День памяти схимонахини Клавдии (Петруненковой)

25 ноября 2018 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, в Спасо-Елеазаровском монастыре почтили память схимонахини Клавдии (Петруненковой) в 15-ю годовщину со дня её кончины.

Вечером, накануне воскресного дня, в обители было совершено всенощное бдение, которое возглавил митрополит Евсевий. Его Высокопреосвященству сослужили: духовник обители, наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко) и клирики монастыря. По окончании богослужения в храме была совершена панихида по схимонахине Клавдии.

На следующий день, по окончании Божественной литургии, на монастырском кладбище была совершена лития по усопшей приснопоминаемой матушке Клавдии, которую возглавил митрополит Евсевий, вместе с духовенством обители: духовником монастыря архимандритом Спиридоном (Иващенко) и иеромонахом Августином. На памятную дату из Москвы и Санкт-Петербурга приехали почтить ее память духовно близкие люди. Благодаря им к этому дню была издана книга о матушке «Жизнь, посвященная Богу». После литии и поминальной трапезы владыка Евсевий поделился воспоминаниями о схимонахине Клавдии,  которую знал более сорока лет. Именно он отпевал ее 15 лет назад при погребении в монастыре.

Схимонахиня Клавдия знала многих подвижников, старцев и иерархов Русской Православной церкви. Она активно помогала открывавшимся храмам и обителям, находя жертвователей. Её имя знают почти во всех монастырях страны. Её хорошо знали Патриархи Алексий I  и Алексий II.

В тяжёлые военные и послевоенные годы, когда священники, монашествующие и верующие люди преследовались властями, она много послужила Церкви – содействовала освобождению священников от арестов, оформляла им прописку, используя для этого родственные связи в правительстве. Её небольшая комната ­на ул. Садовой в Ленинграде была приютом многим священникам в нелёгкие годы. О ней говорили, что она спасла Почаевскую лавру, когда ее хотели закрыть.

Схимонахиня Клавдия была монахиней в миру. Игумения Елисавета была ее восприемницей при постриге в схиму и по своей смерти она завещала похоронить ее в Спасо-Елеазаровском монастыре, в восстановлении которого она принимала участие.

Матушка Клавдия знала и день, и час своего ухода из сего временного мира. У нее обнаружили онкологическое заболевание – рак пищевода. Врачи предлагали провести лечение, сделать операцию, но она отказалась. В сентябре 2003 года в Москве Клавдия Георгиевна приняла монашеский постриг с именем Ангелины, а в октябре – уже в Санкт-Петербурге – была пострижена в схиму с именем Клавдии. Она терпеливо переносила все предсмертные страдания, не прибегая ни к какой медицинской помощи. Каждый день она приобщалась Святых Христовых Тайн. Матушка говорила, что умрет, когда пойдет первый снег, что и случилось. Знаменательно, что и в день ее 15-летней кончины в Елизарово выпал первый долгожданный снег. Будучи сама милостивой, она мирно отошла ко Господу в день памяти святого Патриарха Иоанна Милостивого. Такую праведную кончину Господь дает только верным чадам Своим. Вечная и благая память приснопоминаемой схимонахине Клавдии!

Из проповеди митрополита Евсевия (Саввина): «Сегодня исполняется 15 лет со дня кончины схимонахини Клавдии. У каждого человека свой путь и каждый человек, если он христианин, живет по воле Божией. А воля Божия открыта нам в заповедях Божиих, в церковном уставе и правилах, в наставлениях святых отец. Мы призваны прославлять имя Божие, молиться друг за друга, утверждая нашу святую веру и делая добрые дела. 

У матушки схимонахини Клавдии был свой путь в жизни. Училась, работала, всегда была с молитвой, с Богом и имела тесное общение с церковными людьми, и руководителями Церкви: патриархом Алексием I, патриархом Алексием II, известным проповедником XX века митрополитом Николаем (Ярушевичем). Она была истинной, нелицемерной христианкой. Даже внешний вид ее был светел и благочестив. И другие люди при ней всегда старались держаться православных правил и христианского поведения. 

Мне пришлось иметь с ней общение со времени кончины митрополита Николая (Ярушевича), когда его близкие прибыли в Троице-Сергиеву Лавру в день его похорон. Его называли златоустом XX века. Это соответствовало дару, который он имел от Бога – проповедовать слово Божие. После кончины митрополита Николая его почитатели стали приезжать в Троице-Сергиеву Лавру. И среди них самой усердной паломницей была поминаемая ныне схимонахиня Клавдия. 

Троице-Сергиева Лавра объединила многих. Оттуда с 1961 года пошло наше общение с матушкой Клавдией. Там же мы познакомились и с матушкой игуменией Елизаветой, которая впоследствии была мною определена на это место для величайшего ее подвига – восстановления Спасо-Елеазаровской обители. А мать Клавдия на первых порах была ее непосредственной, близкой помощницей в этом трудном деле.

За свою жизнь она помогла очень многим людям и многим-многим монастырям. Каким образом? В безбожное время хрущевского правления Церковь была гонима. Народ был скован всякими правилами, а иногда и произволом местных безбожников. Жили под страхом, но делали дело Божие. Пользуясь общением с правителями нашей страны, как их называли, кремлевскими руководителями, она помогала и храмам, и людям, нуждающимся в помощи. Помогала в передаче монастырей и храмов Церкви, помогала людям, находящимся в тюрьмах, заключенным за веру, и освобождала их из тюрьмы, подобно святой великомученице Анастасии Узорешительнице. 

Сегодня 15 лет со дня ее кончины. Образ своей жизни она не выставляла напоказ, как фарисеи. Скромная христианка интеллигентного вида и жизни, она все слагала в своем сердце, как могла и чем могла, помогала людям. Вот поэтому она стала близка и этому монастырю, потому что и здесь она внесла свою лепту, и часть своего сердца и своей жизни пожертвовала ради этой святой обители. 

И сегодня мы молимся Господу об упокоении в селении праведных схимонахини Клавдии за ее добрую жизнь, за ее верность Христу, за ее помощь церковным людям и самой нашей Церкви.»

27 ноября 2018 года приехали почтить память матушки Клавдии гости из Санкт-Петербурга: протоиерей Владимир Сергиенко, настоятель Крестовоздвиженского казачьего собора, прихожанкой которого Клавдия Георгиевна была последние годы своей жизни и с ним прихожане, в том числе и те, которые не знали ее при жизни, но почитают её как особую подвижницу нашей Православной Церкви. Она говорила, что в Елизарово к ее могилке не зарастет тропа. Спустя 15 лет воспоминания о ней всё также дороги знавшим ее людям.