Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!

21 мая 2021 Тропарь, глас 2:

Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щий о́блак язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.


21 мая 2021 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова состоялось праздничное богослужение, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).

Накануне праздника совершили всенощное бдение. На утрене соборно духовенством во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой был торжественно совершен полиелей. После чтения Святого Евангелия митрополит Евсевий помазал всех молящихся освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и праздничный молебен. По окончании богослужения митрополит Евсевий произнес проповедь.

 

          Проповедь митрополита Евсевия (Саввина) в день праздника апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Всех вас приветствую, вечестная матушка Мария, сестры святой обители, дорогие наши сестры и братья во Христе, с праздником апостола и евангелиста Иоанна Богослова!

Когда мы читаем святое Евангелие, то видим, что во дни проповеди Христа за Ним следовали Его ученики – апостолы, которые услышали слово Спасителя и положили его в свое сердце. Вначале их было двенадцать, а потом их число увеличилось до семидесяти. Из Евангелия мы знаем этих первых апостолов – это и Фома, и Нафанаил, и братья Зеведеевы Петр и Иоанн.

Апостол Петр по характеру был очень живой – и в вере, и в действиях он был первым среди других апостолов. Но он совершил то, что бывает с обычным человеком – он предал своего Учителя. Буквально накануне он уверял Христа Спасителя: «Если и все изменят, отойдут – я никогда не отойду, даже если и смерть придется принять». А Спаситель ему ласково ответил, что не пропоет дважды петух, как «ты трижды отречешься от Меня». И это случилось во время суда над Господом. Спросили Петра: «И ты со Христом, и ты с Иисусом Назарянином?». И он ответил: «Нет, я не знаю человека сего». Это евангельское повествование о Христе и об апостоле Петре дается всем нам в назидание о нашей природе, о нашей слабой природе человеческой: вот, мы уверяем кого-то, клянемся – и тут же изменяем. Этот пример дан для того, чтобы мы помнили это и этого не делали. А апостол Петр после своего отречения всю жизнь каялся, слезно причем, даже у него на щеках были следы его постоянных слез.

Вместе с апостолом Петром Евангелие приводит нам в пример другого апостола, апостола любви, как его называет Церковь, Иоанна Богослова, который был вместе со Спасителем. И на Голгофе он остался верным Ему, потому и Христос Спаситель со креста усыновил его, Иоанна Богослова, Своей Матери. А святые отцы в этом усматривают усыновление не только Иоанна Богослова, но и всего человечества, когда Господь, обращаясь к апостолу Иоанну Богослову со креста говорит, указывая на Свою Матерь: «Се Матерь твоя». И с того момента, как предание нам говорит, Пресвятая Богородица жила на Сионской горе в доме Иоанна Богослова, где теперь стоит католический храм. В нижней части этого храма изображен образ Успения Божией Матери, потому что предание говорит о том, что Она и почила в доме Иоанна Богослова. Вот таково свидетельство верности апостола Иоанна, что он не оставил Своего Учителя во время распятия на Голгофе. Он остался верным вместе с Матерью Божией, а потому и Христос усыновил его Богоматери, а Матери сказал: «Се сын Твой» — вместо Себя Он поставил сыном его Пречистой Деве Марии за его верность, за его любовь.

Иоанн Богослов нам известен тем, что он написал свое Евангелие. «От Иоанна святаго Евангелия чтение» — слышим часто. Святые отцы-богословы говорят, что Евангелие Иоанна Богослова самое глубокое по смыслу, содержанию и по значению.

Знаем мы и о том, что он находился в ссылке на острове Патмос, где он был заключен в темницу сырую. Нам с отцом Иоанном и отцом Олегом пришлось побывать в этой темнице и видеть, где Иоанн Богослов вдали от мира, в страданиях от преследований, записал Откровение, данное ему по благодати Божией, которое осталось для нашего назидания – «Откровение Иоанна Богослова». Правда, не всем дано понять его, оно остается в какой-то мере тайной для всего человечества. Но оно дано нам, чтобы мы знали, что придет конец миру – и об этом пишет Иоанн Богослов.

Он был ближайшим учеником Спасителя, потому что любовь его ко Христу была неизменная, неподдельная, искренняя, детская, которую он оставил как пример для всех нас, верующих во Христа. И совершая его память, будем помнить о «наперсниче» Христовом Евангелисте Иоанне Богослове. Так его называют — «наперсниче» — потому что во время Тайной Вечери он был со Христом и, вопрошая Его, прикоснулся к персям Спасителя.

Совершая память Иоанна Богослова, не забудем о его преданности Христу до кончины, до страданий. Он остался верен навсегда, до смерти, чтобы только быть со Христом не только в этой жизни, но и в вечности, в жизни небесной. Об этом будем просить, об этом будем помнить и украшать свою жизнь любовью, молитвой, покаянием и своими добрыми делами. А главное – преданностью: «Буди верен до смерти, и дам тебе жизнь вечную» — говорит Господь. С праздником!




Перейти в архив