100 лет со дня обретения мощей св.прмц. Великой княгини Елисаветы

В 2018 году исполняется 100 лет со дня мученического подвига Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.

С чувством особой радости Православная Церковь совершает память святой Преподобномученицы, жизнью засвидетельствовавшей свою веру и любовь ко Христу.

11 октября 2018 года — день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 100 лет назад в этот день из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

В Спасо-Елеазаровском монастыре в этот день особый праздник – нижний храм Собора Трёх Святителей освящен в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Накануне праздника в этом храме было совершено всенощное бдение с литией. В сам день праздника утром был отслужен водосвятный молебен. За Божественной Литургией молился митрополит Евсевий (Саввин). По окончании Литургии владыка возглавил молебен святым преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре.

После богослужения Высокопреосвященнейший владыка поздравил всех с престольным праздником и произнёс проповедь, и далее все прошли в надгробную часовню, где была совершена заупокойная лития по первой настоятельнице и строительнице обители игумении Елисаветы (Беляевой), которая имела Небесной Покровительницей Великую княгиню Елисавету.


Отрывок из книги «Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны», написанной митрополитом Анастасием (Грибановским) и изданной в Иерусалиме в 1925 году.

Скрывая свои подвиги, она [Великая княгиня Елисавета Феодоровна] являлась перед людьми всегда со светлым улыбающимся лицом. Только, когда она оставалась одна или в кругу близких людей, у неё на лице особенно в глазах проступала таинственная грусть-печать высоких душ, томящихся в этом мире. Отрешившись почти от всего земного, она тем ярче светила исходящим от неё внутренним светом и особенно своей любовью и лаской. Никто деликатнее её не умел сделать приятное другим — каждому соответственно его потребностям или духовному облику. Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоватся с радующимися, что обыкновенно труднее первого. Не будучи монахиней в собственном смысле этого слова, она лучше каждой инокини блюла великий завет Св. Нила Синайского: «блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога». Найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было всегдашним стремлением её сердца.

(…) Как чудное видение, прошла она [Великая княгиня Елисавета Феодоровна] по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.
Как чудное видение, прошла Великая княгиня Елисавета Феодоровна по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.

Такие образы имеют непреходящее значение: их удел вечная память и на земле и на небе. Не напрасно народный голос ещё при жизни нарек её святой.

Праздник Преподобного Сергия Радонежского

8 октября 2018 года, в день памяти великого угодника Руси – преподобного Сергия Радонежского в нашей обители было совершено торжественное богослужение в честь престольного праздника.

Утром в храме преподобного Сергия Радонежского был совершен водосвятный молебен.

За Божественной Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы молился митрополит Евсевий (Саввин) и по окончании богослужения Высокопреосвященнейший  владыка возглавил молебен перед образом святого преподобного и богоносного Сергия – аввы Земли Русския.

По окончании молебствия владыка Евсевий поздравил всех с праздником и произнёс проповедь.

День памяти преподобного Гавриила (Зырянова)

7 октября 2018 года, в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, в день прославления Мирожской иконы Божией Матери и памяти преподобного Никандра в обители торжественно совершали празднование дня памяти преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровской пустыни.

Накануне было совершено всенощное бдение, во время которого торжественно было пропето величание прп. Гариилу и прп. Никандру и митрополит Евсевий помазал всех освященным елеем.

В сам день праздника Божественную Литургию возглавил иеромонах Августин.  По окончании Литургии было совершено славление.

Из истории монастыря

С 1908 по 1915 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре подвизался старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов), привлекавший к себе богомольцев, ищущих слова наставления и исцеления душевных и телесных недугов.

Один из его близких духовных сыновей, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), пригласил старца в монастырь, в котором незадолго до того принял настоятельство. В день старец порой принимал до 150 и более человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. К нему приезжали целыми семьями, паломническими группами. У кельи старца можно было встретить архиерея и монаха, чиновника, священника, аристократа, и простого крестьянина или мастерового – старец не знал ни социальных, ни иных различий, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить, духовно напитать.

В числе высоких особ, посещавших старца, — преподобномученица княгиня Елисавета Федоровна. На средства великой княгини  в Спасо-Елеазаровой пустыни при келье отца Гавриила  была устроена домовая церковь в честь небесного покровителя старца – Архангела Гавриила.

В 1915 году старец отправился в Казань, и там почил о Господе. В декабре 1996 года было получено благословение на прославление старца в лике местночтимых святых Казанской епархии. 30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в Седмиезерную пустынь и в этом же году частица мощей была передана в Спасо-Елеазаровский монастырь.

 Старец Елеазаровской пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов)
в монастырском саду, 1910 год


Слова и наставления преподобного Гавриила (Зырянова)

  • Бога должно любить для Самого же Бога. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души.
  • Только чистые сердцем могут зреть Бога, – то есть не одну только идею или образ Бога, а иметь жизнь Божию, всю Его мудрость, любовь и благость, – и всё это как бы осязательно.
  • Душевный мир наипаче в том состоит, чтобы общую пользу наблюдать и хранить, как свою собственную. Где такого мира нет, там уже разделение, там всё приходит в скудость, там лучшие дома разоряются, и города падают. Где же есть согласие и мир, там всё процветает. Ибо мир есть основание и источник всякого блага.
  • Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой.
  • Пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца, подобно тому, как и один коготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту.
  • Тщеславный – бесплатный работник. Труд несет, а награды не получает; как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в него положено, так тщеславный губит мзду добродетели.
  • Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая.
  • Берегитесь оскорблять Духа Божия, за это гнев Божий приходит! «А кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов» (Рим. 8, 9). Старайтесь не грешить!

30 сентября 2018 года в Спасо-Елеазаровском женском монастыре состоялось празднование иконы Божией Матери Цареградской

30 сентября празднуется память Цареградской иконы Божией Матери — святыни Спасо-Елеазаровского женского монастыря и всего Православного мира.

За Божественной Литургией молился митрополит Евсевий (Саввин). Многочисленные паломники, прихожане и дети собрались в этот день в обитель, чтобы почтить ее святыню.

По окончании Литургии состоялся крестный ход на источник Цареградской иконы Божией Матери, где митрополит Евсевий совершил водосвятный молебен. Владыка обратился ко всем присутствующим со словом приветствия, в котором подчеркнул особую миссию русского народа в хранении чистоты православной веры.

На праздничной трапезе, куда были приглашены все богомольцы, детьми воскресной школы и сестрами монастыря были исполнены патриотические и духовные песнопения.

Историю Цареградской чудотворной иконы Божией Матери можно прочесть по ссылке:

http://eleazarovo.ru/svyatyni/o-tsaregradskoj-chudotvornoj-ikone-bozhiej-materi/ 

 

Праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября 2018 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Спасо-Елеазаровском монастыре состоялось торжественное богослужение.

Накануне праздника было совершено всенощное бдение с чином выноса Креста Господня, поклонением Честному Кресту и елеопамазанием.

В сам день праздника Божественную Литургию возглавил митрополит Евсевий (Саввин) в сослужении клириков монастыря. По окончании Литургии состоялось поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Рождество Божией Матери

21 сентября 2018 года, в день престольного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в нашей святой обители.

Его Высокопреосвященству сослужили духовник обители, наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко) и клирики монастыря. За богослужением молились старшая сестра обители монахиня Мария с сестрами обители, а также многочисленные паломники и местные жители.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился к духовенству, сестрам обители и богомольцам с приветственным словом. Также, Псковский архипастырь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла представил всем собравшимся новоназначенную старшую сестру обители монахиню Марию и пожелал всечестной матушке помощи Божией в несении возложенного на нее послушания.



По материалам сайта Псковской Митрополии

Бгородичная Пасха

28 августа 2018 года, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы в обители в храме Рождества Божией Матери была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения на монастырском кладбище была отслужена лития по новопреставленной рабе Божией Анне, благодетельницы монастыря на 9 день со дня её кончины.
29 августа в обители состоялось всенощное бдение с чином погребения Пресвятой Богородицы.

Богородичная Пасха

                                                                                                        протодиакон Дмитрий Половников

Успение Пресвятой Богородицы недаром именуется Богородичной Пасхой — как повествует Евангелие, то была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не небесным гостем — Богочеловеком, но земной Девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же одной из нас, земнородных.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, последовавший в 48 году, установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженных Августина и Иеронима. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — Собором Пресвятой Богородицы, который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова.

Особенно торжественно праздник Успения стал совершаться в православной церкви в VI веке после победы византийского императора Маврикия над персами. По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом — этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников — Крещение.

Дню Успения Пресвятой Богородицы предшествует один из четырех многодневных постов — Успенский пост. Он установлен в подражание Божией Матери, которая всю свою жизнь и особенно перед своим Успением проводила время в посте и молитве. С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и люди празднуют первую встречу осени. В современной практике богослужение Успения связывается с чином Погребения Пресвятой Богородицы. Это последование пришло к нам из Иерусалима и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме. Затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в самых различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда.

После смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения — подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо — подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 21).

Природное явление смерти издревле казалось человеку величайшей из всех возможных загадок бытия. Смерть всегда вызывала страх и трепет, растерянность и недоумение.

Христиане верят в то, что вместе с прозвучавшим еще при создании мира Божественным возгласом «Да будет…», разнесшимся, подобно эху, в беспросветности первоначального небытия, все сущее — раз и навсегда — обрело надежную и непоколебимую жизненную основу. Отнюдь не смерть, но жизнь является духовной осью, внутренним стержнем всего окружающего нас творения. И именно благодаря такой вере, сама смерть для каждого христианина есть не более чем трудное испытание на пути к подлинному и вечному существованию. Для православных людей умирание отнюдь не «последняя точка» в истории бытия их личности, но «запятая» — необходимо подразумевающая и в дальнейшем непрестанное развитие «сюжета», задуманного для них Творцом и Создателем.

«Бог смерти не сотворил, но создал человека в обручение бессмертия» — написал некогда святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (IX век).

Успение Пресвятой Богородицы — это праздник Ее смерти. По вере Церкви, кончина человека, весь свой недолгий век сознательно и убежденно прожившего без Бога, может оказаться страшной и горькой. Но смерть Богоматери, превосшедшей в Своей святости, в исполнении Своего призвания даже высочайшие ангельские чины — херувимов и серафимов — поистине становится радостью, светлым и утешительным событием для всех христиан. И пусть горюют собравшиеся у одра умирающей Девы апостолы и первые епископы древней Церкви, пусть скорбят они о разлуке с Матерью Богочеловека Христа — событие это все равно дарует православным христианам надежду на их соединение в миг будущей кончины со своим Творцом.

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленатую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного «рождения в смерти», что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью». Воистину Пасха Богородичная!
                                         
                                                       По материалам сайта Татарстанской митрополии

22 августа 2018 года в Спасо-Елеазаровском монастыре по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона состоялись похороны благодетельницы обители р. Б. Анны (Колосовой А.В.).

19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господня, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию и праздничный молебен с крестным ходом в Спасо-Елеазаровском женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустныни архимандрит Спиридон (Иващенко) и клирики обители. 

За богослужением молились митрополит Евсевий (Саввин), старшая сестра обители монахиня  Рафаила с сестрами, а также многочисленные прихожане и паломники.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с приветственным словом.

По отпусте Божественной Литургии все собравшиеся во главе со своим архипастырем крестным ходом направились к часовне Преображения Господня, где было совершено освящение яблок и плодов нового урожая.

Также Псковский Архипастырь совершил чин освящения часовни в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы, воздвигнутой над могилой почившей настоятельницы обители игумении Елисаветы (Беляевой), трудами которой совершилось восстановление обители.

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в праздник Преображения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху, да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!» — поем мы сегодня. Давайте вместе вникнем в слова этого удивительного и необычайно поучительного тропаря.

«На горе Фаворе Ты преобразился, Христе Боже, показав во время Преображения ученикам Твоим свою Божественную славу». Эта Божественная слава была скрыта от окружающих. Божество Христа было скрыто за Его человечеством.

Люди видели человека, такого же, как они сами, но Господь Иисус Христос был не только человеком. Он был Богом. И это Божество попалило бы людей, потому что Божественная сущность настолько поразительная, настолько иная, чем сущность человека, что люди не могут ее вместить. И поэтому в этом тропаре и говорится, что апостолы восприняли это Божество Спасителя «якоже можаху» — настолько, насколько они это могли.

Дальше идут очень важные слова: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Когда мы читаем в Евангелии об этом великом событии, мы иногда не отдаем себе отчет, насколько это было удивительным, потрясающим для апостолов.

Был обычный солнечный, жаркий день в Иудее. Апостолы, три любимых ученика Христа, вместе со своим Учителем поднялись на один из склонов горы Фавор, чтобы помолиться. Но апостолы, по-человечески устав, были «отягчены сном» (Лк. 9:32). А Спаситель молился.

Когда же апостолы пробудились от сна, они вдруг увидели солнце. Настоящее ослепительное солнце, но не на небосклоне, а рядом. Лицо Господа Иисуса Христа сияло, от Него исходил нестерпимый свет. А одежды Его были такими светлыми, такими непорочными и такими белыми, что ни один белильщик на земле не смог бы создать нечто подобное.

А рядом со Спасителем апостолы увидели воскресшего Моисея. Он же умер, он был похоронен, он сошел в Шеол, во Ад. Каким же образом он мог появиться рядом со Спасителем? А святые отцы говорят: «Только воскресением».

И вместе с Моисеем, которого они почитали бесконечно как законодателя, как символ закона, на горе Фавор явился и второй символ – это был символ пророка, великий пророк Илия. Они стояли и беседовали с их Учителем, Которого они видели множество раз, который представал перед ними таким же человеком, как и они сами. А сейчас Он преобразился и сиял, как солнце. Это настолько потрясло апостолов, что они пали ниц.

Так чудно, так прекрасно, так счастливо было быть рядом со Спасителем торжествующим, Спасителем, пришедшим в Своем Божестве, что апостол Петр произнес слова, которые и мы в сердце своем время от времени произносим, когда нам хорошо: «Добро нам здесь быть» (Мф. 17:4). Если сказать простым языком, то: «Как же нам хорошо! Давайте сотворим, — говорит Петр, — три кущи, три шалашика, больше ничего нам не надо, счастливым — рай в шалаше, и будем здесь всегда пребывать».

Как часто, когда и мы чувствуем единение с Богом – монахи в святой обители, миряне во время доброго периода устроения своей души – говорим: как же хорошо нам! Вот если бы осталось так навсегда!

Чудесная мечта, да только бесовская. В древней средневековой легенде о диаволе, который утащил душу одного ученого, говорится о следующем. Когда сделка между диаволом и этим ученым была заключена, то было сказано: «Когда ты, ученый, скажешь «остановись мгновенье, ты прекрасно», вот тут я тебя и схвачу. Вот тогда ты и мой!».

Все мы желаем себе и ближним вечной радости, желаем и ожидаем пребывания с Богом в пакибытии. Но здесь на земле Господь не благословил нам такого счастья. Здесь это преткновение, здесь это соблазн. Поэтому на слова апостола Петра «добро нам здесь бытии, сотворим три кущи» (Мф. 17:4), звучит глас Самого Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5).

Не слушайте свое падшее сердце, зовущее вас к человеческому счастью в этом временном мире, в этой временной юдоли. Слушайте лишь одно – то, что говорит вам Слово Божие, воплотившийся Бог, Господь Иисус Христос. А Он говорил ученикам вовсе не о том, чтобы почивать здесь, в шатрах, которые конечно же с радостью можно создать. Он призывал вместе с Собой пойти в Иерусалим, где наш Господь примет страшные крестные страдания ради спасения людей. Призывал пойти вслед за Ним и разделить в будущем Его судьбу.

Смысл нашей жизни здесь на земле не в том, чтобы пребывать в состоянии блаженства, даже связанного с верой, даже связанного с религией. Нет. Это может быть лишь составной частью. Смысл нашего бытия, который возвещает нам Сын Божий возлюбленный, в Котором Божие благоволение, Которого мы должны слушать, только один – исполнять волю Божию.

Вот в чем секрет истинной духовной жизни. Не восторги, не радость духовная. Они могут быть, а могу и не быть. Они могут утешить, а могут и завести в прелесть. А вот истинная цель христианской жизни здесь на земле – это познание и исполнение воли Христовой.

Многие из нас помнят наших старцев: отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая Гурьянова, день память которого будет скоро. В чем была их великая сила? В чудотворениях? Конечно, но это не главное. В прозорливости? Да, но и это не главное. Самое главное было в другом – они знали волю Божию о человеке, могли сообщить эту волю Божию о каждом человеке и дать силы исполнить ее. Потому что иногда бывает так, что мы знаем волю Божию, а сил ее выполнить нет. И это знает каждый православный христианин, стремящийся исполнять заповеди Евангелия.

Поэтому мы просим: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Для чего нам нужен свет? Чтобы видеть друг друга, чтобы видеть путь, по которому мы должны идти, чтобы не заблудиться, чтобы во тьме не попасть в беду, в руки врагов.

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Но этот свет ведь не обязательно свет солнечный. И при солнечном свете сколько раз мы блуждали, сколько раз мы заходили в тупики, попадали в диавольские капканы и ловушки! Сами при свете забредали во тьму. Значит нам нужен другой свет. Свет, при котором мы видим то, что не видно при обычном солнечном свете – виден духовный мир. Солнце, сияющее и освещающее духовный мир – это и есть Христос.

Есть такая книга в Священном Писании, которая называется Апокалипсис. Все к этой книге относятся очень ревностно – в ней загадка, в ней будущее человечества, и хотелось бы о ней узнать. А вот святая Церковь запрещает читать ее во время богослужения. Не полезно нам, живущим плотскими страстями, не ведающими света Царствия Небесного, изучать эту книгу без особого приготовления и без особых учителей. Но одна маленькая страничка этой книги приоткрывается в Священном Писании, читаемом сегодня.

В Апокалипсисе говорится, что когда наступит Второе Пришествие Господа, когда свершится Страшный Суд, когда человечество начнет новое бытие в прекрасном граде, новом Иерусалиме, то не нужно этому городу будет солнце, потому что солнцем этого города будет Христос. Это маленькая страница Апокалипсиса. И вот, в день Преображения мы приоткрываем эту страницу, мы видим, какой свет по-настоящему нужен нам.

Уроки святого Преображения – Бог пришел в мир для того, чтобы преобразить его и спасти. Бог стал таким же человеком, как и мы, но Он нес в Себе всю полноту Божества. Бог, ставший человеком, ведет нас от ступени к ступени на гору Преображения, на гору Божию, в новый небесный Иерусалим, где не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная» (Кондак панихиды).

Следуя по этому пути не примем в этом мире гостиницу или приют за цель нашей жизни. Не примем временное, духовное даже утешение или счастье за цель. Будь то счастье монастырское, будь то счастье семейное, будь то счастье детей, будь то счастье дружества, будь то счастье просто доброго и счастливого душевного расположения. Это всего лишь период. Поблагодарим за них Господа, но всегда будем помнить, что истинная цель только в одном – оставляя все это, «забывая о задних простираться в передняя» (Фил. 3:13) к познанию и исполнению воли Божией. Аминь! Поздравляю всех вас с праздником Преображения!

По материалам сайта Псковской епархии
                                                                                              

Праздник Всемилостивого Спаса

14 августа 2018 года, в день праздников в честь чудотворного образа Всемилостивого Спаса и происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в обители было совершено тожественное богослужение. Торжество началось накануне с праздничного всенощного бдения с акафистом Иисусу Сладчайшему на распев перед чудотворной иконой Спасителя. На утрени после великого славословия состоялось торжественное изнесение Честного Креста для поклонения. В день праздника была совершена  Божественная Литургия, и по её окончании состоялся водосвятный молебен с освящением меда нового сбора.


Чудотворная икона Спаса Всемилостивого

Спасо-Елеазаровская икона Христа Спасителя мира именовалась раньше Великопустынской по месту своего явления. Она была обретена в глуши великопустынского леса, в 66 верстах от города Пскова.

Явление этой чудотворной иконы, как свидетельствует предание, было таково. В 1352 году в Пскове появилась «черная болезнь», незадолго перед тем унесшая миллионы жизней как на Востоке – в Азии, так и на западе – в Европе. Эта ужасная болезнь так страшно разразилась над Псковом, что за несколько месяцев в живых осталась треть населения многолюдного города. Псковитяне, обессиленные в борьбе с этим бедствием, увидели в нем Божие наказание за тяжкие грехи их и прибегли к покаянию – единственному верному средству, скоро переменяющему гнев Божий на милость. Граждане наложили на себя пост, усилили молитвы к Живоначальной Троице, призывая ходатайство Царицы Небесной и святые молитвы равноапостольной Ольги Российской и святых благоверных князей Гавриила и Довмонта.

Протекло еще три месяца, наступила осень. Один благочестивый муж, охотясь в великопустынском, в то время дремучем и почти непроходимом лесу, пробираясь в далекой чаще, сквозь ветви деревьев вдруг увидел необычайный ослепительный свет. Изумленный и испуганный неожиданным явлением, он остановился и долго не решался выяснить, что происходит, но все же пересилил страх. Он стал подходить все ближе и ближе к дивному месту и – чудо! – на одном из деревьев увидал икону Господа Иисуса Христа, окруженную ослепительным сиянием. Возвратившись домой, он рассказал о дивном явлении святой иконы Христа Спасителя, и весть об этом скоро распространилась по Псковской земле.

Благодарные псковитяне прославили Всемилостивого Спаса, даровавшего им от святой Своей иконы приснотекущий источник исцелений, и построили церковь в честь Преображения Господня, тем самым положив начало Великопустынской обители.

В 1764 году Великопустынский мужской монастырь, основанный на месте чудесного явления иконы, был упразднен, а сам чудотворный образ перенесен в Спасо-Елеазаровскую обитель. С тех пор икона известна под именем Спасо-Елеазаровской чудотворной иконы Спасителя.

                                                     (По книге «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.).

Крестные ходы с иконой Спасителя

Важнейших крестных ходов до революции на Псковщине было пять: 1) весенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря; 2) весенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря; 3) осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря; 4) осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря; 5) крестный ход из Святогорского монастыря.

Весенний крестный ход с чудотворной иконой Спасителя совершался в неделю о расслабленном, в четвертую неделю по Пасхе. Чудотворную икону в пятницу вечером приносили из Спасо-Елеазаровского монастыря в Варлаамовскую церковь и оттуда в воскресенье к литургии в сопровождении соборных икон приносили в Троицкий собор, а после литургии – на Спасское подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. В среду, на праздник Преполовения, крестный ход совершался из собора с чудотворным образом Спасителя и другими особо чтимыми соборными иконами на реку Великую для освящения воды. А затем их обносили вокруг всего города. В следующее воскресенье (в неделю о самаряныне) икону Спасителя относили в Варлаамовскую церковь и оттуда – обратно в обитель.

Осенний крестный ход из Елеазаровского монастыря с чудотворной иконой Спасителя был установлен в память избавления Псковской губернии от нашествия галлов. Святую икону приносили в Псков 5 октября, вечером ее встречало псковское духовенство с соборными иконами у Варлаамовской церкви и вносили в собор, где совершалось всенощное бдение. 7 октября, после освящения воды на реке Великой, ее вместе с печерской чудотворной иконой Божией Матери обносили вокруг всего города и затем относили на Спасское подворье. 13 октября чудотворную икону Спасителя уносили не сразу в монастырь, а в Великую Пустынь, к месту ее явления.

Вокруг города шли так. С хоругвями и большим соборным знаменем несли знаменитые мечи святых князей Всеволода и Довмонта. Святые князья открывали шествие для родоначальницы русских князей – княгини Ольги, икона которой следовала за ними. Дальнейший ряд составлялся из икон Свято-Троицкого собора и заканчивался той иконой, в честь которой совершался крестный ход.

                                                                 («Псковские епархиальные ведомости», 1869 г., № 23).

В день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла – покровителей моряков и рыбаков – крестный ход совершался на острова Псковского озера.

В 1810 и 1811 годах улов рыбы был крайне плох, островитяне впали в бедность, и оставалась только одна надежда – на помощь Спаса Всемилостивого. Воодушевленные евангельским сказанием о чудесной ловле рыб на Галилейском море, островитяне, веруя, что Господь Иисус Христос «вчера, днесь, той же и во веки», в надежде на помощь и милосердие Его, положили крестным ходом нести на острова чудотворную икону Спасителя и обратить к ней своим молитвы. Объехав со святой иконой вокруг островов и окропив святой водой невода, они во имя Спаса Всемилостивого пустились в озеро и закинули сети. Вскоре сети были полны. Ясно увидев в этом скорую помощь Божию, рыбаки возблагодарили Господа и с тех пор положили ежегодно накануне 29 июня (12 июля по н.ст.) привозить на острова святую икону Спасителя, каждый раз встречая и провожая ее крестным ходом вплоть до обители.

                                                         (Из книги «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.).