Праздник Всемилостивого Спаса

14 августа 2018 года, в день праздников в честь чудотворного образа Всемилостивого Спаса и происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в обители было совершено тожественное богослужение. Торжество началось накануне с праздничного всенощного бдения с акафистом Иисусу Сладчайшему на распев перед чудотворной иконой Спасителя. На утрени после великого славословия состоялось торжественное изнесение Честного Креста для поклонения. В день праздника была совершена  Божественная Литургия, и по её окончании состоялся водосвятный молебен с освящением меда нового сбора.


Чудотворная икона Спаса Всемилостивого

Спасо-Елеазаровская икона Христа Спасителя мира именовалась раньше Великопустынской по месту своего явления. Она была обретена в глуши великопустынского леса, в 66 верстах от города Пскова.

Явление этой чудотворной иконы, как свидетельствует предание, было таково. В 1352 году в Пскове появилась «черная болезнь», незадолго перед тем унесшая миллионы жизней как на Востоке – в Азии, так и на западе – в Европе. Эта ужасная болезнь так страшно разразилась над Псковом, что за несколько месяцев в живых осталась треть населения многолюдного города. Псковитяне, обессиленные в борьбе с этим бедствием, увидели в нем Божие наказание за тяжкие грехи их и прибегли к покаянию – единственному верному средству, скоро переменяющему гнев Божий на милость. Граждане наложили на себя пост, усилили молитвы к Живоначальной Троице, призывая ходатайство Царицы Небесной и святые молитвы равноапостольной Ольги Российской и святых благоверных князей Гавриила и Довмонта.

Протекло еще три месяца, наступила осень. Один благочестивый муж, охотясь в великопустынском, в то время дремучем и почти непроходимом лесу, пробираясь в далекой чаще, сквозь ветви деревьев вдруг увидел необычайный ослепительный свет. Изумленный и испуганный неожиданным явлением, он остановился и долго не решался выяснить, что происходит, но все же пересилил страх. Он стал подходить все ближе и ближе к дивному месту и – чудо! – на одном из деревьев увидал икону Господа Иисуса Христа, окруженную ослепительным сиянием. Возвратившись домой, он рассказал о дивном явлении святой иконы Христа Спасителя, и весть об этом скоро распространилась по Псковской земле.

Благодарные псковитяне прославили Всемилостивого Спаса, даровавшего им от святой Своей иконы приснотекущий источник исцелений, и построили церковь в честь Преображения Господня, тем самым положив начало Великопустынской обители.

В 1764 году Великопустынский мужской монастырь, основанный на месте чудесного явления иконы, был упразднен, а сам чудотворный образ перенесен в Спасо-Елеазаровскую обитель. С тех пор икона известна под именем Спасо-Елеазаровской чудотворной иконы Спасителя.

                                                     (По книге «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.).

Крестные ходы с иконой Спасителя

Важнейших крестных ходов до революции на Псковщине было пять: 1) весенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря; 2) весенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря; 3) осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря; 4) осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря; 5) крестный ход из Святогорского монастыря.

Весенний крестный ход с чудотворной иконой Спасителя совершался в неделю о расслабленном, в четвертую неделю по Пасхе. Чудотворную икону в пятницу вечером приносили из Спасо-Елеазаровского монастыря в Варлаамовскую церковь и оттуда в воскресенье к литургии в сопровождении соборных икон приносили в Троицкий собор, а после литургии – на Спасское подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. В среду, на праздник Преполовения, крестный ход совершался из собора с чудотворным образом Спасителя и другими особо чтимыми соборными иконами на реку Великую для освящения воды. А затем их обносили вокруг всего города. В следующее воскресенье (в неделю о самаряныне) икону Спасителя относили в Варлаамовскую церковь и оттуда – обратно в обитель.

Осенний крестный ход из Елеазаровского монастыря с чудотворной иконой Спасителя был установлен в память избавления Псковской губернии от нашествия галлов. Святую икону приносили в Псков 5 октября, вечером ее встречало псковское духовенство с соборными иконами у Варлаамовской церкви и вносили в собор, где совершалось всенощное бдение. 7 октября, после освящения воды на реке Великой, ее вместе с печерской чудотворной иконой Божией Матери обносили вокруг всего города и затем относили на Спасское подворье. 13 октября чудотворную икону Спасителя уносили не сразу в монастырь, а в Великую Пустынь, к месту ее явления.

Вокруг города шли так. С хоругвями и большим соборным знаменем несли знаменитые мечи святых князей Всеволода и Довмонта. Святые князья открывали шествие для родоначальницы русских князей – княгини Ольги, икона которой следовала за ними. Дальнейший ряд составлялся из икон Свято-Троицкого собора и заканчивался той иконой, в честь которой совершался крестный ход.

                                                                 («Псковские епархиальные ведомости», 1869 г., № 23).

В день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла – покровителей моряков и рыбаков – крестный ход совершался на острова Псковского озера.

В 1810 и 1811 годах улов рыбы был крайне плох, островитяне впали в бедность, и оставалась только одна надежда – на помощь Спаса Всемилостивого. Воодушевленные евангельским сказанием о чудесной ловле рыб на Галилейском море, островитяне, веруя, что Господь Иисус Христос «вчера, днесь, той же и во веки», в надежде на помощь и милосердие Его, положили крестным ходом нести на острова чудотворную икону Спасителя и обратить к ней своим молитвы. Объехав со святой иконой вокруг островов и окропив святой водой невода, они во имя Спаса Всемилостивого пустились в озеро и закинули сети. Вскоре сети были полны. Ясно увидев в этом скорую помощь Божию, рыбаки возблагодарили Господа и с тех пор положили ежегодно накануне 29 июня (12 июля по н.ст.) привозить на острова святую икону Спасителя, каждый раз встречая и провожая ее крестным ходом вплоть до обители.

                                                         (Из книги «Чудотворные иконы Спасителя», М., 2002 г.).