Основатель монастыря – преподобный Евфросин

БезымянныйПреподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая. В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От трудов и подвигов воздержания совсем иссохло его тело. Провидя конец своей жизни, преподобный оставил завещание: «Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и Его Пречистой Матери, да будет Она, всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господа». В своем духовном завещании он повторил основные положения устава, указав на разницу добровольного вклада и вкупа; предостерег братию от возможности иметь личную собственность и наставлял устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения.

15 мая 1481 года с молитвой на устах блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар. Но, оставив телом обитель, святой не прекратил своих забот о ней, защищал ее от внезапного пожара и от нападений врага, исцелял братию от болезней, помогал богомольцам и приводил многих к принятию монашеского пострига. В память о преподобном обитель стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке были положены завещание старца и его святой образ, написанный при жизни святого его учеником Игнатием. Сохранилось описание внешности преподобного. Он был среднего роста и весьма сух телом, продолговатое его лицо, просвещенное благодатью, выражало кротость и смирение; взоры его были тихи и приветливы. Остроконечная борода спускалась ниже груди. Он был украшен старческими сединами, но крепок духом и телом до самой кончины. Соборная общецерковная канонизация преподобного Евфросина Псковского состоялась в 1549 году.