Первая седмица Великого поста

Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче…

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

                                                                   Первый день 

2 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Евсевий молился за утренним богослужением в обители.

По завершении богослужения Высокопреосвященнейший владыка прочел молитву на начало Великого поста, и преподал благословение на начало Святой Четыредесятницы.

 

                                                                        Второй день

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

                                                                    Из песнопений Постной Триоди, вторник 1-й седмицы Великого поста

                                                                              Третий день

4 марта состоялась первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров.

Исторически мы связываем эту Литургию с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной — папа Григорий Великий. Эта Литургия существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах. Эти Дары сохранялись и разносились диаконами или диакониссами между верующими, которые не смогли присутствовать на богослужении. Так появилась традиция сохранять Дары на престоле. Но для Литургии Преждеосвященных Даров Дары оставляются после последней литургии святителя Иоанна Златоуста, чтобы причащаться ими в будние дни.

                                                                                                                                             Иерей Максим Устименко

                                                                       
                                                                      Великий Покаянный канон

Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.

 

«Душе моя, востани, что спиши» 

 


                                                                           Четвертый день

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный.
                                                                                                                         Стихира из Постной Триоди

 

                                                                              День пятый

                                                          «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ»

В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу.

6 марта в обители состоялось утренее богослужение с Литургией Преждеосвяшенных Даров. По заамвонной молитве митрополит Евсевий возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и благословил коливо.

 

                     Проповедь митрополита Евсевия в пятницу первой седмицы Великого поста

                                              Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона. Святая Церковь в этот день благословляет нам в пищу коливо – то есть приготовить в пищу зерно с медом, называемое у нас коливо, воспоминая тем самым событие из жития самого великомученика Феодора.

Тогда по указу языческих правителей все, что имел народ в пищу, должно было окропиться идоложертвенной кровью. Чтобы христианам не вкусить эту идольскую пищу, великомученик Феодор открыл народу это злобное языческое измышление и повелел православным верующим в этот день сварить зерно, какое у них имелось, и употреблять в пищу.

В память этого святая наша Церковь предлагает и нам вкусить вот это коливо — вареное зерно в знак нашей верности Церкви, верности Христу Богу нашему. Эта верность и должна всегда сохраняться в жизни христианина. Если нас Церковь Божия хранит в вере православной – значит и мы не должны поддаваться, когда нас склоняют куда-то в сторону и предлагают нам что-то другое. Нет, за эту веру наши предки кровь проливали, муки принимали, но оставались верными учению нашей святой Православной Церкви, учению Триипостасного истинного Господа нашего Иисуса Христа!

Божией милости, крепости, утверждения в вере через молитву, через чтение Слова Божия в Евангелии и наставлений от святых отец. Милость Божия да хранит всех нас!

                                                                            День шестой

В эту суб­бо­ту, за­вер­ша­ю­щую первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста, бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния пре­под­но­сят нам но­вое под­твер­жде­ние то­го, что ра­зум­ный пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под Его осо­бым по­кро­ви­тель­ством. Од­новре­мен­но еван­гель­ское чте­ние пре­ду­пре­жда­ет: пост и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные пред­пи­са­ния – не са­мо­цель и име­ют смысл лишь то­гда, ко­гда по­мо­га­ют, а не ме­ша­ют нам нор­маль­но жить и ра­бо­тать на бла­го се­мьи и об­ще­ства. «Суб­бо­та для че­ло­ве­ка, а не че­ло­век для суб­бо­ты»! Имен­но по­это­му в за­вер­ше­ние пер­вой стро­гой ве­ли­ко­пост­ной сед­ми­цы мы чи­та­ем о том, как Хри­стос с уче­ни­ка­ми «на­ру­ша­ли» биб­лей­ские пред­пи­са­ния, вы­зы­вая фор­маль­но спра­вед­ли­вые упре­ки со сто­ро­ны книж­ни­ков и фа­ри­се­ев – этих рев­ност­ных пост­ни­ков и бла­го­че­сти­вых рев­ни­те­лей Мо­и­се­е­ва («вет­хо­го»!) За­ко­на.

7 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской и день памяти преподобного Зиновия (Мажуги), митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима в обители была совершена Божественная Литургия св.Иоанна Златоуста. По окончании Литургии митрополит Евсевий  возглавил молебен блаженной Матроне Московской и преподобному Зиновию, в схиме Серафиму.

 

                         Проповедь митрополита Евсевия в субботу Первой седмицы Великого поста

Всех вас приветствую с окончанием первой седмицы Великого поста и с днем памяти особо чтимого нашей Русской Православной Церковью великого подвижника Глинской пустыни митрополита Зиновия!

Это был незримый светильник Русской Церкви, исповедник Божий, который удалился от мира чтобы быть наедине с Богом, вначале в Глинской пустыни, а потом, после изгнания из монастыря, в Абхазии. Там в горах он провел некоторое время, а потом патриарх грузинский даровал ему право служения в городе Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского.

В мою бытность студентом Московской духовной семинарии и академии, мне стало известно об этом подвижнике, и я несколько раз посещал его в тех местах, где он подвизался, и другие места святые, которые находятся в Абхазии. Будучи у этого светильника Божия, митрополита Зиновия, я утешался его благодатным словом и молитвой. Благодарение Богу что Господь сподобил многих людей нашей России, иногда тайно, иногда явно, но посещать Владыку Зиновия. Он отличался кротостью и смирением, молитвою и духовной жизнью. К нему шли, кто его знал, и считали за счастье побывать у него на исповеди, пользуясь его духовными наставлениями, добрым словом и молитвой. Перед кончиной он принял схиму, великую схиму и стал именоваться схимитрополитом Серафимом. И пусть вас не смущает, что мы на молебном пении призывали его одним именем: святитель Зиновий в схиме Серафим.

Так же сегодня прославляется нашей Русской Церковью и блаженная Матрона Московская. Она тоже незримый светильник Русской Церкви. Скрывшись от мира, не видя физического света, она видела сердца тех, кто приходил к ней.

Половину жизни она прожила у себя на родине где родилась, в Тульской области, затем переехала в Москву и стала жить в разных квартирах, у тех кто мог ее приютить. Получив от Бога особую благодать, дар прозрения и пророчества, и благодатной помощи Божией, она эти дары проявляла по отношению к людям, укрепляя наш русский народ в лютую годину безбожного гонения, а затем и в дни Великой Отечественной войны. Ее преследовали — хотя казалось бы что преследовать ее: она не ходила, у нее отнялись ноги, она не видела. Но ее слово беспокоило безбожников, потому что ее слово было направлено в душу, в сердце человека, приходящего к ней, утверждая в нем веру, утверждая любовь ко Христу.

При жизни она старалась утешить, успокоить, облегчить сердца русского народа, который тайно приходил к ней. А после кончины она также стала помогать тем, кто приходил к ней на могилку. Затем она была прославлена Церковью нашей, и сейчас она в лике святых. И тот, кто был у нее в обители Покровской, видел нескончаемую вереницу народа русского, а может быть и из других стран, стремящихся прийти к ее святым мощам. Уезжая в Москву или на несколько дней, или в отпуск, я никогда не забывал посетить блаженную мати Матрону. Почему? Потому что, наверное, каждый из нас, кто посещал ее, чувствовал у ее мощей облегчение для себя.

В своей жизни, когда я первый раз приклонил колена у ее святых мощей, снимая клобук, прикасаясь к гробнице, я физически почувствовал веяние прохладного покрова ветерка на мою главу. Я почувствовал, что она живая, как бы склоняет свою главу к моей главе. С той поры и я проникся к ней особым почитанием, особенно призывая ее на всякое время, во всякой нужде. И так делают, совершают наши русские паломники, стекаясь со всей страны, а иногда и из-за границы, к мощам святой блаженной матери нашей Матроны.

Таким же утешителем был для нас, студентов Московской духовной семинарии и академии, святитель Зиновий, который тогда, в нелегкое для всей нашей Церкви, для всех православных людей время, находил для нас доброе, тихое, отеческое, благодатное слово поддержки. Поэтому сегодня я пришел, чтобы совершить молебное пение святителю нашему Зиновию, в схиме Серафиму, и блаженной матери нашей Матроне.

И как при их земной жизни их молитвами утверждалась вера наша, так и после их кончины, а они уже святые, и наше сердце да не охладеет любовью, верой и доброй жизнью. Особенно в наши лютые дни, когда Господь попустил и нашему народу сейчас вот эту кару, которая сейчас занимает нашу Россию — холеру, которая царствует по земле и на людях. Мы должны понимать, что наше время – это время отступления от Бога. Да, открылись монастыри, духовные школы, но в это же время безбожие насаждается своею силой.

Нам всем известно, что некоторых странах дозволили свободу однополым бракам, растлению детей. Содомский грех везде и всюду распространяется. За что поразил Господь Садом и Гоморру? За их нечистую, блудную жизнь они были сожжены серой от небес. Это написано на страницах Библии и об этом знают у нас все русские люди, так почему же поддаются этому, растлевая детей и уничтожая народ. А содомский грех в конце концов ведет к погибели и здоровья, и лишает вечной жизни, закрывая путь в Царство Небесное. Убойтесь этого! Нечистота противна Богу. «Чистые сердцем Бога узрят», а тем более, что Господь такой дал нам пример сожжения за нечистоту и блудную жизнь Содома и Гоморры.

Помощи Божией и помощи от наших святых, ныне чтимых святителя Зиновия, в схиме Серафима, и святой блаженной матери Матроны! Они помогали при жизни, они и нам помогут своею помощью и благодатью, пребывая сейчас уже в той небесной жизни. Только бы нам с верой обращаться к Богу в нашей Церкви, утверждать веру молитвою, чтением слова Божия и наставлений от святых отец, особенно в Великом посту.

В мою студенческую бытность, всем известный митрополит Питирим сказал студентам: «Постарайтесь прочитать Новый Завет в течении вот этого Великого поста». Я бы советовал и вам не отрываться от Священного Писания. Займите свое свободное время чтением слова Божия в Евангелии или назиданием от святых отец, читая их житие и их наставления. Божией помощи всем вам!