Богородичная Пасха

Успение Пресвятой Богородицы недаром именуется Богородичной Пасхой — как повествует Евангелие, то была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не небесным гостем — Богочеловеком, но земной Девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же одной из нас, земнородных.

28 августа 2020 года в обители совершили торжественное богослужение в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин). 

Накануне праздника, вечером состоялось всенощное бдение. На полиелее, после прочтения Святого Евангелия, Высокопреоясвященнейший Владыка всех молящихся помазал освященным елеем.

В день праздника была совершена Божественная Литургия и славление пред плащаницей Божией Матери. По окончании Литургии митрополит Евсевий произнес проповедь. И затем состоялся чин о Панагии.

 

                                     Проповедь митрополита Евсевия в день праздника Успения Пресвятой Богородицы

Дорогие отцы, всечестная мать настоятельница монахиня Мария, дорогие сестры обители и все, кто сегодня находится с нами на празднике Успения Божией Матери, приветствую вас с этим великим праздником!

Со времен апостолов Матерь Божия в сердце каждого христианина. «Апостоли от конец» собравшись вместе по воле Божией и чудом Божиим прибыли в этот день в Иерусалим в Гефсиманию ко гробу Пречистой Девы Марии, и с того момента этот праздник стал близок сердцам православных христиан, потому что ныне Святая Церковь возвещает о преславном чуде из жизни Богоматери и из истории всей нашей христианской Церкви – о вознесении человека от земной жизни к небесной, о переходе Матери Божией от земли на небо. Всё учение Евангельское и все богослужения нашей Православной Церкви направлены именно к тому, чтобы при земной жизни человек удостоился жизни небесной. И как солнце восходит от земли на небо, таким образом и человек призван переходить от земной жизни к небесной, и с восходом солнца эта мысль должна всегда приходить на наше сердце. Мы должны помнить, что у нас есть Церковь наша, которая своим учением указует каждому верующему путь от жизни земной к небесной, а Матерь Божия как Матерь Небесная также призывает всех нас от жизни земной к небесной.

Мы сегодня славим Успение Пречистой Девы Марии, этот праздник собирает весь Православный мир к Лику Пречистой, с сознанием того что Матерь Божия не умерла, Она уснула благодатным сном, чтобы потом вознестись на небо, почему праздник этот и именуется Успением. Она скончалась или уснула сном благодатным в доме Иоанна Богослова, который в то время проживал на горе Сион в Иерусалиме. На этом месте сейчас находится огромный собор с криптою, где пребывала Матерь Божия. И когда мы посещали это место, то видели и сами были свидетелями, что там с особым чувством склоняют свои сердца верующие люди со всего мира. Хотя это место сейчас находится во владении католической церкви, туда стекаются все паломники, которые приезжают поклониться Гробу Господню и другим святыням Иерусалима. Они стекаются туда, чтобы поклониться именно тому месту, где произошло отшествие Богородицы от земной жизни к небесной. И теперь на этом месте наши паломники, склоняя свои колена и сердца, просят у Матери Божией вместе со святою нашей Православной Церковью, чтобы сподобил Господь и нас мирной, безболезненной, непостыдной христианской кончины.

После Своего отшествия от земной жизни к небесной, Пречистая Дева Мария из дома Иоанна Богослова была перенесена в Гефсиманию, где по обычаю людей древней жизни была положена в гробницу, где были похоронены Ее родители Иоаким и Анна. Это место также почитается верующими людьми и всем Православным миром. И в этот праздник, именно в день Успения, мне пришлось четыре года подряд участвовать в чине Погребения Плащаницы Божией Матери. И как сейчас помню: мы крестным ходом выходили от храма Гроба Господня, из придела Матери Божией, который именуется Малой Гефсиманией, а мне в этот погребальный день было поручено нести икону, как Плащаницу Божией Матери. Она была подарена российскими людьми, не простая икона, писаная, старинное письмо в окладе серебряном, позлащенном, с изображением Успения Божией Матери. И вот мы крестным ходом вместе с многочисленным народом шли от Гроба Господня в Гефсиманию, проходя через иерусалимские врата, которыми был выведен святой апостол архидиакон Стефан, проходили место его убиения, побиения камнями. Теперь на этом месте – это почти рядом с гробницей Божией Матери – стоит храм новый, каменный в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана. Потом мы спускались по ступеням вниз, потому что там, где была похоронена Матерь Божия, это как бы низменность, и туда ведут ступени, да и не мало, а около пятидесяти.

Но, когда апостолы совершали чин погребения, не было апостола Фомы, а когда он пришел, прибыл в Иерусалим, то пожелал проститься с усопшей Богоматерью. Открыв гробницу, апостолы не увидели Самой Пречистой Девы Марии. И когда они вознесли хвалебные песни, понимая, что Она была перенесена на небо, и по чину ветхозаветному вознесли просфору с молитвою, то увидели Образ Пречистой, сказавшей: «Я с вами во все дни до скончания мира». Вот этому событию и посвящено наше шествие с чином Панагии. И в Греции, и в нашей Русской Церкви в монастырях этот чин сохраняется по сей день. То есть, это образ той просфоры, которая была посвящена поминовению Божией Матери и была приподнята с молитвой: «Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси нас!». И мы, по примеру святых апостолов, в этот праздник собираемся к гробнице Божией Матери, к Плащанице Божией Матери, совершая чин погребения по древнему обычаю. Весь чин пронизан обращением в церкви верующего народа как к живой Пречистой Деве Марии. Все наши песнопения, чтения говорят об Успении, о жизни, о пребывании на небесах Матери Божией.

Но нам известно и то, что когда блаженный Андрей, некогда во Влахернской Церкви с Епифанием обращавшийся с молитвой к Богоматери, был в другое время вознесен в Рай, то он не нашел там Божией Матери. Он спрашивает у ангела: «Где же Матерь Божия?». «А Она на земле утешает, радует и окропляет мир утешением Своими слезами, собирая их в Свой Пречистый небесный Покров». Почему и нам Церковь завещает, чтобы и мы совершали этот праздник по чину древнему, обращаясь своим умом и сердцем не как к умершей, Божией Матери, а как усопшей временно и переходящей к вечной жизни. Недаром мы поем: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! В Рождестве девство сохранила еси и во Успении мира не оставила еси, Богородице!».

Всем вам – крепости, радости, благоговейного чувства в душе, в сердце. Будем совершать по чину нашей Церкви и праздник Успения Божией Матери, и праздник или чинопоследование погребения Божией Матери. В сам день Успения совершается чинопоследование погребения Божией Матери в Гефсимании на Святой земле, и также погребение совершается в день Успения и в Троице-Сергиевой Лавре. Так установили наши отцы, святители Московские. Почему? Обычно на третий день погребают усопших, а у нас в Троице-Сергиевой Лавре это было установлено, потому что до революции праздник Успения собирал тысячи паломников, и чтобы они не расходились, а были бы участниками и погребения Плащаницы Божией Матери, перерыв делался только на подкрепление сил. Так и мы в пять часов с вами собираемся здесь для совершения чинопоследования погребения Плащаницы Божией Матери. С праздником вас, дорогие!

                                                   Чин погребения Пресвятой Богородицы

Вечером 28 августа в обители состоялось всенощное бдение с чином погребения Пресвятой Богородицы, которое возглавил митрополит Евсевий (Саввин).
 
После великого славословия состоялся крестный ход с плащаницей с изображением Успения Пресвятой Богородицы. По окончании крестного ходя все молящиеся были помазаны митрополитом Евсевием освященным елеем у плащаницы Божией Матери.