседницей, жизнерадостной, улыбчивой, никогда не унывающей оптимисткой.

Образцом мужественности, стойкости и высокого подвижничества стало имя Елены Морозкиной для псковичей. Благодаря этой хрупкой женщине, вынесшей на плечах и тяготы войны, и тяготы мирной жизни, мы сейчас можем любоваться замечательными архитектурными ансамблями и сакральными памятниками Пскова и Псковской области.

Наследие Елены Николаевны – бесценно и свято. Это завет всем нам — помнить о тех, кто сохранил для нас мир и великие святыни русской земли. В своих стихах Елена Николаевна всегда касалась темы веры в Бога, любви к родине и ее святыням. С горечью писала она о времени «перестройки» и «поколении торгашей», надеясь, что кровь, пролитая ее поколением в годы войны, была не напрасна.

В последних книгах Елены Николаевны особой темой проходят стихи о погибающей русской деревне и о тревоге за судьбу Родины.

Горит рябина, как лампада,
Пред образом Всея Руси.
Господь! Россию воскреси!
Мне больше ничего не надо…

***
Услышь меня, Господь!
Дай бодрости и силы.
Чтоб видеть земь и водь.
И дальние огни.
Услышь меня, Господь!
Спаси мою Россию!
И стать её, и плоть,
И душу сохрани.

«Летописью тревог» называла судьбу Псковского края Елена Николаевна, сопрягая свои мысли с болью за всю Россию: «Судьба Родины, — говорила она, — самая большая моя тревога. Ее красота, душа ее природы самое большое мое утешение. Ее трагическая, полная героизма биография – это ведь наша биография, мы – часть ее. И мы должны творить ее достойно».

День Победы

9 мая 2020 года в обители совершили празднование в честь 75-летия со Дня Победы. Помянули всех усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны, и вознесли Господу благодарение за дарование Победы. За монастырской трапезой поздравили старейших монахинь обители с этим великим днём.

 

                                                              Никто не забыт и ничто не забыто!
                                                              На все поколенья и все времена.
                                                              Сединами живших и кровью убитых,
                                                              Оплачена страшная эта война.

                                                                                                             Ольга Бугримова






В деревне Елизарово, возле Спасо-Елеазаровского монастыря находятся два братских захоронения:

1) Захоронено 584 чел. на Елизаровском кладбище, в т.ч. 1 партизан, 16 жертв войны, 38 офицеров. Имена известны. Захоронение производилось с февраля по июль 1944 г. Перезахоронение производилось из деревень Ладыговщина, Ольгино Поле, Новинка, Котятино, Хайлово, Толбица, Погорелка, Великое Поле, Замельничье, 22-й км Гдовской трассы, зимняя дорога на о.Залита, Тепляково, Лапинка Голова, Борок. Размеры захоронения 3х3м; 0,032 га. Обелиск установлен в 1969 году.

2) Захоронено 10 человек возле Гдовской трассы. Имена неизвестны. Перезахоронены в 2000 г. Останки обнаружены под подвалом церковного дома д.Толбица (в годы войны в Толбицком храме располагался госпиталь для раненых бойцов). Памятник «Погибшим землякам» установлен в 1965 году.


Список воинов, погребенных в д.Елизарово в годы Великой Отечественной войны