Вечер на Печерском подворье, посвященный истории обители

17 февраля на подворье Псково-Печерского монастыря состоялась лекция для экскурсоводов и прихожан «Спасо-Елеазаровский монастырь. Прошлое и настоящее».

На вечере присутствовали: настоятель воинского храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор, настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Мария с сестрами, экскурсоводы и прихожане.

Приветственное слово сказал настоятель подворья иеромонах Анатолий. Рассказ о монастыре открыли сестры обители пением песни «Много есть обитель святых…». Насельница монастыря инокиня Евгения продолжила повествование об истории обители вместе с показом фотохроники разных лет, на которой сохранились виды монастыря до революции и в годы разрухи, а также фотографии братии Спасо-Елеазаровой пустыни. Её рассказ был наполнен многими интересными архивными сведениями об истории монастыря, и в дополнение к общей картине повествования, сестрами обители были исполнены ещё несколько песнопений.

В конце встречи протоиерей Олег Тэор рассказал об истории нахождения мощей старца Гавриила (Зырянова).

Сретение Господне

12 февраля, в день праздника Сретения Господня, в обители состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).
Накануне праздника, вечером было совершено всенощное бдение. На утрени, после прочтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освещенным елеем.

В день праздника совершили Божественную Литургию и славление. По окончании богослужения митрополит Евсевий поздравил всех с праздником и произнёс проповедь. И затем состоялся чин о Панагии.

 

                                          Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Сретения Господня

Всечестная мать настоятельница, всечестные сестры, дорогие о Господе братья и сестры во Христе и наши отцы! Всех вас приветствую с великим праздником Сретения Господня!

В этот праздник мы слышим о событиях, когда Пречистая Дева Мария, как мы знаем, рождшая Богомладенца, по обычаю еврейскому на сороковой день вместе с Иосифом принесла младенца Христа в Иерусалимский храм, как тогда было принято, для того чтобы принести благодарение Богу и освятить ребенка молитвой в храме, как и теперь это делается. А в древности еще приносили или две горлицы, или два голубя, что и совершили праведный Иосиф и Дева Мария при принесении младенца Христа в иерусалимский храм.

Там их встретил праведный старец Симеон. Некогда он был переводчиком библии и переводил книгу пророка Исаии с еврейского на греческий язык. В том месте, которое он переводил, было написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эммануил, что значит «с нами Бог»». Праведный Симеон усомнился: «Как это дева — родит?». Он хотел зачеркнуть это слово и исправить на слово «жена», но сказано, что ангел Божий удержал его руку, чтобы он не исправлял и сказал праведному Симеону, что тот не умрет, пока сам не станет свидетелем этого рождения, этого явления, когда Дева родит Сына. И вот прошло много лет, и этот момент пришел.

Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли младенца Христа в храм Божий, а праведный Иосиф по водительству Божию тоже пришел в храм. И увидев Христа он произнес вот эти слова, которые мы читаем и дома, и в храме за правилом: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал всем людем».

Вот это явление Христа во храме и действие праведного Симеона в присутствии праведной Анны пророчицы, которая, как сказано, не отходила от храма день и ночь, служа своим трудом иерусалимскому храму во имя Божие, осталось в Церкви и в нашей жизни.

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Промысел Божий управляет миром и жизнью людей, промысел Божий каждого человека ведет прежде всего к Создателю, к Богу нашему, Творцу Вселенной. Возрадовался праведный Симеон и отверз уста свои для прославления Господа.

Каждого из нас Господь призывает прежде всего к истине и открывает ему путь к небесной жизни Своим учением через Церковь Свою, через проповедь Церкви, через Евангелие, через причащение святых Христовых Тайн. И как праведный Симеон встретил Христа и принял Его на свои руки, так и человек христианин: если он верует в Бога истинного, то и в его сердце под различным видом может придти Сам Спаситель, потому что Бог непрестанно стучится и призывает людей к пребыванию в Церкви, к праведной жизни и к соблюдению законов Своих. Одна беда, что человек иногда слышит стук в своем сердце, но не открывает ни уст своих, ни сердца своего, и как будто не слышит голоса Божия, призывающего Его как Свое дитя к вечности, к радости, к спасению.

Наша жизнь, наша радость — в Боге. Его закон должен быть в нашем сердце, и тогда мы будем носителями Самого Господа в своем сердце. И тогда и наше сердце возрадуется, и тогда и мы ощутим благодать Божию и присутствие Божие в нас, и нам откроется путь в жизни земной во Христе к жизни небесной через Церковь, через Таинства церковные. Не забывайте читать Евангелие, не забывайте слушать голос небесного Творца, на забывайте, что и нам предстоит время, каждому свое, предстать перед Богом. Только бы были обращены к нам Его слова, когда Он скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, потому что вы исполнили заповедь Господа — голодного накормили, странника приютили, больного посетили и оказали помощь нуждающемуся». И не дай Бог, чтобы нам услышать: «Отойдите от меня, вси беззаконнующие, в огнь вечный, уготованный диаволу и служителям его, потому что вы не исполнили закона Моего и не сделали ни одного доброго дела».

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Праведный Симеон и праведная Анна пророчица удостоились встречать Господа за свою праведную жизнь, как сказано в Евангелии — «старец Симеон праведен сый, и Анна пророчица служившая Господу в храме день и ночь». Постараемся и мы по мере наших сил посещать храм и от закона Божия не отходить, читая слово Божие и учение святых отец.

Божией помощи, Божией радости, крепости сил и всегда быть с Богом, чтобы и нам услышать Господа и встретить Его в Царствии Небесном, а в земной жизни — встречать Его в слове Евангелия, носить это слово в своем сердце и руководствоваться правилами Церкви и правилами святых отец. С праздником! Радости, крепости, здоровья и всего самого доброго!

Собор Трёх Святителей

12 февраля 2020 года праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском монастыре в главном храме обители, освященном в честь Трёх вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Вечером, накануне праздника состоялось всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех богомольцев освященным елеем.

В день праздника, утром был отслужен водосвятный молебен.

Затем, соборно духовенством была совершена Божественная Литургия, и по её окончании состоялся крестный ход вокруг храма-именинника. В часовне на месте упокоения настоятельницы обители — игумении Елисаветы была пропета «Вечная память». По возвращении крестного хода в храм, митрополит Евсевий прочитал молитву Трем святителям. В честь престольного праздника были провозглашены многолетия. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка поздравил всех с престольным праздником и произнёс проповедь.  Праздничное торжество завершилось чином о Панагии.

 

                                           Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) на праздник Трёх Святителей

Всечестные отцы, дорогая мать настоятельница, дорогие сестры обители, дорогие во Христе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с престольным праздником нашей святой обители — памяти святителей Христовых и Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, с праздником нашей радости. Праздник престольный для нашей святой обители, и особенно радостно, что этот праздник мы совершаем в обновленном храме.

Как небо украшено Солнцем, Луной и различными звездами, сияющими по мере своей природы — одни мерцают, другие неизменно небольшие, а есть звезды, которые горят ярко и освещают мир для людей — так и здесь сегодня, так и в вечной жизни: есть у нас Господь — Солнце правды, есть у нас Пречистая Дева Мария, Которая сравнивается с яркой Луною на небесном склоне, и также есть бесконечное множество звезд, которые отображают жизнь земную людей. Одни горят ярким светом, другие горят меньшим светом, а некоторые горят еле заметным светом. Вот такая жизнь, таково устроение людей и в небесной жизни — по их делам, по их жизни они отображают свет Божий.

Святые Вселенские учители, ныне прославляемые, жили в IV веке. Больше трехсот лет Церковь Христова была гонима, и верующие люди были подвержены страшным гонениям, страшным мучениям. Триста лет лилась кровь христианская. И вот IV век был обозначен дарованием свободы христианскому вероучению. Со времени святого равноапостольного Константина Великого Церковь стала свободна в своем исповедании, но она жила среди того же мира: и языческого, и нехристианского.

Так и в наше время, хотя Церковь и свободная, но вокруг есть инакомыслящие, есть люди иной веры, и даже язычество существует — множество людей, которые не знают истинного Бога. Но в тоже время с IV века сияют на небесном своде святители Христовы, которых мы сегодня чтим.

Сами их имена говорят об их делах — Василий Великий. Почему он называется Великим? Потому что он много трудился ради Христа. Получив образование духовное в древних, знаменитых школах Антиохии, Александрии, Афин, он на время удаляется в пустыню и там познает Бога не умом, а сердцем и душою. Затем он становится проповедником, патриархом Антиохии, и создает много книг о вере, о Боге, о Духе Святом, о жизни, о жизни святых и пустынных подвижников. Этими книгами он украсил мир и Православную Церковь, в первую очередь. Подобно ему трудились и святой святитель Григорий Богослов, и святитель Иоанн Златоуст — этот неумолкаемый проповедник слова Божия, «золотые уста», как обозначил народ, который слушал его слова и проповеди.

Они — три столпа нашей Церкви, которые твердо стоят на камне учения Христова, Священного Писания, слова Божия. Они украсили Церковь нашу своим служением, своею проповедью и своей святой жизнью, претерпевая различные тяготы в этом мире, но оставаясь исповедниками Христовыми, которые украсили нашу святую Православную Церковь. Они и при жизни светили миру и словом, и житием, и писанием, они и после кончины своей не умолкают, проповедуя своим писанием, житием и молитвой, беспокоясь о нашей жизни, настраивая ее на путь Божий.

Путь, согласно которому они жили, учили и подвизались — это главная дорога от земной жизни к небесной. На эту дорогу они приводили и после своей смерти множество людей, верующих во Христа, научая их от слова Евангелия, от слова писания святых апостолов, святых подвижников и пустынников.

Мы счастливы, дорогие отцы, братья и сестры, что имеем возможность, прежде всего, совершать служение в этом соборе обители, посвященном нашим святителям и Вселенским учителям. Блаженны люди, которые познают веру и Бога, которые познают Евангелие и читают слово, которое оставляют святители Божии!

К сожалению, в наше время на все хватает времени — различные забавы и труды. Но вот, как раз не хватает времени, чтобы почитать то, что оставили для нас с вами святители Божии. А они оставили все то, что светит на этом пути, ведущем от земной жизни к небесной. Ярким светом они освещают путь христианину, если он совершает чтение слова Божия и наставлений от святых отец. Не забудем об этом! Постараемся уделять время все-таки не тем забавам и магнитам, которые сбивают нас с пути Божия к смерти. Будем пытаться через молитву, чтение Евангелия и от святых отец, спасаться на этом пути, который ведет нас от жизни земной к жизни вечной, небесной. Аминь, с праздником!»

Приглашение на праздник

12 февраля в обители престольный праздник в честь Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Сегодня вечером начало всенощного бдения в 17.00
В день праздника: 8.00 Водосвятный молебен.

9.00 Часы. Литургия. Крестный ход.

Приглашаем всех желающих приобщиться к торжеству в прославлении вселенских учителей и святителей.

Братия Спасо-Елеазаровой пустыни в лике Бутовских новомучеников 

«Я верю в конечное торжество России. Настанет день, когда она скинет с себя подмявшие ее злые силы. И как знать, не суждено ли будущей России, вернувшей себе достоинство, очистившейся и умудренной страданиями, сказать потрясенному миру новое слово, в котором и она сама отчаянно нуждается».

                                                                                                                           Вел. княгиня Мария Павловна (младшая)

«Новое слово», сказанное «потрясенному миру», — это Слово о духовном возрождении нашего Отечества. «Россия восстанет, — писал святитель Иоанн (Максимович), когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».

Предлагаем Вашему вниманию статью: 

Братия Спасо-Елеазаровой пустыни в лике Бутовских новомучеников

В статье Вы можете ознакомиться архивными материалами о трех бутовских священномучениках из числа братии Спасо-Елеазаровского монастыря.
 



























                                     Собор Воскресения Христова в Бутово

Небесная дружина

Это был цвет монастырской братии, они в числе первых взошли на общероссийскую Голгофу и этот мученический венец был наградой за их подвижническую жизнь. До 1938 года многие из братии Спасо-Елеазаровой пустыни, пройдя лагеря и ссылки, пополнили сонм мучеников за веру Христову. «Кровь мучеников – семя Церкви». Их молитвами возрождается и наш монастырь.

Братия Елеазаровой пустыни, убиенная в годы гонений

Краткие сведения

Имена братии, утопленной в Чудском озере у д.Спицыно в августе 1918 года:

Игумен Дометий (Золотухин) – 38 лет, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1894 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., нес должность казначея, с 15 января 1911 г. назначен настоятелем.

Иеромонах Алексий (Козлов) – 34 года, родом из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1895 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял послушание казначея.

Иеромонах Исаакий (Певин) – 40 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1908г., исполнял послушание ризничного.

Иеродиакон Игнатий (Кириленко) — 37 лет, родом из казаков Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание диакона.

Иеродиакон Пимен (Пономарев) – 39 лет, из крестьян Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание клиросного и диакона.

Иеродиакон Иона (Киричук) – 36 лет, из крестьян Волынской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь в 1907 г., исполнял послушание клиросного и диакона.

Монах Мелетий (Шопин) – 37 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял клиросное послушание.

Монах Иларион (Стариков) – 36 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1899 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание портного.

Монах Евфросин (Филонов)- 46 лет, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1904 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г.

Монах Дионисий (Скоп), 44 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1903 г., переведен в Спасо-Елеазарову в 1907 г., исполнял послушание столяра.

Монах Дометиан (Тертышный) – 46 лет, родом из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову в 1910 г., исполнял послушание ключника.

Рясофорный послушник Федор (Садовский), родом из Минской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову пустынь после 1914 г., исполнял послушание письмоводителя.

Послушник Стефан (Медведь) – 23 года, из крестьян Черниговской губернии, поступил в Спасо-Елеазарову в 1913 г., исполнял послушание столяра.

Расстреляны:

— в 1920 году: на монастырской Святой горке 8 монахов, имена неизвестны

— в 1937 году:
на Бутовском полигоне: прмч.Евфросин (Антонов), Серафим (Щелоков), Алексей (Воробьев)

в тюрьме г.Иваново: архим. Симеон (Холмогоров), иером. Анания (Алексеев)

в Левашовской пустоши: архим. Мефодий (Минин), протоиерей Василий Суворов, два преподавателя и библиотекарь Елеазаровской средней школы

— в 1930 году арестован и погиб в лагерях Севкрая игумен Корнилий (Алексеев)

Судьба оставшихся 19 монахов на момент закрытия монастыря неизвестна, как и других, рассеянных после изгнания из обители.

От времен апостолов до наших дней мученичество ради Христа есть созидание Церкви Божией, потому что мученичество есть продолжение апостольского служения миру (Оптинский патерик).

Иеромонах Серафим (Щелоков), будущий новомученик, братия и прихожане с чудотворной иконой Спаса Елеазаровского, 1915 год

Сергей Бехтеев «Молитва», поют сестры обители:

Мученики за веру Христову

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: братии обители сия, пострадавших в годину гонений за веру Христову:

игумена Дометия
игумена Корнилия
архимандрита Симеона
архимандрита Мефодия
иеромонаха Анании
иеромонаха Алексия
иеромонаха Исаакия
протоиерея Василия
иерея Петра
иеродиакона Игнатия
иеродиакона Пимена
иеродиакона Ионы
монаха Мелетия
монаха Илариона
монаха Евфросина
монаха Дионисия
монаха Дометиана
рясофорного послушника Феодора
послушника Стефана

Иоанна (Законоучителя приходской школы)
Михаила, Константина, Петра (Преподавателей и работников Елизаровской средней школы)


                                                         Братия Спасо-Елеазаровой пустыни, 1909 г


Игумения Елисавета (Беляева) «В годину лютых испытаний», поют сестры обители:

 

Святии новомученицы Елеазаровские, молите Бога о нас!

Спаси, Господи, и помилуй, обитель сию молитвами святых новомучеников, здесь подвизавшихся:

Священномученика Иувеналия (Масловского)
Преподобномученика Серафима (Щелокова)

Преподобномученика Евфросина (Антонова)
Священномученика Алексия (Воробьёва)

Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), был игуменом Спасо-Елеазаровой пустыни с 1906 по 1910 год., прославлен в лике святых как священномученик.

Иеромонах Серафим (Щелоков), был клириком Елеазаровой пустыни до 1917 года. Прославлен в соборе Бутовских новомучеников как преподобномученик.

Иеромонах Евфросин (Антонов), с 1910 по 1915 год был насельником Елеазаровой пустыни, прославлен в соборе Бутовских новомучеников как преподобномученик.

Протоиерей Алексей Воробьев, был послушником в обители с 1908 по 1914 год. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания как священномученик.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

10 февраля 2020 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских Богослужение в обители возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

По окончании Божественной Литургии соборно духовенством был совершен краткий молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и затем заупокойная лития по усопшим, пострадавших в годину гонений за веру Христову. 

 

  Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских

Всечестные отцы, дорогие о Господе братья и сестры! Особый день сегодня — воспоминание замученных за веру во Христа, замученного нашего русского народа, которому нет числа. Революция унесла миллионы наших соотечественников, и прежде всего — страдал этот наш верующий народ. Мучили за веру в истинного Господа, за Церковь нашу, за Россию. Сегодня Церковь наша вспоминает их мученическую кончину, а она была страшной — издевались как только могли над верующими людьми. Один историк говорит, что в первые века, когда язычники уничтожали христиан, за одно только имя «христианин» — различные были пытки, но таких пыток, как устроили у нас в России в дни революции, не видело человечество. И так страдал русский простой человек. За что? Только лишь за то, что он верил в истинного Господа. Ныне Святая Церковь прославила их в лике святых, и тем самым как цветами она украшается кровью наших замученных, истерзанных за нашу Россию, за наш народ, за нашу веру Православную, за Церковь Христову.

Так попустил Господь пострадать за измену нашего народа истинному Богу. Если кто знает предреволюционное состояние народа, то тот может увидеть: да, была вера, были проповедники, были святые как Иоанн Кронштадский, старцы, как в Оптинской обители и в других обителях, но измена Церкви в нашем народе была причиной, что совершилось это безбожное страшное явление — разрушение Церкви Христовой. Это память о наших предках, но это память и о будущем: если наш народ будет продолжать жить без покаяния, без молитвы, поддаваясь разным искушениям, разным рекламам и сатанинским техническим действиям, то неминуемо придет гнев Божий и на последующие поколения. За что? Опять за измену.

Господь дал нам все для жизни нашей, завещал Он нашим прародителям хранить и возделывать Богозданный рай эдемский. Господь основал для нас и Церковь Православную. За нее, за веру во Христа терпели страдальцы наши, мученики, исповедники, святители Божии, духовенство, монашество и верующий народ. Сказано в слове Божием: «Буди верен до смерти и дам тебе жизнь вечную». Вот этой верности и не хватает, и особенно в наши дни. Увлекает мир различными приманками, магнитами, рекламами, интернетами, телефонами, различные сюжеты представляют, и в основном соблазнительные, содомщину разумножают и всякое безобразие. И если мы будем так легко отворачиваться от Бога и занимать свою душу, помышления и все чувства наши человеческой природы чем-то греховным, то и нас гнев постигнет. Господь скажет: «Не могу Я пребывать в человецах сих, зане суть плоть».

Идут соблазны от мира, плоти и диавола. Расставлены все приманки для того чтобы увлечь народ Божий. И увлекают, и наш брат — верующие люди — подвергаются этой приманке, этому магниту и не думают от Кого мы отворачиваемся и кому мы кланяемся, проводя время не в угождении Богу, а тому, кто нас отвлекает, кто нас порабощает.

Сейчас время борьбы и внешней, и моральной. Нашу жизнь, Россию окружают недруги, завистливые, жаждущие уничтожения нашей веры православной, уничтожения нашей Церкви Русской Православной, желающие удалить из сердца, души и из самой жизни имя истинного Господа, чтобы не упоминалось оно в народе. Вот они к этому идут: чтобы уравнять всех и вся, и человека унизить до скотского образа. То, что творят неразумные животные — вот таким же хотят сделать и человека сильные этого мира на сегодняшний день.

Во все века за веру Православную и за Русь Святую отдавали жизнь наши предки, которые созидали Русь, утверждали веру, охраняли ее своею жизнью и кровью, а мы, потомки их, постараемся помнить об этом. Постараемся быть верными тем, кто пролил кровь за нашу веру, за нашу Церковь, за нашу Русь.

Сегодняшний день — их памяти, погибших в разных местах, но особенно под Москвою. Посёлок Бутово — там несколько сотен тысяч погребены. Там безбожники умерщвляли их, там были брошены их тела без гробов, без почитания — как дрова сваливали их в эти могилы, в эти ямы. Безбожники получили свое возмездие, слава Богу. Но постараемся мы с вами умолить Господа, чтобы этого больше не повторилось. Русь Святая, проси Господа, чтобы Господь сохранил нашу веру Православную и наш народ. Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение, в ней же тебе благополучие, в ней же тебе радость и земная и вечная! С праздником Вас!


Дни памяти игумении Елисаветы

25 января 2020 года, в день мученицы Татианы, в обители почтили память игумении Елисаветы — по окончании Божественной Литургии в часовне на месте упокоения матушки была совершена заупокойная лития. Игумения Елисавета в миру носила имя святой мученицы Татианы.













































27 января, в день памяти святой равноапостольной Нины и день рождения игумении Елисаветы в надгробной часовне была совершена заупокойная лития.