Великий день Нового лета

14 января 2022 года, в день памяти святителя Василия Великого, в празднование Обрезания Господня и день церковного Новолетия в обители в Соборе Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого было совершено торжественное богослужение в честь малого престольного праздника, которое возглавил  митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне вечером состоялось всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и краткий молебен на начало нового года. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители.

По окончании молебного пения митрополит Евсевий обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором поздравил всех с великим днем Нового лета и праздником святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

 

Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день Новолетия и праздника святителя Василия Великого

Всечестной отец Сергий, всечестная мать Мария, сестры святой обители, дорогие братья и сестры во Христе! Всех вас душевно приветствую с великим днем Нового лета и памяти светильника нашей Православной Церкви Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския!

Сегодня особый день, и мы просим Господа, чтобы этот день был благословлен Им, благословлен для каждого из нас, православных христиан, верных чад нашей святой Православной Церкви.

Сегодня, как говорят, «старый» Новый год. По правилам и по закону вся история Нового Завета начинается от Рождества Христова. В этот день Господь был обрезан по закону Ветхого Завета и Ему было наречено имя Иисус, что значит Спаситель. Почему и Церковь Православная именовала этот день началом Новой эры, потому что сбылось пророчество о пришествии на землю Господа Христа и о наречении Ему имени Иисус.

История сохранила, что летоисчисление в древности велось по-разному. В Ветхом Завете новый год начинался в марте месяце, с приходом тепла и люди усвоили этот день Новому лету. В Новом Завете Новолетие перенесли с весны на осень, когда по преданию было завершено сотворение мира. Так, согласно отцам Церкви, до XVII столетия и у нас на Руси Новый год начинался с 1 сентября. Но западный мир считал по-своему: после XIV века там год стали исчислять как это было в Древнем Риме с 1 января, когда начинается вращение солнечного круга с зимнего периода на летний, с убывания на возрастание. В XVIII веке император Петр I, который реформировал нашу Русь по европейскому образцу, решил объединить празднование Нового года с западными странами и постановил праздновать Новый год с 1 января, которое тогда приходилось как раз на праздник Обрезания Господня, когда Церковь праздновала исполнение всех Ветхозаветных пророчеств и начало Новой эры.
С приходом безбожной власти календарь, который был принят на Руси (он именовался по имени своего установителя – Юлианский), был заменен на другой, Григорианский, распространенный теперь по многим странам нашего мира. Прежний – Юлианский – называют старым стилем, по нему и теперь живет наша Церковь, а Григорианский календарь называют новым стилем. И мы теперь по Церковному уставу совершаем память наших святых именно по старому календарю, а живем по новому календарю. Разница этих календарей составляет 13 дней, почему так получилось, что теперь мы празднуем гражданский Новый год прежде Рождества Христова, хотя это неправильно и вносит путаницу в нашу жизнь.

Но для нас, православных христиан самое главное не «времена и лета», а непрестанное призывание имени Божия: «На всяк день благословлю имя Твое, Господи». Вот это должно быть в основе нашей жизни – благословение Божие на всякое время, на всякий день и час. И мы сегодня испросили благословение Божие и на свое время – на календарное Новолетие. Самое же главное — каждый день начинать с молитвы: «Господи, благослови этот день днем Твоего милосердия. Даруй, Господи, нам всем всегда жить, призывая имя и благословение Божие». Пусть наш Господь и Его святая Церковь освящает не только грядущий год, но и каждый день, и каждый час нашей жизни.

В этот день празднуется и дивный святитель светильник Церкви Христовой Василий. Церковь называет его Великим за его великое служение Православию. У него особая жизнь: избрал он от юности служить Господу. В юные годы он ушел из мира и подвизался в пустыне наедине с Господом, утверждаясь в вере и любви ко Господу, очищая свое сердце Духом Святым через молитву, через чтение слова Божия и через подвиг поста и молитвы. Поэтому впоследствии он составил правило жизни для монашествующих, так как сам испытал подвиг отшельничества и уединения. Но светильник не остается незамеченным – он еще в пустыне проявил жизнь во Христе, одухотворенную от Бога, и был отцами Церкви избран архиереем Церкви Христовой. Василию Великому было поручено управление городом Кесарии Каппадокийской, теперь это на территории Турции.

Святитель Василий Великий – проповедник слова Божия, проповедник Евангелия, проповедник правил, спасительных правил для каждого христианина, был и писателем духовным. Он писал и послания к своей пастве, и особая книга у него есть «Шестоднев» — книга, где он описывает шесть дней по Священному Писанию, в которые творил Господь мир – все окружающее в этом мире и самого человека. Рассматривая творение Божие этого мира, он усматривал в каждом дне творения волю Божию. Каждый момент тварного мира святитель Василий обращает к душе человека, и в каждом дне творения он видит руку Божию, касающуюся души и сердца самого человека. Из тварного мира он показывает благодатную силу Самого Творца. Поэтому он и называется Великим, как проповедник и как писатель о Боге для пользы души и сердца, и самой жизни человека.

Благословение Божие по молитвам святителя Василия Великого да будет всегда с нами! Доброго вам здоровья, милости Божией! Святейшему Патриарху Кириллу, правящему Владыке митрополиту Тихону и всем, кто сегодня призывает имя Божие, желаю крепости сил, здоровья, благополучия, Божьего благословения и многая лета для каждого из нас, для славы Божией – всем православным христианам многая лета!