Новомученики Спасо-Елеазаровой пустыни

9 Фев 2019

«Я верю в конечное торжество России. Настанет день, когда она скинет с себя подмявшие ее злые силы. И как знать, не суждено ли будущей России, вернувшей себе достоинство, очистившейся и умудренной страданиями, сказать потрясенному миру новое слово, в котором и она сама отчаянно нуждается».                                                                                          
                                                                                                 Вел. княгиня Мария Павловна (младшая)

Вел. княгиня Мария Павловна (младшая), племянница и воспитанница вел.кн. Елисаветы Феодоровны, с 1914 по 1917 год руководила Псковским госпиталем Красного креста

«Новое слово», сказанное «потрясенному миру», — это Слово о духовном возрождении нашего Отечества. «Россия восстанет, — писал святитель Иоанн (Максимович), когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».

Одними из таких праведников и исповедников российских стали новомученики и исповедники Спасо-Елеазаровой пустыни, воспитанные старцем обители преподобным Гавриилом (Зыряновым). Он воспитал многих архиереев и священномучеников, которые стали столпами Русской Православной Церкви. В числе духовных чад старца Гавриила (Зырянова) была прмц.вел.кн. Елисавета (Феодоровна), неоднократно посещавшая обитель и благотворившая ей.
                       прмц. Елисавета Феодоровна со своим духовным отцом старцем Гавриилом

Спасо-Елеазарова пустынь, 1910 г.

Братия Елеазаровой пустыни со старцем Гавриилом Зыряновым (схимник слева),
будущие новомученики, 1909 г.
     

Из насельников Елеазаровой пустыни были прославлены в лике новомучеников:

архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), был игуменом Спасо-Елеазаровой пустыни с 1906 по 1910 год., прославлен в лике святых как священномученик;

иеромонах Евфросин (Антонов), с 1910 по 1915 год был насельником Елеазаровой пустыни, прославлен в прославлен в лике святых как преподобномученик;

иеромонах Серафим (Щелоков), был клириком Елеазаровой пустыни до 1917 года. Прославлен в лике святых как преподобномученик.


Владыка Иувеналий (в миру Масловский Евгений Александрович) родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целеустремлённым характером.

В 1900 году Евгений поступил в Казанскую духовную академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий) и на II курсе 10 февраля 1901 года он принял монашеский постриг с именем Иувеналий. 31 июня 1902 года посвящен в иерея. После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую семинарию, а ещё через полтора года становится настоятелем Спасо-Елеазаровского Великопустынского мужского монастыря.

Во время обучения в Казанской духовной академии владыка Иувеналий стал духовным чадом старца архим. Гавриила (Зырянова). В 1908 году, будучи игуменом Елеазаровой пустыни, он пригласил старца Гавриила в духовники обители, когда тот был оклеветан и изгнан из Седмиезерной пустыни. При игумене Иувеналии монастырь вновь стал общежительным и собрал более ста человек братии. В 1907 году в число братии им были приглашены насельники Глинской пустыни, проведены преобразования, после которых обитель стала образцом высокой духовной жизни.

16 октября 2010 года игумен Иувеналий назначается в Новгородский Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита. 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского. 28 июля 1917 года его назначили на Тульскую кафедру. Он был участником Священного Поместного Собора в Москве в 1917-1918 гг.

В 1923 году Владыка был осужден за отправление молебна перед иконой Божией Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы.

17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. В феврале 1924 года он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь. По возвращении из лагеря в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений.

22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей  за служение панихид по убиенному императору Николаю II. В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам».

30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 24 на 25 октября 1937 года.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 10 (23) июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­фро­син (Антонов) ро­дил­ся 15 июня 1885 го­да в де­ревне Мень­ши­ко­во Опо­чец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии. Окон­чив зем­скую шко­лу, он по­мо­гал ро­ди­те­лям в их кре­стьян­ском хо­зяй­стве. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось 16 лет, он на­нял­ся к куп­цу в ра­бот­ни­ки и жил у него до 1910 го­да. В том же го­ду он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Спа­со-Еле­аза­рьев­скую пу­стынь Псков­ской епар­хии, при­вле­чен­ный сю­да по­дви­га­ми пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла (Зы­ря­но­ва), жив­ше­го в это вре­мя в оби­те­ли. Вслед за старцем мо­нах Ев­фро­син пе­ре­ехал в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую пу­стынь Ка­зан­ской епар­хии. В 1922 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1928 го­ду пу­стынь бы­ла за­кры­та, и иеро­мо­нах Ев­фро­син был на­прав­лен слу­жить в Вос­кре­сен­скую цер­ковь в се­ло Манс­уро­во Ла­и­шев­ско­го рай­о­на Ка­зан­ской епар­хии. С 1929 го­да он стал слу­жить в Пет­ро­пав­лов­ском хра­ме в се­ле Луж­ки Ист­рин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, а через год был на­зна­чен в Тро­и­це-Бо­ри­со­глеб­скую цер­ковь в се­ло Ано­си­но то­го же рай­о­на. Еще недав­но здесь рас­по­ла­га­лась жен­ская Ано­си­на пу­стынь. Храм, од­на­ко, не был за­крыт, и мо­на­хи­ни, боль­шей ча­стью рас­се­лив­ши­е­ся по со­сед­ним де­рев­ням, так же, как и рань­ше, со­би­ра­лись на мо­лит­ву в оби­тель, где стал слу­жить иеро­мо­нах Ев­фро­син.

Ви­дя, что мо­на­хи­ни ве­дут тот же са­мый мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни и не же­ла­ют ухо­дить от стен лю­би­мой оби­те­ли, по­ка­зы­вая и для окру­жа­ю­щих при­мер вер­но­сти, кро­то­сти и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, вла­сти вес­ной 1931 го­да при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте всех, про­жи­ва­ю­щих в окрест­но­сти мо­на­сты­ря, мо­на­хинь и по­слуш­ниц и слу­жив­ше­го в хра­ме от­ца Ев­фро­си­на. 10 мар­та 1931 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло иеро­мо­на­ха Ев­фро­си­на и 12 мо­на­хинь и по­слуш­ниц. 20 мар­та 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Ев­фро­си­на к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь.

Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он был на­прав­лен слу­жить в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в се­ло Ра­ме­нье Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, а в мар­те 1937 го­да – в Зна­мен­ский храм в се­ло Кор­не­ев­ское Ло­то­шин­ско­го рай­о­на.

7 ок­тяб­ря 1937 го­да иеро­мо­нах Ев­фро­син был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Вы­зван­ный на до­прос ста­ро­ста хра­ма по­ка­зал, что свя­щен­ник на про­по­ве­ди го­во­рил, что те­перь нуж­но укреп­лять православную цер­ковь.
Об­ви­ня­е­мый Ан­то­нов был аре­сто­ва­н за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию.

11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ев­фро­си­на к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Ев­фро­син (Ан­то­нов) был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
Прославлен в соборе Бутовских новомучеников как преподобномученик.

Преподобномученик Серафим (Щелоков) ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Бу­зу­лу­ке Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье ма­сте­ро­во­го Про­ко­пия Ще­ло­ко­ва. Окон­чив го­род­скую шко­лу, он по­сту­пил в Спа­со-Еле­а­за­ров Ве­ли­ко­пу­стын­ский мо­на­стырь Псков­ской гу­бер­нии, где в это вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Гав­ри­ил (Зы­ря­нов); здесь пре­по­доб­но­му­че­ник был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим и в 1909 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1917 го­ду он пе­ре­шел в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую Воз­не­сен­скую пу­стынь Ка­зан­ской гу­бер­нии, где был по­гре­бен пре­по­доб­ный Гав­ри­ил и где сре­ди мо­на­ше­ству­ю­щих бы­ло мно­го его ду­хов­ных де­тей. Здесь отец Се­ра­фим про­слу­жил до дня за­кры­тия пу­сты­ни в 1928 го­ду, а за­тем ду­хов­ны­ми детьми от­ца Гав­ри­и­ла был при­гла­шен в Моск­ву в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь. В 1930 го­ду он был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти на­мест­ни­ка мо­на­сты­ря. В том же го­ду мо­на­стырь был за­крыт и отец Се­ра­фим стал слу­жить в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го, что в Да­ни­лов­ской сло­бо­де.

В 1931 го­ду в ночь на 15 ап­ре­ля отец Се­ра­фим был в чис­ле дру­гих аре­сто­ван, за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен. Во вре­мя  неболь­шо­го раз­го­во­ра по­сле­до­ва­ло пред­ло­же­ние о со­труд­ни­че­стве с ОГПУ в ка­че­стве сек­рет­но­го осве­до­ми­те­ля, но отец Се­ра­фим от­ка­зал­ся.

30 ап­ре­ля 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Се­ра­фи­ма к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Усть-Ку­лом Ко­ми об­ла­сти. Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Се­ра­фим по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре Мос­ков­ской об­ла­сти. Слу­жить он стал в го­род­ском со­бо­ре, и вско­ре был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.

10 сен­тяб­ря 1937 года сек­рет­ный осве­до­ми­тель со­об­щил, что 8 сен­тяб­ря ар­хи­манд­рит Се­ра­фим устра­и­вал у од­но­го при­хо­жа­ни­на мо­лит­вен­ный ве­чер и на нем ска­зал: «Вре­ме­на на­ста­ли лю­тые, ве­ру­ю­щие долж­ны быть муд­ры, как змеи, чтобы по­бе­дить вра­га; на­до мо­лить­ся и все тер­петь; ес­ли не вре­мя еще прий­ти ан­ти­хри­сту, Цер­ковь еще бу­дет гос­под­ство­вать».

25 сен­тяб­ря 1937 го­да ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ка­шир­скую тюрь­му. 12 ок­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Се­ра­фи­ма к рас­стре­лу. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим (Ще­ло­ков) был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. 17 июля 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

Фотография, с которой на нас смотрит уставший, но не сломленный человек, сделана, возможно, за несколько часов до расстрела. Через несколько дней после мученической смерти ему бы исполнилось 70 лет.

Память святого празднуется 21 октября (по н.с) и 5 мая (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших.

Преподобномученик Серафим (Щелоков) официально канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году, причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.

Из непрославленных новомучеников Елеазаровских на сегодняшний день известны сведения
о следующих насельниках:

архимандрит Симеон (Холмогоров), в схиме Даниил, с 1908 по 1915 гг. был келейником прп. Гавриила (Зырянова) в Спасо-Елеазаровой пустыни, автор жития прп. Гавриила (Зырянова);

иеромонах Анания (Алексеев) – келейник и соузник архим. Симеона (Холмогорова) и еп. Феодора (Поздеевского);

игумен Дометий (Золотухин) был игуменом Спасо-Елеазаровой пустыни с 1910 по 1918 год;

игумен Корнилий (Алексеев) был игуменом Спасо-Елеазаровой пустыни с 1919 по 1924 год;

архимандрит Мефодий (Минин) был казначеем в Спасо-Елеазаровом монастыре.

Архимандрит Симеон (Холмогоров) еще будучи студентом, стал духовным чадом и учеником старца схиархимандрита Гавриила (в бытность его наместником Седмиезерной пустыни) и принял по благословению старца иноческий постриг с именем Симеона Верхотурского. С 4 ноября 1906 года – ректор Тамбовской Духовной семинарии. 7 апреля 1907 года, во время студенческих волнений, стал жертвой покушения революционно настроенных семинаристов. Попавшая в поясной позвонок пуля на всю оставшуюся жизнь приковала отца Симеона к постели и инвалидной коляске.

Во время тяжелого заболевания, когда он был несколько дней на грани жизни и смерти, находился в Пскове в госпитале Великой княгини Марии Павловны (племянницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны). По воспоминаниям Марии Павловны, «дал внутренний смысл и красоту духовной вере и учению, которые были прежде для меня пустым звуком… Эта дружба глубоко запечатлелась во мне и повлияла на всю мою будущую жизнь».

В 1915 году, после смерти старца Гавриила, отец Симеон поселился в Сергиеве в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с владыкой Феодором, ректором Московской Духовной академии. 1 мая 1917 года, вслед за владыкой Феодором, он перешел в Московский Свято-Даниилов монастырь.

Из воспоминаний: «Отец Симеон был очень благостным, добрым, ласковым, мудрым, терпеливым. Дети очень любили подходить к Батюшке под благословение… Пел прекрасным басом во время службы на клиросе. Здесь у него появились духовные чада, которых он всегда принимал очень приветливо, несмотря на мучительнейшие боли. Был очень скромен и никогда не жаловался. Отец Симеон был одним из самых опытных духовников монастыря».

Отец Симеон унаследовал от своего духовного отца прп.Гавриила дар старчества, любви и утешения. После смерти старца некоторые духовные чада перешли к отцу Симеону, по болезни он не мог принять многих.

29 декабря 1936 года отец Симеон был арестован сотрудниками НКВД вместе со своими келейниками монахом Михаилом (Карелиным), монахиней Серафимой (Виноградской) и послушницей Александрой Туловской.

Вот воспоминания отца Михаила (Карелина): «Нас с Батюшкой посадили в одну камеру. Через сутки пришел служитель и велел мне собираться с вещами, сказав, что я больше сюда не вернусь. Я оставлял отца Симеона одного, беспомощного. А Батюшке и пошевелиться было трудно. Когда приходилось с большой осторожностью усаживать его, Батюшка бывало скажет: «Тише, тише, такая боль… как если бы камни положили в нутро, и они трутся друг о друга»… Поклонился ему в ножки (если только можно так сказать, потому что Батюшка лежал):

– Благословите, Батюшка, простите…

Отец Симеон благословил меня и сказал:

– Бог тебя простит… Ну вот, мы теперь навсегда расстаемся, больше не увидимся, – ответил он. – Вот тебе мое последнее слово: я здесь в тюрьме умру, а ты вернешься и еще многое увидишь… Эти слова были пророческими…»

 9 сентября 1937 года схиархимандрит Даниил (Холмогоров) был расстрелян в Ивановской тюрьме. Похоронен на городском кладбище «Балино».

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей как преподобномученик.

Иеромонах Анания (Алексеев) родился 17 ноября 1889 года в деревне Деменино Краснососинской волости Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье.

 В 1904-1910 годах был на послушании трудника-повара в Псково-Печерском монастыре. В 1914-1915 годах – на послушании трудника в Спасо-Елеазаровой пустыни. В 1915 году был призван на военную службу рядовым. В 1918 году, по окончании службы, поступил в Михайловский монастырь в Киеве. В том же году был пострижен в монашество. До 1925 года – насельник Михайловского монастыря.

В 1925 году стал насельником Московского Свято-Даниилова монастыря. Был рукоположен во иеродиакона. В 1930 году служил в храме  Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

28 декабря 1930 года арестован. В 1931-33 годах отбывал ссылку в Северном крае. После ссылки отец Анания был послан архимандритом Симеоном (Холмогоровым), у которого был келейником, в Сыктывкар, где находился в ссылке владыка Феодор (Поздеевский). В 1935-37 годах отец Анания был келейником владыки Феодора. Иеромонах Анания добровольно находился в ссылке вместе с Владыкой и проживал с ним в одном доме. Работал в Сыктывкаре истопником в городской поликлинике. Там же в ссылке находились епископ Герман (Ряшенцев) и епископ Серапион (Шевалеевский).

В Московской, Ивановской, Владимирской и Калининской (ныне Тверская) областях с декабря 1936 года по начало 1937-го было арестовано и привезено в Ивановскую тюрьму более двадцати человек священнослужителей и монахов, обвиненных в «принадлежности к нелегальной организации церковников «Иноческое братство князя Даниила»»: «…Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл. существовала подпольная к/р организация церковников и монашества…, возглавляемая находившимся в ссылке архиепископом Поздеевским и архимандритом Холмогоровым».

4 марта 1937 года отец Анания как «вновь выявленный член к/р организации церковников» был арестован в Сыктывкаре вместе с владыкой Феодором. После ареста они были перевезены в Ивановскую тюрьму.

9 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области отец Анания был осужден как активный член подпольной к/р организации церковников и монашества «иноческое  братство кн. Даниила». Приговор: высшая мера наказания – расстрел. Расстрелян 09.09.1937 года в тюрьме г. Иваново.


Настоятель Спасо-Елеазаровского монастыря игумен Дометий (в миру Дмитрий Георгиевич Золотухин) родился в 1876 году в деревне Орлянка Курской губернии в многодетной (10 детей) благочестивой крестьянской семье. Четверо детей Золотухиных избрали иноческий путь. Две сестры Мария и Дарья с юности подвизались в Севском Свято-Троицком монастыре, младшая Евдокия (в рясофоре Никодима) по совету брата поступила в Иоанно-Предтеченский монастырь города Пскова, который духовно окормлял старец Спасо-Елеазаровой пустыни архим. Гавриил (Зырянов). Благодаря ей удалось узнать сведения об их семье и подробности мученической кончины игумена Дометия.

Дмитрий Золотухин поступил в Глинскую пустынь в 1894 году. Монашеский постриг принял 13 декабря 1903 года. В июне 1907 года переведен в Спасо-Елеазарову пустынь. В августе того же года посвящен в иеродиакона, а в октябре — в иеромонаха. В октябре же 1907 г. назначен исполняющим обязанности казначея. В 1910 году иеромонах Дометий был поставлен настоятелем Спасо-Елеазаровой пустыни под Псковом после перевода игумена Иувеналия (Масловского) в Новгородский Юрьев монастырь.

Время настоятельства игумена Дометия пришлось на «золотые годы» монастыря, когда обитель духовно окормлял старец Гавриил (Зырянов) – с 1908 по 1915 год. Сам старец был опытным хозяйственником и под его руководством игумен Дометий успешно управлял монастырским хозяйством. В последние предреволюционные годы обитель процветала.

Во время Гражданский войны в Спасо-Елеазаровский монастырь ворвался отряд красноармейцев, которые стали требовать у настоятеля лошадей. Получив твердый отказ игумена показать, где паслись монастырские кони, не раздумывая, большевики схватили его, вывезли на плоту на монастырское озеро и утопили. К телу игумена привязали камень, чтобы скрыть следы злодеяния. Из-за условий военного времени найти тело игумена Дометия и восстановить полную картину происшедшего не было возможным. Предполагаемое время его мученической кончины – с 18 по 31 июля 1918 года.

Игумен Корнилий (Алексеев) родился в 1873 году в д. Барбаши, Псковской губерни. Пострижен в мантию с именем Корнилий в Спасо-Елизаровском монастыре.С 1919 по 1924 год был игуменом Спасо-Елеазаровой пустыни.

С 1924 по 1930 год был келейником и помощником архиепископа Варлаама (Ряшенцева), управлявшего Псковской епархией в 1923-1924 годах. Когда архиепископа Варлаама назначили управляющим Любимским викариатством Ярославской епархии, игумен Корнилий переехал вместе с ним на новое место служения и продолжал помогать ему, соучаствуя в его церковных делах. Арест игумена Корнилия был большим ударом для архиепископа Варлаама; он говорил, что с арестом игумена Корнилия вокруг него не осталось уже ни одного надежного человека.

Игумен Корнилий был арестован 31 января 1930 года по делу Ярославского «филиала» к/р монархической организации «Истинно-Православная Церковь». 2 марта 1930 года — осужден и приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай. Дальнейшая судьба игумена Корнилия неизвестна.

Архимандрит Мефодий (Минин) родился в 1860 году в д. Дубоновичи  Псковской губерни. До 03.07.1906 года был казначеем в Спасо-Елеазаровом монастыре, затем переведен экономом в Псковский Архиерейский дом, а в 1911 году назначен настоятелем Свято-Благовещенской Никандровой пустыни в сане игумена. 6 октября 1915 года был уволен с должности настоятеля по болезни с оставлением в числе братии той же пустыни. Осенью 1923 года Никандрова пустынь была закрыта. С 1930 года вплоть до ареста отец Мефодий служил на приходе в Казанской церкви с. Лукомо Дновского района.  26 августа 1937 году он был арестован, а 21 сентября расстрелян в Левашовской пустоши под Петербургом. Вместе с ним были расстреляны служители Казанской церкви: псаломщик и сторож с сыном. Реабилитирован  22.09.1989 года.

Насельники Спасо-Елеазаровой пустыни, утопленные в Чудском озере возле д.Спицыно 10 августа 1918 года (бывшие насельники Глинской пустыни, переведены в Спасо-Елеазарову пустынь в 1908 году):

Иеромонах Алексий (Козлов Андрей) казначей

Иеромонах Исаакий (Певин Константин Петрович)

Иеродиакон Иона (Кирючук Иван Феодорович)

Иеродиакон Игнатий (Кириленко Яков Семенович)

Иеродиакон Пимен (Пономарев Прокофий)

Монах Дометиан (Тертышный Демьян Андреевич)

Монах Мелетий (Шопин Михаил Назарович)

Монах Иларион (Стариков Иван Антонович)

Монах Евфросин (Хвилонов Евдоким Макарович)

Монах Дионисий (Скопин  Диомид), столяр

Рясофорный послушник (письмоводитель) Садовский Федор Гаврилович

Послушник Стефан (Медведь)

В 1920 году (с мая по август) расстреляно 8 монахов Спасо-Елеазаровой пустыни по приговору Военного трибунала (имена неизвестны).

Судьба оставшихся 19 монахов на момент закрытия обители в 1923 году неизвестна.

Будем благодарны за дополнительные сведения, которые просим высылать на e-mail: istok_mon@mail.ru, конт.тел.: 8(8112)679-558, 8-905-23-8888-2


Перейти в архив