Научно-практический семинар

23 мая 2019 года состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Социокультурное взаимодействие и управление социальными суперсистемами». Организаторами проекта выступили кафедра государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета при поддержке Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Соорганизатор семинара — и.о. игумении монахиня Мария (Корх).

По воле Божией и по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона местом проведения семинара стал Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Соорганизатор семинара — и.о. игумении монахиня Мария (Корх).

Проект нацелен на научно-педагогическую и творческую работу с детьми и молодежью, организацию и проведение мероприятий в контексте единения и примирения духовной и светской власти, возрождение православных идеалов России.   

Мероприятия семинара проводились в рамках программы Международной научно-практической конференции «Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем», приуроченной к XXXIX Международным Ганзейским дням нового времени.

Какое тематическое соприкосновение Спасо-Елеазаровской обители с «университетской Ганзой»? Почему данное мероприятие было посвящено памяти старца Николая Гурьянова?

 Монастырь был основан в XV веке преподобным Евфросином, в пустыне, на левом берегу реки Толбы, в 28 км. от г. Пскова и отличался строгостью иноческого устава и высоким аскетизмом монашеской жизни. Главный храм обители — Собор Трех Вселенских Учителей-Святителей (1447 г.) воздвигнут на месте чудесного явления во сне прп. Евфросину Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, что изначально определило вселенское просветительское предназначение монастыря, его особую роль в становлении российской государственности  государствообразующую. В обители прп. Евфросина «святой из немногочисленного пророческого ряда русских святых» —  старец Филофей (около 1465 — 1542) возвестил всему миру пророческую идею: «Москва – Третий Рим». В духовной школе прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского возросло девять игуменов, прославленных в лике святых и два великих пустынника. В конце XIX начале XX веков в Спасо-Елеазаровском монастыре находила духовное утешение у прп. старца Гавриила (Зырянова) Великая княгиня Елисавета Федоровна, прославленная как преподобномучиница Российская.  

Более всего духовное влияние елеазаровских монахов распространялось на близлежащие территории, а это были пограничные земли Талабских островов, которые были заселены уже в XI веке.

Талабские острова  это земля вольная, и население острова имеет свой, испокон века сложившийся, особый жизненный уклад. Это было военизированное поселение рыбаков, которые не только промышляли рыбной ловлей, но и вольным взиманием пошлин с заморских купцов, проезжавших торговать в г. Псков. Как отмечают историки, они «вольно» контролировали определенный  отрезок одного из больших водных торговых путей из Ливонии в Псков и Новгород, того самого, что сегодня именуют ганзейским.

На Верхнем острове Талабского архепелага (ныне это о. Белов) ученик прп. Евфросина прп. Досифей молитвой и покаянием смирил разбойников, скрывавшихся здесь и грабивших купцов, а в 1470 году основал мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков.

В 1581 году воины-рыбаки Талабских островов поддерживали псковичей во время нашествия польского короля Стефана Батория и бесследно уничтожали отряды его воинов.  Это были подлинные граждане своего государства.

На острове Залита (Талабск) некогда был Царский сад. Первые деревья в саду появились в начале 19 века при правлении Александра I. Именно в те времена острова стали называться Александровским посадом, т.к. рыбаки отсылали выловленную рыбу царской семье. Для укрепления берега, чтобы остров не размывало, и не рушилась церковь, построенная на самом краю, жители стали высаживать деревья вдоль берега. По преданию, Александр I прислал со своими подчиненными росток дуба. Этот росток некоторое время хранился в церкви, после чего его посадили. Традиция укоренилась. Последним, кто посадил дерево, был Высокопреосвященнейший владыка Арсений 28 июня 1907 года. Так на Талабске появился Царский сад.   

Жители островов не приняли революцию 1917 года. Сформированный из рыбаков Талабского архипелага т. н. Талабский батальон (затем  полк), заняв сторону белых, вошёл в Северо-Западную армию генерала Юденича. В полку было от 1000 до 1500 бойцов, в том числе 700  800 островитян. В декабре 1919 года под Нарвой талабцы, прикрывая отход Северо-Западной армии Юденича, оказались между наступавшими красными, на одном берегу, и отступавшими эстонскими войсками на другом. Когда все уцелевшие бойцы армии Юденича перебрались на эстонский берег, талабцы тоже было решили отступать, но эстонцы, открыли по ним огонь и отогнали их назад, на лёд Наровы. С противоположного берега по ним стреляли красные. Так, под перекрестным огнём, за веру, царя и отечество погиб весь полк.  

В самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в нашей стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации, с 1958 года на одном из островов Талабского архипелага  острове Залит, по примеру прп. Досифея Верхнеостровского, на протяжении сорока лет являл собою пример жизни во Христе протоиерей Николай Гурьянов.

Матушка Елисавета, первая игумения восстановленного Спасо-Елеазаровского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое замечательное свойство души старца. И, по этому, определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь».

Известностью и любовью старец пользовался не только в России, к нему притекали за духовным утешением и исцелением страждущие со всего мира. С почтением относились к батюшке Николаю даже именитые архиереи.

В 1988 протоиерей Николай Гурьянов был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 — права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» — высшей церковной награды для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера).

28 мая 2020 года в день памяти основателя Спасо-Елеазаровской обители прп. Евфросина исполнится двадцать лет со дня возобновления монашеской жизни и учреждения монастыря Священным Синодом и ровно двадцать лет, как по благословению протоиерея Николая Гурьянова в обитель была передана из храма св. Николая на острове Залит с крестным ходом икона Божией Матери «Цареградская».

24 августа 2002 года отца Николая не стало, но паломники едут на остров, чтобы поклониться его могиле.  

Так как внимание участников семинара было сосредоточено на проблемах развития приграничных территорий Псковской области в контексте международных и межконфессиональных отношений, вопросах правового обеспечения деятельности коммерческих и религиозных организаций в сфере культурно-исторического туризма и организации православного паломничества было решено посвятить данный семинар памяти старца Николая Гурьянова – 110-летию со Дня его рождения 24 мая 1909 года. 

В рамках программы семинара были представлены результаты молодежных научно-практических исследований студентов и преподавателей  Псковского государственного университета по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».