Русская Голгофа

10 февраля 2019 года – День памяти собора новомучеников и исповедников Российских.

XX век в Русской Православной Церкви, когда страной руководила коммунистическая власть, век страшный и кровавый. Тысячи русских священников, монашествующих, мирян повторили подвиг веры и приняли мученическую смерть за исповедание Христа, как это было в первые века гонений на христиан. Они также мученически заканчивали свою жизнь, как и апостолы, призванные Самим Господом на проповедь. Это были лучшие священнослужители, и все они были расстреляны или замучены. Православное мученичество — беспрецедентное явление, ни в одной мировой религии нет такого, как мученичество за Христа. Есть различные мученики за разные идеалы, и их единицы, а в истории нашей Церкви сотни тысяч мучеников. В России мученичество за веру столь обильно и велико, что его называют «Русской Голгофой».

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и последующих Архиерейских Соборах были канонизированы в лике святых более 1 тыс. 500 Новомучеников и Исповедников. В Псковской епархии известны имена более тысячи представителей духовенства, принявших мученическую смерть за Христа. В день Собора новомучеников и исповедников наша Церковь совершает молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях – принял мученическую кончину за веру Христову.

До революции 1917 года духовенство являлось сословием Российской империи, семьи священников были большими, многодетными. Политика ликвидации Русской Православной Церкви привела к физическому уничтожению подавляющего большинства священнослужителей, численность которых сократилась на 96%. Немало погибало и семей, лишенных права работать. В 1914 году клир РПЦ составлял 68 тыс. 928 священников и диаконов, к 1941 году в СССР остались 5 тыс. 665 священнослужителей, только четыре Епископа, один из которых, архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) был перед войной управляющим Новгородской и Псковской епархиями.

Большевики Русскую Православную Церковь рассматривали как единственную легально действующую контрреволюционную силу, имеющую влияние на население. Первая пятилетка страны в 1928 году была объявлена «пятилеткой безбожия», началось массовое закрытие церквей. Закрытые храмы использовались под склады, клубы, квартиры, тюрьмы и столовые. В Пскове повсеместно закрывались церкви и отдавались под склады, мастерские и т.п. В 1933 году взорвали в Псковском Кремле большой теплый Благовещенский Собор. Духовенство стало выселяться за пределы Псковской епархии в Сибирь и Казахстан.

Это были хорошо известные среди псковского духовенства фамилии: Жемчужины, Невдачины, Цветковы, Веретинские, Протопоповы, Головацкие, Назарецкие, Городецкие, Троицкие, Воскресенские, Горские. В 1935 году был закрыт Свято – Троицкий Кафедральный Собор, его собирались взорвать, но в 1939 году открыли антирелигиозный музей. К концу 30 – х годов все псковские Архиереи, бывшие на Архиерейской кафедре в период с 1925 -1936 годы до ее упразднения, были или сосланы, или расстреляны. К 1939 году в Пскове осталось четыре очага «поповского дурмана», как писали в то время в газетах — четыре действующие церкви, из которых только одна православная – Димитриевская.

В Псковской епархии в конце XX начале XXI века, как и по всей России велась исследовательская работа, изучались малодоступные и известные архивы. Результатом поисков стало издание уникальной книги «Псковский Синодик» под редакцией архимандрита Гермогена (Муртазова), в которой представлены исследования и документы, рассказывающие о фактах биографий псковских мучеников за веру Христову в XX веке. Псковская земля воспитала великих пастырей Церкви, которые пострадали в послереволюционное время и тридцатые годы. В Троицком Кафедральном Соборе с правой стороны находится икона «Святыя священномученики псковские» — Святая седмерица, семь священников Псковской епархии – Александр Гривский (Подоклинье, Порховский район), Пантелеимон Богоявленский (Порхов), Василий Триумфов (Бежаницы), Гавриил Преображенский (Апросьево, Бежаницкий район), Николай Дворицкий (Дновский район), Василий Розанов (Опочецкий район) и Афанасий Кислов (Себежский район).

Всех новомучеников псковских объединяет многое: они с детства определили свой путь в Церковь, были воспитаны в благочестивых семьях, заканчивали Епархиальные Духовные училища, но, в основном, заканчивали Псковскую Духовную семинарию и несли послушание на приходах Псковской области. Послужить успели немного, погибали молодыми, как правило, оставив большие семьи. Священники были многодетны: у протопресвитера Афанасия Кислова было девять детей, когда батюшку в 1935 году на Пасху забрали в НКВД. Произвели обыск, взяли все деньги и иконы в окладах. Дети остались с матушкой и потом ходили по миру, собирая милостыню. Но духовное начало было столь сильным в семье, что выросли дети отца Афанасия благочестивыми людьми, а два сына батюшки погибли на фронте. Семья Кисловых до 70 – х годов не знала, жив ли их отец, им никто не сообщал о судьбе расстрелянного священника.

В 1937 — 1938 гг. в Псковской епархии не осталось ни одного священника, который не был бы осужден НКВД, многие сосланы, немало погибли и погребены в «безвестной могиле», — как пишут издатели книги – мартиролога псковского священства «Псковский Синодик». До революции в Епархии было более тысячи священнослужителей, к 1940 году расстреляли около 250 священнослужителей, более 1000 были приговорены к разным срокам лагерей и ссылки. В Книге Памяти, где приводятся фамилии репрессированных на территории Псковской области, среди 4 тыс. 500 фамилий – около тысячи человек из числа священнослужителей, но фактически, пострадавших за веру на Псковщине значительно больше. В 2003 — 2004 годах от Псковской епархии было прославлено еще девять святых священномучеников. Вклад псковичей, наших земляков в сокровищницу христианского наследия России несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умножили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества.

Старец Иоанн (Крестьянкин) преставился в 2006 году в день Собора новомучеников и исповедников Российских. В своей проповеди отец Иоанн, приговоренный коммунистической властью в начале 50-х годов к семи годам лагерей за свое служение, говорил: «Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в ХХ веке, ибо без России Вселенская Церковь не могла достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников».

Гонения не сломили народ Божий. На мученической крови Русских святых — явленных миру и неявленных да возродится наше Отечество и их молитвами да утвердится в нашем народе святая Православная вера.

Вселенский учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст так сказал о высоком значении мучеников: «Жертва мучеников обладает притягательной силой, она есть венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их есть не смерть, а жизнь безконечная».