Слово игумена Памфилия о дне Иоанна Предтечи

Cлово поучительное о дне Иоанна Предтечи к наместнику христолюбивого города Пскова и всему православному христианству. «Благословение и послание из обители Пречистой Богоматери, честного Ее Рождества, и Трех Святителей — Василия, Григория и Иоанна Златоуста; Божией волею и благодатию игумен Елеазарова монастыря Памфил с братьею во Христе, богомолец за государей наших великих князей и царей всея Руси, а также ваш богомолец, господа наши. Во всем благословляю вас и бью челом, и молю вашу власть: Господа ради с любовью выслушайте невежественные речи мои , ибо вам от Бога и государей Великих князей даны в этом городе правление и власть, и потому бойтесь Бога, как истинные православные христиане. Есть еще в городе этом остатки зла, и не исчезли еще здесь ложная вера идольская, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские; во всем этом — ликование и возвышение дьявола и торжество его бесов в людях, не знающих истины. И прямо перед вашими глазами бесчестят люди Бога: так каждый год сатана призывает служить кумирам, и , словно в жертву ему, творятся в городе этом скверные дела и совершаются безобразные богомерзкие празднования. Когда приходит великий праздник, день Рождества Предтечи, то тогда, в ту святую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и бесится от бубнов, и сопелей, и гудения струн, и услаждается непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и плясками. Оттого и поднимаются и восстают все злые силы на поругание и бесчестие Рождества Предтечи, на осмеяние и поругание, и поношение дня его. Зашумит город, и возгремят в нем люди, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога; стучат бубуны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жены и девы, телом вихляют, и скачут, и выплясывают; во всем этом великое искушение и грехопадение для мужей и отроков, когда они видят распущенность жен и девиц, равно как и замужним женщинам позорное бесчестие и девицам растление. Что же происходит в городе в это время?  Сатана красуется, и печалится Бог, гневаясь на творящих эти безобразия, когда проводят они эту ночь во всяких играх и делах непотребных, бесовских удовольствиях, как настоящие идолослужители, празднуя этот бесовский праздник. Подобает же день Рождества великого Иоанна Предтечи праздновать в чистоте и целомудрии духовном и молитвах. И еще о тех же псковичах. В тот святой день Рождества великого Иоанна Предтечи выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту, тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин. Все это делают в день Предтечи с заклинаниями сатанинскими по дьявольским обычаям. И это ли избрал Христос? И таковы ли у православных христиан вера и обряды? И это ли христианское благолепие и порядок — игрищами, и плясками, и блудом, и чародейством, и бесовскими песнями, дудами и бубнами, веселием сатаны самого почитать и праздновать день рождения великого Предтечи, глумлением безобразным, как будто и не христиане; но еще горше нечестивых прельстились невежды и позабыли истинную веру. Вы же, господа мои, благочестивые мужи, истинные властители и грозная опора этого города христолюбивого! В храбром мужестве вашем остановите от таких начал идолопоклонства Богом созданный народ, творящий злые бесовские дела в день Предтечи, чтобы молитвами великого наставника вселенной Иоанна Крестителя милостив был к нам и щедр и оставил грехи наши в страшный день Суда праведного Своего Господь наш Иисус Христос, Ему же слава с Отцом Его и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь». («Памятники литературы Древней Руси. Конец 15-первая половина 16 века»)

Священномученик Иувеналий (Масловский)

епископ Рязанский и Шацкий, игумен Спасо-Елеазаровского монастыря (1904- 1906)

Память 11 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Курских святых

В миру Масловский Евгений Александрович, родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целе-устремлённым характером. Окончил Орловскую гимназию. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие.

В 1900 году Евгений поступил в Казанскую духовную академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея.

После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую семинарию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елеазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября назначается в первоклассный Новгородский Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита.

Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

28 июля 1917 года его назначили на Тульскую кафедру.

Был участником Священного Поместного Собора в Москве в 1917-1918 гг.

В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божией Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.

17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств.

В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь и сам Владыка — к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120 священнослужителей, 25 из которых были архиереями.

После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений. Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему Владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда Владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров.

В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.

19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке.

Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так он помогал скрываться и другим. В декабре 1934 года им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Турлевский, будущий епископ Читинский.

22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. Вот что значится в документах по его обвинению:

«являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея [1], он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (сохранена орфография и фразеология подлинника).

Заключение Святитель проходил в Сиблаге (Томская ж. д.), работая сторожем, счетоводом и на общих работах по десять часов в день. Летом 1937 года он был переведён в лагерь для инвалидов. 30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 24 на 25 октября 1937 года.

В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам». Даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами.

Прославлен в Соборе Рязанских святых 10 (23) июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь Иувеналию Рязанскому

Любимиче паствы Рязанския, / юже от нечестия и безверия ограждая, / пострадал еси даже до крове, / священномучениче Иувеналие, / молися о нас Владыце Христу, / да сохранит державу Российскую в мире и благоденствии / и спасет души наша.

Труды


Речь при наречении его во епископа Каширского 21 августа 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 37, с. 1615.

Это был знаменитый литургист. В период с 1925-1932 гг. он составил "Архиерейский Торжественник". Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.

Поэтому он разбил свой материал по содержанию в отношении первых трех специальных частей, все остальное перенеся в IV-ю общую часть. Вот почему во многих местах его оглавления в скобках имеются пометки тома и страниц.

В древней Руси Торжественником назывались сборники торжественных похвальных слов, поучений, проповедей и житий наиболее чтимых святых, сказаний о праздниках и чудесах, предназначавшихся для чтения при богослужении. Торжественники, как и Триоди, были постные, пятидесятные (от недели мытаря и фарисея до недели всех святых) или понедельные.

В отличие от этих старинных сборников Владыка Иувеналий назвал свой труд "Торжественником архиерейским". Этим заглавием он хотел отметить то значение архиерейского служения, которое недооценивали наши современники.

Имеются прекрасные описания торжественных архиерейских служб в сочинениях известного писателя и современника Митрополита Филарета Московского и А.Н. Муравьева, в "Письмах о епископе" Е.Н. Поселянина (СПБ, 1910 г.) и др. печатных трудах. Но авторы всех этих сочинений описывают только свои впечатления о прекрасно обставленных торжественных архиерейских службах, вызывавших у верующих восторг и умиление.

Владыка Иувеналий преследовал в своем труде конечно совершенно другую цель. Его интересовала литургическая практика архиерейских служб. Он стремился увязать практику древне-русских служб архиерейских, запечатленных в Чиновниках Московского Кремлевского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора (М. 1903 г.), Нижегородского Преображенского собора (М. 1905 г.), Новгородского Софийского собора (М. 1899 г.) с нашей современной церковной практикой и все это документально научно осветить и т.н. "Провинциализмы" подвести под общие единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях.

Насколько он достиг своей цели в этом нам не было известно. В последние годы жизни проживал в тихом Рязани, он для облегчения пользования своим шеститомным "Торжественником", отпечатал его на машинописи и составил примерный алфавитный к нему указатель.

"Торжественник" распадался на четыре части:

1 часть — О церковном священнослужении архиерейском — 141 глава.
2 часть — Месяцеслов архиерейский — 78 глав.
3 часть — Св. Четыредесятница — 70 глав.
4 часть — Общая и томы 5-6 — 127 глав.


Всего этот труд включал в себя 416 отдельных глав.

Дальнейшая судьба этого ценного наследования была трагична. В 1935 году рукопись эта находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне. Горю его не было предела, когда он узнал о судьбе своего шеститомного сочинения. От такого громадного и уже вполне законченного ценного литургического исследования осталось только его оглавление, списанное в 1932 году посетителями Владыки.

В епископате за "пристрастие" к пышным службам Владыку прозвали "блистательный".

Литература

"Церк. Вед." 1906, № 18, с. 266.
-"- 1906, № 41, с. 442.
-"- 1910, № 44, с. 421.
-"- 1914, № 32, с. 377.
-"- 1917, № 35, с. 295.
-"- 1918, № 19-20, с. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1914, № 37, с. 1615.
"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4.
-"- 1934, № 20-21, с. 3.
"Прав. Собес." 1901, март, с. 377-380.
-"- 1905, ноябрь, с. 95 (отчет).
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 96-97.
Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 115, примечание.
Послужной список Иувеналия, архп. Рязанского и Шацкого от 19 января 1932 года.
Протопресвитер Т. Теодорович: "К 40-летию пастырства" часть 1, с.
Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 17, 91.
"Спутник агитатора", 1937, № 23.
Regel'son 536: 1925 bis Mars 1928 in Haft.
Regel'son 555: 1936 wieder verhaftet.


Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4838.htm
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4161

Источник: http://drevo-info.ru/articles/7541.html

Святитель Варлаам (Петров)

Память в Соборе Сибирских святых. Прославление состоялось в 1984 г

В миру Петров-Лавровский Василий Петрович, родился около 1729 года в Москве, в семье Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впоследствии священником в Московской церкви во имя Космы и Дамиана. Младшим братом его был будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.

Из-за болезни ног Василий оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую Лавру где находился под руководством схимонаха Досифея. Здесь он принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.

В 1764 году Псковский епископ Иннокентий пригласил его на должность игумена Псковского Елеазарова монастыря.

В 1768 году в сане архимандрита настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском монастыре.

5 октября 1768 года был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского. Прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением епископа Варлаама «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет» [1], при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. При этом владыка Варлаам оставался епископом, и лишь 6 ноября 1792 года был возведен в сан архиепископа.

Владыка Варлаам отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской духовной семинарии. В 1770 году семинария была переведена из архиерейского дома в Тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук, — введено было преподавание греческого и татарского языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины, — семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 года совместными усилиями епископа Варлаама и Иркутского епископа Михаила была учреждена Иркутская духовная семинария. При 2 сибирских семинариях были собраны богатые для своего времени библиотеки, в которых помимо книг на русском и иностранных языках хранились уникальные рукописи.

Много внимания владыка Варлаам уделял миссионерской деятельности. В 1769 году он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской духовной семинарии для изучения китайского языка. В 1788-1789 годах по его благословению игумен Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 году владыка оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством Валаамского иеромонаха Иоасафа (Болотова), отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядческому расколу. За годы управления владыкой Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко.

Большое внимание владыка Варлаам уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому епископу Тихону о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске епископ Варлаам допускал ко святому делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для чего необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 году в Тобольской духовной семинарии владыкой был открыт класс рисования. Он и сам писал иконы и картины [2]; Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную епископом Варлаамом, этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева [3].

При владыке Варлааме в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и других городах. По его ходатайству в 1783 году был учрежден Абалакский Знаменский монастырь. Его первым настоятелем стал игумен Маргарит, под руководством которого были построены Тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. Сам же собор был при епископе Варлааме отремонтирован и 20 июля 1787 года освящен.

В годы управления владыкой Варлаамом Сибирской епархией на жителей Тобольска несколько раз обрушивались стихийные бедствия, наиболее разрушительными были наводнение 1784 года и пожар 1788 года. В эти дни архипастырь много трудов положил для того, чтобы утвердить в горожанах надежду на милость Божию, помогал пострадавшим деньгами.

Архиепископ Варлаам Тобольский скончался в своем кафедральном городе 27 декабря 1802 года. По завещанию он был погребен в Златоустовском приделе Тобольского кафедрального собора, рядом со святителем Иоанном (Максимовичем) Тобольским, чью память он особо чтил и которому стремился подражать.

Современники называли его «мужем евангельской кротости и праведной жизни» [4]. Святитель подолгу молился, был строгим постником, спал на голых досках и любил уединение, для молитвы иногда удалялся в Междугорский Иоанновский мужской монастырь. Сохранились свидетельства о том, что Господь сподобил владыку Варлаама даров прозорливости и утешения находящихся в скорбях.

Канонизация святителя Варлаама состоялась в 1984 году, когда по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собору святых, в земле Сибирской просиявших, куда было включено и его имя.

Награды

ордена Российской империи св. Анны 1-й степени и блгв. кн. Александра Невского (1801).


Документы, литература

ЦХАФ АК, ф. 164 (Алтайская духовная миссия), оп. 1, № 166 [Ист. очерк организации и деятельности епарх. учреждений в Сибири с 1620 по 1853 г. Ркп.].
Абрамов, Н. А., "Варлаам I (Петров), архиеп. Тобольский и Сибирский. 1768-1802," Странник, октябрь 1863, 5-22.
Сулоцкий, А., прот., Тобольские и Томские архипастыри, Омск, 1880, 10-11.
Путинцев, М., прот., Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия, М., 1900.
Поселянин, Е., "Архиеп. Тобольский Варлаам," Поселянин, Е., Рус. Церковь и рус. подвижники 18 в., СПб., 1905, 1993р., 167-170.
ЖПодв., Дек., ч. 2, 312-316.
Пивоваров, Б. И., протодиак., "Архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам I (Петров)," ЖМП, 1978, № 1, 74-78.
Нестор (Анисимов), митр., "Православие в Сибири," Свет Христов просвещает всех!: Сб., Новосиб., 2000, 493-496.


Использованные материалы

Пивоваров, Б., прот., "ВАРЛААМ I (Петров)," Православная энциклопедия, т. 6, 607-608:
http://www.pravenc.ru/text/154221.html — отредактрованная статья от 26 ноября 2009
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2675

Источник: http://drevo-info.ru/articles/15053.html

Преподобный Серапион Псковский

Память 15 мая, 7 сентября и в Соборе Эстонских святых

Родился в Юрьеве (ныне Тарту), который тогда находился под властью немцев, старавшихся искоренить Православие.

Его родители были прихожанами русской церкви во имя святителя Николая. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и не раз выступал в защиту Православия. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь, недалеко от Пскова, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник преподобный Евфросин. Под его окормлением преподобный Серапион стал постигать мудрость пустынного жития. Но вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел без благословения покинуть своего наставника и в полном уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь. Однако Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и вернулся к старцу. Приняв великую схиму, он 55 лет неотлучно пребывал с преподобным Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия.

Постепенно вокруг преподобного Евфросина стала собираться братия, для которой старец построил храм во имя Трех Святителей и дал скитский устав. Преподобный Серапион ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что спасатель жития называет его "мертвецом непогребенным". Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя лишь себя самого, и сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный глубоко чувствовал силу общей церковной молитвы и говорил, что "чин двенадцати псалмов", пропетый наедине в келлии, не может равняться одному "Господи, помилуй", пропетому в храме.

Преподобный Серапион скончался 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления преподобного Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его творится 7 сентября. Преподобному составлены тропарь и кондак.

Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в "кости, обтянутые кожей". Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

Тропарь. глас 8

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе, / и вся красная мира сего возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый, / весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси, / темже и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти: / радуйся, пустынная похвало, преподобне отче наш.

Кондак, глас 4

От высокоумия искус приим смиренномудрия, / благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе. / Желанием бо Божественныя любве вжигаем, / житейския молвы оставль, / ревнитель учителю твоему Евфросину был еси, / безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу: / бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим; / ныне же молися Господеви, Богоблаженне, / спастися душам нашим.

Молитва, чтомая в Спасо-Елеазаровской пустыни, Псковския епархии

О преблаженне отче наш Серапионе, Небеснаго Иерусалима гражданине! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и тамо якоже в зерцале зриши вся нужды и скорби наша. Не отступи убо от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Воззри на нас милостивно, и к земли приверженныя возведи к Высоте Небесней: испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога Нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обидимым заступление, бедствующим помощь и от бед свобождение, грешным же всем от грехов отвращение и спасение. Не посрами нас, с верою к тебе притекающих: приими моления наша и вознеси я пред Лице Господне, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждах наших помощь: укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими прияти сподобимся. Еще же споспеши нам Иго Христово во благодушии и терпении и радости духовней понести, присно же молитися нас научи, да непорочни сохранимся в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа, Емуже ты радостно по трудех и подвизех ныне предстоиши, прославляя со всеми святыми в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Использованные материалы


Источник: http://www.jmp.ru/svyat/sep07.htm


Полный Тропарион. — Издательство "Троица". — 2006. — Т. 1. — С. 24-25.


Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодником Божиим, чтомыя на молебнех и иных последованиих. — Петроград: Синодальная типография. — 1915. — Лист 81 — 81 (оборот).

Источник: http://drevo-info.ru/articles/11399.html

Завещание схиархимандрита Гавриила (Зырянова) своим духовным чадам

«Оставляю вам в наследство великое богатство, для всех неоскудеваемое. Его всем хватит, только пусть пользуются и не сомневаются. Будут жить безбедно, кто сумеет его себе присвоить.

Когда кто почувствует себя грешником и не находит выхода себе, пусть затворится в келье один, читает Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и плачем утешится, уврачеванный.

Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери ("Многими содержим напастьми…"), и пройдут для него все напасти бесследно, к стыду нападающих на него.

Когда нуждается кто во внутреннем душеосвящении, пусть читает со вниманием 17-ю кафизму. И откроются ему внутренние очи, последует потребность осуществить то, что в ней написано. Возникнет потребность чаще свою совесть очищать исповедью и причащаться Святых Таин Тела и Крови Христовых. Явится добродетель милосердия к другим, чтобы не зазирать их, а страдать о них и молиться.

Тогда явится и внутренний страх Божий, в котором проявятся для внутреннего ока души заслуги Спасителя: как Он страдал за нас, любя нас. Явится и любовь к Нему благодатная с силою Святого Духа, который поставляет нас на все подвиги, научает совершать и терпеть. В терпении нашем мы увидим и восчувствуем в себе пришествие Царствия Божия в силе Его, и воцаримся воедино с Господом, и обожимся.

Когда для нас покажется сей мир совсем не тем, каким он нам теперь рисуется. Впрочем, мы его не станем судить, так как судить его будет Иисус Христос, но мы увидим мирскую ложь и грех. Мы увидим и правду, но только в Спасителе, и будем ее почерпать только в Нем одном.


Ложь. Мы ее видим и не видим. Ложь — это сей век со всеми его прелестями скоропреходящими, ибо все минует и не возвратится!


Правда же Христова пребудет во век века. Аминь».

Акафист преподобному Гавриилу (Зырянову)

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и Его Пречистыя Матери неленостный служителю! Теплый о нас молитвенниче к Богу и Его любве образ чудный и совершенный! Приими от нас недостойных подобающую ти похвалу и, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да зовем ти: Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Икос 1

Архангелу тезоименитаго и его житию подобника провиде тя всея твари Зиждитель словесы пророческими:- «Се, Мой еси!» Ты же от юности глас сей с Небеси услышав, всем сердцем возлюбил еси Бога возлюбившаго тя, преподобне отче Гаврииле. Сего ради зовем ти: Радуйся, от юности Богом избранный; Радуйся, в гражданство Небесное званный; Радуйся, мира сего красоту ни во чтоже вменивый; Радуйся, ангельское житие измлада возлюбивый; Радуйся, иго Христово верно восприявый; Радуйся, благодать онаго житием оправдавый; Радуйся, издетска образ молитвы слезныя; Радуйся, родителей благочестивых отрасль боголюбезная; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 2

Видев красоту Божественнаго видения, осенившаго тя благодатию Духа Святаго, родителей твоих удивил еси, не их чадом ся называя, но Божиим. Темже усердно последовал еси Своим тя Назвавшему, непрестанно взывая к Нему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным постиг суету и непостоянство мира сего, преподобие Гаврииле, от юности твоея вечных благ возжелал еси и сотворил себе обиталище Святаго Духа. Мы же творим тебе пение сицевое: Радуйся, воздержанию от юности себе обучивый; Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый; Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; Радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания; Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый; Радуйся, яко по заповедем Его право ходивый; Радуйся, бранею праведности облеченный; Радуйся, светом боговедения просвещенный; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 3

Силою свыше от раны своея избавлен был еси, преподобие Гаврииле, в немощи праведному Симеону Верхотурскому помолився, и его молитвами исцелився пел еси Богу, Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 3

Идущу тебе во обитель Верхотурскую издалеча ко многоцелебным мощем угодника Божия во исполнение обета, ему данного, узрел еси святаго в виде странника дивнаго. Милостыню же ему сотворив, услышал еси от него: « Монах будеши, схимник будеши, зде будеши». Мы же, дивящеся Божию о тебе благоволению, зовем ти: Радуйся, всего себя водительству Божию предавый; Радуйся, узкий и прискорбный путь монашескаго жития Его волею избравый; Радуйся, древних подвижников усердный соревнителю; Радуйся, добродетелей христианских рачителю; Радуйся, молитвами праведнаго Симеона исцеленный; Радуйся, в монашестве его предстательством предвосхищенный; Радуйся, любве ради Господа отечество оставивый; Радуйся, к воздержанному житию себе от юности наставивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 4

Бурею сомнений смутився и родительскаго гнева убоявся, яко класы хлебныя градом уязвленныя увеща отца оставити, у Самаго Бога испросити изобилия нивы дерзнул еси. Услышав же громоподобный глас с Небеси и зря велия дары Божия, воспе Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша велие житие Богомудрых отцев и старцев Оптиной пустыни и благочестию их подражати желая, благословения родительскаго испросил еси, отче преподобие. Они же, смирению твоему дивящеся, благословиша тя на тесный путь иноческаго жития. Мы же, восхваляюще твое благое изволение, поем ти: Радуйся, любовь велию к Богу показавый; Радуйся, в силе Его преспевавый; Радуйся, любовию божественною распаленный; Радуйся, образом жития отцев пустынных плененный; Радуйся, преподобным Амвросием благословенный; Радуйся, старцем Мелхиседеком от уныния и скорбей огражденный; Радуйся, пустыннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче; Радуйся, за враги своя и за вся теплейший молитвенниче; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 5

Боготечная великая светила, сияющия в пустыни Оптиной, облисташа тя, отрасль благую, ты же, духовным учителем подражая незлобием и кротостью, возсиял еси новою звездою и вкупе с ними взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видел еси со скорбию яко, игумен, иноческаго пострижения тя лишает, обаче не возможе то поколебага крепости произволения твоего. Ты же, старческаго благословения испросив, во град Москву пришел еси. Мы же, видяще тя тяжкий крест на себе сим возложившаго, поем ти: Радуйся, не ради риз, но покаяния радионашество приемый; Радуйся, сладости плотския богомудре презревый; Радуйся, братолюбия прилежный строителю; Радуйся, постнически испытавый в Московских обителех; Радуйся, таланты своя в земли не сокрывый; Радуйся, сети тщеславия и гордыни сокрушивый; Радуйся, унывающих столпе утешения; Радуйся, монашествующим образе терпения; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 6

Проповедует стольный град Москва труды твоя и подвиги, богомудре Гаврииле, идеже во двою обителех потрудился еси, да новоначальному монашеству образ древнеотеческий будеши, научающий братию достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси от Уральския страны яко светило светозарное, преподобне отче, светом богопросвещенным освящая обителей множество. Посреде же них и Раифская пустынь, идеже священства удостоился еси. О сем тя ублажающе, воспеваем ти сице: Радуйся, хранителю старческих повелений; Радуйся, сопричастниче тайных откровений; Радуйся, восприявый древних отец следы; Радуйся, на зловерныя и враждотворцы от Бога получив победы; Радуйся, яко тобою зависть попирается; Радуйся, яко молитвами твоими к Богородице бесы изгоняются; Радуйся, в любви Христу дивный подражателю; Радуйся, тоя яко единаго богатства стяжателю; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 7

Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, кротость и смирение Его себе усвоив, от завистных человек всякия обиды и скорби безропотно претерпел еси, егда из обители во град Казань удален бе; но ведый, яко скорбьми временными подается вечное спасение, взывал еси Спасу всех: Аллилуиа.

Икос 7

Новым повелением архиереовым стопы своя направил еси, отче присноблаженне, в пустынь при седми езерах, идеже Пресвятая Богородицы чудотворный образ стояше. Ты же, прославляя Ю, и обитель сию, паче прежняго прославил еси, егда поставлен бысть архимандритом тамо. Мы же тя прославляем сице: Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения; Радуйся, Божия Матери чадо возлюбленное и верное; Радуйся, Ея почитателю непоколебимый и благоусердный; Радуйся, союзом добродетелей удобренный; Радуйся, пустыни Седмиезерской благоукрасителю; Радуйся, иноческих подвигов ревнителю; Радуйся, путем к Небеси Боголюбие избравый; Радуйся, в злостраданиих смирением вся поправый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 8

Страшный недуг порази тя, отче преподобие, имже на одре болезни пять лет держимо бе многострадальное тело твое, якоже иногда и души то него разлучатися. Ты же, прославление прп. Серафима предвосхищая, к помощи его в немощи взывал еси. По исцелении же образ его на немже идеже Мати Божия со мученики чудотворцу Саровскому явися, написа, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предал еси воздвижению новаго храма, прп. отче, по приятии великия схимы помышляя, яко в храме сем по всем усопшим непрестанно Псалтирь чтома будет. В нем же литургисая, узрел еси светозарное видение всех святых, молящихся у Престола Владыки, Себе Самаго в жертву приносяща за ны, поющия Тебе: Радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения; Радуйся, всех святых увидевый пред Господом на молении; Радуйся, благоволением Богоматере осененный; Радуйся, боголюбче, дарами свыше одаренный; Радуйся, равную любовь к ближним живым и почившим простиравый; Радуйся, храм для неусыпнаго чтения Псалтири создавый; Радуйся, яко ничтоже имея ко строению, подвижеся к оному, на Бога уповая; Радуйся, яко по благословении архипастыря чудно создася церковное здание; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 9

Все множество человеческое удивися еже на земли во плоти твоему терпению и незлобию, преподобие отче, егда непорочна и праведна тя зряще и о благочестии ревнующа возмутишася против тебе братия законопреступная хотяща убити тя. Ты же, моля Господа, взывал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Велие твое терпение и теплую ко Христу любовь никтоже по достоянию поведати возможет, еда бесовским обещаниям угождая, изгнаша тя из обители клеветы ради, преподобие отче Гаврииле. Ты же пресели во Спасову обитель в пределех Псковских, идеже премного потрудился еси. Мы же, волю Божию в сем разумевающе, поем ти: Радуйся, правило благочестия и веры; Радуйся, за оныя поношения и изгнания претерпевый; Радуйся, от братии поруганный, бесчестие в почесть себе вменивый; Радуйся, козни нечестивых человек смирением победивый; Радуйся, потоками слез спасительных орошенный; Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ совершенный; Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивший; Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа моливший; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 10

Хотящу ти спасти чада твоя, к тебе во Ж множестве притекающая и предвидящу тебе годину лихолетия и на Церковь Христову гонения, ихже своим житием изобразил еси, любовь ко Господу яко корень всех благих заповедал еси им имети и тако претерпевати вся, до конца взывающе Богу: Ашшлуиа.

Икос 10

Стены Стасовы обители не возмогоша укрыти тя отче Гаврииле, мнози бо видяху тя равноангельна житием и прихождаху к тебе; слышавше же глаголы жизни вечныя, прославиша духовныя твоя подвиги во многих градах и весех Российских. Тем же и мы чествуем тя сими похвальными словесы: Радуйся, великия княгини Елисаветы духовный наставниче; Радуйся, архипастырем и пастырям тихое и верное пристанище; Радуйся, иночествующим помощниче богомудрый и скорый; Радуйся, чадом своим и нам путеводителю на неудобовосходимыя горы; Радуйся, вослед себе собор учеников ко Христу приведый; Радуйся, с ними, яко отец со чады, прияти мзду Небесную к Нему возшедый; Радуйся, слезами твоими землю и воды наша освятивый; Радуйся, житием своим будущия скорби Церкви Русския изобразивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, отче преподобие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалите подвиги твоя? Токмо видяще тя паки, аще бо и в час смертный, людие града Казани плачуще взываша к Призывающему тя: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника тя добрых дел, преподобие, исповедуем быти, яко теплыми молитвами ко Христу Богу и Пречистой Его Матери, о граде нашем и обители твоей ныне пред Ними ходатайствуеши и светом Божественныя любве согреваеши души и сердца приходящим к тебе и поющим тебе сице: Радуйся, светильниче Божественного света; Радуйся, молитвенниче усердный к Богу и Его Матери Всепетой; Радуйся, боголюбче, еще на земли созерцавый Свет Небесный; Радуйся, ради онаго избравый путь тяжкий и тесный; Радуйся, почитающим святую память твою Небесный покровителю; Радуйся, в горния обители нам путеводителю; Радуйся, вестниче любве Божия, к примирению с Господом всех призываяй; Радуйся, подвигом веры в любви к Нему нас укрепляяй; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 12

Благодати Божия светлое жилище быв в житии твоем, преподобие отче Гаврииле, и по смерти не оставлявши нас твоим предстательством пред Господом, научая и ныне учащихся, како подобает идти тесным путем спасения, прославляя, благодаря и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя труды и подвиги, ублажаем тя, дивный старче, яко аще и преставился еси от нас, но жив сый и предстоя духом твоим пред Богом, ходатайствуеши за ны. Мы же, предстояще раце многоцелебных мощей твоих, прославляем тя: Радуйся, Российския земли духовное укрепление; Радуйся, граду Казани похвало и утверждение; Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче; Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, молитвенниче за ны неусыпный; Радуйся, предстателю о нас непостыдный; Радуйся, яко на Небеси Богоначальную Троицу зриши; Радуйся, яко оставив мощи твоя на земли всем помощь твориши; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 13

О, пречудный старче, преподобие отче наш Гаврииле! Приими малую сию похвалу от недостойных и неразумных чад твоих. Присно моли о нас Пречистую Богородицу, яко пред честным Ея образом изливал еси слез потоки прося мира отечеству нашему, здравия и спасения всем живущим в нем. И ныне Сыну Ея Христу Богу нашему возноси молитвы и о нас, чтущих память Твою и вкупе с тобою поющих Ему: Аллилуиа.

Молитва преподобному Гавриилу (Зырянову), старцу Седмиезерной пустыни

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый!

Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем.

Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

От юности, богомудре, просветився любовью Христовою, суетный и многомятежный мир оставил еси. Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, и теченьми их седьм езер освятил еси. И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.

Ин тропарь, глас 4

Подвижник, яко един от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дары украшен быв обильно, новых мучеников воспитал еси Богу. Заступи нас и ныне молитвами твоими, Преподобие отче Гаврииле, старче наш.

Кондак, глас 5

Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобие отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.

Ин кондак, глас 2

Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами. Прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в Небесные селения. И ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобие отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всея Казанския земли украшение.

Житие преподобного Гавриила (Зырянова)


Память 7/20 октября

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.

Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.

Прибыв в Оптину 13 августа 1864 Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».

Гавриил нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне. Духовно окормлялся у преп. Амвросия и преп. Илариона Оптинских.

В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние, и Гавриил поселился в московском Высокопетровском монастыре, где через год, в 1875 году, принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и был рукоположен в иеродиакона.

От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.

Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.

В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.

Высочайший духовный авторитет, а также его активная хозяйственная деятельность вызвали недовольство у некоторых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод был и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения». Впоследствии он был оправдан.

По приглашению игумена Иувеналия в 1908 году схиархимандрит Гавриил (Зырянов) был переведен на покой в Спасо-Елеазарову пустынь. Среди многочисленных духовных чад старца была преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

На средства Елисаветы Феодоровны в обители был построен домик для схиархимандрита с устроенной в нем домовой церковью в честь архангела Гавриила, святого покровителя старца, по ее проекту был выполнен иконостас.

Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) архим. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. С 1912 года старец стал заметно слабеть. Когда в июле 1914 года началась война, старец был вынужден переселиться в Казань. В этом городе он и отошел ко Господу 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви Седмиезерной пустыни.

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован.

Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.

Часть мощей находится в Спасо-Елеазаровском монастыре.


Из поучений старца Гавриила

Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов — «сим побеждай».

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь.

Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. Сладчайший Иисус — Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой, Он умер за нас на Кресте, и желая также, чтобы и мы умерли за Христа, ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если с Ним умрем, то с Ним и жить будем (Рим. 6, 8).