Преображение Господне

19 августа, в день престольного праздника обители — Преображения Господня, в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника было совершено всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия, митрополит Евсевий помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия, и по её окончании состоялся крестный ход к часовне Преображения Господня. У часовни состоялось освящение плодов нового урожая. По освящении плодов Высокопреосвященнейший владыка  Евсевий поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

По окончании богослужения с чином о Панагии все богомольцы прошли в монастырскую трапезную. В трапезной матушка Мария поздравила всех с великим праздником Преображения Господня. Сестры и маленькие паломники обители исполнили небольшой концерт из духовных стихов и песнопений. Праздничная трапеза завершилась чином о Панагии.

Празднование Преображения Господня

Завтра в обитель престольный праздник в честь Преображения Господня и прославления чудотворного образа Спаса Всемилостивого.

Начало Богослужения:
8.00 Водосвятный молебен.
9.00 Часы. Божественная Литургия. Крестный ход к часовне «Преображения Господня». Освящение плодов.

Праздник Всемилостивого Спаса

14 августа 2019 года, в день празднования в честь чудотворного образа Всемилостивого Спаса и происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в обители было совершено тожественное богослужение которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника, 13 августа вечером, состоялось всенощное бдение. На утрени после великого славословия состоялось торжественное изнесение Честного Креста для поклонения. После поклонения кресту Высокопреосвященнейший Владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена  Божественная Литургия, и по её окончании  состоялся водосвятный молебен с освящением меда нового сбора. И затем митрополит Евсевий поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

 

                                                                 Чудотворная икона Спас «Елеазаровский»

Спасо — Елеазаровская икона Христа – Спасителя мира именовалась раньше Великопустынской по месту своего явления. Она была обретена в глуши великопустынского леса, в 66 верстах от города Пскова. 

Явление этой чудотворной иконы, как свидетельствует предание, было таково. В 1352 году в Пскове появилась «черная болезнь», незадолго перед тем унесшая миллионы жизней как на Востоке — в Азии, так и на Западе — в Европе. Эта ужасная болезнь так страшно разразилась над Псковом, что за несколько месяцев в живых осталась треть населения многолюдного города. Псковитяне, обессиленные в борьбе с этим бедствием, увидели в нем Божие наказание за тяжкие грехи их и прибегли к покаянию — единственному верному средству, переменяющему гнев Божий на милость. Граждане наложили на себя пост, усилили молитвы к Живоначальной Троице, призывая ходатайство Царицы Небесной и святые молитвы равноапостольной Ольги Российской и святых благоверных князей Гавриила и Довмонта. 

Протекло еще три месяца, наступила осень. Один благочестивый муж, охотясь в великопустынском, в то время дремучем, и почти непроходимом лесу, пробираясь в далекой чаще, сквозь ветви деревьев вдруг увидел необычайный ослепительный свет. Изумленный и испуганный неожиданным явлением, он остановился и долго не решался выяснить, что происходит, но все же пересилил страх. Он стал подходить все ближе и ближе к дивному месту и — чудо! – на одном из деревьев увидал икону Господа Иисуса Христа, окруженную ослепительным сиянием. Возвратившись домой, он рассказал о дивном явлении святой иконы Христа Спасителя, и весть об этом скоро распространилась по Псковской земле. 

Благодарные псковитяне прославили Всемилостивого Спаса, даровавшего им от святой Своей иконы приснотекущий источник исцелений, и построили церковь в честь Преображения Господня, тем самым положив начало Великопустынской обители. 

В 1764 году Великопустынский мужской монастырь, основанный на месте чудесного явления иконы, был упразднен, а сам чудотворный образ перенесен в Спасо-Елеазаровскую обитель. С тех пор икона известна под именем Елеазаровской чудотворной иконы Спасителя. 

После закрытия Спасо-Елеазаровского монастыря в 1920-е годы, чудотворная икона Всемилостивого Спаса была изъята из обители, и находилась в Псковском музее. 

В мае 2000 года в Спасо — Елеазаровском монастыре возродилась монашеская жизнь. По благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия обитель стала женской. Ежегодно в музее 14-го августа, в день празднования Всемилостивому Спасу, перед святым и чудотворным образом Спасителя стали совершаться молебны. 

В день Преображения Господня 19-го августа 2010 года, чудотворная икона Спаса Всемилостивого была возвращена в Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Возглавил торжественное событие, посвященное передаче главной Святыни монастырю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


К дню памяти убиенной братии Елеазаровского монастыря

11 августа 2019 года после воскресной трапезы состоялся небольшой концерт для сестер и прихожан обители, посвященный памяти Елеазаровской братии, убиенной 10 августа 1918 года. Их памяти были посвящены две песни. Первая — «Молитва» на слова поэта Сергея Бехтеева. Можно сказать, что это гимн российских мучеников за веру Христову в годы гонений в ХХ веке.

Вторая песня написана на слова матушки Елисаветы (Беляевой) — первой игумении монастыря, которой пришлось возрождать не только руины, но и души человеческие. Эта песня – ее духовное завещание, боль ее души за Россию и русский народ.
 
Во время исполнения этих песен сестрами монастыря, была показана фотохроника разных лет, на которой сохранились виды монастыря до революции и в годы разрухи, а также фотографии братии Спасо-Елеазаровой пустыни. 

После концерта матушка Мария сказала слово о духовном преемстве в обители и сохранении памяти мучеников за веру Христову.


«Молитва», слова Сергея Бехтеева:


«В годину лютых испытаний» игумения Елисавета (Беляева):

Празднование иконе Божией Матери «Одигитрия». День памяти убиенной братии Елеазаровского монастыря

10 августа 2019 года в обители совершили празднование в честь иконы Божией Матери Смоленской, именуемой «Одигитрия». Была совершена Божественная Литургия, молебен и чин о Панагии. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Также сегодня в обители почтили память братии Елеазаровского монастыря, убиенных в годину гонений — утром перед Божественной Литургией была совершена панихида.

Это был цвет монастырской братии, они в числе первых взошли на общероссийскую Голгофу и этот мученический венец был наградой за их подвижническую жизнь. До 1938 года многие из  братии Спасо-Елеазаровой пустыни, пройдя лагеря и ссылки, пополнили сонм мучеников за веру Христову. «Кровь мучеников – семя Церкви». Их молитвами возрождается и наш монастырь.

От времен апостолов до наших дней мученичество ради Христа есть созидание Церкви Божией, потому что мученичество есть продолжение апостольского служения миру (Оптинский патерик).

Братия Спасо-Елеазаровской пустыни, 1909 год


Помяни, Господи, души усопших раб Твоих: 

Игумена Дометия 
Иеромонаха Алексия 
Иеромонаха Исаакия 
Иеродиакона Игнатия 
Иеродиакона Пимена 
Иеродиакона Ионы 
Монаха Мелетия 
Монаха Илариона 
Монаха Евфросина 
Монаха Дионисия 
Монаха Дометиана 
Рясофорного послушника Феодора 
Послушника Стефана




Праздник святого великомученика Пантелеимона

9 августа 2019 года в обители почтили память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Была совершена Божественная Литургия и молебен. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Престольный праздник в деревне Верхолино

2 июля 2019 года в д.Верхолино Псковского района у стен храма был совершен молебен святому пророку Божию Илии.

В молебне приняли участие: клирик обители иеромонах Августин, настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Мария с сестрами, глава Середкинской волости Шумкина Раиса Ивановна и жители окрестных деревень. По окончании молебна о.Августин поздравил всех с престольным праздником деревни.

 

Церковь святого Ильи Пророка в деревне Верхолино, Псковского района (бывший Псковский уезд). Построена в 1806 году взамен ветхой, деревянной на средства помещицы Рогозинской и прихожан. В 1888-91 годах к ней был пристроен придел Крещения Господня. 

Имела два престола: в главном храме – во имя святого Пророка Божия Ильи и в придельном – во имя Крещения Господня. В придельном храме находилась местнопочитаемая икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», прославившаяся в середине 1860-х годов «чудотворениями и явлениями во сне болящим». 

На колокольне висело 6 колоколов. На самом большом из них, пожалованном храму прихожанами, имелась надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу. Колокольно-литейный завод В. М. Орлова. Санкт-Петербург. 1906. Вес 107 пуд 10 фунт». 

К храму были приписаны одна каменная и три деревянных часовни. Одна из них, в д. Ольгино Поле, по легенде, была поставлена на том месте, где сидела святая княгиня Ольга и умывалась водою, вытекающею из-под камня, находящегося внутри часовни. 11 июля (24 июля по н.ст.) сюда стекалось большое количество паломников, для совершения молебнов, особенно больных глазами. 

По рассказам старожилов, храм был закрыт в 1940-х годах. Вокруг него кладбище, на котором сохранились остатки многих старинных могильных памятников. 

Владимир Орлов. «Храмы Псковской земли». Великие Луки, Издательство Сергея Маркелова. 2012 год.

 

Может быть, когда-нибудь найдётся добрый человек, который праздник деревни, действительно сделает праздником — восстановит полуразрушенный храм.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

Праздник пророка Божия Илии

2 июля 2019 года в обители прошло торжественное богослужение в честь славного пророка Божия Илии, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне вечером состоялось всенощное бдение. На полиелее, по прочтении Святого Евангелия, Высокопреосвященнейший владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и молебен. По окончания богослужения Высокопреосвященнейший владыка произнес проповедь.

                                          Слово митрополита Евсевия в день праздника пророка Божия Илии

Приветствую вас, дорогие отцы, всечестные матушка настоятельница, сестры обители, и вас, дорогие наши паломники православные с праздником дивного небесного посланника от Бога святого пророка Божия Илии! 

Это ветхозаветный праведник, ветхозаветный подвижник. Только вчера мы совершали память нашего русского подвижника преподобного Серафима Саровского, а сегодня — память ветхозаветного подвижника Илии пророка. Он также, подобно преподобному Серафиму Саровскому, имел крепкую веру и ревность о славе Божией. 

Определилось так, что израильский народ в дни пророка Божия Илии отступил от веры в истинного Господа. Поклонялись Ваалу — языческому богу, истукану. Ревновало сердце пророка Божия Илии, не мог он успокоиться — как это так, что израильским народом отвергнут Господь, Который дал ему закон через Моисея, кормил его в пустыне манной, Который посылал пророков и указывал народу царей? Воспоминал он, как в древние времена также весь народ отступил от Бога, и всех их истребил Господь через потопление, когда вода покрыла всю землю вместе с народом, и весь народ погиб за нечестие в пучине морской, кроме Ноя и его семьи. И вот пророк Божий Илия не успокаивался, он призывал народ Божий к покаянию, к вере, к осознанию, что за нечестие погибнет весь народ израильский. Он даже явился к царю Ахаву, которому сказал дивные слова: «Жив Господь, перед Которым я стою!». Эти слова остались на века в жизни нашей Церкви, и в сердце каждого верующего человека, чтобы и мы могли сказать: «Жив Господь в моем сердце». 

Мы стоим в молитве перед Богом, перед лицом Божиим, потому что так учит нас святая Православная Церковь, так учили и учат наши богоносные учители вселенские Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Наши преподобные и пустынники призывали к непрестанной молитве, к подвигу терпения, смирения и кротости. 

Пророк Божий Илия, наверное, известен каждому из нас от юности нашей, потому что наша Церковь особенно тогда, когда посещают нас дни засухи, молится пророку Божию Илие о ниспослании дождя на нашу иссохшую землю, чтобы произрастали на ней плоды и не случился бы голод. В старину до революции была крепкая вера у народа. Старые люди говорили, что когда люди отправлялись в поле, чтобы совершить молебен пророку Божию Илии и Богу Вседержителю о ниспослании дождика с неба, была у них такая уверенность в силу молитвы, что на молебен в поле они приходили уже с зонтиками. Они были уверены, что после молебна пойдет дождик. Так и случалось — по окончании молебна Господь по молитвам народа, духовенства и по молитвам Илии пророка посылал дождик с небес на поля. И урожай был таким, что хватало людям пропитаться на целый год. Поэтому и мы не забываем его имя. 

Особенно дорог пророк Божий Илия для меня, потому что четыре года в Иерусалиме я этот праздник совершал на горе Кармил, где некогда подвизался святой пророк Божий Илия, и где теперь находится храм нашей Русской Православной Церкви, построенный нашими паломниками в Палестине. Когда мне приходилось там служить, я видел, какая ревность о славе Божией и о славе пророка Илии существует в народе и теперь, даже среди людей разных Церквей. Христиане, которые почитают пророка Божия Илию, собираются около нашего храма на горе Кармил, участвуют в служении, обходят крестным ходом — по греческому обычаю этот храм обходится трижды. А потом по окончании крестного хода они располагаются на траве и совершают трапезу праздничную — кто что принес. Также поют песнопения, псальмы, славят Бога, славят пророка Божия Илию. Так приятно, так трогательно, когда пастырь со своей паствой участвует и в молитве, и в трапезе. 

Благодарение Богу, что и мы сегодня совершаем праздник, славим пророка Божия Илию. Он ревновал о славе Божией, свидетельствовал свою веру перед языческим царем, отступником от истинного Господа. Его слова «Жив Господь, перед Которым я стою» пусть не умирают и в нашем сердце. 

Мы предстоим перед живым Богом, сотворившим небо и землю, спасшим нас от работы вражией. Молитвами святого пророка Божия Илии да укрепляется и наша православная, русская вера. Да будет и у нас с вами ревность о славе Божией, чтобы мы не стеснялись осенять себя крестным знамением и говорить об истинном Боге, перед Которым мы стоим. Божией помощи всем по молитвам святого пророка Божия Илии! С праздником вас, дорогие!

Празднование в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской и преподобного Серафима Саровского

1 августа в обители совершили празднование в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской и преподобного Серафима Саровского. Богослужение возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне вечером состоялось всенощное бдение с чтением акафиста преподобному Серафиму. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия, молебен и чин о Панагии.

По окончании богослужения митрополит Евсевий произнес проповедь.

 

                               Слово митрополита Евсевия в день памяти преподобного Серафима Саровского

Всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, поздравляю с этим великим днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца! 

Дивный посланник Божий от небес земле Русской преподобный Серафим Саровский был наделен от Бога особой силой помогать, утешать, исцелять, радовать народ русский, подкрепляя силы людские и духовные, и физические, давая пример любви к Богу и народу Божию. Свою любовь к народу он свидетельствовал своим трудом и усердием, когда он, не щадя своих слабых сил, часами простаивал с больными ногами, беседуя с людьми, чтобы утешить, подкрепить, ободрить их, утомленных многотрудной жизнью.
 

Из его жития мы с вами знаем, что он тысячу дней и тысячу ночей простоял на камне с воздетыми руками умоляя Бога, чтобы Господь простил русский народ за холодность, за нерадение, за безразличие, за оскудение любви к Богу и друг ко другу. Он о всех умолял Господа. Он умолял Бога и за русских архиереев, и это указано в его житии, чтобы Господь простил какие-то недостатки и наших иерархов. Но после молитвы он сказал: «Господь не услышал убогого Серафима». И это осталось и в предании, и в его жизнеописании. 

За отступление наше, за холодность, за потерю веры и любви к Богу, Господь наказывает время от времени. Погибают люди в дорогах, на море, десятками и тысячами. Нет мира, нет любви, нет согласия, нет подлинной, настоящей, слезной молитвы, которую совершали наши предки и наши древние пустынножители. И вот когда говорят о сокращении службы, пусть меня простят те, кто об этом говорит, но я не могу с этим смириться. Во всех бедах, скорбях, обстоятельствах, тяжких испытаниях старцы и святые люди призывали народ русский усугубить молитву, а не сократить. Чем еще мы умилостивим Бога, как не молитвой, постом, терпением и покаянием? Охладеет молитва, угаснет любовь и вера — не останется жизни на земле. Если же мы будем совершать чистую, святую, слезную, молитву, то Господь продлит нашу земную жизнь. 

Всех вас приветствую с праздником этого яркого света небесного — угодника Божия Серафима Саровского! Он был как бы ангелом светлым для русского народа, утешая его и приветствуя всех пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Пусть же и Матерь Божия, Которая некогда явилась ему во время молитвы с сонмом святых дев, защитит и утешит нас, поможет нам совершать наш земной подвиг, подвиг молитвы, поста, покаяния, послушания и терпения, чтобы нам не быть отринутыми от лица Божия.
 

Наша сила, наша бодрость, наша жизнь — в молитве к Богу, к Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим. Не будем оставлять молитвы, а будем усугублять их, и превозмогая наши немощные силы усердно просить Господа о помиловании нас, наших близких, монашествующих, духовенства и всего нашего русского народа. Божией помощи, крепости, радости, терпения и спасения. С праздником!

Праздник святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси

28 июля 2019 года, в день праздника святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин). Была совершена Божественная Литургия, молебен и чин о Панагии. 
По окончании молебна Высокопреосвященнейший владыка произнёс проповедь.

 

                     Проповедь митрополита Евсевия в день праздника святого равноапостольного князя Владимира

Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно приветствую с праздником Воскресного дня и великим днем для нашей России — памяти святаго равноапостольного великого князя Владимира, крестителя нашего народа, нашей Руси! 

Еще праведный Симеон, взяв на руки младенца Христа, сказал: «Сей — Свет во откровение языков». Этот Свет в конце X века коснулся и нашего народа — свет веры Христовой, свет Евангелия просветил наш русский народ, пребывавший тогда в языческом тумане, увлекавшийся только внешней силой, удовлетворением страстей и идолопоклонством. 

Как-то в академии Московской пришлось увидеться мне с одним грамотным человеком, между прочим из кремлевских правителей, и он сказал: «Если бы князь Владимир не крестил Русь, то и по сей бы день наш народ кланялся камням и идолам». Но волей Божией Господь призрел на Русь нашу, на наш русский народ, прозревая сердца русских людей, их умы и чувства, зная о том, что после его крещения и принятия русским народом веры Христовой, он станет богоносным, а земля Русская станет называться Святой Русью. 

И действительно в X веке для нашего народа просиял свет. После темной ночи, когда предки наши блуждали во тьме язычества и не понимали, каков смысл жизни человеческой, зачем они живут, куда идет их жизнь, милость Божия коснулась сердца князя Владимира. Через него, а затем и через других проповедников слова Божия, наша Россия приняла Таинство Крещения во имя Святой Живоначальной Троицы. 

С того момента мы и стали чтить Господа истинного, Творца Вселенной в Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Мы стали кланяться живому Богу, Триипостасному, Который сотворил небо и землю, наделил человека любовью, показал пример Своего жертвенного служения людям на Голгофе, на кресте. И святые отцы, подражая Ему по всему миру, по всей нашей России стали приносить хваления, благодарения, мольбы, молитвы, покаяния и добрые дела. И этим поклонением, этой верой святой православной многие люди стали спасаться в нашей родной России. И нам они оставили этот пример, нам оставили завещание: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!», в ней же тебе слава, в ней же тебе радость и вечное спасение! 

Помощи Божией хранить веру, благодарить Бога за то, что мы православные, что мы кланяемся истинному Господу нашему, Творцу вселенной и Спасителю мира с надеждой получить от Бога радость не только земную, но и вечную на небесах вместе со святыми. С праздником!