Концерт инклюзивного оркестра

Сегодня в обители в монастырских палатах состоялся концерт инклюзивого оркестра «Солнечные нотки», в котором приняли участие дети-инвалиды.


                                                                   Музыка преображает
«Ребята, настроились, начинаем заниматься! Вы готовы?», – мягко, но настойчиво говорит Татьяна Орехова, давая старт двухчасовому марафону под названием «репетиция оркестра “Солнечные нотки”». – «Всегда готовы!» – отвечает Аня, которая уже держит в руках колокольчик, а Илья и Семен вмиг прекращают баловаться и встают на свои места – к инструментам. Но репетиция оркестра – это не только игра на инструментах. Это и пропевание гамм, и веселые музыкально-двигательные игры, и ритмические упражнения. 

После репетиции я беседую с руководителями оркестра «Солнечные нотки» супругами Татьяной и Валерием Ореховыми. Рядом с нами их девятилетняя дочь Маша – именно она в свое время вдохновила маму с папой создать оркестр для особенных детей. Но почему именно оркестр? 

– Я пятнадцать лет занималась бухгалтерией, – рассказывает Татьяна. – Любимая семья, две дочери – все стабильно, предсказуемо… А потом родилась Маша, девочка с синдромом Дауна. Жизнь пришлось менять: бухгалтерию я бросила, пошла в магистратуру педагогического факультета МГГУ имени Шолохова и устроилась музыкальным руководителем в детский сад, так как по первому образованию я музыкант. Мы занимались развитием Маши, она ходила в разные кружки, на всевозможные занятия, но мы понимали, что хотим для нее чего-то другого: настоящего творчества. И в 2013 году мы с Валерием создали оркестр для детей с синдромом Дауна. Название родилось само собой – «Солнечные нотки».

Начинали, как водится, с малого: пять семей единомышленников, дети все одного возраста – 5-6 лет. Так как Ореховы сразу решили, что занятия будут для всех бесплатными, встал вопрос о помещении для репетиций. В итоге поначалу занимались на колокольне храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами, а потом переехали в ДК «Гайдаровец». Некоторые родители приводили вместе с «солнечными» ребятами их обычных братьев и сестер, и тогда получались инклюзивные занятия. 

Оркестр для детей с интеллектуальными особенностями – явление для нашей страны уникальное. Но когда Татьяна и Валерий стали изучать этот вопрос, оказалось, что в мире подобные коллективы имеют немалый успех. Чтобы в начале пути набраться вдохновения и перенять зарубежный опыт, Татьяна с коллегами-педагогами отправилась в Голландию, где уже 50 лет существует оркестр «Jostiband», состоящий в основном из людей с синдромом Дауна. 

– Что поразило меня в этом коллективе? – вспоминает Татьяна Орехова. – И количество музыкантов (двести пятьдесят человек!), и техническое оснащение – какие у них интересные инструменты! Работа организована четко: в каждой группе инструментов есть свой руководитель, который занимается с ребятами и следит за исполнением, помогает. Но больше всего меня порадовало их отношение к делу – они все с такой радостью отдаются музыке, и если человек играет на маракасах, он радуется не меньше, чем тот, что сидит за фортепиано. Позвонить в колокольчик – для них огромная радость и честь, ведь каждый инструмент – часть оркестра. 

Постепенно оркестр «Солнечные нотки» рос, стали приходить новые ребята. К занятиям музыкой прибавили рисование, рукоделие и упражнения для развития мелкой моторики – помогли подруги Татьяны по педагогическому университету. Сегодня «Солнечные нотки» – это 20 детей с разными особенностями развития, разных возрастов. Каждый участник оркестра осваивает по мере возможности несколько инструментов: ксилофоны, маракасы, бубны и барабаны, колокольчики и треугольники. Занятия музыкой проходят один раз в неделю, еще один день уделяется творчеству. Кроме того, Татьяна проводит индивидуальные музыкальные занятия, поскольку, чтобы достичь результатов, нужна также и адресная работа.
Что же дают занятия музыкой особенным детям? 

– Через музыку, песни, танцы дети активно учатся новому в интересной и доступной для них форме, – говорит Валерий Орехов. – Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкой – это возможность социализации. Семьям, в которых появились особенные дети, жизненно необходимо увидеть успех этих ребят, поверить в их возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха. Мы с «Солнечными нотками» довольно скоро стали выступать – конечно, сначала перед небольшой аудиторией: в храме, где мы занимались, ежегодно устраивали рождественские и пасхальные концерты. За первыми удачными выступлениями последовали другие, и вскоре оркестр уже участвовал в специальной номинации «Возможности без границ» открытого фестиваля инструментального исполнительского мастерства «Музыка ХХ–XXI века», организованного Центром детского творчества «На Вадковском». Дальше – больше: сейчас нас приглашают на концерты, конкурсы, фестивали очень часто, и как-то так получается, что это в основном не «особенные» мероприятия, где публика вполне подготовлена, а совершенно обычные. Например, мы выступали на Поклонной горе, на фестивале в честь Дня военно-оркестровой службы, в котором принимали участие еще восемнадцать детских духовых оркестров! И было очень приятно услышать слова похвалы от дирижеров и руководителей этих «обычных» оркестров – они оценивали не то, что наши музыканты с синдромом Дауна, а то, как они играют, как подобран репертуар и т. д. 

– Публика на таких мероприятиях реагирует очень интересно, – добавляет Татьяна. – Когда я с детьми поднимаюсь на сцену и раздаю инструменты, в зале наступает полная тишина. Сразу становится понятно, что происходит что-то неординарное. Все зрители смотрят на наших детей, у публики шок. А потом неизменно следует буря аплодисментов. Зрители понимают, что наши «странные» дети могут исполнять музыку. Настоящую музыку! 

Репертуар «Солнечных ноток» действительно серьезен – ребята играют классику: Глинку, Шостаковича, Чайковского. С каждым годом репертуар усложняется и расширяется. Растет и уровень исполнения как всего оркестра, так и отдельных артистов. В 2016 году в жизни коллектива случилось большое событие – оркестр пригласили на всемирный музыкальный специальный фестиваль в Южную Корею. По условиям организаторов, поехать удалось только педагогу и одному артисту, так что представлять честь России отправились Татьяна Орехова и Симеон Шадрин. Симеон усиленно готовился к поездке, много занимался и в итоге выступил на фестивале очень достойно. А для Татьяны это был еще один шанс взглянуть, как живут особенные музыканты за рубежом. 

– Главное отличие в социализации людей с ментальными нарушениями у нас и за рубежом состоит в том, что у нас их все время пытаются лечить, пытаются сделать их похожими на обычных людей, а там их просто обучают обыденным вещам и стараются сделать счастливыми, – говорит Татьяна. – А если человек научится играть, тем более в составе оркестра, то у него образуется особый ход жизни. Репетиции, концерты, встречи с разными людьми, общение. А это, собственно говоря, и есть социализация, к которой все стремятся.

https://downsideup.org/ru/catalog/article/orkestr-solnechnye-notki-muzyka-preobrazhaet

Семинар по грантам

По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона сегодня в обители прошёл обучающий семинар по оформлению заявок для подачи на президентский грант.

В ходе семинара был проведен разбор приоритетных проектов с обоснованием основных этапов их формирования и реализации.

Праздник Святой Троицы

В 8-ю неделю по Пасхе, в день праздника Святой Троицы в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и по её окончании великая вечерня праздника Пятидесятницы с коленопреклоненными молитвами о ниспослании Святого Духа.

По окончании богослужения митрополит Евсевий произнес проповедь и далее все прошли монастырскую трапезную, где состоялась трапеза с чином о Панагии.
 

 

                        Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Святой Троицы

Всечестная мать настоятельница, сестры святой обители, дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Живоначальной Троицы!  Как солнце на небе освещает всю Вселенную, подавая нам свет и тепло, способствуя жизни всей природы, так и Божество Живоначальной Троицы есть основа жизни всего человечества.

Один иноверец как-то спросил равноапостольного Кирилла, учителя Словенского: «Вы говорите, что чтите одного Бога. Но говорите, что Он — в трех Лицах. Как это может быть?». А святой Кирилл отвечает ему: Как у нас солнце одно, но производит три действия — дает свет, посылает тепло и в тоже время в виде диска пребывает неизменно на небе, не изменяя своего положения относительно земли и не теряя ничего из своих свойств, так и Бог один, но в трех Лицах, в трех действиях. 

Бог Отец — Творец Вселенной, о чем говорится в книге Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю». Сын Божий — совечен Богу Отцу. Иоанн Богослов так и пишет: «В начале было Слово и Слово было Бог». «Словом» он называет Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который сочувствовал Своему Отцу в творении мира, а теперь и содержит его, потому мы и называем Его Вседержителем и нашим Спасителем, потому что ради нашего спасения Он воплотился, принял крестную смерть и воскрес. Дух Святый — третье Лицо Святой Троицы, оживотворяет все, что сотворил Бог Отец и Бог Сын, как дыхание, без которого ничто не живет. 

И сегодня мы славим Живоначальную Троицу, вера в которую есть основа всей нашей жизни: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли… И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век… Нашего ради спасения сшедшего с небес… И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки». Святая наша Церковь призывает: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом». 

Блаженны мы, дорогие о Господе отцы братья и сестры, что нас Церковь научила правильно, православно славить Бога Творца, что Он един в трех Лицах. И кто бы ни пытался затмить это единство — никогда это не удавалось и никогда никому не удастся. Будем же слушать Церковь Христову — она нас учит как нужно веровать и как нужно жить. А веруем мы — в Святую Живоначальную Троицу, как свидетельствовал и призывал святитель Афанасий (Сахаров), исповедник XX века: «Русь святая! Храни веру православную! В ней же тебе утверждение!». В ней же — и наше спасение. Аминь! С праздником!

Вознесение Господне

6 июня 2019 года, в день праздника Вознесения Господня в обители было совершено торжественное богослужение которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника состоялось всенощное бдение. 
После прочтения Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители. За богослужением молились: настоятельница обители монахиня Мария с сестрами, прихожане и паломники. 

По окончании богослужения было совершено славление празднику Вознесения Господня и митрополит Евсевий произнес проповедь. 


                                Проповедь митрополита Евсевия на праздник Вознесения Господня

Всечестные отцы, всечестная матушка настоятельница монахиня Мария, дорогие во Христе сестры обители и наши возлюбленные во Христе братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня на небо! 

Все содержание этого праздника направлено к тому, чтобы указать человеку путь к небу. Если Воскресение Христово, Пасха Господня своим содержанием указывает нам на жизнь вечную, на воскресение из мертвых, то в празднике Вознесения Господь, возносясь на небо, открывает нам путь к вознесению на небеса и к жизни вечной. 

Господь говорит в Святом Евангелии: «Аз есть путь, истина и жизнь», «Аз есть свет миру. Грядый ко Мне не будет блуждать во тьме, но при свете будет иметь жизнь и радость вечную». Вот и праздник Вознесения возвещает нам эту вечную радость и вечную жизнь. И оканчивая слова кондака, Святая Церковь вещает слова Господа: «Аз есть с вами, и никто же на вы.» Вот это самое главное утешение — Господь, даже возносясь на небо, не отлучается от каждого из нас: «Аз есть с вами». 

В этом празднике Вознесения святые отцы усмотрели особое благословение Господа, обращенное к нашей великой державе Российской. Известно, да и все паломники могут и по сей день видеть на Елеонской горе отпечаток ног Спасителя, оставшийся в камне на месте Его Вознесения на небо. И отпечаток стоп свидетельствует, что в момент Вознесения Господь наш Иисус Христос был обращен на север. А мы с вами по отношению к Палестине находимся именно в этом направлении. То есть, возносясь, Он благословлял именно нашу сторону, нашу землю — таким образом Его благословение обращено к России. Это для того, чтобы мы тоже помнили и сознавали, что Господь с нами всегда. 

Его благословение пребывает над нашей Русью, над нашим народом особенно. Это наше счастье, это наша радость, это наша жизнь со Христом. И праздник Вознесения пусть останется в нашем сердце, как праздник радости вечной, потому что Господь сказал: «Я иду, чтобы послать вам Утешителя и жизни Подателя, Духа Божия». 

Мы слышим эти слова как утешение для всех нас. Возносясь на небо, Он оставил нам навсегда Свое благословение и оставил нам Утешителя, Духа Святаго на все времена. И вот уже приближается праздник Святой Троицы, праздник снисхождения Святого Духа на апостолов и на все человечество. А это — знак Его утешения и поддержки нас с вами через Духа Святаго. 

Быть с Господом — это цель жизни земной. Нам надлежит благоугождать Господу в земной жизни, чтобы удостоиться от Бога спасения и жизни небесной, жизни вечной. И праздник Вознесения пусть будет утешением для всех нас, потому что это — зов к небесной вечной жизни. 

Будем об этом помнить, будем к этому стремиться, молиться, каяться и добрые дела творить, не терять веры и любви ко Господу нашему. С великим праздником Вознесения Господня! Доброго вам здоровья и благословение Божие на века, на вечную жизнь да пребывает со всеми нами! С праздником вас!

День памяти игумении Елисаветы

4 июня 2019 года в обители почтили день памяти настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). По окончании Божественной Литургии в часовне на месте упокоения матушки Елисаветы была совершена панихида.


Проповедь митрополита Евсевия в день памяти игумении Елисаветы, произнесенная им перед началом панихиды

Всечестная мать настоятельница, дорогие наши сестры святой обители, отцы, братья и сестры! 

Сегодня в этот солнечный пасхальный день мы поминаем матушку игумению Елизавету. Она оставила этот мир как раз вот в такое время — вокруг пасхальная радость, природа утешает и радует человеческую жизнь, но скорбело сердце наше о внезапной кончине матушки после ее многотрудной жизни по восстановлению этой святой обители. 

Тот, кто помнит ее, тот был свидетелем ее трудов. Как человек, после страшной войны возвращаясь в свое селение или в город, видит, что от его дома остались лишь руины и может только проливать слезы, так и мы с матушкой пришли на это место. 

Мне вспоминается картина, находящаяся в Псково-Печерском монастыре, где изображен пророк Иеремия, возвратившийся из Вавилонского пленения во град Иерусалим. Сидя на камне он оплакивает былое со скорбью, слезами и с болью в сердце. Так и мы пришли на это место после разрушительного пленения безбожной властью нашей родной Руси. 
Мы переживали, но не плакали. Почему? Потому что надежда и вера воодушевляла нас, что мы не просто пришли к этому разрушению. У нас есть цель — восстановление нашей поруганной святыни. Знаю о том, каких трудов стоило воссоздавать эту обитель в былой красоте. Прежде всего — это послушание матушки Елизаветы. 

Послушание ее началось с Троице-Сергиевой Лавры. Мы были духовными чадами дивеевских монахинь, которые проживали рядом с Лаврой. Их я нередко причащал, потому что они были уже немощные. Там я встречал сестру Татиану, как звали матушку до монашества. Она тоже ходила к этим монахиням и помогала им в домашних делах. С той поры у нас и осталось духовное родство. И когда я увидел, что здесь нужны труженики, я позвал матушку сюда — у нее было образование и духовное, и светское, а самое главное — сердце ее горело к Богу, стремилась она послужить нашему Спасителю. Тогда очень сложно было собрать и сестер, и духовенство — ничего не было, никого не было. Но была уверенность и надежда, что Господь Сам позаботится и пошлет Свою милость на это святое место, и Матерь Божия пошлет Свой Пречистый Покров над всеми нами. 

Да, мерзость запустения была здесь — повсюду руины, щебень, грязь. Здесь был деревянный магазин, где собирались бомжи и пьяницы.
 

Мы спрашивали молитв у отца Кирилла, духовника Лавры, мы спрашивали молитв и поддержки отца Лаврентия, отца Наума, не один раз матушка Елизавета ездила к отцу Николаю на остров Залит. И мы получали духовную поддержку от наших старцев. 

Слава Богу, 10 лет матушка трудилась на этом месте. Но не только ради этого святого места она трудилась. Она трудилась, можно сказать, ради всей России. Открывали перед ней двери и духовные руководители, и гражданские — везде она несла слово Божие и слово о святой Елеазаровской обители. Отозвался наш президент Владимир Владимирович Путин, другие руководители правительства стали как могли помогать — и эта разруха в скором времени исчезла. Обитель восстанавливалась, украшалась, утверждалась и ширилась. Стали собираться сестры, которые стали поддерживать матушку и молитвой, и словом утешения. Вот я вижу мать Ксению здесь, она была первая помощница матушки. 

Здесь на месте игуменского дома стояла избушка, в которой жил в свое время старец, духовник дореволюционный, иеросхимонах Гавриил. Он теперь в лике святых прославлен в нашей Церкви за свой молитвенный подвиг, за свою любовь к народу, к Церкви, к Богу. 

Мать Елизавета официально проживала здесь, но на самом деле она не знала покоя. Она постоянно была в разъездах, добывая копейку, добывая помощь на строительство этой святой обители. Ей все было подвластно с помощью Божией, молитвами старцев и беспокойным сердцем своего архиерея митрополита Евсевия. Редкие дни бывали, чтобы я не посетил эту обитель и не посмотрел на то, как ведутся работы по восстановлению святой обители. 

Я только удивлялся, как она успевала заручаться поддержкой среди руководителей и Церкви, и нашего Государства. Матушке Елизавете приходилось совершать свои пути в разные города, в разные страны — и самолет, и поезд, и автомашины — все было направлено на то, чтобы только найти возможность восстановить эту святую обитель. Матушка с помощью сестер и добрых людей составляла брошюры об этом месте. С этими брошюрами она входила в кабинеты руководителей, чтобы показать как возрождается святая обитель. 

Сегодня день кончины матушки Елизаветы. Ее кончина последовала внезапно — после нескольких операций в Москве она отошла ко Господу. Она не смогла увидеть красоту этой святой обители своими глазами. Она застала только руины. Но всеми силами она создавала все условия для молитвы сестер и для торжества нашей Православной Церкви. 

После Вознесения Господа на небо, святые апостолы и жены-мироносицы разошлись во все края земли с проповедью о славе Божией, об учении Евангельском, призывая всех к молитве и доброй жизни. Их последователями в наши дни стали тоже великие подвижники, многих из которых мне приходилось отпевать. И отца Иоанна (Крестьянкина), и схиархимандрита Александра, насельника той же обители, и отца архимандрита Льва, и архимандрита Павла (Кравец) из Дедовичей, и матушку Елизавету, и матушку схиигумению Людмилу (Ванину), и отца Гермогена. С болью в сердце и с любовью мы провожали в последний путь нашего дорогого и любимого старца всероссийского отца Николая и многих других старцев, особенно в последнее время. Это какое-то промыслительное действие Божие, что наши старцы уходили один за другим. И я бы сказал, старцы высокого духа и молитвенного подвига. 

Они не знали покоя ни днем, ни ночью, трудясь ради народа Божия, ради восстановления святых обителей, храмов и святынь нашей Русской земли. Наш долг — помнить подвиг их трудов и молитв. Они ушли в вечность и для них там — радость вечная у престола Божия, которую они восприняли за свои труды, за свой подвиг, за свою молитву и за то, что они оставили нам эту красоту своих трудов — и эту святую обитель, и другие храмы и обители нашей Псковской земли. 

Помолимся Господу, чтобы Он простил им прегрешения вольные и невольные, и матушку нашу настоятельницу, усопшую игумению Елизавету увенчал бы венцом небесным.

Праздник преподобных Евфросина и Серапиона

28 мая 2019 года в Спасо-Елеазаровском монастыре торжественно прославили память основателей обители – преподобных Евфросина и Серапиона, и всех Елеазаровских святых.

Праздничное богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Утром был совершен водосвятный молебен.

После Божественной Литургии состоялся крестный ход вокруг обители.

По окончании богослужения митрополит Евсевий всех поздравил с праздником и произнёс проповедь.

 

             Проповедь митрополита Евсевия в день праздника преподобных Евфросина и Серапиона

           Всечестные отцы, всечестная матушка настоятельница Мария, дорогие о Господе братья и сестры! 

Всех вас приветствую с престольным праздником нашей святой обители — памяти первых подвижников этой обители преподобных Евфросина и Серапиона. В этот день мы объединяем и других подвижников, которые украшали и созидали эту обитель, укрепляли души верующих людей своим подвигом, своей молитвой, своим примером, учением, а самое главное — служением Господу. 

Различные времена были и в истории человечества, и в истории нашей родной России. И в те времена, когда подвизались преподобные отцы наши, было неспокойно на Руси: нашествия иноплеменников, иноверцев, разногласия и междоусобицы наших русских князей. Терпел наш народ множество бед и страданий, но через это созидали наши предки богатство своей души — молитвой, терпением, верностью Богу и доброй, благочестивой жизнью. И тогда незримо, указуя всем путь к Богу, к Небесному Царствию, светила миру святость угодников Божиих, по зову Божию уходивших из этого мира в пустыни, в лесные дебри. 

Призыв святых преподобных отец наших — это прежде всего призыв к доброй христианской жизни и к вечному спасению. Они избрали себе путь к совершенству, и этот путь они передавали и окружающим их подвижникам, и простому народу, чтобы люди не забывали имя Божие, чтобы не забывали Его закон, чтобы не забывали и правила святых отец. 

Вот и наши подвижники, преподобные Евфросин и Серапион, и многие другие подвижники, подвизавшиеся на нашей святой Руси, откликнулись на зов Божий: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вас. Возьмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем». И этот призыв Божий они положили в свое сердце. 

В основе монашеской жизни и делания во имя Божие лежит кротость и смирение. Поэтому, когда мы празднуем память преподобных отец наших, то читается именно это Евангелие: «Научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем». Да, смирение и кротость — это не легкий путь. Не легким был путь и великих подвижников, которые удалялись в пустыни, отрекались от всего, что свойственно человеческой природе, устранялись от различных лакомств, только чтобы быть наедине с Богом и питать прежде всего свою душу, насыщая ее словом Божиим и святой молитвой. 

Не легкий путь и у нас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Мы живем в особое, нелегкое время — кругом нас суета мира, разврат, пьянство, обман, воровство, убийство и отвратительное безверие, которого не было и в самые страшные времена нашей России. С экранов телевизоров демонстрируется разврат, убийства и разные примеры безбожного поведения. Увлекают нашу молодежь и даже верующих людей вражескими приманками, призывая их к праздности, пляскам и развлечениям, только бы увести их от храма, от молитвы, только бы не дать им задуматься над тем, зачем живет человек. Святые отцы призывают нас совсем к другому — чтобы мы пребывали в молитве, в храме Божием. Чтобы внешне человек являл собой смирение — и в походке, и во взгляде, и в общении с ближними, и особенно в общении со старшими. А сейчас кругом сквернословие, развязность, дерзкое поведение. Притворство, обман, блуд, убийство нерожденных младенцев и многие другие грехи теперь входят в повседневную жизнь человека, становясь чем-то обычным. Все это тяжкие преступления перед Богом, это нарушение заповедей Божиих и промысла Божия о человеке. 

Священство, монашествующие, простые христиане призваны своей жизнью быть примером для окружающих, научать их страху Божию, потому что Господь сказал: «Вы есте свет миру». А сейчас, к сожалению, даже среди православных начинается безверие. Мы остаемся и глухими, и бесчувственными, и ленивыми. Говорим, что да, мы православные, а на деле — поступаем только в угоду своей плоти, а на молитве с Богом остаемся с холодностью и маловерием. Внешне мы хорошие — а внутри у нас всего хватает: и лицемерие, и фарисейство и многое другое. 

Подчас удивляешься — как же Господь терпит наше беззаконие? Но «Господь долготепелив и многомилостив». Ждет он нашего исправления, нашего покаяния, нашего обращения к праведной жизни. Поэтому святая Церковь установила каждый день совершать память святых угодников — преподобных, мучеников и святителей, положивших свои жизни во имя спасения, за веру в истинного Господа, для того, чтобы взирая на их пример и мы бы подражали их житию, а не увлекались служению плоти и своим страстям. 

Святые наши отцы и матери расставались с этим миром для того, чтобы угодить Богу, чтобы получить от Него жизнь и радость вечную. Не взирая на условия земной жизни, лишая себя всего утешительного, они украшали свою жизнь терпением страданий, трудами во имя Божие, помощью народу Божию. И нам нужно просить их, чтобы они помогли нам хоть немножечко брать с них пример терпения, молитвы и крепости физической и духовной, чтобы не изменять тому пути, на который мы встали, на который нас призвал Господь. Не будем же изменять этому пути верности Богу, верности христианскому своему званию. Будем стремиться украшать свою душу и созидать её богатство — мир, любовь, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость воздержание. Этому всему мы можем научиться, читая слово Божие, читая творения святых отец и жития святых. Божией помощи всем вам! Христос Воскресе! С праздником вас!

Научно-практический семинар

23 мая 2019 года состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Социокультурное взаимодействие и управление социальными суперсистемами». Организаторами проекта выступили кафедра государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета при поддержке Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Соорганизатор семинара — и.о. игумении монахиня Мария (Корх).

По воле Божией и по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона местом проведения семинара стал Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Соорганизатор семинара — и.о. игумении монахиня Мария (Корх).

Проект нацелен на научно-педагогическую и творческую работу с детьми и молодежью, организацию и проведение мероприятий в контексте единения и примирения духовной и светской власти, возрождение православных идеалов России.   

Мероприятия семинара проводились в рамках программы Международной научно-практической конференции «Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем», приуроченной к XXXIX Международным Ганзейским дням нового времени.

Какое тематическое соприкосновение Спасо-Елеазаровской обители с «университетской Ганзой»? Почему данное мероприятие было посвящено памяти старца Николая Гурьянова?

 Монастырь был основан в XV веке преподобным Евфросином, в пустыне, на левом берегу реки Толбы, в 28 км. от г. Пскова и отличался строгостью иноческого устава и высоким аскетизмом монашеской жизни. Главный храм обители — Собор Трех Вселенских Учителей-Святителей (1447 г.) воздвигнут на месте чудесного явления во сне прп. Евфросину Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, что изначально определило вселенское просветительское предназначение монастыря, его особую роль в становлении российской государственности  государствообразующую. В обители прп. Евфросина «святой из немногочисленного пророческого ряда русских святых» —  старец Филофей (около 1465 — 1542) возвестил всему миру пророческую идею: «Москва – Третий Рим». В духовной школе прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского возросло девять игуменов, прославленных в лике святых и два великих пустынника. В конце XIX начале XX веков в Спасо-Елеазаровском монастыре находила духовное утешение у прп. старца Гавриила (Зырянова) Великая княгиня Елисавета Федоровна, прославленная как преподобномучиница Российская.  

Более всего духовное влияние елеазаровских монахов распространялось на близлежащие территории, а это были пограничные земли Талабских островов, которые были заселены уже в XI веке.

Талабские острова  это земля вольная, и население острова имеет свой, испокон века сложившийся, особый жизненный уклад. Это было военизированное поселение рыбаков, которые не только промышляли рыбной ловлей, но и вольным взиманием пошлин с заморских купцов, проезжавших торговать в г. Псков. Как отмечают историки, они «вольно» контролировали определенный  отрезок одного из больших водных торговых путей из Ливонии в Псков и Новгород, того самого, что сегодня именуют ганзейским.

На Верхнем острове Талабского архепелага (ныне это о. Белов) ученик прп. Евфросина прп. Досифей молитвой и покаянием смирил разбойников, скрывавшихся здесь и грабивших купцов, а в 1470 году основал мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков.

В 1581 году воины-рыбаки Талабских островов поддерживали псковичей во время нашествия польского короля Стефана Батория и бесследно уничтожали отряды его воинов.  Это были подлинные граждане своего государства.

На острове Залита (Талабск) некогда был Царский сад. Первые деревья в саду появились в начале 19 века при правлении Александра I. Именно в те времена острова стали называться Александровским посадом, т.к. рыбаки отсылали выловленную рыбу царской семье. Для укрепления берега, чтобы остров не размывало, и не рушилась церковь, построенная на самом краю, жители стали высаживать деревья вдоль берега. По преданию, Александр I прислал со своими подчиненными росток дуба. Этот росток некоторое время хранился в церкви, после чего его посадили. Традиция укоренилась. Последним, кто посадил дерево, был Высокопреосвященнейший владыка Арсений 28 июня 1907 года. Так на Талабске появился Царский сад.   

Жители островов не приняли революцию 1917 года. Сформированный из рыбаков Талабского архипелага т. н. Талабский батальон (затем  полк), заняв сторону белых, вошёл в Северо-Западную армию генерала Юденича. В полку было от 1000 до 1500 бойцов, в том числе 700  800 островитян. В декабре 1919 года под Нарвой талабцы, прикрывая отход Северо-Западной армии Юденича, оказались между наступавшими красными, на одном берегу, и отступавшими эстонскими войсками на другом. Когда все уцелевшие бойцы армии Юденича перебрались на эстонский берег, талабцы тоже было решили отступать, но эстонцы, открыли по ним огонь и отогнали их назад, на лёд Наровы. С противоположного берега по ним стреляли красные. Так, под перекрестным огнём, за веру, царя и отечество погиб весь полк.  

В самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в нашей стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации, с 1958 года на одном из островов Талабского архипелага  острове Залит, по примеру прп. Досифея Верхнеостровского, на протяжении сорока лет являл собою пример жизни во Христе протоиерей Николай Гурьянов.

Матушка Елисавета, первая игумения восстановленного Спасо-Елеазаровского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое замечательное свойство души старца. И, по этому, определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь».

Известностью и любовью старец пользовался не только в России, к нему притекали за духовным утешением и исцелением страждущие со всего мира. С почтением относились к батюшке Николаю даже именитые архиереи.

В 1988 протоиерей Николай Гурьянов был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 — права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» — высшей церковной награды для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера).

28 мая 2020 года в день памяти основателя Спасо-Елеазаровской обители прп. Евфросина исполнится двадцать лет со дня возобновления монашеской жизни и учреждения монастыря Священным Синодом и ровно двадцать лет, как по благословению протоиерея Николая Гурьянова в обитель была передана из храма св. Николая на острове Залит с крестным ходом икона Божией Матери «Цареградская».

24 августа 2002 года отца Николая не стало, но паломники едут на остров, чтобы поклониться его могиле.  

Так как внимание участников семинара было сосредоточено на проблемах развития приграничных территорий Псковской области в контексте международных и межконфессиональных отношений, вопросах правового обеспечения деятельности коммерческих и религиозных организаций в сфере культурно-исторического туризма и организации православного паломничества было решено посвятить данный семинар памяти старца Николая Гурьянова – 110-летию со Дня его рождения 24 мая 1909 года. 

В рамках программы семинара были представлены результаты молодежных научно-практических исследований студентов и преподавателей  Псковского государственного университета по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». 

Преполовение Пятидесятницы

22 мая 2019 года, в среду 4 седмицы по Пасхе, в день престольного праздника храма — Преполовения Пятидесятницы, и день памяти святителя и чудотворца Николая на подворье обители в г. Пскове прошло торжественное богослужение.

Весна в обители

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
                                                      С. Д. Дрожжин